Основа для Новогоднего утренника
методическая разработка (2 класс) на тему

Новогодний праздник в форме "Калядок" с участием родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_dlya_utrennika.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Снегурка: Ух… замерзла я совсем, холодно-то на дворе сегодня, хорошо, что у вас в избе тепло и уютно. А у вас праздник какой, ребята? (дети отвечают) Ого, Новый Год? Тогда я точно попала туда, куда мне и надобно было. Догадаетесь, кто я? (Дети отвечают) Точно, я современная Снегурочка! А почему современная? Потому как придумали образ Снегурки всего лет 80 назад, а у наших далеких предков все было совсем по-другому. Хотите узнать как?

(на проекторе визуальное сопровождение) музыка тише, но играет на заднем фоне

 Итак… Как раз зимой подходило тягостное время зимнего солнцеворота, когда одна частm года сменяется другой. Это период смерти и сна, безвременья, когда силы подземного Царства властвуют. В зимний солнцеворот каждый раз заново судьба мира решается — быть ли снова весне после зимы.

И тогда у наших  предков случалась одна беда: спускала Морена, богиня смерти и загробного мира,  с цепей, словно собак, все двенадцать злодеек-лихорадок, духов страшных болезней, которые сейчас мы зовем гриппом, простудой, инфекциями и другими недугами. Летом они привязанными сидели они под землёй. А уж поздней дождливой осенью, снежной зимой и ранней весной, Морена давала им вволю погулять!

— Эй, вы, лихорадки-лихоманки! — кричала во весь голос Морена, развязывая цепи. — Эй, Невея, Трясея, Ломея, Гнетея, Ледея, Грудея, Желтея, Пухлея, Глухея и все прочие! Отправляйтесь к людям, делайте своё дело, а то я вас и под землёй заморожу!

Тогда они из мрачных подземелий, из челюстей земных, разлетались по всему свету и кусали людей, заражая их разными недугами.

А люди, чтобы оборониться от тёмных сил, уберечься от непрошеных гостей, переодевались в зверей и чудищ, скверными словами ругались, надевали тулупы, вывороченные мехом наружу, чернили лица, и насмехались над всеми без разбора.

Вот и ходили ряженые в образах журавлей и медведей, волков и коней, козлов и кур, на посиделки вламывались и хулиганили там до тех пор, пока от них не откупались или не выгоняли из избы прочь, как и положено поступать с нечистой силой.

Раздается стук в дверь

 (в двери входят 2 ряженных – Анна Шепелевич и Екатерина Козлова, поют и танцуют и хулиганят)

Ай, дуду, дуду, 
А я в хату иду. 
Печка топится, 
блинов хочется. 


Дайте колбасу - 
Домой понесу. 
Дайте другую, 
Я пощедрую. 


Дайте и третью, 
Не гоните плетью - 
Дедушка будет есть, 
Бородою тресть, 
Усами кивать 
И вас вспоминать.

Сценка

Появляется 3 ряженый (Юля Жерносекова), он выводит «козу»(старшая дочка). На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах – валеночки, на руках — яркие варежки.

Ряженый с козой .

Идет в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Где ты, козочка, ходила,

Где ты, белая, бродила?

Коза.

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Устала.

(Коза падает.)

Снегурка (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

Юля.

А нашей козе немного и надо:

Ведерочко гречки на перепечки

Да горшок овса на конец хвоста.

Решето овса, поверх него – колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

Все вместе:

Не дашь пирога-

Мы корову за рога.

Не дашь кваску-

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка-

Мы хозяина в пинка.

Снегурка: ну что ребята, откупимся от них вкусностями, чтобы ушли эти хулиганы по добру по здорову?

(Дети одаривают Козу мешочком со сладостям. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Ряженые поднимают детей начинают водить хоровод.)

Играет музыка «Давай коза попрыгаем»

Потом ряженные говорят, что они устали и пошли дальше в мешок вкусностей набирать

Снегурка: Кого-то нам ребята тут не хватает?  Есть предположения, кто обычно всегда приходит к нам на Новый Год?

Дети отвечают.

Снегурка: А знаете ли Вы, что раньше не было Деда Мороза такого, какого мы его с Вами знаем, доброго и дарящего подарки? Он был суровым стариком, и было у него много имен, например, Еловый Дед. Его дом располагался под огромной елью, сам он ходил в богатой медвежьей шубе, собольей шапке – как знатный князь.

 Еловый дед был охранителем растений  и животных в холодное время года, называли его еще иногда Морозко. Порой он пугал нерадивых охотников и губителей леса, оборачиваясь могучим Ёлсом (лесным чудовищем). В канун Нового года была традиция – накормить и ублажить Елового Деда. Наши предки делали это, чтобы зима была снежной и морозной. Хозяин дома выставляя на двор миску с ней, приговаривая: «Мороз, Мороз, иди кутью есть, а если не идешь, то не иди и на нашу пшеницу.

 Ой, ребята, слышите, кто-то шагает к нам? Неужели  к нам Еловый дед идет, захочет он нас наверное заморозить, а кого заморозит, тому стишки читать придется!

Музыка с хрустом снега и появляется Еловый Дед (он же потом дед Мороз)

Пробегает с Посохом мимо детей и замораживает детей

Дед Мороз: ох, заморожу вас? Ну кА все в мое Царство ледяное!

Игра- заморозка

(дети встают в круг, вытянув вперед руки. К кому Дед Мороз коснется своей рукой тот выбывает из круга – тут веселая музыка нужна для беготни)

Отмораживаются дети –отдавая свои вещи/давая еду/рассказывая стишки

Снегурка: Мороз Васильевич! Еловый Дед! А давай мы тебя накормим, задобрим? Садись, отведай блинов наших.

