"На чём держится мир" - занятие с элементами диспута.
классный час (2, 3, 4 класс) на тему

Вохрина Людмила Александровна

На чём держится мир? На доброте, сострадании, милосердии - на любви. На любви к людям, ко всему, что нас окружает.

Материал может использоваться на классных часах. Включает в себя конспект занятия и презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОХРИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА ГБОУ ГИМНАЗИЯ №1788 Г.МОСКВЫ Занятие с элементами диспута. «На чём держится мир?»

Слайд 2

Правила диспута. 1. Каждый имеет право высказать свое мнение. 2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и чётко. Не утверждай того, в чём не разобрался сам. 3. Опирайся только на достоверные факты. 4. Не повторяй того, что до тебя было сказано. 5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Не перебивай выступающего. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения. 6. Имей мужество признать свою неправоту. 7. Пусть главным итогом диспута станет твоё продвижение по нелёгкому пути постижения истины.

Слайд 3

В мире ценностей. Что мне выбрать в мире ценностей? Выбираю…

Слайд 4

ценности истина доброта Красота правда ДОБРО

Слайд 5

ДАЛЬ - 1.ИМУЩЕСТВО ИЛИ ДОСТАТОК, СТЯЖА-НИЕ, ДОБРИШКО, ОСОБЕННО ДВИЖИМОСТЬ. 2.В ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ БЛАГО, ЧТО ЧЕСТНО И ПОЛЕЗНО… ОЖЕГОВ - 1. НЕЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ХОРОШЕЕ, ПОЛЕЗНОЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ЗЛУ; ДОБРЫЙ ПОСТУПОК. 2. ИМУЩЕСТВО, ВЕЩИ (РАЗГ.) Добро

Слайд 7

Надежда, Счастье, Вера и Добро

Слайд 9

Какое качество человека вы считаете самым важным? Жестокий Злой Милосердный Бескорыстный Равнодушный Терпимый Чуткий Добрый.

Слайд 11

“ Всё в твоих руках”.

Слайд 12

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Гюго Доброта- это то, что может увидеть слепой и услышать глухой. Марк Твен Доброта - качество, излишек которой не вредит. Голсуорси Сколько в человеке доброты, столько в нём и жизни. Эмерсон

Слайд 15

HTTP://TAPISAREVSKAYA.RUSEDU.NET/CATEGORY/1415/5858/PAGE/5 - шаблон для презентации HTTP://LIB.PODELISE.RU/DOCS/3366/INDEX-3344.HTML - весы http://www.playcast.ru/view/2198245/ee7ca4be7d40cc1cc0bbaf66dc6f88d280283ab7pl - спешите делать добро! HTTP://WWW.7PD.RU/PRODUCT.PHP?ID=15466 - котёнок с колокольчиком http://www.phototimes.ru/image/1415856/ - руки с бабочкой http://subscribe.ru/group/garmoniya-dushi-i-tela/4091569/ - рука http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/zabavnye_foto/36046-vrednye-sovety-ot-grigoriya-ostera.html и http://subscribe.ru/group/na-zavalinke/4617697/ - «Вредные советы» Г.Остера http://www.pipcindom.ru/showthread.php?s=b1eb900b68cb1dbf5e85c09bfc9c481f&p=2030609&mode=linear – День Доброты http://kita.com.ua/blog/post/psychology/111905/show.html - спасибо за внимание! Источники:



Предварительный просмотр:

Занятие с элементами

диспута.

Тема: «На чём держится мир?»

(доброта, милосердие,  сострадание …)

Вохрина Людмила Александровна

ГБОУ  гимназия №1788

Г.Москвы

Цель: Выявление понимания детьми истинных ценностей.

Задачи:

  1. развивать кругозор учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  2. осознание понятий «доброта» , «милосердие», «сострадание»;

  1. воспитание добрых чувств к людям, ко всему живому на земле;

4. развитие стремления к самопознанию и самовоспитанию.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, аудиозапись песни «Дарите радость людям». (Сл. Н. Добронравова Муз. А. Пахмутовой),  листы бумаги, клип «Доброта», карточки с заданием, цветочки из бумаги, карандаши или ручки.

