Разработка конкурсной семейной программы «Как домовёнок Кузя семью искал»
методическая разработка на тему

Рубцова Светлана Викторовна

   Празднование Дня семьи, любви и верности, который отмечаетс в нашей стране с недавних пор имеет духовно-нравственное и просветительское назначение. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. 

  Данное внеклассное мероприятие поможет учащимся познакомиться с историей праздника в России, с интересной и трогательной историей святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака. Мероприятие вызывает положительные чувств и эмоции, воспитывает осознание доли собственного участия в создании тёплых семейных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Щелканская средняя общеобразовательная школа»

Районный творческий конкурс

«Любовь и верность для каждой семьи - ценность!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Конкурсная семейная программа

«Как  домовёнок Кузя семью искал»

                                                                                  Работу выполнил:

                                                                                  Рубцова Светлана Викторовна,

                                                                                  учитель начальных классов

Волгоградская область

р.п. Рудня

2015 г.

Разработка конкурсной семейной программы

«Как  домовёнок Кузя семью искал»

Цели:

развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы;

воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

формирование у учащихся положительного образа семьи.

Задачи:

1. уточнить и обобщить знания детей о празднике;

2. актуализировать традиционные семейные ценности в сознании обучающихся и родителей.

Методические рекомендации: 

данное мероприятие можно провести в летнем пришкольном лагере.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный  проектор, экран, презентация( с гиперссылками на песни), карточки с заданиями

 Ход праздника

(Под мелодию "Песенки теплого лета ", муз. В. Ударцева, дети и родители собираются на праздник. На экране 1 слайд презентации.)

 Ведущий:

 Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

 Заканчивается первый месяц лета – июнь. За ним следует июль. Его  называют макушкой  лета. «Солнце поворачивает на зиму, а лето – на жару». Трепещет и дрожит жаркий воздух. Лесные травы – по пояс. Цветет и благоухает липа. Упиваются нектаром труженицы-пчёлы. В каждой бусинке росы смеется солнце… И неспроста! Ведь почти каждый день в июле – праздник. Вспомним некоторые: 6 июля – Всемирный День Поцелуя, 7 июля – Иванов День.

 Ну, а  8 июля, вы знаете, какой праздник?

/ ответы зала /

Ведущий: Правильно! День Петра и Февронии Муромских или просто Всероссийский День Семьи, Любви и Верности! В этом году исполняется 7 лет, как у нас, в России стали отмечать этот праздник. Слайд2

 

Всероссийский день семьи, любви и верности – это уникальный праздник, вышедший из христианского церковного календаря и нашедший поддержку и признание всех жителей нашей страны, независимо от вероисповедания, народности и обычаев. Крепкая семья, взаимопонимание близких и любовь являются основополагающими во многих культурах мира, сочетая в себе главные человеческие ценности. Слайд 3

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Чтец:

Семья – поистине высокое творенье.

 Она – заслон надежный и причал,

 Она дает признанье и рожденье,

 Она для нас – основа всех начал.

Чтец:

В семейном кругу мы с вами растем,

 Основа основ – родительский дом.

 В семейном кругу все корни твои,

 Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи.

Ведущий: А кто знает историю возникновения праздника «Дня семьи, любви и верности»? Слайд 4

    Это день памяти Православных святых, супругов Петра и Февронии.  Петр и Феврония  издавна почитаемы в России как хранители семьи и брака. Петр был человеком благородного происхождения, князем. Влюбившись в простую рязанскую девушку Февронию, он женился на ней. Княжили супруги в городе Муроме в конце 12 века, жили счастливо, нежно любили друг друга и умерли в один день. В давние времена 8 июля, в день святых Петра и Февронии, все ходили в церковь. В молитвах молодые люди просили Бога о большой любви, а люди возрастом постарше -  о семейном согласии. Кроме того, в этот день было принято помогать сиротам. Такие дети должны были почувствовать, что Петр и Феврония помнят о них: придет время, и у каждого из них будет своя семья.

Чтец: 

На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной.


Чтец: Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли,
Верой – правдой брак держали
И друг друга уважали!


Вместе: Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра.
Но они – пример семьи,
Честной, искренней любви.