Усаживаем Деда Мороза есть блины и задабриваем.

Снегурка: Но не все было так страшно и сурово у славян. В это же время приходил к людям и святочный, праздничный бог Коляда, чтобы помочь Солнышку, которое так ждали, разжечься. Коляда дал людям календарь, рассказал им, как движется время и каких перемен от него следует ждать. Он ходил с ряженными по дворам. Они пели  веселые песни-колядки, закликающие будущее плодородие, и за эти песни колядующие получали от хозяев каждого дома вкусные дары, которые потом они все вместе и съедали. И так колядовали за зиму несколько раз.

Опять фоновая колядочная музыка – только другая какая-нибудь

Входят ряженные (те же, что были, только развеселые уже) с Колядой

Музыка колядок

Ой, Колядка, Коляда!
Золотая голова!
Приходила Коляда, всем добра вам принесла!
Чтоб хозяину жилося, богателося,
Чтоб хозяюшка была, как лебедушка бела!
Чтобы деточки в дому, словно пчелочки в меду!

Коляда:

Всё по свету шла, да шла

И на праздник к вам пришла!

Ой, как много ребятишек:
И девчонок, и мальчишек!
Здравствуйте!

Желаю успехов, здоровья и сил!
Очень, ребятки, сюда я спешила.
Чуть по дороге в овраг не свалилась,
Но, кажется, вовремя в гости явилась.
Давайте скорее играть, веселиться,

Чтобы Год у нас Новый ладнее случился!

Коляда: умеете ли Вы ребята петь Колядки?

Вариант1:

Нет?! Тогда мои ряженные Вас научат и еще две недели вы сможете покалядовать с родителями, собрать вкусности и всласть повеселиться!

Вариант2: да? Ну тогда давайте вместе  их споем, кто самый смелый?

Колядовщики-ряженые разучивают с детьми Колядки:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!

Коляда: ну распелись мы с вами, а теперь пора и косточки разогреть! Играть будем!

Игра «Колечко». (тоже сопроводительная музыка)

Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец. 

Снегурка: ой, дружочки, посмотрите. Наш Дед кажись изменился! Перестал он быть суровым и хмурым. Не морозит больше вас!

Еловый дед, что с тобой?

Дедушка Мороз: а я теперь не Еловый Дед. Я теперь ваш дедушка Мороз, и подарки вам принес. Но прежде, сумеете порадовать и удивить меня?

Коляда.

Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Дед Мороз в то время танцует под частушки с ряженными и Колядой

 (музыка частушек?!)

Частушки (разучивают дети до праздника). Разучивают дети в школе

  1. Посмотрите, Дед Мороз,
    Празднично одетый.
    Он подарки нам принес,
    Пряники, конфеты.
  1. Дед Мороз проспал в постели,
    Встал, сосульками звеня:
    “Где вы, вьюги и метели?
    Что ж не будите меня?”
  1. В нашем классе шум и смех,
    Не смолкает пение.
    Наша елка лучше всех!
    В этом нет сомнения.
  1. Пусть мечты любые ваши
    Сбудутся, сбываются.
    Пусть огни на елке нашей
    Ярко загораются.
  1. Лепят все снеговика,
    Мама ищет Игорька: 
    “Где сынок мой? Где же он?”
    Закатали в снежный ком.
  1. Мороз с белой бородой,
    С пышными усами,
    Как парнишка молодой,
    Пляшет вместе с нами.

 Дед Мороз: ну и развеселился же я. А может вы еще что-то умеете: танцевать, например? 

 Снегурка: да, Дедушка, есть у нас танцоры, Маша, выходи покажи нам)

Танцует Маша Антоненко, (надо узнать, какая музыка)

Снегурка: а еще в нас есть ребята, которые стихи читают!

Дед мороз: и танцуют и поют!

Снегурка: и не только, стихи читают, и еще  на скрипке играть умеют!

Дед Мороз: да, наверное, ты шутишь!

Снегурка: а вот и нет. Погляди!Лева выходи, покажи нам)

Дед Мороз: А может быть вы еще и артисты, сценки, какие покажите?

Дети: да!

Выходят участники сценки про школу. СЦЕНКА ПРО ШКОЛУ

Дедушка Мороз.

Вы меня повеселили,
Нас c гостями рассмешили!

Коляда:  Ай, да дети! Ай, да молодцы! Рад ты Дед Мороз? Задобрили тебя совсем наши детки?

Дед мороз:да! Но нам же еще нужно Солнце выманить, чтобы колесо Года нашего запустить!

Коляда:  Бежим ребята во двор, посмотрим, где наше солнышко!

Спускаемся во двор. Дети ищут солнце (которое предварительно родители повесели на дерево), прыгают через мнимый костер (его также заранее соорудили родители).

Играют в игры.

Игра - "Два Мороза"

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза" – из числа ряженных: Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из Вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой.

Коляда:  вот мы Солнце с вами разбудили, Новый Год себе обеспечили!

А меж тем у нас  внутри,

Пироги несут с печи!

Поскорее собирайтесь,

В нашу избу направляйтесь!

Будут там вам и блины,

Пироги и крендели.

Пирогами угощаем,

С Новым Годом  поздравляем!


Что ж, порадую и вас!
Всем подарки сей же час!

Раздает пакеты с подарками

 Звучит русская народная музыка. Все идут в класс на чаепитие 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...