Воспитательная программа
рабочая программа на тему

Трубина Татьяна Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением восточных языков и культуры

 

УТВЕРЖДАЮ

«__»_______2015г.

директор школы

___________//

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«В мире добра»

 

Классный руководитель:

Трубина Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2015г.

 

1.     Паспорт программы

Воспитательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «основная общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением восточных языков и культуры» определяет цели воспитания с учетом приоритетов и стратегии нашей страны, интересов учащихся и их родителей.

Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

·        Закон РФ «Об образовании».

·        Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

·        Конвенция о правах ребенка.

·        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

·        Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения

·        Локальные акты.

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Школьная программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.

Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы.

Цель воспитательной программы: Создание условий для самореализации и самовоспитания обучающихся, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой.

Данная программа может быть рассчитана не на один год, но при этом возможно внесение корректив. Программа представляет комплекс подпрограмм (называются они программами) по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.

Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:

-       Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы;

-       Развивать способности обучающихся в самых различных видах досуговой

деятельности;

-       Формировать у обучающихся понимание значимости здоровья для

собственного самоутверждения;

-       Воспитывать нравственную культуру, основанную на

самовоспитании и самосовершенствовании;

-       Воспитывать любовь к Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Пояснительная   записка

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы «В мире добра».

      Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

   Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности, и ее духовного развития.

   Задачи:

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.

 Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности:   по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным    по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах. 

       Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие принципы:   
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;

- принцип коллективизма;

- доступность;

- научность.

Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа  может корректироваться с учетом школьных, районных, городских, мероприятий.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на три года.

2 класс

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 класс

  • проявление интеллектуальных способностей
  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • готовность к самоопределению в социуме.
  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся:

 Программа должна обеспечить:
- формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

-усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию; 

-приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

-формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

-приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

-участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, города;

-формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

-формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

-приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

-осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

-формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

-осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; 

-формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

-осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей ею среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта.

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

 

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующие системе базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Получение знаний

§  о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

§  о символах государства – Флаге, Гербе России,

§  о государственных символах, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

§  о правах и обязанностях гражданина России;

§  о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами внутреннего учебно-воспитательного распорядка для учащихся;

§  интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

§  ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

§   

Направление 2:  Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

§  о базовых национальных российских ценностях;

§  различия хороших и плохих поступков;

§  о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

§  уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

§  установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

§  бережного, гуманного отношение ко всему живому;

§  правил этики, культуры речи;

§  стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

§  представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

 

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

§  о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

§  уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

§  об основных профессиях;

§  ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

§  элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

§  навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

§  умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

§  умение соблюдать порядок на рабочем месте;

§  бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

§  отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

§  о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;

§  овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;

§  понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;

§  влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);

§  получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;

§  осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;

§  регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;

§  опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;

§  соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

§  составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;

§  отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

 

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи модуля:

§  развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

§  ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

§  элементарный опыт природоохранительной деятельности;

§  бережное отношение к растениям и животным.

 

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

§  о душевной и физической красоте человека;

§  формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

§  интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

§  интерес к занятиям художественным творчеством;

§  стремление к опрятному внешнему виду;

§  отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы)

 

Цель профориентации: создание совокупности условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников

Задачи профориентации :

Сформировать у учащихся:

-  объективные представления о себе, как субъекте собственной деятельности, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей  профессии;

Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования

Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания детей связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов:

Организационно-административный этап

• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;

• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;

• создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;

• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;

Организационно-педагогический этап

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

• использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;

• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).

Этап социализации обучающихся включает:

• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;

• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

• поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);

• активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;

Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие, в том числе, рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательной деятельности

 

         Модель организации работы школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени основного общего образования разработана на основе анализа имеющейся образовательной среды и учитывает сложившиеся традиции школы в воспитании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и формированию нравственных устоев. Структурно-функциональная модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни состоит из четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целеполагающего; организационно-содержательного; диагностико-результативного; функционального.