Ведущая: Сегодня здесь собрались дружные, весёлые, талантливые семьи, чтобы себя показать и на других посмотреть. Слайд 5

 (Звучит музыка, входит домовёнок Кузя)

Ведущая: Ты кто?

Кузя: Я школьный домовёнок, а зовут меня Кузьма. Грустно мне в последнее время, скучновато вечерами, когда закрывается школа. Я привык к детям и их родителям. Они живут семьями, где праздники отмечают все вместе, пироги пекут, сказки читают, песни поют. Возьмите меня к себе.

Ведущая:

- Как, уважаемые гости, поможем определить его в семью? (Ответы зала)

- Кузенька, выбирай семью, в которой тебе будет хорошо, спокойно и весело.

Кузя: Мне надо сначала познакомиться со всеми, узнать о них побольше.

Ведущая: Тогда  самое время познакомить тебя, Кузя, с семьями, которые участвуют в нашем празднике. Слайд 5

 (Ведущая представляет родителей и детей)

Представляем семью ________________________________

Добро пожаловать, семья ____________________________

Приглашаем на сцену семью __________________________

Ведущая: Как, Кузя, понравились тебе наши конкурсанты?

Кузя: Очень понравились!

Ведущая: Выбирай, к кому пойдешь жить?

Кузя: Ну, нет! Сразу и иди. Я лично их в первый раз вижу и еще плохо знаю.

Ведущая: А давай, Кузенька, мы их испытаем! Думаю, все с удовольствием примут участие в тех конкурсах, которые мы предложим. Вот тогда и выявится достойная тебя семья. Начинаем конкурсную программу «Семья для домовёнка Кузи» (Слад №5 кликнуть два раза)

Кузя: Согласен. Очень хотелось бы познакомиться с ними поближе. 

Конкурс №1 “Семейный портрет”  Слад №6

Давайте познакомимся поближе с нашими семейными командами.

Ведущий по очереди задает семьям  вопросы:

1.Любимое блюдо вашей семьи.

2.Чем родители увлекались в детстве?

3.Любимое занятие ребенка?

4.Какое качество вы цените в людях?

5.Ваш любимый семейный праздник, как вы его отмечаете?

6.Как вы в семье называете друг друга?

7.Какой цвет любит мама?

8.Что в первую очередь сделает папа, когда придет с работы?

9.Какая любимая одежда у ребенка?

10. Какой предмет в школе любили родители?

11. Что может обрадовать ребенка, маму, папу?

12. Как познакомились родители?

13. Какое первое слово сказал ребенок?

14. Как вы отдыхаете летом?

15. Кто дал имя ребенку, были ли другие варианты?

16. Есть ли домашние животные?

17. Самые интересные мамины нотации.

18. Семейные легенды.

19. Какую передачу вы смотрите всей семьей?

20. Кем мечтает стать ваш ребенок?

Ведущая: Спасибо вам, гости дорогие.

Ведущая: Ну, как, Кузя, какая семья тебе больше понравилась?

Кузя: Не могу определиться.  Давайте продолжим испытание.

Ведущая: Пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы с вами поиграем

 в игру  «Если нравится тебе, то делай так…»

 (Игра с залом.)

Ведущая: А теперь слово жюри.

Ведущая: Уважаемые семьи! Известно, что все подобные Кузе существа

Души не чают в сказках. Хочется, чтобы наш домовёнок попал в такой дом, где любят читать и рассказывать сказки  и знает их много. Давайте попробуем выяснить, какая же семья лучше знает  сказки. Приглашаю семьи приготовиться к следующему конкурсу.

Конкурс № 2. “Узнай сказку” Слад №7 - 12)

 (Каждой команде предлагается по два вопроса, нужно отгадать сказку, автора и хозяина жилища)

1. “очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой парчой. Все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зеленых малахита медного, и что в той палате много добра и скарба всякого, есть на чем посидеть – полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться.”

Ответ: С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”,дворец зверя лесного, чуда морского

2. “Он жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящими – нарисованы на куске старого холста”.

Ответ: А.Н. Толстой, “Золотой ключик, или приключения Буратино”, жилище шарманщика Карло.

