ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА 2015-2016 ГОДЫ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
рабочая программа (3 класс) по теме

Ивченко Ирина Викторовна

В программе 7 блоков: 1. Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в МОУ СОШ №21 в 3 «А» классе 2. Пояснительная записка (Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания учеников начальной школы) 3. Цели и задачи программы 4. Механизм реализации программы 5.Ресурсное обеспечение программы 6. Блоки программы 7. Критерии оценки результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_3_a_klass.docx76.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа №21

Принята на педагогическом                                               «Утверждаю»

совете школы                                                                Директор МБОУ СОШ №21

протокол №                                                          _____________ Чемеркина И.И.

ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

НА 2015-2016 ГОДЫ

«РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»

 Автор-составитель:

учитель начальных классов

                                                                Ивченко И.В.

г. Мурманск

2015 год

1. Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания

в МОУ СОШ №21 в 3 «А» классе

2. Пояснительная записка

(Актуальность проблемы гражданско-патриотического  воспитания учеников начальной школы)

3. Цели и задачи программы

4. Механизм реализации программы

5.Ресурсное обеспечение программы

6.  Блоки программы

7.  Критерии оценки результатов

I. Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания

в МОУ СОШ №21 в 3 «А» классе        

     Вопросы гражданско-патриотического  воспитания волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда  Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной.        Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.   Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Анализ проблем гражданско-патриотического воспитания школьников выявил, по крайней мере, четыре положения:

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность  - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

                 В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что

-  поможет         повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

-    раскрыть понимание  истинного значения интернационализма;

-  не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;

-     проявится устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных  Силах  Российской Федерации.

Анализируя социокультурную обстановку в 1А классе приходим к неутешительным выводам: микросоциум оказывает негативное влияние на формирование личности школьника. Это напрямую связано с множеством разнообразных источников информации негативного характера, наличием  во многих семьях факторов семейного неблагополучия, культурно-психолого-педагогическая некомпетентность родителей, асоциальное поведение некоторых из них, что способствуют формированию отрицательных черт личности у подрастающего поколения.

Сложившуюся ситуацию можно и нужно изменить. Для этого следует дополнить содержание учебных предметов и воспитательных курсов заданиями, с помощью которых воспитываются гражданские  качества учащихся. Необходимо показать и доказать школьникам, что не всякая деятельность является нравственной, а только та, которая полезна для самого человека и общества. С этой целью и была разработана  программа гражданско-патриотического воспитания школьников .

II .Пояснительная записка

(Обоснование выбора гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетного направления).

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально- ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную,  региональную специфику;

формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и  расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Таким образом, опираясь на программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 и на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от  5 октября 2010 г. № 795, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения очевидна необходимость в  разработке соответствующей  воспитательной программы.

Реализации программы осуществляется посредством классных часов,  будут задействованы воспитательные возможности учебных предметов. III.Цель гражданско-патриотического воспитания:

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Формирование гражданской и правовой направленности развития личности.

Воспитание  у  подрастающего поколения активной жизненной позиции.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач.

IV. Задачами гражданско-патриотического воспитания младших школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:

- природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны);

- сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);

- социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики);

- некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как:

- любовь к родным и близким людям;

- любовь к родному городу;

- любовь к природе;

- уважение к истории народа;

- восхищение произведениями народного творчества;

- ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений:

- умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности;

- умение принять участие в общественно направленном труде;

- умение бережно относится к природе, результатам труда других;

- умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

V. Механизм реализации программы

Классный руководитель-планирует воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекает учащихся в разные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывает поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживает результат.

Основными исполнителями мероприятий программы являются учащиеся и их родители. Так же родители – оказывают помощь в вопросах семейной педагогики.

VI. Ресурсное обеспечение.

Финансирование программы осуществляется   родителями на добровольной основе. Контролирует и отчитывается за использованные средства в ходе деятельности родительский комитет.