Целеполагающий компонент разработанной модели представлен:

а) требованиям государства, общества и родителей к организации работы

образовательного учреждения по формированию культуры здорового и

безопасного образа жизни обучающихся на ступени основного общего

образования;

б) целью работы школы в рассматриваемом направлении;

в) представлен этапами и направлениями деятельности участниками образовательного процесса по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, а также

отражает типовые виды и формы работы по данной проблеме. Содержательный компонент модели представляет собой алгоритм действий педагогического коллектива по решению поставленных задач на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Г) Диагностико-результативный компонент рассматривается через критерии оценки сформированности компетентностей обучающихся основного общего образования.  Функциональный компонент определяет функции отдельных специалистов школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся основной школы.

Описание деятельности в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

        Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы на ступени основного общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

*      по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры;

*      рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

*      эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;

*      реализации модульных образовательных программ 

*      просветительской работы с родителями (законными представителями) , что способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

            Состояние и содержание здания и помещений школы соответствует санитарным и

гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и

охраны труда обучающихся и работников школы (ежегодный акт приемки школы к новому учебному году).

Пространство здоровьесбережения в школе полифункционально и направлено на

культивирование здорового образа жизни, воспитание личности безопасного типа, развитие

экологического мышления как способности осознания ценности и системности

окружающего мира.

Условия осуществления образовательного процесса соответствуют требованиям

СанПиН, охраны труда и противопожарной безопасности. Школа оснащена техническими средствами охраны: система пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

Организация физической охраны: дневное время – вахтер; ночное время – сторож. Проводятся инструктажи с сотрудниками школы и обучающимися о мерах предосторожности и порядке действий при обнаружении взрывоопасных объектов.  В школе имеются должным образом оборудованные помещения для питания обучающихся. Организовано качественное горячее питание обучающихся.

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      ПЛАН-СЕТКА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

"Полезные привычки"

"Весёлые старты"

"Береги здоровье смолоду"

викторина

соревнование между классами (во всех нач. кл.)

спортивный праздник

"Труд и порядок"

- приобщать к общественно - полезной деятельности

"Книжкина больница"

" мастер"

Операция "Чистюлька"

операция

выставка - конкурс

трудовой десант

"Патриот"

- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- знакомить с общественно - политической жизнью страны.

"Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану"

"Символика России"

обзорная экскурсия

благотворительная ярмарка

поисковая работа

"Наука и образование"

- расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.

Праздник первой отметки

Математический кросс

"Что? Где? Когда?"

утренник

интеллектуальный конкурс

викторина

"Досуг"

- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

"Кто что любит и умеет делать"

"А, ну-ка, мальчики"

"В стране МультфильмА"

"О бабушках и дедушках"

конкурс- викторина

игра - соревнование на открытом воздухе

игра -путешествие

 

"Мир прекрасного"

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

"Ярмарка чудес"

"Тропинка школьная моя"

"Мы крутим глобус"

творческий конкурс

создание классного альбома

стендовый доклад

 

3 класс "Мир человеческих чувств"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать способности управлять своим здоровьем.

 НЕТ! - вредным привычкам

"Мои спортивные успехи и достижения"

театрализация

круглый стол

"Труд и порядок"

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

"Кто работы не боится, у того она и спорится"

"Мои поручения в классе и дома"

субботник

конкурс

 

"Патриот"

- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

"С чего начинается Родина?"

"Дети - герои"

"Имею право. Мои права"

дискуссия

групповая поисковая деятельность

игра

"Наука и образование"

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку, родному языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина

"Я - исследователь"

интеллектуальный конкурс

 

конкурс исследовательских работ

"Досуг"

- формировать желание проявлять творческую инициативу.