3. - А где я буду жить, - спросил зверек.

- Жить?… Да хотя бы вот здесь! – директор показал на старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин, - это и будет твой дом!”

Ответ: Э.Н.Успенский, “Крокодил Гена и его друзья”, жилище Чебурашки.

4. “Этот замок стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано: “Вход воспрещен”, а на другой – “Выход воспрещен”.

Ответ: Дж. Родари, “Приключения Чиполлино”,замок графинь Вишен.

5.“…и   царевна  очутилась
В  светлой  горнице;  кругом
Лавки,  крытые  ковром,
Под  святыми  стол  дубовый, 
Пень  с  лежанкой  изразцовой…”

Ответ: А.С. Пушкин, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, жилище семи богатырей.

6. “Осмотрели они дом и обрадовались. Все в доме было. И печка, и кровати, и занавесочки на окнах! И радио, и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде все было посажено. И картошка, и капуста. Только все запущено было, не прополото. А в сарае удочка была. Очень им в этом доме понравилось”.

Ответ: Э.Н.Успенский, “Дядя Федор, пес и кот”, дом дяди Федора, Шарика, кота Матроскина

Ведущая: Спасибо вам, гости дорогие, за ваши труды – старания.

Кузя: Всё знают ребятишки и мамы с папами, бабушками и дедушками. Внимательно читают книжки, а то бы не отгадали.

Ведущая: Ну, как, Кузя, какая семья тебе больше понравилась? Можешь присоединяться к ней. Там тебе рубашечку новую сошьют и ботиночки купят.

Кузя: А зачем мне это? У меня есть. Мне и мой наряд нравится. Хочется чего-нибудь другого …

Ведущая: Так что же ты хочешь?

Кузя: Хочется, чтобы гостей полон дом, хлеб-соль на столе …

Ведущая: (перебивает) Конечно, Кузенька, русский человек всегда славился хлебосольством, гостеприимством, и принять гостей по-русски – это значило принять его всем добром. И особое место в этом приеме занимали пословицы. “Хоть не богат, а гостям всегда рад”.

Сценка “Как принимали гостей”

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!

Гость 1: Не мало ли вас? Не надо ли нас?

Гость 2: Жить вам гладко, есть пить сладко.

Гость 3: Здорово, Ивановна! Куда не ехали, а мимо не проехали.

Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте! Проходите, хвастайте. У Лукерьи не бывали ли?

Гость 4: Эх, кума, ты сначала напои, накорми, а уж потом вестей попроси.

Хозяйка: Садись, садись, кум, хлеба-соли откушать, лебедя порушить. Хоть наш дом и не богат, а гостям-то всегда рад.

Гость 1: Ну, кто гостю рад, тот и собачку его накормит. Что есть в печи – все на стол мечи.

Гость 2: Где каша, там и наше. Где оладьи, там и ладно.

Гость 3: Где кисель, тут и сел.

Хозяйка: Ешьте да пейте, хозяйского хлеба не жалейте.

Гость 4: Спасибо этому дому, пойдем к другому.

Конкурс №3. «Народная мудрость». (Слайд № 13 - 14)

Вековая мудрость, мораль, жизненный опыт, тонкое наблюдение отражается в короткой фразе. В пословице. Я предлагаю вам следующий конкурс. На столе у вас лежат конверты, в которых вы найдете карточки со словами. Из этих слов вы должны составить пословицу. Вы можете поменять форму слова и добавить предлоги и союзы. Например, из слов «один, битый, два, небитые, давать» можно составить пословицу: «За одного битого двух небитых дают».

Держаться, друг, старый, дом, новый. (Держись друга старого, а дома нового)

Дом, построить, шапка, голова, надевать. (Дом построить – не шапку на голову надеть)

Муж, жена, малые, детки, сирота. (Муж без жены пуще малых деток сирота)

Отец, рыбак, дети, вода, смотреть. (Отец – рыбак, и дети в воду смотрят)

Ведущая: Пока команды выполняют задание, поиграем с вами.