Класс делится на 4 группы. Дети сидят вокруг столов, на которых разложены листы бумаги, карточки с заданиями, цветы из бумаги и карандаши или ручки.

Ход занятия.

Звучит песня «Дарите радость людям».

Педагог.  

1. Вступительное слово

– Ребята, как вы думаете, за что мы ценим человека? А какие достоинства может иметь человек?

-Сегодняшнее занятие мы проведём в форме диспута. Что же это такое? (Специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме); публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения).

- На доске записаны правила ведения диспута (дети знакомятся с правилами). Всё понятно? (слайд 2).

Подумайте, посоветуйтесь и напишите, какие вещи вы считаете ценными для себя. (слайд 3). (Групповая работа).

- У разных групп  -  разные ответы. Кто-то написал « автомобиль, дом», кто-то – «добро, любовь» …. Делаем вывод, что ценности бывают материальные и духовные. (Обсуждение :  что важнее ? Дети высказывают свои мысли).

 -Мы сегодня поговорим о духовных  ценностях.( Слайд 4 ) . Как вы понимаете смысл этих слов? ( ребята высказываются…) .Давайте заглянем с вами в толковый словарь и посмотрим , насколько вы были близки к истине. ( читаем толкование  слов ДОБРО  по Далю, Ожегову). (слайд 5). Обсуждаем, какие ценности преобладают у школьников? Что будет с людьми, если ценности пропадут? Какие ценности важнее в жизни -духовные или материальные ? и т.д.

– Давно замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение. Доброта как лекарство вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть ко всему окружающему добрым.

– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе ее – Доброту.

– Доброту в себе надо “тренировать”: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее. (слайд 6).

Доброта.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта,
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
– И откуда, – спросишь ты,-
В доме столько доброты?
Л. Николаенко

– Как вы понимаете слово “добрый”? Каков его смысл?

– Можно ли человека заставить быть добрым?

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

– А как стать добрым? С чего надо начать?

– Начни становиться добрым с небольшого дела. Не стыдись оказывать помощь, маленькие услуги своим товарищам, близким.

А сейчас давайте послушаем сказку:

- Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили поплыть в другие страны, помогать другим людям. А неподалёку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех, трудолюбие, жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль, ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество. Не обратила внимания Злая Колдунья лишь на маленького котёнка, не думала она, что он сможет разрушить её чары, помешать ей творить зло. Тогда побежал котёнок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся перезвон. И услышали его на корабле, пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котёнок с колокольчиком стал символом Надежды, Счастья, Веры и Добра. (слайд 7).

Учитель задает вопросы:

- Понравилась ли вам сказка?

- А о чем же она?

- Как вы думаете, ребята, почему Злой Колдунье удалось внести в души и сердца людей злость, ненависть, зависть?

- Что же нужно сделать для сохранения доброты в людях?

- Сейчас  я зачитаю  вам фрагмент одного сочинения , а вы подумайте , о чем это сочинение?

Однажды летом, гуляя всей семьей по Тобольску, я увидел женщину с грудным ребенком на руках, которая просила милостыню. А мне папа только что дал денег на мороженое и газированную воду. Было очень жарко, хотелось утолить жажду чем-нибудь прохладным. Но когда я увидел женщину с малышом, которым не только мороженое, но, вероятно, молоко с хлебом не на что было купить, мне до слез стало жалко их. Не раздумывая, я отдал им деньги. И сейчас я испытываю чувство гордости за то, что тогда, в Тобольске , я поступил  правильно. Думаю, что это и есть сострадание. (слайд 8).

- А как еще можно назвать данный поступок иначе ?

(Синонимы - сострадание, милосердие).

Милосердие соединяет в себе два слова –  милость и  сердце.

Обратимся к словарю.

