Коллективная трудовая деятельность в младших классах
проект (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Прохорова Ольга Викторовна

Положительные моменты  использования   методики  КТД в  развитии  личностной сферы младших школьников:

- в коллективных  творческих делах  есть место  каждому;

- в  процессе участия  к КТД выясняется, что  не способных нет вообще;

- открываются в себе и  в других  таланты,  о которых и не подозревали;

-  создаются  условия для развития творческой  активности и вместе  с тем формирования  чувства  ответственности, навыков коллективизма, организаторских способностей и других основ сознательной дисциплины;

- используются  различные   формы и  нестандартные варианты;

- удовлетворяется  актуальная   потребность детей этого возраста в  игре и творческой деятельности;

- создаются благоприятные эмоциональные  условия,  климат  в коллективе, обеспечиваются  условия  защищенности для каждого ребенка.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Коллективная трудовая деятельность в младших классах»

Ласкова О.В.

Учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 4»

Г. Королев мкр. Юбилейный

Московская область


Коллективная трудовая деятельность в младших классах

Одной из ведущих в младшем школьном возрасте остается игровая деятельность. В связи с этим одним из главных направлений работы классного руководителя является организация и проведение коллективной творческой деятельности в классе.

И достоинство коллективной творческой деятельности как раз и состоит в том, что КТД – это сама жизнь или игра в жизнь: в одних случаях это проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Здесь «играют»  в трудовой десант, путешествие, город, суд, театр, газеты, журналы, конкурсы… Здесь то ли играют, то ли живут этим… Здесь все вместе. В процессе формирования мотивации совместной учебной деятельности можно выделить несколько этапов:

  1. этап неприятия коллективной учебной работы;
  2. этап общего положительного отношения к коллективным формам учебной работы;
  3. этап резкого падения мотивации совместной учебной деятельности;
  4. этап устойчивого роста мотивации совместной учебной деятельности.

        Этапы  работы  педагога по  организации коллективной  творческой деятельности  в  классе:

 - ознакомление с  результатами психолого-педагогической диагностики;

  1. выдвижение цепочки конкретных воспитательных задач: раскрывать хорошее в каждом – вызвать интерес друг к другу, сдружить ребят и сдружиться с ними (на этом этапе мы провели игровой тренинг, целью которого было сплочение детского коллектива,  снятие различных страхов, неуверенности в себе, снятие  первых конфликтов, развитие заботы друг о друге);

- организация коллективных творческих дел,  различных по  своему  характеру и содержанию  с обязательным использованием  всех стадий  подготовки и  проведения КТД, условий решения педагогических задач,  поддержанием высокого  эмоционального фона в  коллективе;

  1. установление товарищеских отношений в цепочке «учитель-родители-дети»;
  2. привлечение педагогов, работающих в этом классе, в совместную коллективную творческую деятельность;

- создание микроколлективов по взаимной симпатии, дружбе; введение творческих поручений микроколлективам, связанных с заботой о своем  классе и окружающей жизни. Смена, чередование этих поручений через  одну - две  недели, использование  этого приема для подготовки и проведения различных КТД.

(Микро)коллектив – это, пожалуй, самая боевая единица коллектива класса, которая может постоянно и активно действовать. Но происходит это при определенных условиях.

1.Комплектование (микро)коллективов только на добровольной основе по единственному принципу – дружба. Задача воспитателя: быть в высшей  степени тактичным, дружелюбным, исключать всякий административный нажим, помогать ребятам увидеть положительные стороны характера своих товарищей и общность интересов.

2.Состав (микро)коллектива – не более 5-6 человек. Иначе первичному коллективу будет трудно собираться, а без встреч невозможно укрепление дружбы.

3.(Микро)коллективы требуют повседневного внимания педагога. Жизнь в школе и вне ее, взаимоотношения внутри каждого (микро)коллектива, узы дружбы, дела – все это следует держать в центре внимания. Поэтому целесообразно опираться на (микро)коллектив не только во внеучебной жизни, но и в организации учебного процесса.

4.У каждого (микро)коллектива должны быть старшие друзья из числа родных. Именно они помогут своему (микро)коллективу собраться дома, привлечь других родных к его проблемам.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется стадиями коллективного творчества. Работу по организации и проведению КТД целесообразнее строить по тематическим периодам, каждый из которых посвящен теме, событию в жизни данного коллектива, школы. Выбор темы определяется сложившимися в классе традициями, но обязательное требование к теме – актуальность для данного периода времени, для данного коллектива.

        Положительные моменты  использования   методики  КТД в  развитии  личностной сферы младших школьников:

- в коллективных  творческих делах  есть место  каждому;

- в  процессе участия  к КТД выясняется, что  не способных нет вообще;

- открываются в себе и  в других  таланты,  о которых и не подозревали;

-  создаются  условия для развития творческой  активности и вместе  с тем формирования  чувства  ответственности, навыков коллективизма, организаторских способностей и других основ сознательной дисциплины;

- используются  различные   формы и  нестандартные варианты;

- удовлетворяется  актуальная   потребность детей этого возраста в  игре и творческой деятельности;

- создаются благоприятные эмоциональные  условия,  климат  в коллективе, обеспечиваются  условия  защищенности для каждого ребенка.    


Предварительный просмотр: