программа внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс) на тему

Капранцева Светлана Александровна

программа внеурочной деятельности спортивно-оздаровительной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

     Здоровье – важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живёт.  Как подготовить детей к здоровой продуктивной жизни? Как приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого  дня?

     По мнению учёных, среди факторов, обусловливающих здоровье, 20-25% всех воздействий приходится на долю экологических условий, 20% составляет наследственные факторы , 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором (его влияние составляет до 50-55%) является образ жизни человека. Поэтому так важно с уже с детских лет сформировать  у ребёнка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своём здоровье и его сохранение.

     Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди населения. На состоянии здоровья сказывается тяжелая экологическая ситуация, изменение приоритетов людей в отношении к себе и окружающим, несбалансированное питание, недостаточный уровень знаний в области заботы о здоровье. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей и подростков правильно заботиться о здоровье.
    В Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования» и ряде других документов отмечается огромный потенциал школы в развитие у учащихся знаний и формировании умений, направленных на сохранение здоровья. В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

     Именно от нашего  подхода к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям.

      В школе-интернате №67 обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки  и знания, которыми дети обычно овладевают в дошкольный период. Такие дети с трудом овладевают навыками счёта, чтения и письма. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. Многие дети испытывают трудности в процессе восприятия. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Дети имеют бедный словарный запас. Их собственная речь характеризуется примитивностью грамматического строя, бедностью словаря. Значительным своеобразием отличается и поведение этих детей. Под влиянием неудач у детей с ЗПР быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребёнку индивидуальный подход. Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющие у ребёнка на первых порах положительное отношение к школе. Не следует подчёркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение.

      Поэтому одной из главных задач специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети с задержкой психического развития, является создание условий для формирования культуры здорового образа жизни  и укрепление здоровья учащихся.

     В нашей группе  школы-интерната №67 дети из двух классов – 4 «А» и 4 «Б», из них мальчиков – 10 и девочек - 7. К четвёртому году обучения дети получили  начальные знания и умения в области ухода за организмом, организации режима дня, безопасного поведения, которые необходимы детям для сохранения и укрепления здоровья. Теперь перед нами стоит задача расширить круг знаний, обеспечивающих развитие личности ребёнка как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его возрастными особенностями, интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также  знаний, умений и навыков обоснованного ведения здорового образа жизни.

     Данная программа ориентирована на формирование у учащихся признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

  1. Цель и задачи программы.

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя полученные знания и умения.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  1. Особенности программы.

 Данная  программа строится на принципах:

- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

-  Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на детей 4 класса.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

Личностные универсальные действия.

У обучающихся будут сформированы:

- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

- установка на здоровый образ жизни;

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

- основа для развития чувства прекрасного через представление о физической красоте человека;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к другим через подвижные игры;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.

Обучающийся получит возможность для формировании:

- интереса к различным видам оздоровительной деятельности;

- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;

Метапредметные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- понимать необходимость рациональной организации режима дня;

- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности;

- адекватно использовать коммуникативные  средства, прежде всего речевые, для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

-вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

- проводить самоанализ выполняемых заданий по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;

- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  1.  Технологии, используемые  во  внеурочной  деятельности.

 Игровая.

Способствуют освоению новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и задачи. Игра выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, терапевтическую (преодоление трудностей), коррекционную, социализации. На занятиях используются ролевые, компьютерные, дидактические игры.

Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных представлениях, пополняют запас представлений.
Включение дидактических игр и игровых моментов делают внеурочную деятельность интересной и занимательной, облегчает преодоление трудностей.

ИКТ-технологии  и спользование  мультимедиа-презентации.


Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к ряду положительных эффектов:

-придает занятию эмоциональную окрашенность;

-облегчает процесс усвоения знаний;

-возбуждает живой интерес к предмету познания;

-расширяет общий кругозор.


Здоровьесберегающая  технология.

Обеспечивает  воспитаннику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного  материала.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья.

  1. Тематическое планирование. Содержание программы.

 

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

4 «А»

4 «Б»

по плану

по факту

по плану

по факту

1

Что такое здоровье?

1

 

2

Что такое эмоции?

1

 

3

Чувства и поступки.

1

 

4

Умеем ли мы вежливо обращаться?

1

 

5

Учимся думать.

1

6

 Учимся находить причину и последствия событий.

1

7

 Спешите делать добро.

1

8

Поможет ли нам обман.

1

9

«Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.

1

10

Что мы знаем о курении

1

11

Все ли желания выполнимы.

1

12

Зависимость.

1

13

Почему вредной привычке ты скажешь - НЕТ?

1

14

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

1

15

 Алкоголь – ошибка.

1

16

Как отучить себя от вредных привычек.

1

17

Как отучить себя от вредных привычек.

1

18

Мальчишки и девчонки.

1

19

Одежда.

1

20

Ответственное поведение.

1

21

Правила поведения за столом.

1

22

Умеем ли мы правильно питаться?

1

23

Как вести себя в транспорте и на улицу?

1

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону.

1

25

Что такое дружба?

1

26

Кто может считаться настоящим другом.

1

27

Если кому - нибудь нужна твоя помощь.

1

28

Чистота и здоровье

1

29

Откуда берутся грязнули?

1

30

Чистота и порядок

1

31

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

32

День здоровья.

1

33

Путешествие в страну здоровья.

1

34

Путешествие в страну здоровья.

1

Содержание.

Тема 1. Что такое здоровье? (1час)

Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

Тема 2. Что такое эмоции? (1час)

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».

Тема 3. Чувства и поступки. (1час)

Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?»  Творческая работа в тетради.

Тема 4.  Умеем ли мы вежливо обращаться? (1 час)

Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.

Тема 5. Учимся думать. (1час)

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».

Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час)

Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»

Тема 7.  Спеши делать добро.(1час)

Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

Тема 8. Поможет ли нам обман.(1час)

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.

Тема 9. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.

Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час)

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.

Тема 11. Все ли желания выполнимы.(1час)\

Беседа по теме. Анализ ситуаций в  стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.

Тема 12. Зависимость. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении Э.Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».

Тема 13. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час)

Робота со стихотворением А.Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

Тема 14. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час)

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.

Тема 15. Алкоголь – ошибка. (1час)

Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.

Тема 16-17. Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.

Тема 18. Мальчишки и девчонки. (1час)

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.

Тема 19. Одежда. (1час)

Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э.Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение  высказывания  А. П. Чехова.

Тема 20.  Ответственное поведение. (1час)

Беседа по теме.  Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».

Тема 21. Правила поведения за столом. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «От знакомых уходя…».

Тема 22. Умеем ли мы правильно питаться?(1час)

Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.

Тема 23.  Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)

Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный  ответ».

Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)

Беседа по теме. Игра «Телефон».  Составление  памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».

Тема 25. Что такое дружба. (1час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

Тема 26.  Кто может считаться настоящим другом. (1час)

Беседа по теме. Чтение и анализ  отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери  «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»

Тема 27.  Если кому - нибудь нужна твоя помощь. (1час)

Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Тема 28. Чистота и здоровье. (1час)

Чтение и анализ стихотворения «Мойдодыр». Инсценировка. Игра «Три движения».

Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час)

Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.

Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час)

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.

Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений.

Тема 32. День здоровья. (1час)

 Игры и соревнования на улице..

Тема 33-34. Путешествие в страну здоровья. (2час)

Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т.д.

  1. Литература
  1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
  2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
  3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
  4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.

5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.

6. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.

7. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

8. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

09. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.

10. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997

11. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.

12. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

14. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...