Программы по внеурочной деятельности.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Сегодня в школе создались условия для подробного изучения культуры предков как целостного мира, в котором есть место песне и танцу, живописи и костюму, глиняной игрушке и резьбе по дереву, сказке и мифу. Работа по народной культуре организована во внеурочной деятельности в соответствии с компонентом вариативной части учебного базисного плана "Внеурочная деятельность: кружки, клубы, проектная деятельность" (ФГОС). Разработала программу "Народная культура" для 1-4 классов. Основной задачей считаю, сформировать у младших школьников общее представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, и, через приобщение к истокам русской народной культуры, подвести к осознанию и значимости культуры других народов мира. Изучение народной культуры представила в виде нескольких последовательных ступеней. Самая важная и обязательная - первая ступень: народная философия и народная педагогика. Вторая и третья ступени: жилище как Космос и одежда как Космос. Четвертая ступень - искусство народных праздников. Пятая - традиционные народные ремесла. Обучение школьников "рукомастерству" и "рукотворчеству".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по направлению духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников
« Народная культура»
(3 класс)
Составила: Половинко А.В.
учитель начальных классов
город Батайск
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного воспитания и развития личности «Народная культура» разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программы воспитания и социализации обучающихся.
В настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, введение данной программы особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих нравственные компоненты в содержании образования. Процесс гуманитаризации и гуманизации в современном образовании, направленный на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и соответственно личностной зрелости обучаемых, призван приостановить упадок грамотности и культуры в обществе, вывести из забвения историю и культуру русской земли, народа, восстановить народные традиции.
Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата.
…И тогда прошлое и будущее становятся неразрывным для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени.
Сегодня, в школе создались условия для подробного изучения культуры предков как целостного мира, в котором есть место песне и танцу, живописи и костюму, глиняной игрушке и резьбе по дереву, сказке и мифу.
Работа по изучению народной культуры организуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с компонентом вариативной части базисного учебного плана «Внеурочная работа: кружки, секции, клубы, проектная деятельность и др.» (Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования 2009 года).
Организация работы по программе «Народная культура» осуществляется с 1-го по 4-й класс общеобразовательной школы и может быть продолжена в среднем звене. Занятия проводятся 2 раза в неделю в объеме 36 недель – 72 часа в год во 2 «е» классе. 30% времени отводится на изучение теоретического материала, 70% - практическая часть занятий.
Основная задача – сформировать у младших школьников общее представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве – и, через приобщение к истокам русской народной культуры, подвести к осознанию глубины и значимости культур других народов мира.
Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет им расти не «Иванами, родства не помнящими», а личностями сознающими свою причастность к богатейшей истории родного народа, а значит, и всего человечества, поможет впитать в себя высокие нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить ум, талант и мудрость народную.
Через приобщение к народным судьбам выдающихся соотечественников дети познакомятся со славными страницами истории Донского края. Они узнают, какая яркая и богатая история у этой большой земли. Жизнь не текла здесь вяло и однообразно, здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому… Не раз полыхала Донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных воин и сражений, в которых принимали участие наши предки. А, когда заканчивалась война, народ строил, рыл каналы, возводил корпуса заводов и фабрик. Строил для того, чтобы еще могущественней была наша страна, еще счастливей жили люди.
Кроме того, дети получают возможность попробовать себя в области народно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению.
Ожидаемым результатом работы по вхождению в мир народной культуры станет восприятие детьми народной культуры, как целостного мира, где главными являются идеи добра со злом и утверждение красоты и гармонии жизни. Приобщая ребенка к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «генетической» и культурной памяти поколения, утверждению в сознании ребенка место своего «я» в системе «семья» - «род» - «народ» - «человечество».
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
- Через развитие исторической памяти и творческих способностей учащихся дать первоначальное представление о народной культуре.
- Способствовать формированию начального представления об историческом развитии человечества в целом и родного народа в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи.
- Способствовать воспитанию у младших школьников целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучение и освоение художественных традиций и знакомство с традиционной системой «языка» народного искусства во всем его многообразии.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА.
Изучение народной культуры можно представить в виде нескольких последовательных ступеней.
Безусловно, самая важная и обязательная – первая ступень, с которой должно начинаться вхождение в мир культуры – народная философия и народная педагогика. Без мировоззренческого подхода невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни культуру жилища, ни прочие составляющие народной культуры. При этом имеется в виду не изучение «Философии» и «Педагогики», а попытка проживания ребенка в мире, в круге бытия, в котором жили его предки.