"Рыцарский турнир"

Операция "Новый год"

Проводы зимы

праздник

изготовление игрушек на школьную елку

праздник "Масленица"

"Мир прекрасного"

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

"Самым любимым и родным:"

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

"Сделай мир добрее"

конкурс стихов

учебная игра

практическая игра

акция

 

 

4 класс "Жизнь дана на добрые дела"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

устный журнал

игра - путешествие

 

"Труд и порядок"

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

"Порядок в труде - порядок в знаниях"

"Школьный двор - лучший двор"

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома

трудовая акция

"Патриот"

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

"Природа родного края"

"Не лозунги, а дела"

Оказание помощи ветеранам войны

"Жизнь дана на добрые дела"

посещение Краеведческого музея

акция

исследовательская деятельность

ярмарка

круглый стол в кругу друзей

"Наука и образование"

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Предметные олимпиады

Интеллектуально - творческий марафон

интеллектуальный конкурс

 

"Досуг"

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

"Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"

"Помоги другу"

беседа

отчёт о выполнении обязанностей

акция помощи детскому ясли-саду

"Мир прекрасного"

- формировать желание активно преобразовывать действительность

Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

"Школьные годы чудесные:"

"Гармония в природе"

поисковая работа

выпуск журнала

экологический плакат

 

 

СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЙ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Важным условием социализации ребенка является формирование адекватной самооценки, создание ситуации успеха, признания достижений учащихся другими участниками образовательного процесса. Ярким показателем социализации учащихся является участие в интеллектуальных играх различного уровня: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Эрудиты планеты» и др., а также систематическое участие в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах. Система оценивания играет важную роль в стимулировании ученического труда. Каждый ученик школы имеет свое портфолио. Классы  (как форма организации детского коллектива) ведут портфолио с 1 по 4 ступень и с 5 по 9 ступень. В результате составляется портфолио школы, участие в проектной деятельности в течение года. Выполняя творческий проект и защищая его, ученик приобретает следующие навыки:  мыследеятельностные: выдвижение идеи («мозговой штурм»); проблематизация; целеполагание и формулирование задачи; выдвижение гипотезы; постановка вопроса (поиск гипотезы); формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода; пути деятельности;   планирование своей деятельности;  самоанализ и рефлексия;

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

      В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению; имеют представление об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

       Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству; ценностное и творческое отношение к учебному труду; сформированы основные трудовые умения и навыками по самообслуживанию; осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового; имеют представление о различных профессиях; обладают навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; имеют опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивированы к самореализации в социальном творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

        Умеют видеть красоту в окружающем мире; имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; умения видеть красоту в поведении, поступках людей; имеют опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье; осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знание культуры родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список литературы:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
  7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
  8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.

                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit.docx57.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением восточных языков и культуры

УТВЕРЖДАЮ

«__»_______2015г.

директор школы

___________/Л.Г.Тамонов/

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«В мире добра»

Классный руководитель:

Трубина Татьяна Александровна

Южно-Сахалинск

2015г.

  1. Паспорт программы

Воспитательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «основная общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением восточных языков и культуры» определяет цели воспитания с учетом приоритетов и стратегии нашей страны, интересов учащихся и их родителей.

Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
  • Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
  • Локальные акты.

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Школьная программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.

Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы.

Цель воспитательной программы: Создание условий для самореализации и самовоспитания обучающихся, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой.

Данная программа может быть рассчитана не на один год, но при этом возможно внесение корректив. Программа представляет комплекс подпрограмм (называются они программами) по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.

Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:

  • Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы;
  • Развивать способности обучающихся в самых различных видах досуговой

деятельности;

  • Формировать у обучающихся понимание значимости здоровья для

собственного самоутверждения;

  • Воспитывать нравственную культуру, основанную на

самовоспитании и самосовершенствовании;

  • Воспитывать любовь к Родине.

  1.  Пояснительная   записка

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы «В мире добра».

      Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

   Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности, и ее духовного развития.

   Задачи: 

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.

 Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности:   по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным    по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах. 

       Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие принципы:   
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;

- принцип коллективизма;

- доступность;

- научность.

Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа  может корректироваться с учетом школьных, районных, городских, мероприятий.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на три года.

