Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) на тему

Зюзикова Елена  Александровна

Программа по патриотическому воспитанию младших школьников разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером», программы по краеведению для начальной школы кафедры педагогики и экономической географии Новокузнецкого педагогического института под руководством А.А. Мытарева «Наш край родной», программы факультативного курса «Я—гражданин России» Н.Я. Чутко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по патриотическому воспитанию

(1-4 классы)

«Я--Россиянин»

Программа по патриотическому воспитанию младших школьников разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером», программы по краеведению для начальной школы кафедры педагогики и экономической географии Новокузнецкого педагогического института под руководством А.А. Мытарева «Наш край родной», программы факультативного курса «Я—гражданин России» Н.Я. Чутко.

Пояснительная записка

Целью патриотического воспитания является формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Задачи:

  • привитие любви и чувства сопричастности к малой Родине—родному городу, области;
  • воспитание патриотизма через осознание сопричастности к истории своей страны;
  • воспитание любви к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
  • воспитание основ правового сознания;
  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин-это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю. Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа «Я - Россиянин» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной программы образовательного учреждения.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном—коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

 Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • беседы

о предметные уроки

о классные часы о сообщения

о встречи с интересными людьми

о литературно-музыкальные композиции

о просмотр и обсуждение видеоматериала

о экскурсии

о поездки, походы по историческим и памятным местам, в музеи

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): о творческие конкурсы

о выставки декоративно-прикладного искусства

о коллективные творческие дела

о соревнования

о показательные выступления

о праздники

о викторины

о интеллектуально-познавательные игры о трудовые дела

о тренинги        ^

о наблюдения

о обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций о заочные путешествия

о проведение   выставок   семейного   художественного   творчества,

музыкальных вечеров

о творческие проекты, презентации, участие в научных конференциях

о сюжетно-ролевые игры краеведческого, гражданского и историко-патриотического содержания

Программа «Я—гражданин России» используется в 1-4 классах. Она включает три направления, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

 1 класс «Моя семья»

- формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;
  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

2        класс   «Моя Родина—Кузбасс»

- привитие любви и чувства сопричастности кмалой Родине—родному городу, области.

Задачи:

-        на основе предметных знаний и умений знакомить учащихся с природой, историей родного края;

-        подвести учащихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

-воспитывать чувства патриотизма, уважения к культуре людей разных национальностей, к людям труда.

3        класс    «Я—гражданин  России  (Я—моя  страна—мой  мир)»

-  формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

  • развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

4        класс    «Я—гражданин   России   (Мое   настоящее   и   далекое   прошлое)»

-обогащение      знаниями,      раскрывающими      прошлое,      историю, способствующими     присвоению    ребенком     социальных     ценностей, определенных норм морали, нравственности.

Задачи:

-        расширить значимые знания ребенка о самом себе;

-        дополнить знания по истории и современному государственному устройству России;

-        дать представление о социальном начале человека, его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка.

Принципы  программы:

  • Принцип культуросообразности—^развитие ребенка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
  • Личностный—^развитие личностных качеств, готовности к самостоятельной деятельности по сбору информации, умения отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

Принцип системности и последовательности—обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

Принцип целостного представления о мире—поможет ребенку понять свое место в мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.

Принцип доступности—получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям. Принцип  ответственности—^использование учебного  материала, способствующего развитию ответственности.

Принцип наглядности—изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся желание с радостью выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению материала.

Принцип справедливости—использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.

Работа по данному курсу обеспечивается литературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 1, 2, 3, 4 кл.—Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 кл. к уч. «Окружающий мир»—Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1-2, 3, 4 кл.—Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения 3-4 кл.—Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Чутко Н.Я. Я—гражданин России (Я—моя страна—мой мир); учебное пособие для 3 кл.—Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Чутко Н.Я. Я—гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое); учебное пособие для 4 кл.—Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к учебнику-хрестоматиии   «Я—гражданин   России».   3   кл.—Самара:   Корпорация

«Федоров».

Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические пояснения к учебнику-хрестоматиии «Я—гражданин России». 4 кл.—Самара: Корпорация «Федоров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...