VII. Блоки программы.

1. «Я – гражданин»- гражданско-патриотическое воспитание:

  • формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
  • повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
  • увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
  • развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

2. «Красота спасет мир» - нравственное и духовное воспитание:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

3. «Судьба России» - воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  • формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
  • формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
  • формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынка труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

4. «Креативность, интеллект, творчество» - интеллектуальное воспитание:

  • формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными обучающимися, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
  • формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности обучающихся и т.д.);
  • формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

5. «От физкультуры и спорта – к здоровому образу жизни - здоровьесберегающее воспитание:

  • формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
  • формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
  • формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

  • формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
  • формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

7.   «Я в мире – мир во мне» - культуротворческое и эстетическое  воспитание:

  • формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
  • формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
  • формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
  • формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
  • формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

8. «Дом без одиночества» - правовое воспитание и культура безопасности:

  • формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
  • развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

9.        «Семья – это семь «Я» - воспитание семейных ценностей:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
  • формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

10.        «Рука в руке» - формирование коммуникативной культуры:

  • формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
  • формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
  • формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
  • формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

11. «Спасем земную красоту» - экологическое воспитание:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  • формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся общеобразовательных учреждений, студентов учреждений среднего профессионального образования в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

VIII.Критерии оценки результатов

Ожидаемые результаты реализации программы.

У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В результате реализации программы ожидается:

в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в социальной сфере: способность к самореализации формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;

в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в духовно – нравственной  сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.  Но, если в результате педагогической работы,  ребенок будет располагать знаниями  о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1.     Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию.

2.     Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свобода человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан

- гражданственность.

Количественные параметры:

- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

- отсутствие детей с девиантным поведением;

- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

- проведение мероприятий.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Мониторинг:

Мониторинг деятельности проводится ежегодно; отслеживаются количественные и качественные показатели.

Количественные показатели:

- участие в жизни класса, школы;

- участие в школьных, районных, республиканских мероприятиях обучающихся;

- изготовление и представление различных проектов (на бумажных и электронных носителях);

Качественные показатели:

- освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;

- удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой (ее организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);

- изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класса, школы, города;

- повышение статуса класса в школе.

ДИАГНОСТИКА

Диагностика обучающихся начального общего образования по патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»

Основные показатели воспитанности патриотизма

Признаки и уровни формирующихся качеств.

1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России.

3 – знает и может объяснить все основные понятия;

2 – объясняет понятия не полностью;

1 – в объяснении понятий допускает ошибки.

2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;

1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.

3. Сформированность чувства любви к своей малой родине

3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;

2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;

1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.

4. Служение своими силами

3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;

2 – участвует в организованных другими делах;

3 – неохотно принимает участие в делах.

5. Забота о своей школе

3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;

2 – участвует в делах класса и школы;

1 – в делах класса участвует при побуждении.

Расшифровка показателей

«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;

«2» - хороший уровень;

«1» - низкий уровень.

Диагностика проводится выборочно

При проведении диагностики используются следующие формы:

- наблюдение педагогом;

- лист самооценки качеств личности;

- анкетирование;

- рисуночный тест;

- беседа;

- мини-сочинения.

Примерная анкета

Родина в моей жизни. 2-4 классы

1.        Моя большая Родина – это…

2.        Моя малая родина – это…

3.        Самыми трудными событиями моей Родины были…

4.        Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…

5.        Когда я вырасту, я хочу…

6.        Я не хочу, чтобы моя Родина…

7.        По отношению к Родине я испытываю…

8.        Я благодарен своей Родине за то, что…

9.        Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…

10.        Я стремлюсь быть…

11.        Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…

Патриотическое и гражданское воспитание

Методика незаконченных предложений

Продолжи предложения:

1.        Самое дорогое для человека – это…

2.        Патриот своей Родины – это…

3.        Вдали от родного дома я буду вспоминать…

4.        Долг для меня – это…

5.        Свет в окнах моего дома – это…

6.        Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…

7.        Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…

8.        Помогать Отечеству – значит…

9.        Смыслом семейной жизни для меня является…

10.        Закон для меня – это…

11.        Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…

12.        Символы нашего государства для меня…

Обработка:

Качественный анализ полученных ответов


IX.  План реализации программы в 3 А классе

СЕНТЯБРЬ

п/п

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Гражданско-патриотическое

1.Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

2.Права и обязанности  ребёнка.

