Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальной школе
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Половинко Александра Васильевна

Цель диагностики: выяснить, являются ли,  и в какой степени, воспитывающими те виды внеклассной деятельности, которыми занят школьник. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_effektivnosti_deyatelnosti.docx54.68 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальной школе

Класс: _____________

Классный руководитель:

_______________________________

2014-2015

учебный год

Диагностика эффективности деятельности.

Диагностика эффективности деятельности.

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Личность самого воспитанника

Детский коллектив

Профессиональная позиция педагога

Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности

 Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.)

 Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива

 Сформированность коммуникативной культуры учащихся

 Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

 Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

 Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

 Методика «Какой у нас коллектив?» (по А.Н. Лутошкину)

 Методика «Наши отношения»

 Методика «Творческие задания»

 Игра «Лидер»

 Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

 Социометрия

 Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

 Методика «Сочинения учащихся»

 Игровая методика «Мишень»

 Методика определения лидера

 Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

 Методика «Эмоционально-психологический климат»

 Методика изучения мотивации межличностных выборов

 Методика «Лесенка»

 Методика диагностики организованности коллектива

 Игровая методика «Лидер»

 Методика «Творческий коллектив»

 Методика определения уровня развития самоуправления

 Цветопись (по А.Н. Лутошкину)

 Методика «Определение уровня развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

 Методика «Ребячья мозаика»

Диагностика нравственной воспитанности

 младших  школьников.

Диагностическая программа изучения уровня воспитанности младшего школьника

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Самообладание и сила воли

3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Диагностика нравственной воспитанности

обучающихся начальной школы

Инструкция.

 Диагностику нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой необходимо провести среди учащихся, используя диагностическую таблицу уровней нравственной воспитанности (УНВ), которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

 Отношение к обществу, патриотизм

 Отношение к умственному труду

 Отношение к физическому труду

 Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)

 Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист (см. файл "Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников.doc"). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностика нравственной воспитанности.

Патриотизм.

ФИО

Отношение к природе

Гордость за свою страну

Служение своими силами

Забота о своей школе

Итого баллов

Классный руководитель: ________________________________

Диагностика нравственной воспитанности.

Отношение к умственному труду.

ФИО

Любо

знательность

Познавательная активность

Стремление  к реализации

Саморазвитие

Организованность в учении

Итого баллов

Классный руководитель: ________________________________

Диагностика нравственной воспитанности.

Отношение к  физическому труду.

ФИО

Трудолюбие

Творчество

 в труде.

Самостоятельность

Бережное отношение к результатам труда

Осознание значимости труда.

Итого баллов

Классный руководитель: ________________________________

Диагностика нравственной воспитанности.

Отношение к  людям.

ФИО

Доброта

Уважительное отношение к взрослым

Дружелюбное отношение к сверстникам

Милосердие

Честность

Итого баллов

Классный руководитель: ________________________________

Диагностика нравственной воспитанности.

Отношение к  самому себе.

ФИО

Самодисциплина

Самообладание

Соблюдение культуры поведения

Организация и пунктуальность

Требовательность к себе

Итого баллов

Классный руководитель: ________________________________

Сводный лист диагностики  изучения  уровня нравственной воспитанности (УНВ)

Дата: ---------------                            Класс:_________

ФИО

Отношение к природе

Отношение к умственному труду

Отношение к физическому труду

Отношение к людям

Отношение к самому себе

Итого баллов

УНВ

Классный руководитель: ________________________________

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования

на 2014-2015учебный год

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

-организация работы с родителями, общественными организациями, социальными

- партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования. Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты мониторинга:

 Диагностика¬ эффективности внеурочной деятельности школьников (оценка

востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями)

 Личность¬ самого воспитанника (вовлечённость обучающихся во внеурочную

образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне ОУ)

 Детский¬ коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер

межличностных отношений)

 Профессиональная позиция педагога (результативность участия педагогов в целевых¬

программах, проектах различного уровня, воспитательных мероприятиях)

Мониторинг внеурочной деятельности

Показатели

Сроки контроля

Ответственные за проведение

1. Эффективность работы кружков, секций, клубных объединений

Проектная деятельность учащихся

В течение года

Классные руководители

2.Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры, заключенные договора с

учреждениями культуры

В течение года

Зам. директора по УВР

3. Результативность участия обучающихся в

выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях

и т.п. вне школы

В течение года

Педагоги дополнительного

образования

4. Количество обучающихся, участвующих в

выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне

школы

В течение года

Руководители творческих

объединений, секций

5. Количество учащихся, задействованных в

общешкольных мероприятиях

В течение года

Зам. дир. по УВР

6. Проведение различных мероприятий

В течение года

Зам. дир. по УВР , вожатая

7. Посещаемость кружков и секций

1 раз в четверть

Зам.директора по УВР

8.Организация ученического самоуправления

Количество детей, задействованных в

ученическом самоуправлении

В течение года

Зам.директора по УВР

9.Удовлетворенность обучающихся жизнью в

творческом объединении

Май

Зам.директора поУ ВР

10. Удовлетворенность родителей организацией

внеурочной деятельности в школе

Май

Зам.директора по УВР

11. Наличие благодарностей, грамот

Май

Зам.директора по УВР

12. Наличие рабочих программ по внеурочной

деятельности и их соответствие предъявляемым требованиям

Сентябрь

Классные руководители факультативов,

творческих объединений, секций

13.Наличие воспитательных программ классных

коллективов у классных руководителей

Сентябрь

Классные руководители

14.Ведение аналитической деятельности своей

работы (отслеживание результатов, коррекция

своей деятельности)