2 класс 

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 класс 

  • проявление интеллектуальных способностей
  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс 

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • готовность к самоопределению в социуме.
  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся:

 Программа должна обеспечить:
- формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

-усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию; 

-приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

-формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

-приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

-участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, города;

-формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

-формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

-приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

-осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

-формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

-осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; 

-формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

-осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей ею среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта.

Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующие системе базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Получение знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • о символах государства – Флаге, Гербе России,
  • о государственных символах, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • о правах и обязанностях гражданина России;
  • о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами внутреннего учебно-воспитательного распорядка для учащихся;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

Направление 2:  Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • о базовых национальных российских ценностях;
  • различия хороших и плохих поступков;
  • о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережного, гуманного отношение ко всему живому;
  • правил этики, культуры речи;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • об основных профессиях;
  • ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

  • о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
  • овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
  • понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
  • влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);
  • получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
  • осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
  • регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;
  • опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;
  • соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
  • составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;
  • отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи модуля:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

  • о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы)

Цель профориентации: создание совокупности условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников

Задачи профориентации :

Сформировать у учащихся:

-  объективные представления о себе, как субъекте собственной деятельности, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей  профессии;

Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования

Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания детей связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов:

Организационно-административный этап

• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;

• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;

• создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;

• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;

Организационно-педагогический этап 

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

• использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;

• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).

Этап социализации обучающихся включает:

• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;

• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

• поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);

• активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;

Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие, в том числе, рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательной деятельности

         Модель организации работы школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени основного общего образования разработана на основе анализа имеющейся образовательной среды и учитывает сложившиеся традиции школы в воспитании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и формированию нравственных устоев. Структурно-функциональная модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни состоит из четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целеполагающего; организационно-содержательного; диагностико-результативного; функционального.

Целеполагающий компонент разработанной модели представлен:

а) требованиям государства, общества и родителей к организации работы

образовательного учреждения по формированию культуры здорового и

безопасного образа жизни обучающихся на ступени основного общего

образования;

б) целью работы школы в рассматриваемом направлении;

в) представлен этапами и направлениями деятельности участниками образовательного процесса по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, а также

отражает типовые виды и формы работы по данной проблеме. Содержательный компонент модели представляет собой алгоритм действий педагогического коллектива по решению поставленных задач на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Г) Диагностико-результативный компонент рассматривается через критерии оценки сформированности компетентностей обучающихся основного общего образования.  Функциональный компонент определяет функции отдельных специалистов школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся основной школы.

Описание деятельности в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

        Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы на ступени основного общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

  • по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры;
  • рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
  • эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;
  • реализации модульных образовательных программ  
  • просветительской работы с родителями (законными представителями) , что способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

        Состояние и содержание здания и помещений школы соответствует санитарным и

гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и

охраны труда обучающихся и работников школы (ежегодный акт приемки школы к новому учебному году).

Пространство здоровьесбережения в школе полифункционально и направлено на

культивирование здорового образа жизни, воспитание личности безопасного типа, развитие

экологического мышления как способности осознания ценности и системности

окружающего мира.

Условия осуществления образовательного процесса соответствуют требованиям

СанПиН, охраны труда и противопожарной безопасности. Школа оснащена техническими средствами охраны: система пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

Организация физической охраны: дневное время – вахтер; ночное время – сторож. Проводятся инструктажи с сотрудниками школы и обучающимися о мерах предосторожности и порядке действий при обнаружении взрывоопасных объектов.  В школе имеются должным образом оборудованные помещения для питания обучающихся. Организовано качественное горячее питание обучающихся.

                               

  1. ПЛАН-СЕТКА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

"Полезные привычки"

"Весёлые старты"

"Береги здоровье смолоду"

викторина

соревнование между классами (во всех нач. кл.)

спортивный праздник

"Труд и порядок"

- приобщать к общественно - полезной деятельности

"Книжкина больница"

" мастер"

Операция "Чистюлька"

операция

выставка - конкурс

трудовой десант

"Патриот"

- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- знакомить с общественно - политической жизнью страны.

"Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану"

"Символика России"

обзорная экскурсия

благотворительная ярмарка

поисковая работа

"Наука и образование"

- расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.

Праздник первой отметки

Математический кросс

"Что? Где? Когда?"

утренник

интеллектуальный конкурс

викторина

"Досуг"

- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

"Кто что любит и умеет делать"

"А, ну-ка, мальчики"

"В стране МультфильмА"

"О бабушках и дедушках"

конкурс- викторина

игра - соревнование на открытом воздухе

игра -путешествие

"Мир прекрасного"

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

"Ярмарка чудес"

"Тропинка школьная моя"

"Мы крутим глобус"

творческий конкурс

создание классного альбома

стендовый доклад

3 класс "Мир человеческих чувств"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать способности управлять своим здоровьем.

 НЕТ! - вредным привычкам

"Мои спортивные успехи и достижения"

театрализация

круглый стол

"Труд и порядок"

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

"Кто работы не боится, у того она и спорится"

"Мои поручения в классе и дома"

субботник

конкурс

"Патриот"

- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

"С чего начинается Родина?"

"Дети - герои"

"Имею право. Мои права"

дискуссия

групповая поисковая деятельность

игра

"Наука и образование"

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку, родному языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина

"Я - исследователь"

интеллектуальный конкурс

конкурс исследовательских работ

"Досуг"

- формировать желание проявлять творческую инициативу.

"Рыцарский турнир"

Операция "Новый год"

Проводы зимы

праздник

изготовление игрушек на школьную елку

праздник "Масленица"

"Мир прекрасного"

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

"Самым любимым и родным:"

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

"Сделай мир добрее"

конкурс стихов

учебная игра

практическая игра

акция

4 класс "Жизнь дана на добрые дела"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

устный журнал

игра - путешествие

"Труд и порядок"

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

"Порядок в труде - порядок в знаниях" 

"Школьный двор - лучший двор"

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома

трудовая акция

"Патриот"

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

"Природа родного края"

"Не лозунги, а дела"

Оказание помощи ветеранам войны

"Жизнь дана на добрые дела"

посещение Краеведческого музея

акция

исследовательская деятельность

ярмарка

круглый стол в кругу друзей

"Наука и образование"

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Предметные олимпиады

Интеллектуально - творческий марафон

интеллектуальный конкурс

"Досуг"

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

"Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"

"Помоги другу"

беседа

отчёт о выполнении обязанностей

акция помощи детскому ясли-саду

"Мир прекрасного"

- формировать желание активно преобразовывать действительность

Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

"Школьные годы чудесные:"

"Гармония в природе"

поисковая работа

выпуск журнала

экологический плакат

СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЙ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Важным условием социализации ребенка является формирование адекватной самооценки, создание ситуации успеха, признания достижений учащихся другими участниками образовательного процесса. Ярким показателем социализации учащихся является участие в интеллектуальных играх различного уровня: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Эрудиты планеты» и др., а также систематическое участие в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах. Система оценивания играет важную роль в стимулировании ученического труда. Каждый ученик школы имеет свое портфолио. Классы  (как форма организации детского коллектива) ведут портфолио с 1 по 4 ступень и с 5 по 9 ступень. В результате составляется портфолио школы, участие в проектной деятельности в течение года. Выполняя творческий проект и защищая его, ученик приобретает следующие навыки:  мыследеятельностные: выдвижение идеи («мозговой штурм»); проблематизация; целеполагание и формулирование задачи; выдвижение гипотезы; постановка вопроса (поиск гипотезы); формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода; пути деятельности;   планирование своей деятельности;  самоанализ и рефлексия;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

      В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению; имеют представление об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

       Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству; ценностное и творческое отношение к учебному труду; сформированы основные трудовые умения и навыками по самообслуживанию; осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового; имеют представление о различных профессиях; обладают навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; имеют опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивированы к самореализации в социальном творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

        Умеют видеть красоту в окружающем мире; имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; умения видеть красоту в поведении, поступках людей; имеют опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье; осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знание культуры родного края.

7. Список литературы:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
  7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
  8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...