1.Школа – наш общий дом.

Кл.час,  посвящённый Дню рождения  Конституции.

Распределение обязанностей

2

Культуротворческое и эстетическое

Общешкольный праздник

« День знаний»

1.Рейд сохранности учебников.

2.Рейд по проверке внешнего вида.

1. Виртуальная экскурсия

 «Москва-столица России»

1.Проверка дневников.

2.Работа с портфолио ученика.

3. Творческий конкурс «Выставка фигурок из природного материала»

3

Здоровьесберегающее

Беседа по ПДД «Безопасный путь в школу»

Беседа по правилам пожарной безопасности.

Беседа по ПДД «На улицах нашего города»

Спортивное соревнование. Полоса препятствий на свежем воздухе.

Беседа «Твоё здоровье - что это?»

4

Экология и краеведение

1.Поход.

Осенняя экскурсия в природу (сбор материалов для осенних поделок)

Викторина «Растения моего края»

Беседа «Как ухаживать за цветами»

5

Интеллектуальное

Беседа: «Режим дня»

Проект «Знаменитые земляки»

Игра «Разгадай ребус»

Проект « городской парк отдыха»

6

Индивидуальная

работа с обучающимися

Диагностическая работа. 1)Выявление учащихся, нуждающихся в поддержке

2)Мониторинг занятости в системе ДО

Диагностическая работа. Выявление одарённых детей

Диагностическая работа.

Диагностическая работа.

7

Работа с родителями

Заседание родительского комитета

Индивидуальные беседы с родителями

Сбор материала для социального паспорта класса

Индивидуальные беседы с родителями

Родительское собрание№1 «Третьеклассник и режим дня»

Примечание: Реализация культурно-образовательной программы «Школьный ранец культуры»

        Реализация программы « Правильное питание»                      

    Классные часы (по плану школы)

ОКТЯБРЬ

п/п

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Гражданско-патриотическое

   1.Беседа «С днём рождения Мурманск»

1.Проект «Моя малая Родина»

Викторина « Моя Родина»

Заочное путешествие «Милые сердцу места»

2

Культуротворческое и эстетическое

1. Конкурс стихов о Мурманске.

2. Конкурс рисунков «Любимый город»

Письмо поздравление Мурманску.

Конкурс авторской открытки «Профессиональный праздник», освящённый Дню Учителя

«Школа мудрости. Дружба»

Внеклассное мероприятие с использованием мультимедийных средств

3

Здоровьесберегающее

Беседа «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься»

Беседа « Правильное питание»

Беседа «Можно ли самому творить здоровье?»

Беседа по ПДД «Мы идем в школу»

Правила поведения на каникулах

4

Экология и краеведение

Выставка работ «Золотая осень». Поделки из природного материала.

Выставка работ «Золотая осень. Аппликации из листьев.

5

Интеллектуальное

Проект « Сочиняем волшебную сказку».

Проект « Рассказ о слове»

Проект « Рассказ о слове»

Игра  «Умники и умницы».

6

Индивидуальная

работа с обучающимися

Выявление групп одарённых учащихся и учащихся, нуждающихся в помощи

Выявление групп одарённых учащихся и учащихся, нуждающихся в помощи

Выявление групп одарённых учащихся и учащихся, нуждающихся в помощи

Выявление групп одарённых учащихся и учащихся, нуждающихся в помощи

7

Работа с родителями

Индивидуальные консультации

Общешкольная конференция «Мы строим общий школьный дом»

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

 

НОЯБРЬ

п/п

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Гражданско-патриотическое

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы

Беседа « Школа - наш дом, будь хозяином в нём»

Игра –практикум «Как я помогаю маме?»

