Интеграция ребёнка с РДА в классный коллектив
план-конспект на тему

Данный материал представляет практический опыт работы с детьми-аутистами: основные коррекционно-педагогические подходы к интграции ребенка с РДА в классный коллектив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_rebyonka_s_rda_v_klassnyy_kollektiv.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

ИНТЕГРАЦИЯ  РЕБЁНКА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ  В КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ.

                                Золотарёва Н. А.- учитель  МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников

                                 с ограниченными возможностями здоровья «Специальная(коррекцион-

                                 ная) общеобразовательная школа №78» VIII вида г. Новокузнецка.

Период школьного обучения особенно важен для аутичных детей и их близких. Выход в довольно сложные социальные условия школы, в среду детей – это большая победа такого ребенка и открытие для него новых возможностей развития. Школа дает ему не только знания и навыки, но прежде всего, шанс научиться жить вместе с другими детьми.

На данной ступени ребенок переходит с индивидуального обучения в групповое. Ему необходима поддержка со стороны учителя. И задача учителя: научить ребенка – аутиста работать в классном коллективе. Для этого необходимо:

IСформировать у ребенка-аутиста  «учебное поведение» [6,с.35]

II.Скоординировать действия родителей, психолога, врача и педагога.

III.Помочь  соученикам в понимании и принятии особого ребенка.

Формирование «учебного поведения»:

  1. Организация общения с аутистом. (индивидуальный подход, иногда достаточно слова, взгляда, какого-либо действия.)        
  2. Организация  пространственно-временной «разметки» [6,с.45] (смена зон и видов деятельности.).
  3. Создание  ритуала  урока.(подготовка к уроку школьных принадлежностей, звонок-начало урока и т. д.).
  4. Создание положительно-эмоциональной установки (поощрение ребенка, говорить, что у него с каждым разом получается все лучше и лучше).
  5. Отрабатывание заданий, способствующих преодолению характерных трудностей (задания в соответствии с интересами ребенка, использование индивидуального и дифференцированного подхода).
  6. Вырабатывание произвольного внимания (формирование сознательности, восприятия, запоминания и воспроизведения информации).

    Координация действий родителей, психолога, врача и педагога:

  1. Психотерапия всех членов семьи.
  2. Ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка.
  3. Составление индивидуальной программы воспитания и обучения в домашних условиях (организация режима, привитие навыков самообслуживания).
  4. Совместная работа родителей и врача (врач проводит беседы с родст- венниками, уточняет терапевтические назначения, учит родителей наблюдать за состоянием ребенка во время медикаментозного лечения.).
  5. Посещение детьми-аутистами вместе с родителями всех школьных мероприятий.

Помощь соученикам в понимании и принятии особого ребенка:

1.Интенсивность контактов с другими учащимися  должна быть строго дозированной.

2.Общение с одноклассниками чётко организованным в рамках стереотипа   урока и перемены.

3.Не допускать возникновения стойких конфликтов.

4. Попытаться сформировать идеальные образы друг друга.

5.Идеальные образы должны постепенно индивидуализироваться и    конкретизироваться.

Очень много зависит от отношения одноклассников  к необычному ребенку. В начальном классе оно определяется прежде всего позицией учителя,  его настроенностью на помощь, уважением, стремлением подчеркнуть перед другими детьми достоинства странного ребенка. 

Переступая порог класса ребёнок с аутизмом уже имеет определенные школьные навыки,  имеет опыт индивидуального обучения. Тем не менее обучение в  классе начинается с трудностей. Эти трудности значительно сглаживаются уже в течении первого года обучения.  Однако справиться с ними можно, только дав реальный опыт обучения  ребёнку-аутисту вместе с другими детьми. Другого пути нет, никакая индивидуальная работа не может заменить подобный опыт.  Какие трудности?

Ребенок-аутист   физически не выдерживает 40 минут урока за партой. Такой ребёнок может вести  себя как маленький,  ходить по классу во время урока, заниматься своими играми. Поэтому  необходимо разрешать несколько раз в течении  урока играть в игровом  уголке, но молча, чтобы не мешать другим. Постепенно количество таких игр сокращать. Только так он начнёт работать в том же режиме времени, весь урок, как и все дети в классе.

Во время урока он  постоянно  нуждается в помощи учителя. Ребенок на первых порах может не выполнять инструкции, не  реагировать на устное обращение,  как бы не видеть и не слышать  учителя. Однако это не совсем так, ребёнок воспринимает происходящее. Но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Сначала он может  выполнять задания медленно,  как будто нехотя. В этом случае не стоит стремиться,  как можно скорее привести в порядок такого ребенка,  заставить вести  его на уроке абсолютно правильно. Торопливость в данном  случае может привести к обратному результату.   Необходимо использовать различные варианты: очень часто  стоять  возле его парты, за парту рядом с ним садить его любимую игрушку, садиться учителю рядом,  ставить точки в тетради. Так  постепенно у ребёнка-аутиста появится уверенность, а  помощь учителя минимальной.  