Игра с залом “Доскажи пословицу”

Век живи –
В гостях хорошо –
Кончил дело –
Семь раз примерь –
Не имей сто рублей –
Волков бояться –
Готовь сани летом –
Что написано пером –
Любишь кататься –
За двумя зайцами погонишься -
Близок локоток –
Без труда –

Ведущая: А теперь слово жюри.

Ведущая: Ты что хочешь сказать, Кузенька?

Кузя: Хочу, чтобы в моем доме песни веселые пели. Интересно, что сейчас поют дети, мамы, бабушки? Люблю слушать, сам подпеваю.

Ведущая: Думаю, твое желание под силу конкурсантам?

Конкурс №4 “Музыкальная карусель” (Слайд №15, после отгадывания можно включить песню и спеть их вместе)

Следующий конкурс песенный. Я загадываю каждой команде песню, и если вы отгадаете ее, то получите 1 балл, а если сможете спеть 1 куплет из этой песни, то ваша команда заработает еще 1 балл. Итак…

1.Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, живущие у немолодой женщины. (Жили у бабуси…) (кликнуть гиперссылку 1)

2.Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. (В траве сидел кузнечик) (кликнуть гиперссылку 2)

3.Эта песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке на глазах у изумленной публики, отмечая очередную годовщину своего рождения. (Пусть бегут неуклюже) (кликнуть гиперссылку 3)

4.Эта песня о девушке, которая скучала о милом человеке на берегу реки в то время, как кругом цвели плодовые деревья. (Катюша) 

(кликнуть гиперссылку 4)

5.Эта песня о веселом мальчике, который хитростью увильнул от работы в поле по сбору урожая картофеля. (Антошка) (кликнуть гиперссылку 5)

6.Эта песня об одном географическом объекте, расположенном в тропиках, на котором жители веселятся и питаются экзотическими фруктами. (Чунга-Чанга) (кликнуть гиперссылку 6)

7.Эта песня о том, что идти в поход лучше всего в обществе хороших друзей, а петь песни в большом хоре. (Вместе весело шагать) (кликнуть гиперссылку 7)

8.Эта песня о веселом выражении лица, которое вызывает хорошее настроение у друзей и способствует возникновению природного явления в виде разноцветных полос. (Улыбка) (кликнуть гиперссылку 8)

Кузя: Ой, как уважили! Так хорошо поют. Так мне хорошо, что у самого ноги в пляс просятся.

Ведущая: Это можно, пляши, Кузя, а жюри пока итоги подведёт.

 ( Жюри в это время подводит итоги)

Ведущий: Молодцы команды, все отлично справились с заданием. А мы подходим к последнему конкурсу, который  называется «Что нам стоит дом построить…»

Конкурс № 5«Что нам стоит дом построить…» (Слайд №16)

Ведущий: Наши семейные команды сейчас представят себя в роли архитекторов. А конкурс будет состоять из двух частей. Сначала мы проверим теоретические знания наших архитекторов, а затем им предстоит выполнить практическое задание.

Для счастливой семьи очень важно иметь свой дом. Во все времена люди стремились благоустроить свое жилище, каким-то образом его улучшить, усовершенствовать. Итак, ответьте на мои вопросы.

  1. Как называется Крытое углубление в земле, вырытое для жилья или укрытия? (Землянка)
  2. Как называется крестьянский дом в украинской или белоруской деревне? (Хата)
  3. Как называется переносное жилище у кочевых народов? (Кибитка)
  4. Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (Келья)
  5. Как называется дворец и крепость феодала? (Замок)
  6. Как называется хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки? (Вигвам)
  7. Как называется загородный дом с парком или садом? (Вилла)
  8. Как называется изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича? (Мазанка)
  9. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой и т.д. (Шалаш)

10.  Временное помещение из натянутой на остов ткани? (Палатка)

11.  Кочевой шалаш у киргизского народа и некоторых народов Азии и Южной Сибири. (Юрта)

12.  Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами, корой, войлоком у сибирских инородцев. (Чум)

13.  Жилище кавказских горцев. (Сакля)

14.  Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири. (Яранга)

15.  Отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней и т.д. (Квартира)

Ведущий: Ну, а сейчас, вам предстоит немного пофантазировать и создать проект «Дома мечты». Но прежде, чем вы начнете работать, я хочу привести цитату из книги XV века «Домострой»: «И о том надлежит позаботиться, чтобы поставить дом у холма с лесом и хорошим лугом и чтобы здоровые ветры его продували; да нужно учесть, чтобы дом открыт был на солнечный восход, летом прохладно будет в тени, а зимой освещается солнцем».

Таким должен быть дом. А мне хотелось бы добавить, что если построить его из «строительного материала» с особыми свойствами: любви, доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора, то этот дом непременно будет счастливым.

Итак, уважаемые семейные команды, вам предстоит создать проект «Дома мечты». Пусть в этом проекте отразятся все ваши семейные задумки и мечтания. И не забудьте, что жюри будет оценивать оригинальность проекта.

А пока команды работают, мы посмотрим выступления наших юных артистов.

Концертные номера. (2-3)

Ведущая: Ну что, Кузенька? Мы уже много конкурсов провели: сказки слушал,  песни пел, и плясал, и дома вот какие замечательные тебе показали. Пора тебе всё-таки с семьёй определяться.

Кузя: Это очень трудно. Всё было так хорошо, все очень добрые, приветливые, уважительные, веселые, талантливые.

Ведущая: Ты растерялся, Кузьма? Хорошо, жюри поможет тебе выбрать семью. А я приглашаю на сцену всех участников. Слово жюри.

(Жюри объявляет итоги)

Ведущая: Спасибо всем участникам. Получите от нас памятные подарки.

Кузя: А я вот что решил – мне все семьи нравятся, но я в школьной семье жить останусь, а к вам в гости приходить буду. Приглашайте почаще!

Ведущая: Спасибо вам, гости дорогие! Счастья , любви и верности вашим семьям!

Чтец:

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в  Семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей  Ваш дом !

Чтец:

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья – это главное ! Через года

Сумейте  Вы  Счастье своё пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди !

Чтец:

Верность, любовь, семья –

Бесценные подарки нам свыше.

И если в согласии жить и любя,

То небо чище, безоблачней, ближе.

Финальная  песня: Гимн семье. Слайд №  17 (кликнуть гиперссылку)


Использованная литература:

1.Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе, ч.1, - Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

Использованные ресурсы:

1.Семейный праздник для начальных классов "Семья для домовёнка Кузи" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»: http://festival.1september.r;

2.План-конспект по теме: Праздник "Моя семья" | Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru;

3.Классный час «Семейный альбом» для начальной школы. Первое сентября 2008 года: http://podelise.ru;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-развлекательная программа "Наша дружная семья"

Мероприятие проведено в 4 классе музыкального отделения ГОШ-И «Гимназия искусств при Главе  РК»...

Сценарная разработка конкурсно - игровой программы "Зимушка-зима" для учащихся начальных классов

Внеклассные мероприятия всегда радуют детей. Ученики с большим желанием не только готовятся к ним, но и становятся их участниками. Конкурсно-игровые программы - один из способов мотивации, который пом...

Презентация к конкурсной семейной программе "Как домовёнок Кузя семью искал"

Данная презентация разработана в помощь классным руководителям в проведении внеклассного мероприятия «Как домовёнок Кузя семью искал». Презентация состоит из 18 слайдов....

Сценарная разработка конкурсно-игровой программы «Новый год уж у ворот!»» для детей школьного возраста.

Цель: Создать праздничное настроение у детей, посредством активного участия в конкурсно-игровой программе.Задачи: - сплочение детского коллектива;- развитие коммуникативных качеств....

Разработка конкурсно - игровой программы «Вперёд к победе!» посвященной 9 мая.

Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем нашу конкурсно – игровую программу, которая называется «Вперед к победе!»...

Конкурсная семейная программа «Тепло родного очага»

Цель:формировать убеждения о важности семьи в жизни человека. Задачи: - укрепить привязанность к членам своей семьи;- научить гордиться их достижениями, быть терпимыми к их недостаткам;- сформиро...

Конкурсная развлекательная программа "Наша дружная семья"

Данное мероприятие разработано для учащихся начальных классов...