Программа по внеурочной деятельности "Добрый мир"
материал (2 класс) на тему

Попкова Елена Валентиновна

 

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Утверждаю

И. О.директора

МОУ «ЛСОШ№1»

_________  Крепостина Н. В

04.09.  2014 г.

                                                          Программа

по внеурочной деятельности

«Добрый мир»

 для 2 класса

на 2014-2015 уч. год

Учитель Попкова Елена Валентиновна

Лотошино 2014

                                                          Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои

действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников

связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы

общения наиболее интересны для детей данного возраста.

  1. Основная цель внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Добрый мир» — формирование у детей нравственных

ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,

а также основ мировоззрения и самовоспитания.

  • формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традиций, фольклора, искусства);
  • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;
  • развитие толерантности, уважительного отношения к представителям иных национальностей и религий;
  • формирование психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право другого на собственное мнение, манеру поведения, оценки);
  • развитие готовности к нравственному поведению, культурному и этическому взаимодействию с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);
  • развитие положительных качеств личности, определяющих успешное выполнение социальных ролей: «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного) и др.;
  • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю.

Поставленные задачи решаются на основе принципов:

  1. Личностной ориентации на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, представлений об этических нормах и ценностях.
  2. Соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы следование этому принципу обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3.Отбора содержания с учетом нравственных ценностей. 

Так тематика внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорным материалом призвана воспитывать уважение к истории и культуре своего народа, осознание вклада других народов России в общекультурное наследие поликультурного российского общества.

  1. Разнообразия альтруистической деятельности, которая осуществляется в разных формах: младшие школьники участвуют в подготовке и организации труда, игры, общения, направленных на помощь, содействие, защиту объектов окружающего мира, способствующих проявлению альтруистических чувств и бескорыстных поступков.
  1. Учета потребностей обучающихся данной социальной группы, их социальных ролей. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».
  1. Общая характеристика внеурочной деятельности «Добрый мир» 

Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы пред-

полагает организацию нравственного образования младших школьников

как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,

«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов

России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива

«Добрый мир».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностнонаправленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет внеурочной деятельности  «Добрый мир» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности,  рассчитан на 68 ч во 2 классе, по 2 ч занятий в не-

делю. Продолжительность 1 часа составляет 30 минут. Общее количество часов — 68 ч.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета внеурочной деятельности «Добрый мир»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

 В процессе освоения материалов предмета внеурочной деятельности «Добрый мир» ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде,

учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,

значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,

знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый по-

ступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной

жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,

синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных

действий (ведение диалога, признание возможности существования раз-

личных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего

мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие

других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,

их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные об-

суждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «По-

чему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку

зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно

или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке

помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска

информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики

позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве

с целью решения информационных и коммуникативных задач. К концу обучения в начальной школе учащиеся полностью научатся ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью раз-

личных каталогов.

  1. Содержание программы внеурочной деятельности  «Добрый мир»

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)-8 часов

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-

ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си-

туации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)- 20 часов

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недоб-

рых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художе-

ственных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких

детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное

освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения

в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые

и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление

ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказы-

вания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

(в реальной жизни, героев произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положитель-

ный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, ра-

боты.

О трудолюбии – 14 часов

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязан-

ность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные пред-

ставления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие

как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися

собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление

от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, де-

журства.

Универсальные учебные действия:

—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида – 6 часов

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окру-

жающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-

ность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет – 20 часов

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного чело-

века. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях

(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким

и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здоро-

ваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых назы-

вать на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,

театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного по-

ведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность

(потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется

от класса к классу в следующей логике.

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Добрый мир» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра». И.С. Хомякова, В.И. Петрова (Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011. — 168 с.)

  1. Тематическое планирование

1,2. Здравствуй, школа!

3,4. Правила поведения учеников в школе.

5,6. Мой красивый добрый мир.

7,8. Мир вокруг меня

9,10. Книга, здравствуй

11,12. Книгочей-любитель чтения

13,14. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

15,16. Осенний музыкальный калейдоскоп

17,18. Праздник «Золотая осень»

19,20. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

21,22. О тех, кто подарил нам жизнь

23,24. Зачем нужны вежливые слова

25,26. Что есть добро, а что зло.

27.28. Учусь всё делать сам

29,30. Зимний музыкальный калейдоскоп

31,32. Новогодний праздник

33,34. Думай о других: сочувствие, как его выразить

35,36. Что помогает учиться лучше(старательность)

37,38. Беречь результаты труда

39,40. Культура внешнего вида

41,42.Основные правила Мойдодыра

43,44.Бережливость: каждой вещи  своё место (береги свои школьные вещи)

45,46.Кто такие защитники Отечества

47.48.Весенний музыкальный калейдоскоп

49,50.Родное сердце

51,52.Правила поведения в общественных местах

53,54.Что такое хорошо, и что такое плохо. Дал слово держи

55,56.Сказка-ложь, да в ней намёк –добрым молодцам урок.

57,58Диалоги со сверстниками

59,60.Дерево добра

61,62.Быть добрым хорошо

63,64.Необыкновенно красивые цветы: добро, терпение, забота.

65,66.Вместе трудимся, вместе отдыхаем

67,68.Мир глазами детей

  1. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение

1.Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с. «Этика: азбука добра». И.С. Хомякова, В.И. Петрова

       2. «В мире книг» Л.А. Ефросинина Сборник программ внеурочной деятельности : 1–

4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с

3. Шевченко Л. Л. «Добрый мир» Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012

4.Шевченко Л. Л. «Добрый мир»  Хрестоматия «Хорошо плохо». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012

5.Шевченко Л. Л. «Добрый мир» «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012

6.Шевченко Л. Л. «Добрый мир» Чему мы радуемся М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012

7.Шевченко Л. Л. «Добрый мир» Рабочая тетрадь М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012

8. Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Программа курса «Духовно-нравственное развитие народов России». — М.: АСТ, Астрель.

8. Планируемые результаты воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:

1. Изменения в модели поведения школьника:

• проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (умение высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • соблюдение культуры поведения и общения, выстраивания взаимоотношений; проявление доброжелательности, готовности к взаимопомощи, сочувствию, сопереживанию;
  • активное участие в альтруистической деятельности, самостоятельность, инициативность, проявление лидерских качеств;
  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования устойчивой мотивации.

2. Увеличение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • краткая характеристика (в форме высказывания) общечеловеческих ценностей и осознанное отношение к ним;
  • оценка поступков и поведения окружающих, персонажей художественных произведений и фольклора с нравственной позиции.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других и собственное;
  • сформированность способности к самоконтролю и самооценке: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность замечать свои недостатки и желание их исправить.

Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает следование правилам поведения и отмечает это в характеристиках учащихся к концу каждого года обучения. Учебные успехи школьника, перечень его добрых дел, результаты внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристика его поведения составляют содержание портфолио ученика.

9. Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы с творческим заданием и элементами игры
  • Сообщения
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии    

 Практические занятия:

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Соревнования
  • Праздники
  • Викторины, конкурсы
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Музыкальная студия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок  художественного творчества, ярмарок

Место проведения: школа, музей, библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...