ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Елена Владимировна Степарёва

Сегодня в нашей стране очень много говориться о развитии патриотизма. Но те, кто работают с младшими школьниками, хорошо знают, насколько трудно сформировать у 7-10- летних детей хоть какое-то представление о «малой» и «большой» Родине. А такие понятия как «патриот» и «патриотизм», «время» и «пространство», «история» и «государство» для многих детей являются пустым звуком. Мозг ребёнка еще не готов, жизненного опыта совсем нет, общее гуманитарное  развитие у большинства детей низкое.

Как же изменить ситуацию? Для начала уточним, что означают эти понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Е. В. Степарева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа  № 15 ,  Армавир

Сегодня в нашей стране очень много говориться о развитии патриотизма. Но те, кто работают с младшими школьниками, хорошо знают, насколько трудно сформировать у 7-10- летних детей хоть какое-то представление о «малой» и «большой» Родине. А такие понятия как «патриот» и «патриотизм», «время» и «пространство», «история» и «государство» для многих детей являются пустым звуком. Мозг ребёнка еще не готов, жизненного опыта совсем нет, общее гуманитарное  развитие у большинства детей низкое.

Как же изменить ситуацию? Для начала уточним, что означают эти понятия.

Патриот – тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам.

Патриотизм – чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека, чувство гордости и сопереживания за свою страну.

        Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека(гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в:

- заботе об интересах своего Отечества;

-верности и преданности своей стране, в гордости за её социальные и культурные достижения;

- сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества;

- уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям;

-готовности подчинить свои интересы интересам страны;

- стремление защищать свою страну, свой народ.

        Чувство патриотизма – это такая сложная сфера, вторгаться в которую грубыми действиями бесполезно и неразумно. Нельзя пением гимна перед каждым уроком заставить ученика любить свою Родину. Да и величина «Родины» в сердце каждого человека различна: для кого-то это маленький дворик из детства, где прошли самые безоблачные годы, для кого-то это целая страна. Поэтому при использовании различных методов воспитания патриотизма очень важно, чтобы они были ненасильственные: рассказывать об истории государства, участвовать в проектах, организовывать походы и экскурсии, проводить встречи с интересными людьми,  беседовать на патриотические темы и т.д.

        Воспитание патриотических чувств является неотъемлемой частью духовно - нравственного развития  учащихся и происходит в течение всего учебного процесса, но особое место занимает внеурочная деятельность. Предлагаю программу кружка «Моя Родина – Россия»

  1. Пояснительная записка.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М., 2010, далее по тексту — Концепция) такой национальный воспитательный идеал обоснован, на его основе сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Программа разработана на основе методических рекомендаций «Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников». Авторы: Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева и др. Москва, «Просвещение», 2011.

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным  Стандартом начального общего образования  является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Программа духовно – нравственного направления внеурочной деятельности «Моя Родина - Россия» нацелена на формирование представлений учащихся о своих правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание устойчивой мотивации к изучению своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, грамотные люди, которые готовы учиться, защищать свою Родину, работать на благо своей страны. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области спорта, науки, искусства служат основой для развития личности ребёнка.

Основная цель программы:

развитие у учащихся нравственных качеств патриота России,  умеющего защищать своё человеческое право и приобщение к традициям и богатейшей культуре Родины.

Задачи программы: 

  • формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины;
  • расширять знания учащихся о Родине, её истории, традициях, культуре;
  • расширять знания о культуре России, Кубани,  развивать у

  учащихся чувство гордости за свою Родину;

  • способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей;
  • формировать культуру речи, культуру общения в школе, семье, обществе, сознательную дисциплину;
  • воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье.

Для достижения поставленных задач уместно применение следующих форм обучения: 

  • тематическое занятие;
  • игра;
  • исследование;
  • просмотр видеофильмов, видеороликов, фотографий и  презентаций;
  • практическая работа с картой;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • экскурсии, заочные путешествия;
  • утренники;
  • встречи с ветеранами и людьми, прославляющими Россию, Кубань;
  • совместные праздники детей и родителей;
  • выставки творческих работ учащихся.

Принцип цикличности построения программы, который заключается в повторяющейся последовательности разделов, улучшает подготовленность учащихся к каждому последующему этапу обучения.

Программа  «Моя Родина - Россия» составлена  на 4 года в объеме 270 часов  (1 класс – 66 часа,  2  -  4 класс – по 68 часа)  и рассчитана на учащихся начальных классов (6,5 – 11 лет).