Вторая и третья ступени – жилище как Космос и одежда как Космос. Наши предки считали себя частью живой природы, детьми Космоса. Мир в представлении нашего предка был триединым – Небо, Земля, Мир подземный. Это триединство прослеживалось и в жилище, и в одежде.
Четвертая ступень – искусство народных праздников. Земледельческий календарь русского человека – от святок по кругу до новой зимы, до новых святок – рассматривается, изучается, пропевается, проигрывается.
Пятая ступень – традиционные народные ремесла. Обучение школьников «рукоремеслу» и «рукотворчеству».
Формы работы с детьми:
- Индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
- Проведение праздников и мероприятий.
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
- Проектная деятельность учащихся.
- Экскурсии, организация выставок.
- Тематические и творческие вечера.
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Используемые технологии:
- игровое моделирование
- обучение в сотрудничестве
- проблемное обучение
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- обучение на диалоговой основе
Принципы проведения занятий:
- принцип успешности (создание условий для самовыражения всех учащихся, создание ситуации успеха);
- принцип одобрения (исключает критику, негативные оценки; предусматривает подчеркивание положительных черт самого ребенка, его возможностей и способностей, достижений и позитивных устремлений);
- принцип партнерства ( предполагает равноправие партнеров в процессе взаимодействий).
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Вечера вопросов и ответов.
- Выставки, конкурсы.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
- Совместно организованные с родителями праздники.
Обеспечение:
- компьютер, интерактивная доска, коллекция аудио- и видеозаписей;
- фильмы из коллекционного издания ВВС «Загадки истории», «80 чудес света»;
- современная мультимедийная энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия»;
- Бутенко Т.А. Край родной. Хрестоматия для чтения;
- цикл образовательных и развлекательных программ «Уроки матушки совы»;
- Конышева Н.М. Секреты мастеров;
- Большая детская энциклопедия;
- Библия для детей;
- земледельческий календарь;
- православный народный календарь;
- библиотека и медиатека, доступ к сети Интернет.
Содержание программы.
3 класс. Мир народной культуры. (72 часа)
- (8 часов) Введение. Знакомство с основными этапами исторического развития человечества. Единство практического и духовного освоения мира человеком. Формирование первобытной культуры. Возникновение и трансформация древнейших культов ( культ огня, культ предков ).
- (8 часов) Круг жизни. Проблема смысла человеческой жизни в народной культуре. Народная педагогика. Роль общественных законов и родовых традиций в индивидуальном воспитании. Воспитание мальчика, как будущей опоры рода, кормильца и защитника. Воспитание девочки, как будущей матери, хранительницы традиций, нравственности и духовности.
- ( 10 часов) Семейно-бытовые обряды. Понятие «обряд». Соотношение календарной и семейной обрядности. Семейные обряды. . Традиции моей семьи. Обряды и праздники. Древние истоки и отражение архаического мировоззрения в семейно-обрядовой культуре. Драматургия, игровой и музыкальный фольклор обрядового действа.
- (12 часов) Жилище как Космос. Дом как центр и образ Мира. Исторические типы жилищ разных народов. Обряды и обычаи разных народов, связанных со строительством дома. Архитектура и интерьер избы и подворья. Дом – оберег от зла. Жилище как модель самого человека. Декоративно-прикладное искусство в домашнем быту.
- (10 часов) Одежда как Космос. Знакомство с историей одежды, особенностями возникновения народного костюма. Знакомство с ансамблевой архитектоникой народной одежды на примере русского народного костюма. Образы и декор традиционной вышивки одежды.
- (14 часов) Народный календарь. Круглый год праздников. Макушка лета – Иван Купала. Осень – Успеньев день, Рождество Богородицы. Праздник Рождества Христова на Руси. Зима – Святки. Святочные обряды: память об охотниках (ряжение), святочные маски. Весна – Масленица, обряд выпечки жаворонков, Пасха, обновление, воскрешение. Пасхальные обряды: яйцо – символ жизни, клетка жизни, идеограммы на яйце (писанки). Пробуждение медведя – Благовещение. Начало лета – Троица и Семик (праздник молодой березки, девичьи гадания).
- ( 10 часов) Народные ремесла. Ручное ткачество – «ниточка дружит с ниточкой», а я – с тобой. Вышивка в технике «роспись» - белый («правь»), красный («явь»), черный («навь»). Роспись по дереву. Техника росписи (умение держать кисть, традиционные цвета, умение составить композицию). Техника лепки птицы, коня, медведя. Традиционное украшение игрушек. Тесто соленое: лепка «жаворонков», «крестов», «лесенок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...