Причины зависимости от интернета школьников.
материал на тему
Причины зависимости от интернета школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Причины зависимости от интернета школьников. | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины зависимости от интернета
Лаборатория труда Института психологии РАН изучал стресс у пользователей ЭВМ, основное внимание, уделяя неблагоприятным реакциям человека в процессе компьютеризированной деятельности. Ими отмечены значительные физиологические изменения у пользователей ЭВМ: КГР, ЧСС, АД, появление многочисленных жалоб на беспокойство, раздражительность, нервозность, снижение настроения, повышенную утомленность, нарушение сна. Зрительное, мышечное, умственное утомление.
Как известно, освоение любой новой деятельности, под которой можно понимать и компьютеризацию, включает в себя как необходимое условие контроль (произвольный и непроизвольный) над действиями, с другой стороны – в качестве самоконтроля как свойство личности и показателя развитости мотивационно-волевой сферы.
Были проведены экспериментальные исследования, получены результаты и сделаны следующие выводы:
1. В качестве основного фактора, определяющего отношение человека к компьютеризации трудовой деятельности и его фиксацию на субъективных трудностях, выступает утрата контроля над деятельностью, связанная с неосвоенностью новой ситуации.
2. Стрессогенность фактора утраты контроля над деятельностью определяется взаимодействием объективных условий и мотивационно-волевой диспозицией личности – модусом контроля над деятельностью. Основной устойчивости испытуемых к стрессу и ориентации на достижении успеха является высокая продуктивность деятельности без значительного психического напряжения в сочетании с активностью, инициативностью, уверенностью в себе и оптимистической оценкой ситуации.
3. Если доминирующей чертой личности испытуемых является высокая тревожность, то отсутствие уверенности в себе и высокая чувствительность к неудачам обуславливает их низкую активность в жизни и стремление избегать ситуаций, способных нанести ущерб самооценке. Вынужденно оказавшись в ситуации утраты контроля, они склонны реагировать ростом внутренней напряженности, которая не позволяет разрешать эти ситуации оптимальным образом.
Казалось бы, что профессиональная деятельность пользователей ЭВМ и работа пользователей Интернета имеет мало общего. Но проблема, которую испытывают и те и другие, похожа: модус зависимости при работе с компьютером.
Эксперимент Лаборатории труда помогает понять причины психической зависимости пользователей Интернета. Глубокое влияние Интернета на психику и сознание пользователя объясняется так же и спецификой, ключевыми моментами «эффекта виртуальной реальности», которыми выступают «погружение», т.е. ощущение присутствия в виртуальном мире и интерактивность, т.е. возможность взаимодействовать с объектами этого мира и влиять на них.
Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это еще одна причины, объясняющая пристрастие к Интернету.
Интернет – зависимость связана с такой проблемой современности. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий проведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Например, компьютерная игра становится механизмом бегства определенной части детей и молодежи от реальности. Уже существуют концепции, согласно которым «алкоголем» постиндустриальной эпохи бы наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.
Пользователям с синдромом Интернет – зависимости необходима психологическая и психотерапевтическая помощь.
1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятиям киберсексом.
2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – у всех ваших друзей в имени есть символ @.
3. Навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях.
4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации.
5. «Гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм.
Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «Интернет-зависимости» или «интернет-аддикации» (Internet Addiction Disorder).
Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. Ученый исходил из предложения о том, что у человека может развиться патологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. По мнению ведущих специалистов, возникновение интернет-аддикации не подчиняется законам формирования традиционных зависимостей, например, от сигарет, наркотиков, алкоголя, а также азартных игр. Если для приобретения последних требуются годы, то интернет-зависимость наступает гораздо быстрее. Как показывают данные психологов, подавляющее большинство людей приобретают интенет-синдром в течение полугода после начала работы в интернете.
Интернет-расстройствам более подвержены гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, тогда как специалисты по компьютерным сетям приобретают интернет-зависимость крайне редко. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины, они составляют 67%. Однако, по данным исследования, проведенным Университетом Хертфордшира (Великобритания), по в данном виде заболевания роли не играет.
Недавно ученые получили данные о том, что среди тех, кто страдает Интернет-зависимостью, очень часто встречаются люди, подверженные другим зависимостям – алкоголики, патологические игроки или сексуально озабоченные. Одним словом, за проявлениями зависимости от Интернета нередк скрываются другие психические отклонения.
Пребывание в сети дает возможность человеку ощутить себя в роли творца, пересоздать собственную жизнь и окружающий мир. Специалисты утверждают, что люди, «подсевшие» на интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Кимберли Янг, одна из главных специалистов по киберболезням, выяснила, что интернет-зависимые, как привило, «пасутся» в чатах. Янг отмечает, что если обычные пользователи занимаются преимущественно сбором информации, то интернет-зависимые «зависают» на общении.
Человек, заболевший Интернет-зависимостью, стремиться уйти от своих жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить свое психическое состояние. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» он выбирает искусственное перемещение в идеальную жизнь. Конечно, подобное поведение свойственно всем людям, но проблема патологической зависимости возникает тогда, когда стремление отключиться от реальности начинает доминировать, и становится центральной идеей человека.
