Методическая разработка к проекту
методическая разработка (3 класс) на тему

Алеева Елена Сергеевна

Эта работа может помочь в организации проекта по патриотическому воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx279.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Я помню! Я горжусь!»

Участники проекта: учащиеся 3 класса:

Сизоненко Мария, Масликова Вера

Руководитель проекта: Алеева Елена Сергеевна

Школьная ступень: 1-4.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Цели проекта:

  • Научить детей элементам ведения исследовательской деятельности на примере  рассказов о войне , исторического материала
  • Учить детей находить необходимый материал с использованием разнообразных источников (энциклопедий, справочников, Интернет-сайтов и т.п.)
  • Расширить кругозор учащихся
  • Совершенствовать навык чтения, обсуждения книг
  • Учить связывать прочитанный материал с их социальным опытом и жизненными наблюдениями
  • Обобщить знания учащихся о Великой Отечественной войне
  • Развивать речь учащихся, интерес к истории родной страны, края
  • Развивать критическое мышление, творческое воображение
  • Развивать умение работать в паре, группе
  • Воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности
  • Учить находить в текстах нужные отрывки, слова, выражения в зависимости от поставленной проблемы
  • Развивать умения точного ответа на поставленные вопросы
  • Способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия.
  • Расширить словарный запас учащихся
  • Привить любовь и уважительное отношение к культурному наследию нашего народа.

Проблемное задание  для учеников

  1. Изучить произведения о Великой Отечественной войне и ответить на вопрос: Какова роль детей в годы войны.
  2. Выяснить, что такое подвиг;
  3. Найти и собрать материал из семейных альбомов об участниках Великой Отечественной войны;
  4. Оформить Книгу памяти своего класса.

 Описание проекта или деятельности в классе

Основной замысел проекта-

  1. углубить знания об историческом событии  посредством литературных  произведений
  2. Быть читателем и исследователем

Ученики должны использовать для этого разнообразные источники информации: книги, периодические издания, Интернет.

Итогом работы станет печатный отчет и презентация по проекту.

Оценка учебного проекта

Во время учебного проекта учащиеся получают достаточно много нужной дополнительной информации. В процессе проведения проекта оценивалось:

  1. Выполнение работы по плану.
  2. Точность выполнения задания и качество решения поставленной проблемы
  3. Систематизация собранного материала.
  4. Оформление материала
  5. Создание презентации

Необходимая технология и программное обеспечение

  • Компьютер
  • Мультимедиа
  • Фотоаппарат
  • Доступ в Интернет и к материалам, которые связаны с детской литературой
  • MS Word
  • MS Power Point

II Всероссийский конкурс «Салют, Победа!»

Название работы:  «Я помню! Я горжусь!»

Номинация           «Шли девчата по войне»

                                                                              Выполнили:

                                                                      Сизоненко Мария,

                                                                      Масликова Вера

                                                                      обучающиеся 3 «В» класса

                                                                      МОУ «Лицей № 107»

                                                                          Руководитель:

                                                                       Алеева Елена Сергеевна,

                                                                      учитель начальных классов

                                                   

                                                 

Саратов, 2015г.

Оглавление

  1. Введение                                                                    2
  2. Содержание                                                               3-5
  3. Вывод                                                                         5
  4. Список литературы                                                  6          
  5. Приложение                                                              7-9

Введение

 Великая Отечественная война (1941-1945) года стала великим испытанием для всего народа нашей страны. Долгих пять лет шли бои за Родину.

...Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг.  не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому, в войне участвовали все! И не только на передовой. В войне участвовали и женщины, оставшиеся в тылу с детьми. Они вынесли неимоверно тяжелый труд, работая на производстве и в сельском хозяйстве страны, снабжая фронт всем необходимым вооружением и продовольствием.
Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Время было тяжелым для всех.

 На борьбу с поработителями встала вся страна. На фронте и в тылу людей всех наций и народностей объединяла одна цель - выстоять и победить. Фронт и тыл стали едины.  Великая Отечественная война, трагедией вошедшая почти в каждую советскую семью, окончилась победой для нашего народа.