2.Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности                 обучающихся

Ауди

тор-

ные

Внеауди-

тор

ные

    I год обучения                                                                                    

1

  Государственные символы Российской федерации.

10

5

5

Знакомятся с историей России, Кубани, с историческим наследием своего края, получают практические знания о школе и правилах поведения в ней, знакомятся с интересными историческими событиями, культурой, бытом народа; с историческими памятниками и достопримечательностями своего края и города; узнают о профессиях своих родителей, получают первоначальные представления о нравственных взаимоотношениях в семье;

знакомятся с Законом Краснодарского края КЗ № 1539;

отрабатывают начальные навыки работы с географической картой;

получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебной деятельности.

2

Права и обязанности гражданина России.

10

4

6

3

Правила дорожного движения.

14

6

8

4

Важнейшие события истории России.

14

3

11

5

Народы Российской Федерации.

18

8

10

Итого:

66

26

40

II год обучения                                                                                    

1

  Государственные символы Российской федерации.

6

3

3

Знакомятся с символикой России, Краснодарского края, города Армавира,    Конституцией РФ,  историей родного хутора; у детей формируется гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе, знакомятся со своими правами и обязанностями.

2

Права и обязанности гражданина России.

15

7

8

3

Правила дорожного движения.

16

7

9

4

Важнейшие события истории России.

16

7

9

5

Народы Российской Федерации.

15

7

8

Итого:

68

31

37

III год обучения                                                                                    

1

  Государственные символы Российской федерации.

7

3

4

Знакомятся с Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав ребёнка, органами государственной, краевой, районной власти, Уставом школы. На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к Отечественной истории. Формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства.

2

Права и обязанности гражданина России.

15

7

8

3

Правила дорожного движения.

16

7

9

4

Важнейшие события истории России.

16

7

9

5

Народы Российской Федерации.

14

6

8

Итого:

68

30

38

IV год обучения                                                                                    

1

  Государственные символы Российской федерации.

7

3

4

Знакомятся с основными статьями Всеобщей Декларации прав человека, Семейным Кодексом, выдающимися личностями России, Краснодарского края, города Армавира, школы. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей.

2

Права и обязанности гражданина России.

15

7

8

3

Правила дорожного движения.

16

7

9

4

Важнейшие события истории России.

16

7

9

5

Народы Российской Федерации.

14

6

8

Итого:

68

30

38

3.Содержание программы.

1 класс (66 ч)

 Государственные символы Российской федерации.

Опознавательные знаки мест, где мы живем и учимся. Символы нашего края. Символы нашего города. Государственные символы (Государственный флаг, герб, гимн) Российской Федерации – моей Родины.

Права и обязанности гражданина России.

Права и обязанности детей в школе. Главный Закон Российской Федерации. Закон Российской Федерации «Об образовании».  Закон №1539 КК.  Как вести себя в школе.  

Правила дорожного движения.

На наших улицах. Мы идем в школу. Это должны знать все (безопасный переход). Наши верные друзья – светофоры. Мы знакомимся с дорожными знаками. Где можно играть. Мы – пассажиры.   Мы учимся соблюдать правила движения.

Важнейшие события истории России.

Герои Невской битвы (А. Невский). Герои Куликовской битвы(Д. Донской). Полководцы во славу России (А. В. Суворов). Герои отечественной войны 1812г. (М. И. Кутузов). Великая Отечественная война 91941-1945гг.). покорители космоса (Ю. А. Гагарин).

 Народы Российской Федерации.

Народы, живущие на территории Российской Федерации. Родной язык и государственный. Народные (национальные) традиции моей семьи. Россия – Родина моя. Мой любимый край.  История моего города. Моя улица. Мои земляки.

2 класс (68 ч)

Государственные символы Российской федерации.

Государственный герб Российской Федерации. Герб нашего класса.

Права и обязанности гражданина России.

Моя семья. Права ребенка в семье. Российская конституция – основной закон твоей жизни. По страницам Красной книги. Конвенция, закон, права и обязанности. Азбука вежливости. О правилах поведения в школе.

Правила дорожного движения.

Как мы знаем правила дорожного движения (повторение). Как разговаривает улица. Что такое перекресток? Волшебная палочка регулировщика. Мы идем по улице. Разговор с водителем. Правила пользования общественным транспортом. Что такое ДТП? Знаки дорожные помни всегда.