«Я - Россиянин»

Путешествие по карте России

2

Культуротворческое и эстетическое

1.Кл.час «Настроение в школе»

2. «Школа мудрости. Правила вежливости»

Внеклассное мероприятие с использованием мультимедийных средств

1.Сочинение «Моя мама – самая лучшая»

 2.Конкурс рисунков , посвящённый Дню Матери

«У меня зазвонил телефон». Правила разговора по телефону. Беседа

3

Здоровьесберегающее

1.Беседа ПДД  «Это должны знать все. Как избежать опасности на дорогах»

2.Областной конкурс рисунков «Азбука безопасности»

1.Дорожные знаки. Знакомство

2.Весёлые старты (город)

Беседа «Здоровые зубы и уход за ними»

4

Экология и краеведение

Классный час «Лес – наше богатство»

Проект « Разнообразие природы родного края».

Сообщения « Разнообразие животных Мурманской области».

5

Интеллектуальное

Проект « Математические сказки».

Олимпиада «Белый медвежонок»

Игра-путешествие «Помогу себе сам»

(Как легко учить уроки)

6

Индивидуальная

работа с обучающимися

Дополнительные занятия.

Дополнительные занятия.

Дополнительные занятия.

7

Работа с родителями

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

Родительское собрание №2 «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».

ДЕКАБРЬ

п/п

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Гражданско-патриотическое

Беседа « Живём в мире и согласии»

Беседа « Законы класса»

«За что уважают в семье и обществе»

1. Новогодний праздник

2.  Беседа « Новый год в моей семье»

2

Культуротворческое и эстетическое

Конкурс рисунков « Мир без наркотиков»

Уроки Добра «Как справиться с упрямством?»

Беседа «Учимся говорить вежливо»

Уроки Добра «Учимся понимать чувства друг друга»

Беседа «Как празднуют Новый год в других странах?»

Праздник нового года. Работает мастерская Деда Мороза «Рождественский венок»

3

Здоровьесберегающее

Беседа «Чтобы гриппа не бояться. Надо, братцы, закаляться

Беседа «Наши верные друзья»

Беседа «Как сохранить зрение?»

ПДД «Осторожно гололёд»

Правила поведения на воде в зимнее время

4

Экология и краеведение

Викторина «Друзья природы»

Выставка поделок «Природа и фантазия»

Проект « Школа кулинаров».

5

Интеллектуальное

Прослушивание сказок.

Игра «Знаешь ли ты сказки?»

«Как сделать класс красивее»

6

Нравственное и духовное

«Мир без наркотиков» беседа

7

Индивидуальная

работа с обучающимися

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

ЯНВАРЬ

п/п

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя                                      

1

Гражданско-патриотическое

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы

Проект «Мой класс - моя школа»

«Мои родственники по всей России» Фоторепортаж                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

  Беседа «История Праздника Севера»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2

Культуротворческое и эстетическое

Беседа «Культура поведения в театре»                                                                                  

Конкурс рисунков «Зимние забавы»

Беседа «Поведение в школе. Я – ученик»

Выставка поделок « Природа и фантазия»

Анкета «Кто твой друг?» правила

Дружбы

3

Здоровьесберегающее

Беседа «Мы пассажиры»

Игра – практикум

«Правильное питание»                                        

Праздник Севера – подвижные игры на свежем воздухе.

                                                                                                                                                                                                 

4

Экология и краеведение

Операция «птицы».

подкормка птиц

Викторина «Мои друзья насекомые»

5

Интеллектуальное

Подготовка к смотру знаний.

Подготовка к смотру знаний.

Смотр знаний.

6

Индивидуальная

работа с обучающимися

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

7

Работа с родителями

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

Родительское собрание№3 «Как относиться к школьной отметке?»

ФЕВРАЛЬ

п/п

Направления

1 неделя

3неделя

2 неделя

4 неделя

1

Гражданско-патриотическое

Конвенция ООН о правах ребёнка

К

А

Н

И

К

      У

Л

Ы

2

Культуротворческое и эстетическое

Конкурс рисунков « Берегите Умку»

1.Кл. час День «Святого Валентина»

2.Праздник « Масленица»

1)Рыцарский турнир

2)Конкурс рисунков «Наша армия родная»

3

Здоровьесберегающее

1)Беседа «Распространение заболеваний. Профилактика»

«Правила безопасного поведения на улице»

2)«Лыжня зовёт» соревнование по лыжным гонкам среди учеников класса

Беседа  

Движение пешеходов по улицам и дорогам

Беседа «Требования к пешеходам и водителям»

4

Экология и краеведение

Проект « Кто нас защищает».