 Итак, милосердие – готовность помочь кому-либо, простить кого-нибудь, сострадание, любовь к людям, животным, растениям, ко всему, что нас окружает.

Сегодня мы с вами говорим о милосердии.

А сейчас возьмите  карточки, которые лежат перед вами (групповая работа).

1. Прочитайте и вычеркните слова, которые к нашей теме не подходят.(слайд 9).

2. Какое качество человека вы считаете самым важным?

  • Жестокий
  • Злой
  • Милосердный
  • Бескорыстный
  • Равнодушный
  • Терпимый
  • Чуткий
  • Добрый.

- Что значит бескорыстие? Бескорыстный человек?

Совершая доброе деяние,

Не жди добра в ответ:

Сведет такое ожиданье

Добро твое на нет.

- Какие качества не подходят и почему?

- Какое качество у вас получилось самое важное и почему?

Да, такие человеческие качества как доброта,  милосердие  - не разделимы.

 Милосердие  и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. С милосердием тесно связано сострадание. Сострадание — способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.

Мне бы очень хотелось, чтобы в основе ваших отношений была доброта.

- Ребята, а сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные  советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.(слайд 10).

1)Если друг твой самый лучший

                               Поскользнулся и упал,

                               Покажи на друга пальцем

                               И хватайся за живот.

 Пусть он видит, лёжа в луже, -

                               Ты ничуть не огорчён.

                                Настоящий друг не любит

                               Огорчать своих друзей.

2)Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.

3)Девчонок надо никогда

                                     Нигде не замечать.

 И не давать прохода им

                                    Нигде и никогда.

       Им надо ножки подставлять,

                                    Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

                                    До них вам дела нет.

           Девчонку встретил – быстро ей

                                    Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в неё влюблён.

- Молодцы! Вы успешно справились с ловушками. Скажите, а у какого человека больше друзей – у доброго или злого?

От того? какие у вас будут друзья, каким и вы будете людьми,  зависит только от вас. Я хочу, чтобы вы послушали небольшую притчу. (слайд 11).

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет «мертвая», я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

В конце занятия ребятам предлагается узнать, а какие ценности выбирали знаменитые философы и писатели? ( слайд 12). Делаем вывод- они выбирали духовные ценности. Педагог предлагает ребятам выбрать и для себя что-то из увиденного. (А что выбираете ВЫ  и почему?) обсуждение…

Итог.

- На чём же держится мир? (На добре, милосердии, сострадании - на любви. На любви к людям, ко всему). А вы знаете, что есть праздник – День Доброты? Его отмечают 17 февраля. (слайд 13).

Звучит песня «Доброта».

- Сейчас, пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы сегодня и вчера. Напишите его на листочке.  

А сейчас мы разместим его на доске. Получилась  у нас  поляна доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интегрированного занятия с элементами ИКТ

Может быть использован для 1 класса....

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...

Занятие с элементами Арт-терапии "Дерево счастья"

Занятие предназначено для учащихся с умеренными нарушениями интелекта в возрасте от 10 до 16 летЦель:  способствовать гармонизации психоэмоционального состояния учащихсяЗадачи:ü...

Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме: «Дифференциация букв и – у».

В ходе интегрированного логопедического занятия дети учатся различать кинетически и оптически сходные буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях. тексте путём выработки чёчкой зрительно - мото...

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия:  «Мамочка моя милая, самая любимая»...

Конспект внеурочного занятия "Волшебный мир театра" (игра - занятие с элементами театрализации )1 класс

Задачи данного занятия - в интересной, увлекательной форме познакомить детей с удивительным миром театра, профессиями людей: режиссером - постановщиком, дирижером, оркестром, осветителями сцены, костю...

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ с элементами музыкально-педагогических технологий ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Веселые звуки»

Класс: 2Тема занятия:«Веселые звуки».Тип занятия: внеклассное занятие с элементами музыкально-педагогических технологий.Цель: накопление сенсомоторного опыта (накопление ощущений на основе...