Важнейшие события истории России.

Герои Невской битвы.   Герои Куликовской битвы. Сергий Радонежский. Первый книгопечатник И. Федоров. К. Минин и Д. Пожарский. Во славу отечества (Петр I). Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Место героизму есть и в наши дни.

Народы Российской Федерации.

Народы нашей Родины. Мы разные, но мы едины. Широка страна моя родная. Москва – столица нашей Родины. Заветный уголок России. Мой город. Моя семья – моя гордость.

3 класс (68 ч)

Государственные символы Российской федерации.

Символы Российских городов. Государственные символы   Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации. Флаг России на географической карте и его история.

Права и обязанности гражданина России.

Всеобщая декларация прав человека. Знакомство с уставом школы. Сущность Закона Российской Федерации «Об образовании». Что мы знаем о правилах поведения? Легко ли быть дисциплинированным? Наши обязанности. Как вести себя в общественном транспорте? Опасности железнодорожного транспорта.

Правила дорожного движения.

«Азбука города» (дорожные знаки). Я культурный пассажир. Кто отличник – пешеход! Безопасность при любой погоде. Как вести себя на улице. Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке. Знаки дорожные помни всегда.

Важнейшие события истории России.

Кого сегодня можно считать героем? Мой край родной. О тех, кого война огнем пытала. Покорители космоса. Они прославили наш город.

Народы Российской Федерации.

Государственный язык Российской Федерации. Единство народов нашей страны. Семья  - сердце общества. Город в котором мы живем. Праздники моего народа.

4 класс (68 ч)

Государственные символы Российской федерации.

Моя Родина – Россия. Символы президентской власти. Гражданин и обыватель. Герб твоей семьи. История Российского герба. Гимн нашего класса.

Права и обязанности гражданина России.

Мои права и обязанности.  Решение конфликтов без насилия. Поступок, правонарушение, преступление. Путешествие в страну Законию. Что значит быть «культурным»? Мы на экскурсии. Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка?

Правила дорожного движения.

Наш путь в школу и новые маршруты. Движение по улице. Велосипед – это транспорт или нет? Труд водителя. Остановочный и тормозной путь. Почему случаются ДТП? Нарушение и наказание. Правила дорожные всем знать положено!

 Важнейшие события истории России.

Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Куликовская битва. Герои Отечественной войны 1812 года. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мой край в годы войны. Покорители космоса.

Народы Российской Федерации.

Народ, народность, национальность. Моя Россия. Родной край и я в нем. Почему все народы России имеют равные права? Россия – это я!

4.Предполагаемые результаты реализации программы.

1 уровень

Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества и бережному отношению к своему дому и школе. Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Стремление активно участвовать в делах класса, семьи.

2 уровень

Понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, бескорыстия, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, самодисциплина. Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи.

    3 уровень

Сформированность у подрастающего поколения чувств патриотизма и национальной гордости, умения находить взаимосвязи между человеком и обществом, сочетать личные и общественные интересы, сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. Стремление активно участвовать в делах школы, семьи, своего города.

В результате реализации программы «Моя Родина - Россия»  у учащихся должно сформироваться:

  • чувство гордости за свою Родину – Россию и малую родину – Кубань, родной город;
  • нравственное сознание младшего школьника;
  • значимость физического, духовного и культурного состояния ребенка.

По окончанию обучения учащиеся должны знать: 

  • историко-культурное, духовное наследие своей страны,
  • основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;

должны уметь: 

  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию;
  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

5. Формы и виды контроля

  • конкурсы,
  • викторины;
  • выставки творческих работ учащихся;
  • защита проектов.    

6. Методические рекомендации

Программа построена в соответствии с возрастными особенностями младшего школьного возраста и реализуется через:

  • систему занятий;
  • проведение  конкурсов, спортивных мероприятий, семейных

 праздников, викторин (с использованием ИКТ);

  • проведение акций, встреч с ветеранами ВОВ и выдающимися людьми Кубани;
  • посещение музеев, выставок, памятных мест, достопримечательностей.

К занятиям можно привлекать родителей, инспекторов по работе с подростками, историков – краеведов, учителей – предметников.

Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Методическая разработка «Воспитание патриотических и гражданских качеств личности школьников на примере внеклассного мероприятия «Праздник Масленица»

Методическая разработка «Воспитание патриотических и гражданских качеств личности школьников на примере внеклассного мероприятия «Праздник Масленица»...