Выставка рисунков «Зимний пейзаж»

5

Интеллектуальное

Беседа по ПДД «Знаки на дорогах»

Смотр знаний.

6

Индивидуальная

работа с обучающимися

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

7

Работа с родителями

Родительское собрание «Положительные и отрицательные эмоции»

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

 

МАРТ

п/п

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Гражданско-патриотическое

Беседа «Славянская азбука»

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы

2

Культуротворческое и эстетическое

1. Семейный праздник - конкурс « Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши»

 Беседа «Правила поведения в общественных местах»

Викторина «В страну сказок»

3

Здоровьесберегающее

Беседа «Опасные игры»

Кл.час «Как сделать сон полезным»

Беседа «Поведение на улице во время весенних каникул»

4

Экология и краеведение

Правильное питание.

Праздник весны.

Выставка рисунков «Весенние мотивы»

5

Интеллектуальное

Проект «Кто нас защищает»

Олимпиада по математике.

6

Индивидуальная

работа с обучающимися

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

7

Работа с родителями

Индивидуальные консультации

Заседание  родительского комитета.

Индивидуальные консультации

АПРЕЛЬ

п/п

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Гражданско-патриотическое

12 апреля – День Космонавтики .

Анкетирование «Взаимоотношения в классе»

Беседа «Что значит быть гражданином?»

2

Культуротворческое и эстетическое

НЕДЕЛЯ ДОБРА

Беседа «О вреде бранных слов»

Беседа «Вредные привычки»

Беседа «О культуре речи»

Кл.час «Азбука нравственности»

Гала концерт для начальной школы

«1 мая – День Весны и Труда»-конкурс рисунков

3

Здоровьесберегающее

Игра-путешествие в страну здоровых людей

Беседа «На загородной дороге»

4

Экология и краеведение

Конкурс рисунков «Береги природу»

Классный час «Люби и знай свой край»

Проект «Экономика родного края»

Подготовка к проекту.

Проект «Экономика родного края»

5

Интеллектуальное

Подготовка к проекту.

Подготовка к проекту.

Подготовка к проекту.

Проект «Наш класс – дружная семья. Составление летописи класса»

6

Индивидуальная

работа с обучающимися

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

7

Работа с родителями

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

Родительское собрание №4«Перелистывая страницы…» итоги прошедшего года

Индивидуальные консультации

МАЙ

п/п

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

Гражданско-патриотическое

Показ презентации о ВОВ

Встреча с ветеранами «Защитники Родины у нас в гостях»

2

Культуротворческое и эстетическое

Конкурс рисунков «Мы за мир на всей планете»

1.Беседа «Уважай старших»

2. «Я горжусь своим дедом»- фоторепортаж

Беседа «Как вести себя на улице»

Праздник «Прощание с 3 классом»

3

Здоровьесберегающее

Беседа «Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело»

Беседа «Уход за руками и ногами»

Беседа «Учимся соблюдать правила движения»

Правила ПДД на летних каникулах

4

Экология и краеведение

Викторина «Птицы нашего края»

Проект «Музей путешествий»

Игра-путешествие «Лесные опасности»

Экологическая викторина «Правила поведения в лесу»

5

Интеллектуальное

Проект «Сказочная страничка. В названиях сказок – изученные правила»

Беседа «Как развивать свои способности»

6

Нравственное и духовное

День славянской письменности и культуры. Внеклассное мероприятие с использованием мультимедийных средств

7

Индивидуальная

работа с обучающимися

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками

8

Работа с родителями

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

Программа гражданско - патриотического воспитания МОУ «СОШ с. Пигари» «Я – гражданин России»

Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на  повышение статуса патриотического воспитани...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - патриот»

Цель моей программы-формирование патриотических чувств и сознания воспитанников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, кр...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Я гражданин и патриот"

   Программа патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот»  составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастны...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот»

Программа воспитания детей и подростков, цель которой – создание условий для формирования личности гражданина, социального становления, патриотического воспитания, формирования активной гражданс...