Выступление на педсовете "Организация работы учащихся по созданию социальных проектов"
статья на тему

Силаева Светлана Владимировна

В выступлении раскрывается такая форма воспитательной работы, как организация деятельности учащихся по разработке и реализации социально значимых проектов, умения и навыки учащихся, сформированные в ходе работы над проектами, темы проектов, выполненных учащимися начальных классов, приоритетные направления школы, анализ работы с участниками социальных проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы  учащихся по созданию социальных проектов.

     Мой многолетний опыт работы дал возможность выявить наиболее эффективные формы воспитания. Одна из оправдавших форм – организация деятельности учащихся по разработке и реализации социально значимых проектов. Большое внимание уделяю социальному проектированию.

     Проектную технологию относят к технологиям нового времени, нового века, так как она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.

     Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

     Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению.

     Социальное проектирование – одна из форм, которая может быть применена при разработке системы воспитательной работы. Тематика проектов в этом случае очень часто предлагается самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

     Социальное проектирование играет роль «подготовительных курсов» к жизни в гражданском обществе, катализатора самостоятельного формирования системы ценностного отношения к миру. Каждый участник проекта имеет свое мнение и возможность выбрать траекторию поведения. Проектная технология – один из успешных способов адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре общества.

Целями проектной деятельности являются:

· Создание условий для социализации, адаптации, самовыражения обучающихся и педагогов в образовательном пространстве школы.

· Развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем (обучения и воспитания).

· Формирование навыков проектирования у учащихся.

· Воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, потребности участия в решении актуальных вопросов социума.

     Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования учащихся. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и навыки школьников:

· видения проблемы, ее значимости и актуальности для социума;

· нахождения оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;

· освоения позитивных способов общения и взаимопомощи;

· объективной оценки своего личного вклада в коллективное дело;

· понимания значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта; осознания социальной значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.

     Явная и ценностная ориентация социального проектирования – это гуманизм. Ведь разрабатывается и осуществляется проект человеком и для человека. Сделать свою жизнь прекрасней своими руками, ощутить себя творцом – значит узнать, что такое счастье!

     Активно над проектами работает начальная школа. Достаточно будет только перечислить проекты, которые были разработаны и реализованы учащимися и учителями 2-4 классов:

v «Встал, привел себя в порядок, приведи в порядок свою Планету»

v «Все мы разные»

v «Как нам дружно жить в нашем школьном коллективе»

v «Русские народные игры»

v «Язык родной, дружи со мной»

v «Закон и окружающая среда»

v «Предсказания погоды»

v «Путешествие по страницам Красной книги»

v «Мир дому твоему»

v «Если хочешь быть здоров»

v «Ровесник, я тебя знаю»

v «Помогите людям перейти дорогу!!!»

     Проектное образование, реализуемое через мотивированное включение учащихся в разработку учебных и социально значимых проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения.

     Российскому обществу предстоит обрести и накопить новый опыт взаимодействия в конфигурации «личность – общество – власть». Иными словами – обрести новую систему ценностей. Оптимальным местом, где можно освоить опыт правового взаимодействия, становится школа, если открывает возможности совместной деятельности детей и взрослых.

     Необходимо отметить, что не только общество с помощью образования транслирует молодому поколению новые традиции, но и школа может предложить обществу новый опыт социального взаимодействия.

     В работе школы определены приоритетные направления, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса, цель которого – воспитание детей в духе глубокого осознания и соблюдения прав человека.

     Данная система воспитания направлена на развитие нравственных качеств личности, в том числе и активной гражданской позиции.

     Взаимодействие школы с внешним социумом происходит на основе системы, которая включает в себя разнообразные методы, такие как социальные проекты, интерактивные занятия, игры в системе гражданско-правового образования.

     Социальное проектирование занимает ключевое место в работе по воспитанию гражданина. Как показали наблюдения, собеседования, анкетирование, анализ с участниками социальных проектов:

- происходят изменения личностного отношения к окружающему миру:

- погружение в процесс работы способствует росту их социальной компетентности;

- приобретение навыков самоорганизации и самоуправления.

В процессе собеседований учащиеся отмечали:

- Мы убедились в том, что и от нас что-то зависит, мы можем повлиять на изменение окружающего нас пространства в лучшую сторону;

- Нам очень понравилось работать сообща, вместе решать какие-либо проблемы;

- Научились делать презентации.

     Было организовано социальное проектирование в 1-4 классах начальной школы, что дало положительные результаты и показало заинтересованность в этом виде деятельности. В связи с этим мы считаем необходимость внести социальные проекты в качестве компонента в образовательную программу - социальное проектирование, охватывающее все ступени школьного образования, определив для каждой ступени доступный для каждого возраста круг проблем (этапов) для социальных проектов.

Рекомендуемые направления работы над социально значимыми проектами для учащихся 1-4 классов:

1. Наши друзья.

2. Мой класс.

3. Моя семья.

4. Милосердие.

5.Объекты заботы:

- природа,

- люди,

- животные.

6. Память о войне

7. Безопасное движение.

8. Улучшим окружающую среду.

9. Любимый город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"

В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....

«Создание мини-проектов на уроках английского языка, как метод активизации полученных лексических и грамматических знаний в собственных творческих работах учащихся»

Данная методическая разработка раскрывает актуальность темы, само понятие мини проектов и предлагает варианты тем одностраничных проектных работ для учащихся 3-х классов....

Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении"

Презентация к докладу  "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....

Анимационное искусство (создание мультипликационного фильма учащимися) в рамках реализации проекта "Пластилиновая страна" творческая работа учащихся

Мультфильм «Семейка Тыквс»            Внедрение мультипликации в образовательный процесс – является относительно новым, вто же время, достаточно универс...

«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»

Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...