Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе» (2014 -2015 учебный год)
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе»

(2014 -2015 учебный год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lineyka_k_nedele_russkogo_yazyka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Линейка: «Открытие недели русского языка в начальной школе»

(2014 -2015 учебный год)

Цель: 

  • воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
  • развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Оборудование: 

  • плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,                           
  • карточки со словами для задания №1 для 1-2 кл.;
  • карточки со знаками препинания;
  • медальки «Знатоку русского языка»;
  • буквы для коллажа;                                         

Ход мероприятия

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.

(уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие олимпиады РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

- Правильно.  Сегодня у нас в школе проходит районная олимпиада по русскому языку.  Ученики 3-х и 4-х классов должны показать все свои знания в области русского языка.                                                    

Мы смекалистые дети,

Всё хотим узнать на свете.

Мы искали и нашли:

Много правил мы прошли.

 

Мы всегда соображаем,

Никого не обижаем.

Будем русский  отвечать

И пятёрки получать.

 

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

И много интересного

Узнаем мы, друзья.

 

И солнце ярко светит,

И радостно всем нам.

И станем мы умнее,

Все беды пополам.

 

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Грамматике. А что изучает наука грамматика, сейчас расскажут ребята 4- х классов..

 

Ну что, не страшно отправляться в путь?

Конечно нет, ведь с друзьями в пути всегда легко.

 

Чух, чух,чух.

Все слова исправим, друг!

Точки, запятые, знаки дорогие,

Орфограммы, сочетанья-

Где вы, трудные заданья?

 

Внимание! Внимание!

Где знаки препинания?

Тире, знак восклицания,

Кавычки, двоеточие,

И прочее, и прочее…

 

Учитель: Ребята, отгадайте загадки про знаки препинания.

 

На крохотное ушко похожа завитушка,

Велит нам постоять чуть- чуть

И отправляться дальше в путь.

Выйдет на дорожку-

Всем поставит ножку.           (запятая)

 

Ляжет палочкой на строчку-

Проходите по мосточку.                (тире)

 

Оно глазастое. Ходит, знаками хвастая.

Так и хочется ему разъяснит нам что к чему…        (двоеточие)

 

Стоят три кумушки рядком, ведут беседу, но тайком.

Какими- то далёкими туманными намёками.   (многоточие)

 

Всегда подслушать норовят то, что другие говорят.        (кавычки)

 

Словам раскрывают объятья: «Ждём в гости вас, милые братья»      (скобки)

 

Учитель: А ещё грамматика изучает правописание ъ и ь знака.

 Послушайте. стихи уч-ся 3 класса

 

   Изучая русский язык, человек становится грамотным, говорит красиво, речь его понятная, её приятно слушать, с этим человеком приятно общаться, вести беседу.  Вы хотите стать грамотными людьми? Значит, отправляемся в путь.

 

Спасибо, Грамматика, наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах - ты же рядом

И с правилом чётко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять и трудиться-

Нам в жизни, Грамматика, всё пригодиться!

Проверим, как наши ученики знают русский язык.

  1. Как правильно сказать? (1 кл)

У рыбов нет зубов?

У рыбей нет зубей?

У рыб нет зуб?

Или как?

2. . Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:  2 кл.

На сердце….скребут

Делить шкуру неубитого….

Голодный как ….

….. носа не подточит.

  1. Укажи слова, которые пишутся с ъ: (3 кл)
  1. Сем…я            6.Об…яснение
  2. С…ел              7. Медвед…
  3. С…ежится      8. С…едобный
  4. Прыгат…        9. В…юга
  5. Звер…            10. Раз…езд

4. . Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов. (4 кл)

На субботнике наш класс хорошо работал, сложа руки.

Коля написал предложение красиво, как курица лапой.

От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.

Учитель: Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением,

 Язык наш прекрасный - богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно - певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы и сказки-

Страницы волшебных, волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык

Ход мероприятия

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.

(уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие олимпиады РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

- Правильно.  Сегодня у нас в школе проходит районная олимпиада по русскому языку.  Ученики 3-х и 4-х классов должны показать все свои знания в области русского языка.                                                    

Мы смекалистые дети,

Всё хотим узнать на свете.

