Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.
статья на тему

В статье приведены примеры работы с детьми в школе, во взаимодействии с семьей и библиотекой по патриотичесому воспитанию подрастающего поколения. В связи с политической ситуацией в мире вопрос о патриотическом воспитании детей встает очень остро. И оставлять этот вопрос без внимания уже невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_detmi_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формы  работы с детьми по патриотическому воспитанию.

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности всегда было актуальным  и важным , занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно  было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные , и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания . Положение позитивно изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы», в соответствии с которой школы, учреждения дополнительного образования, социально – культурные структуры получили законодательное подкрепление своей деятельности и реальную возможность активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи.

КНИГА ПАМЯТИ.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание Книги памяти. В своем составе книга имеет несколько разделов : «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство».

      Широкое распространение получили летописные журналы, описывающие боевой и трудовой подвиг народа. Такая работа имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

       Свою работу члены клуба осуществляют в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой в школе.

      Они занимаются следующими видами деятельности:

-организуют встречи с ветеранами, собирают материал о их жизни, оформляют в Книге памяти;

-изучают собранный материал;

-проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

-проводят уроки Мужества для учащихся, их родителей, работников школы;

-оказывают содействие учителям в использовании материала в учебном процессе.

ЛИСТАЯ ИСТОРИИ СЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ….

   История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.и других войнах, разоблачить фальсификаторов истории Второй мировой войны.

       Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.

Историческая подготовка включает следующие разделы:

-изучение истории малой Родины (родного края), микрорайона, улицы;

-изучение ратной истории России Советского Союза, истории их вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;

-изучение государственной и военной символики;

-изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, деятельности ученых и конструкторов, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, режиссеров и актеров, художников;

-проведение дней воинской славы России;

-увековечение памяти российских и советских воинов;

-изучение военной формы и т.д.

Работа с ветеранами Великой Отечественной войны.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны  и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.

Организуя встречи с ветеранами, необходимо подготовить учащихся, сообщив некоторые сведения героической биографии приглашенных.

  Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают огромным духовным богатством.

Именно поэтому клуб ведет поисковую работу, члены клуба берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками.

Взаимодействие школы и  семьи .

    В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития  народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой.    

Одним из основных направлений можно считать «Краеведение». Ребятам предлагают изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей.

Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная».

Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

       Одним из любимых занятий у ребят является составление «Народного календаря». Это дает им представление о русском фольклоре, народных и православных праздниках, которые постепенно входят в дома наших учеников.

Взаимодействие школы и библиотечной системы города.

                 В организации работы по патриотическому воспитанию в школе могут помочь библиотеки нашего города. Вот некоторые  особенности программы ЦГДБ имени А.С.Пушкина города Санкт – Петербурга.

Избегание односторонности . « Три кита «- патриотизм, гражданственность, толерантность – это те опоры, на которые должна держаться современная личность в этом непростом ,а порой и яростном мире. Лишь наличие всех трех составляющих может предохранять человека от впадения в крайности. Опоры эти нужно укреплять, но не односторонне, чтобы не накренилось все строение. Поэтому и мы в своих программах, преследуя основную цель, не забываем и о присутствии остальных.

Рукописная книга "Священная память моей семьи".

     20 лет тому назад родился проект  филиала №4 «Священная память моей

Семьи» : работники этого филиала стали вместе с читателями писать одноименную рукописную книгу. С этим проектом они явились, по сути, первопроходцами. Создание рукописной книги ценно не только самой идеей, но и закладывает традицию. Ведь она пополняется материалами из года в год. Теперь многие библиотеки ведут такую работу. Филиал №4 мы по праву называем центром гражданского и патриотического воспитания. Разделы их плана читаются, как поэма. Известные ( и малоизвестные) широкому читателю строки стихов являются названиями литературных альманахов, уроков мужества, утренников и литературно-музыкальных вечеров.

Конкурс мероприятий ко Дню Победы..

Одним из  важных проектов был объявленный в ЦГДБ имени А.С.Пушкина  конкурс на лучшее мероприятие, посвященное великой Победе. Лучшим было признано комплексное мероприятие Отдела эстетической и массовой работы совместно с филиалом № 2: « Война и мир глазами детей и взрослых».  