Боязнь зайти в столовую.  Трудности  обучения усугубляются новизной самой  школьньной  ситуацией, все необычное как известно является для такого ребенка очень сильным стрессовым фактором. В этой новизне самым острым переживанием является общество других детей. В данном случае  необходимо использовать различные приёмы:    брать ребёнка с собой, когда учитель идёт отмечать количество учащихся на обед, заходить в столовую, когда там никого нет, предлагать  просто стоять возле двери и ждать когда дети покушают, затем посидеть за столом (но не кушать). Так шаг за шагом постепенно приучать. И наступит день, когда ребёнок будет кушать со всеми вместе и даже дежурить в столовой.  

Не умеет контактировать с одноклассниками. Ребенку-аутисту  будет легче адаптироваться,  особенно в начале обучения, если в классе царит благожелательная и спокойная атмосфера. Для него важны симпатия и доброжелательность, которые позволяют довериться и привязаться к своему учителю. И конечно же, необходимо оказывать помощь соученикам в понимании и принятии их особого одноклассника.  Девочки класса (дети с лёгкой интеллектуальной недостаточностью) могут выполнять роль воспитателя, а иногда и педагога. Так постепенно  помогать ребенку преодолевать  дискомфорт и стать похожим на других.  Все  это безусловно осложняет жизнь класса,  но важно помнить ,что аутичный  ребенок только начинает подражать детям, это его первые  попытки  стать похожим на других.  Если он  не пройдет их,  трудно ждать, что в дальнейшем он начнет следовать правильным образцам поведения.

Что касается уроков, то необходимо постепенно вырабатывать произвольное внимание ребёнка, формировать осознанность восприятия, запоминания и воспроизведение информации. Для этого:

1.Задания подбирать в соответствии с интересами ребенка, использовать индивидуальный и дифференцированный подход.  При организации урока важно помнить, что тормозимость, неуверенность ребенка делает для него крайне трудной ситуацию самостоятельного выбора или принятия решения.

2.Использовать эмоционально смысловой комментарий, по возможности пытаться сделать его сюжетным, что позволяет более длительно удерживать внимание ребенка на задании (на уроке: элементы кукольного театра, игровые моменты).

3. Использовать смену зон и видов деятельности в определенном               порядке: задание – динамическая пауза и т.д. (на  уроке: работа за партами, на ковре, у доски, группами за столами).

  1. Обязательно поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается всё лучше и лучше (на уроке: оценка работы с помощью фишек, флажков, звездочек и т.д.)  Пытаться создать хорошую репутацию ребенку в глазах одноклассников: на уроках продемонстрировать его сильные стороны. серьезные знания  и даже свою симпатию к  нему.

5. Для такого ребенка должна быть больше, чем обычно продумана организация перемены. Организация свободного спонтанного общения со сверстниками для ребенка-аутиста более трудна, чем структурированная ситуация обучения. На переменах специально проговаривать, обсуждать возникающие ситуации.

6. И обязательно пытаться привлекать ребенка во все мероприятия, но постепенно, индивидуально, осмысленно.  Существует мнение, что дети с аутизмом праздников не любят, но это не так; праздник может доставить им радость и стать важным смысловым механизмом организации их поведения. Просто ребенка надо направленно  готовить к каждому празднику.  

Только сформировав «учебное поведение», скоординировав действия родителей и специалистов, оказав помощь соученикам в принятии особого одноклассника  можно развивать и совершенствовать  знания, умения и навыки  ребенка-аутиста.  Опыт работы показывает, что  аутичный  ребенок постоянно нуждается в стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и людьми. Её нельзя организовать искусственно, но можно получить в обычной нормальной жизни, которая постоянно и естественно заставляет детей  -аутистов  «собираться» [6,.с55] и решать новые задачи.

                                             Библиография

1.Иванов Е.С., Демянчук Л.Н. Детский аутизм: диагностика и коррекция.-

   Санкт-Петербург, изд-во Дидактика Плюс; 2004.

2.Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. –  

   Москва, Теревинф, 2003.

3.Лебединская К.С. Никольская О.С Дефектологические проблемы раннего

    детского аутизма. Журнал `Дефектология` №6, 1987.

4. Морозова С.С. Методические рекомендации по работе с детьми с ослож-

    нёнными формами аутизма.-Москва; 2001.

5. Назарова Н. М. Специальная педагогика.-Москва; 2000.

6. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Аутичный ребёнок. Пути помощи. –

    Москва, Теревинф, 1997.

7. Питерс Т.  Аутизм. От теоритического понимания к педагогическому   воз-

   действию.- Москва; Владос, 2003.

8. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей

    инвалидов. : Учебное пособие. Под ред. С. М. Безрук, С.С. Лебедевой.-

    СПб,: Речь; 2006.

9. Шипицина Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия.- СБб., Дидактика Плюс;

   2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Классный коллектив"

Это разработка беседы-диалога с учащимися с целью раскрытия содержания понятий "коллектив" и "школьные товарищи"....

Классный час с привлечением участия родитетелей "Я, мой друг, мой классный коллектив."

Круглый стол с участием детей и их родителей с использованием презентации....

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час способствует воспитанию в духе коллективизма, формированию и сплочению детского коллектива....

Классный час "Что такое классный коллектив".

Что такое "коллектив", кто такие "школьные товарищи"...

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»Подготовила Мухина М.С.Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как созда...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

КЛАССНЫЙ ЧАС "ЧТО ТАКОЕ КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ"

КЛАССНЫЙ ЧАС "ЧТО ТАКОЕ КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ"...