Предмет исследования: роль и место детей в дни Великой Отечественной войны.

Гипотеза исследования: неоценим подвиг юных героев Великой Отечественной войны.

Задачи этапов работы:

  1. Познакомиться с литературой о Великой Отечественной войне;
  2. Выяснить, что такое подвиг;
  3. Какую роль в войне с немецкими захватчиками сыграли дети;
  4. Найти и собрать материал из семейных альбомов об участниках Великой Отечественной войны;
  5. Оформить Книгу памяти своего класса.

Содержание

Для своего исследования мы познакомились с художественной и публицистической литературой о войне 1941-1945 года.

Нам стало понятно, что мы, дети нового поколения, обязаны с огромным чувством уважения нести вахту памяти о тех, кто подарил нам возможность жить в мире, учиться, радоваться жизни. И это были не только взрослые защитники Отечества, но и такие же ребята, как и мы.

Читая произведения, мы часто встречали слово «подвиг». А с чего начинается подвиг? Как стать героем? Мы поняли, что точного правила на эти вопросы нет. И ребята, которым присвоено звание «Героя» тоже не задумывались, просто были всегда храбрыми, сильными духом, смелыми в борьбе с заклятым врагом. Обратившись к словарю мы узнали, что подвиг- это   Героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. Бывают: боевые подвиги, патриотический подвиг. 

У войны не женское лицо! Но эта война стала исключением! На борьбу с фашизмом встали не только мужчины и женщины, но и дети! Нам захотелось узнать о таких ребятах, как можно больше. Ведь пионерами- героями можно назвать не только ребят из звена «Товарищ», но и всех, кто проявил бесстрашие и мужество в борьбе с фашистскими захватчиками в дни Великой Отечественной войны.

Особенно нас заинтересовали судьбы девочек, так как мы тоже девочки. Оказалось, что мужественно в те тяжелые дни вели себя не только мальчишки! О судьбах некоторых  девочек мы узнали, прочитав книги. Их поступки и поведение вызывает чувство гордости, уважения.

Так, например, Юта Бондаровская.     

Куда бы ни шла синеглазая девочка Юта, ее красный   галстук неизменно был с нею...
   Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов.

   Ее отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.

Надя Богданова.

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
           В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.                                                                                                                               Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
           
   Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
   Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
   Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Светлана Токаревская.

Лето 1941 года Светлана проводила в лагере стрелковой дивизии на западной границе нашей Родины, где тогда служил ее отец. Как раз на воскресенье 22 июня 1941 года были назначены скачки. Но на завтра началась война. С группой беженцев Светлана в течение пяти месяцев пробиралась на восток. Девочку назвали «дочерью полка». Она мечтала стать настоящим солдатом, рвалась на фронт. Светлана пошла к командиру полка и впервые в жизни сказала неправду. Она заявила, что ей 16 лет, и попросилась вместе с частью на фронт. Летом 1942 года Светлана попала в гвардейскую часть, которая защищала подступы к Сталинграду. В это время ей шел 14 год. Света отличалась природным качеством разведчика – отличным глазомером. Это и определяло ее успех. По четко передаваемым координатам наши артиллеристы накрывали огнем вражеские батареи, место которых указывала Светлана. На одном из таких заданий немцы обнаружили группу разведчиков. В тяжелом состоянии Свету доставили в госпиталь. Здесь у Светы началась газовая гангрена, врачи ампутировали обе ноги. Юная разведчица стойко перенесла внезапно свалившееся на нее горе и не пала духом. Ее невидимым спутником стал отважный летчик Алексей Маресьев. Светлана снова стала в ряды Красной армии и встретила Победу в Берлине в 1945 году. Светлана Борисовна Токаревская орденом и медалью «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией».

Лара Михеенко.

 За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела...
   Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.
 В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.
   Участвовала она и в боевых операциях...
   Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

Галя Комлева.

Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу"  Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.
   Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна.
   Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.

Вывод

Да! У войны не женское лицо! Но у войны и не детское лицо! Поступки, которые совершили эти на первый взгляд, обычные девчонки и мальчишки заставляют задуматься биться сердца и взрослых и детей. Война была особенной, она называлась Великой Отечественной войной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги и художественные фильмы. Их именами называли улицы нашей Родины, их имена носят школы. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей великого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Мы с гордостью говорим: «Подвиг ваш бессмертен!».