Май

Зам.директора по  УВР

 руководители факультативов,

творческих объединений, секций

15.Прохождение курсов повышения квалификации

В течение

года

руководители факультативов,

творческих объединений, секций

16. Участие в работе МО конференций, семинаров и т.д.

В течение

года

Зам.директора по УВР,

руководители

факультативов, творческих

объединений, секций

17. Презентация опыта на различных уровнях

В течение

года

Зам.директора по УВР, классные руководители, руководители творческих

объединений, секций

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Методы и методики мониторинга деятельности педагога.

Показатели

Сроки контроля

Методы

контроля

Кто проводит

Эффективность работы кружков, секций, клубных объединений

1.1Результаты промежуточной аттестации учащихся (итоги учебного года)

Май

Анализ

Учитель

1.2Результаты итоговой аттестации

Май

Анализ

Учитель

1.3.Проектная деятельность учащихся

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.4.Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.5 Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.6. Количество учащихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.7 Количество учащихся, задействованных в общешкольных мероприятиях

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.8. Проведение различных мероприятий

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.9 Проведение экскурсий, походов

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.10Вовлеченность учащихся в акцию милосердия

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.11Кол-во учащихся, принимающих участие в экскурсиях, походах.

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.12 Посещаемость кружков и секций

В течение учебного года

Анализ

Учитель

1.13 Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса

В течение учебного года

Анализ

Учитель

2. Организация ученического самоуправления

2.1Количество детей, задействованных в ученическом самоуправлении

В течение учебного года

Анализ

Учитель

3.Анализ состояния работы с родителями

3.1. Проведение родительских собраний

В течение учебного года

Анализ

Учитель

3.2 Посещение родителями обучающихся родительских собраний

В течение учебного года

Анализ

Учитель

3.3 Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания в предыдущем учебном году

В течение учебного года

Анализ

Учитель

3.4 Участие родителей в мероприятиях на основании данных, зафиксированных педагогом в специальном журнале (тетради)

В течение учебного года

Анализ

Учитель

3.5. Процент родителей, принявших участие в мероприятиях в предыдущем учебном году (на основании данных протоколов родительских собраний и анализа деятельности педагога)

Май

Анализ

Учитель

4. Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса

Учитель

4.1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

Учитель

4.2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

Учитель

4.3.Наличие благодарностей, грамот

В течение учебного года

Анализ

Учитель

5. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса

5.1.Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям

Сентябрь

Анализ

Учитель, зам. директора по УВР

5.2.Планирование воспитательной работы на год

Сентябрь

Составление плана

Учитель, зам. директора по УВР

5.3.Ведение аналитической деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности)

В течение учебного года

Анализ

Учитель

5.4.Ведение журнала

Сентябрь - май

Проверка журналов

Зам. директора по ВР

6. Использование новых воспитательных технологий

6.1.Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения

В течение учебного года

Анализ

7.1.Прохождение курсов повышения квалификации

В течение учебного года

Анализ

Зам. директора по УВР

7.2.Участие в работе конференций, семинаров и т.д.

В течение учебного года

Анализ

Зам. директора по УВР

7.3. Работа над методической темой

В течение учебного года

Анализ

Учитель

Учитель

8.1.Презентация опыта на различных уровнях

В течение учебного года

Анализ

Учитель

8.2.Наличие научно-педагогических и методических публикаций

В течение учебного года

Анализ

Зам. директора по УВР

Карта наблюдения внеурочного занятия

Параметры

Показатели

Дата проведения занятия

Класс

Учитель

Тема занятия

Соответствие темы  интересам учащихся, их  возрастным особенностям.

Заинтересованность учащихся в тематике предлагаемого внеурочного мероприятия (высокая, низкая)

Цель занятия

Направление внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное)

Вид внеурочной деятельности (познавательная, игровая, трудовая, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение)

Форма проведения (практикум, кружок, экскурсия, клубное занятие, научная конференция и т.д.)

Обеспечены ли органическая, двусторонняя связь урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение  урочной тематики.

Какие УУД формировались  на занятии (личностные, метапредметные, предметные)?

Какой уровень результатов внеурочной деятельности достигнут?

  • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний
  • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
  • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Предложения и замечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»

В работе описаны  методы, приемы и средства повыщения эффективности образовательной деятельности в начальной школе и из личного опыта в рамках ФГОС. Работа учителя приняла участие  на ...

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальной школе.

В статье представлен опыт работы нашей школы по реализации внеурочной деятельности, проведение диагностики эффективности....

КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объектив...

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....