Мы искали и нашли:

Много правил мы прошли.

 

Мы всегда соображаем,

Никого не обижаем.

Будем русский  отвечать

И пятёрки получать.

- Итак, начинаем!

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ведущий:

- Известные мастера русского слова : М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький,  высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

- Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

- Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.

(Разыгрывание сценки)

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)

Придворный: 

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал?  А это кто ещё мешает мне пройти?  Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) 

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону) 

- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: 

Федя.

Королева: 

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя: 

Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение написано на доске)

Королева: 

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова )

Королева: 

Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Королева: 

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева: 

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева: 

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: 

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не   надо   мне   домой   если   можно   .   ,   ,

(предложение написано на доске)

Федя (ставит запятые): 

Не надо, мне домой, если можно.

Королева: 

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда  больше не будь таким дерзким.

Королева: 

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь,  пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)

1 уч-cя (?):

Разные вопросы задаю я всем:

-Как?
-Откуда?
-Сколько?
-Почему?
-Зачем?
-Где?
-Куда?
-Какая?
-Отчего?
-О ком?
-Что?
-Кому?
-Который?
-Чья?
-Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак! 
(А. Шибаев)                                                                                                                                        

2 уч-ся (!):

-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу,  торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно! 
(А. Тетивкин)

3 уч-ся (.):

Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной  поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить,
Если Точку
Не забыть
Вовремя поставить. 
(Ф. Кривин)

4 уч-ся (…):

- Я -  многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
(А. Шибаев)

5 уч-ся (:):

- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)

6 уч-ся (-):

- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку. 
(По А.Шибаеву) 

7-8 уч-ся (« »)   - 2 уч-ся:

- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
(А. Шибаев)

9-10  уч-ся ( ( ) )  - 2 уч-ся:

- Мы - скобки.
Словам раскрываем объятия:
- Ждём в гости вас,
Милые братья! 
(По А.Шибаеву) 

Ведущий:

- Вот   и   все   наши   гости.   Прошу   садиться. (Жестом  приглашает сесть на стулья в  глубине сцены.)                 

Федя (шумно вбегает на сцену):

- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене?  Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости».  Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.

Ведущий:

- Кого же мы забыли? Кого не пригласили?

11 маска( выглядывает из-за кулис):

- А,   это   вы   не   пригласили   ту,   о   которой говорят:

«Выйдет на дорожку,    
Всем подставит ножку». 
(А. Шибаев.)

Федя:

- Ребята, вы догадались о ком это идёт речь?

Дети:

- Речь идет о запятой!

Федя:

- Ведь она помогает людям  читать. Там,  где  она стоит,   нужно   сделать   небольшую   паузу. Многие вежли¬вые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.   

А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также, ребята?

Ведущий:

- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гостье,  которая тебя спасла от смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытие недели русского языка в начальной школе

Театрализованное  представление....

План мероприятий предметной недели начальной школы 2014-2015 учебный год

Предметная неделя «В царстве наук»  в начальной школе.     Предметная неделя посвящена мероприятиям   «ГОДА НАУКИ РОССИИ – ЕС – 2014»/...

Рабочая программа по курcу «Русский язык» 3 класс на 2014 – 2015 учебный год УМК «Перспективная начальная школа» Авторы М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова

Рабочая программа по курcу «Русский язык» 3 классна 2014 – 2015 учебный год    УМК «Перспективная начальная школа» Авторы М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова...

Линейка открытия Недели русского языка в нанальной школе.

Материал представляет собой сценарий внеклассного мероприятия по рсскому языку,  проводимого в предметную неделю....

Праздник открытия Недели русского языка в начальной школе

Цель праздника-открытия нацеливание на Неделю русского языка, повышение эффективности изучения русского языка...

Методическая разработка к открытию Недели русского языка в начальной школе.

Данная методическая разработка подготовлена к открытию Недели русского языка в начальной школе. Цель: нацеливание на Неделю русского языка и литературы , повышение эффективности изучени...

Сценарий открытия недели русского языка в начальной школе

Сценарий открытия  недели  русского языка в начальной школе Приветственное слово завуча:Дорогие ребята, уважаемые учителя! Поздравляю с замечательным событием – открытием недели р...