После классного часа о Великой Отечественной войне мы решили в классе собрать свою Книгу памяти участников Великой Отечественной войны.  

                                                                                             Приложение 1.

Рогожин Иван Сергеевич

C:\Users\user\Pictures\2014-01-25\Рожин Иван Сергеевич(Масликова).jpg

Родился 8 октября 1915года. Прошел 3 войны: 1938-1939гг- Халхин-Гол; 1939-1940гг-война с Финляндией; 1941-1945гг- Великая Отечественная война, Западный фронт. Был летчиком-истребителем. Сбил 7 вражеских самолетов. Закончил войну командиром эскадрильи. Имеет два ордена Красной Звезды; медаль «За отвагу»; орден «За Победу над Германией».

                                                            Масликова Вера 8лет

                                                             МОУ «Лицей № 107»

                                                                           

                                                                                     

                                                                                 Приложение 2.

Бирюкова Лидия Федоровна

C:\Users\user\Pictures\2014-01-25\Бирюкова Лидия Федоровна(Гнусарев).jpg

Родилась в августе 1922 года в Ртищевском районе. Закончила там школу, а потом работала в колхозе. В 1942 году призвали Лидию Федоровну на фронт. Под Ртищево она прошла обучение и служила зенитчицей.  Зенитная часть, в которой она служила,  охраняла железнодорожный мост через Волгу и дорогу на Ртищево. Служба проходила в тяжелых условиях лишения: не хватало еды, одежды ( у бабушки был 35 размер ноги, а сапоги были только 41). Лидия Федоровна прошла всю войну. Она была в Белоруссии, Латвии, Эстонии, Польше, победу встретила в Кенигсберге. Награждена орденом Красного Знамени (за защиту моста через Волгу).

                                                  Гнусарев Григорий, 8 лет

                                            МОУ «Лицей № 107»

                                                                            Приложение 3.

Батищев Егор Иванович

Родился 27 апреля 1919года. Во время войны служил на Дальнем Востоке. Непосредственно принимал участие в Русско-японской войне 1945 года. Получил ранение в ногу. Был награжден орденом Красной звезды.

Расторгуева Наталья Георгиевна

Родилась 4 февраля 1926 года. Была награждена медалью «Труженик тыла». Во время войны ее отправили трудиться в Сибирь на завод.

                                                              Сизоненко Мария, 8 лет

                                                             МОУ «Лицей № 107»

Список литературы

  1. Дети-герои (сборник). Якутск, Якутское книжное издательство, 1974.
  2. Книга памяти. Они сражались за Родину 1941-1945. Саратов Торгово-промышленная палата Саратовской области, 2006.
  3. Книга памяти. Они сражались за Родину на фронте и в тылу 1941-1945. СРОО «Фонд Книги Памяти», Саратов, 2011.
  4. Надеждина Н. «Кареглазая Лара» Дети-герои (сборник). Якутск, Якутское книжное издательство, 1974 .
  5. Розен А. «Гвардии рядовой» Дети-герои (сборник). Якутск, Якутское книжное издательство, 1974 .
  6. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская-М.: Просвящение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского проекта с использованием регистратора данных «Лабдиск» в начальной школе. Ориентирование на местности с определением географических координат.

Теоретические основы описываемого эксперимента.   Географические координаты. Параллель и меридиан можно провести через любую точку земного шара. Вместе с тем, через каждую точку можно провес...

Методическая разработка. Урок-проект "Ох, уж эти зайцы!"

Содержит план мероприятий для подготовки к уроку, вопросы викторины, стихи, игры, сказку о зайцах....

Методическая разработка исследовательского проекта по воспитательной работе "Дети Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма, любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои бы...

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе.

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе (УМК "Перспектива")....

Методическая разработка "Занятие-проект по Изобразительному искусству в 1 классу «Зимняя сказка»"

Использовать на уроках изобразительного искусства, художественного труда, внеклассное занятие...