По данным проведенных социологических опросов, в интернете людей привлекает анонимность, доступность, безопасность и простота использования. Интернет-зависимые люди зачастую являются аутсайдерами в жизни и используют сеть для получения социальной поддержки, психологического и сексуального удовлетворения, а также возможности создания нового «Я», которое получает признание окружающих таким образом. Привыкание к интернету можно определить как расстройство волевого контроля без употребления химических веществ.
Список использованных источников
1 | Акопов А.Ю. Психотерапевтический метод контр аддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости. СПб., 2011. - 54 с. |
2 | Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 2013.-351с. |
3 | Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2011. 272 с. |
4 | Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. /Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, : 2008. Издательство: Аспект Пресс ISBN: 5-7567-0274-1 978-5-7567-0274-3. |
5 | Асмолов А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимой личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. 2004 |
6 | Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 165 с. |
7 | Браславский П.И. Современные способы репрезентации // Толерантность: Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. Екатеринбург, 2003 |
8 | Браславский П. И. Театр и его двойник виртуальная реальность // Изв. Data. In Proc. of CLEF'2014. |
9 | Бурмистрова Е.В. Система оказания психологической помощи в кризисной ситуации// Психологическая наука и образование № 3/2003.- С.43 |
10 | Войскунский А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. 2004. - №1. - С. 90-100. |
11 | Гофман А.Г. Клиническая наркология. М., 2003. - 214 с. |
12 | Грановская P.M. Психология защиты / P.M. Грановская. -МПб.: Изд-во «Речь», 2007. 474 с. |
13 | Григорьев Г.И. (ред.) Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей СПб.: ИИЦ ВМедА, 2008.- 504с. |
14 | Григорьев С.Г. Многомерное математико-статистическое моделирование сложных медицинских систем: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. -СПб., 2003.-42 с |
15 | Гудимов В. В. Психология киберигр Электрон, ресурс. Режим доступа: http://psynet. by. ru/texts/gudimovl. htm, 2003. |
16 | Дмитриева Т. www Газета.ги/ seiense/2014/06/21 |
17 | Евдокимов В.И. и др. Компьютер и здоровье пользователя: библиографический указатель литературы на русском языке (1988-2004гг.).-СПб.: ВЦЭРМ, 2007. -94с. |
18 | Евдокимов В.И., Зайцев В.В. Научно-методические аспекты развития и лечения патологической зависимости от азартных игр // Вестник психотерапии. 2007, N25 (30). С. 18-25 |
19 | Евдокимов В.И., Литвиненко О.В. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И.Евдокимов, О.В.Литвиненко // Вестник психотерапии, 2007, N25 (30). С.68-75 |
20 | Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Автореф. . канд. психол. наук: 19.00.13. -М.: Москов. гос. пед. ун-т, 2003. 16 с. |
21 | . Желдак О.И. Компьютерная зависимость школьников / О.И. Желдак // Актуальные проблемы современной медицины: материалы науч. копф, -Минск, 2004. С. 68-69. |
22 | Зайцев В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Психотерапевтическая программа лечения игровой зависимости / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. СПб.: Нева, 2010-07-27. |
23 | Заявка 2004117045/14 РФ. МКП7 A 61N 1/00. Способ лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью / А.А. Несмеянов, А.Ю. Акопов. -Заявл. 01.06.2004; опубл. 20.11.2005. |
24 | . Змановская Е.В, Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011: |
25 | Змановская Е.В. «Современный психоанализ. Теория и практика»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 ISBN 978-5-49807-629-4 |
26 | Клиническая психология Автор: Карвасарский Б.Д.(ред.) Издательство: Питер Год: 2011 Страниц: 864. |
27 | Б.Д. Карвасарского. 3-е изд. перер. и доп. - СПб.: Питер, 2008.- 960 с. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. |
28 | Кимберли С. Янг, «Диагноз – Интернет-зависимость». 17.06. 2013. – 32с. |
29 | Научно-методический журнал «Евразия» 2009. – 19-24с. |
30 | Менделевич В. Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения? 2011. – 16-20с. |
31 | Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2012. – 592 с. |
32 | http://www.mentalhelp.net/guide/iad.htm. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические причины трудного поведения младших школьников
Материал содержит классификацию причин трудного поведения младших школьников....
психологические причины трудного поведения младших школьников
ПРЕЗЕНТАЦИЯ"психологические причины трудного поведения младших школьников"...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО (реферат на курсах повышения квалификации)...
Компьютерная зависимость у младших школьников
Это публичное выступление разработано для 3 этапа конкурса "Педагогический дебют". Может так же использоваться и для родительского собрания....
Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
В стаье представлены рекомедации родителям по устранению и предотвращению компьютерной зависимости у младших школьников....
Памятка для родителей обучающихся "Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников"
В настоящий момент увеличивается количество школьников, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Мощный поток новой информации, применение компьютерных т...
Игровая зависимость у младших школьников
В данном материале даны признаки игровой зависимости (игры на смартфонах, телефонах, планшетах) у младших школьников, определены последствия данной зависимости и её профилактика....