Детям и их родителям было предложено рассказать о войне и мире в разных жанрах творчества. Участвовали дети разных возрастов: от 5 до 17 лет; поэтому и работы их были различны по уровню восприятия и исполнения.

В ярких рисунках младших ребят присутствовал четкий контраст между Войной и Миром. Вот, например, лист, разделенный надвое. Слева надписано »Мир» и нарисованы три человеческие фигурки, под ними подпись: « Мир- это мама, папа и я».  Справа – «война»: стоят современные ракеты и подпись гласит: « Война – это кровь, война- это смерть».

Старшие ребята написали пронзительные по искренности рассказы о своих дедушках и бабушках, участвовавших в войне и переживших блокаду. Кульминацией мероприятия стал торжественный вечер встречи участников конкурса. Там была устроена выставка рисунков, звучали рассказы детей; вел встречу писатель Владимир Бахтин. Главная мысль, выкристаллизовавшаяся из всех работ конкурса,- это отрицание любой войны, какими бы идеологическими причинами она ни прикрывалась.

Постоянная тема – «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА».    

Произнесено ребенком это страшное слово «Блокада». Пожалуй, Петербург- Ленинград – единственный город в стране (да и в мире), что вот уже свыше 60 лет живет с такой раной в душе. Сменилось несколько поколений. Написаны сотни книг, сняты десятки фильмов все на эту же тему: патриотизм, мужество, человечность. И библиотека, как открытый мир , помогает всем читателям, -но в первую очередь, конечно, подрастающему поколению,- увидеть, узнать, почувствовать эту страшную реальность ушедшей войны.

         Историко-литературный клуб »Патриот».

Великое счастье для  наших читателей -  возможность встреч с ветеранами и блокадниками. Многие из  них– авторы мемуарных и литературных произведений. Созданный в ЦГДБ имени А.С.Пушкина клуб «Патриот» возглавляет Николай Живилов – председатель общественной организации инвалидов войны Воздушно – десантных войск СПб и Ленинградской области. Встречи , беседы , вопросы к ветеранам запоминаются на долгие годы. И , конечно, основной задачей этого клуба в библиотеке является пробуждение исторической памяти и воспитание духовной культуры юного читателя – петербуржца , а ведь это и есть те основания , которые дают возможность почувствовать себя гражданином великой страны.

          На примере работы этого клуба можно увидеть и дополнительно возникающий , побочный , но важный аспект: возможность ветеранам , фронтовикам , блокадникам , особенно тем , кто склонен к творческой деятельности , к писательству , находясь в детской библиотеке , реализовать свои творческие замыслы .Это имеет и психологическое обоснование: ведь творя на тему ушедшей войны , они погружаются в воспоминания , то есть переносятся в то время , когда сами были ровесниками нынешних наших читателей. Этому аспекту работы – вниманию к ветеранам в рамках детских библиотек – сейчас нужно уделять повышенное внимание , поскольку деятельность эта временная , преходящая , уходящая. К сожалению , через каких – нибудь десять лет может исчерпать слой очевидцев и участников великих событий.

                                Программа «Война глазами подростка».

Так рождается и развивается еще один проект: программа под названием «Война , увиденная глазами подростка».

          Конкретно, этот проект представлен в работе библиотеки сотворчеством с удивительным человеком, бывшим юным партизаном Великой Отечественной войны, а теперь уже автором нескольких книг, Олегом Смирновым. Его книги рождались из первоначальных бесед с библиотекарями, которые сумели не только оценить большое значение материала, но и убедить будущего автора в необходимости издания воспоминаний для подрастающего поколения и придали ему уверенность в своих силах. Подростком Олег вместе со своими одноклассниками приняли решение и организовали партизанскую группу , которая сражалась на подступах к Москве и Ленинграду. И только после нескольких первых удачных операций об их группе узнало командование. Эти необычные эпизоды вошли в первую книгу автора , которая была издана, а один экземпляр ее при поддержке библиотеки был отправлен Президенту России. Из Москвы пришел хороший отзыв, в котором подчеркивалась важность такого издания для современной молодежи. Следующие издания уже поддержали и губернатор Ленинградской области, и муниципальные образования.

О работе СМИ.

       В рамках цикла радиопередач , которую ведет детская библиотека на «Радио – Петербург», сотрудники библиотеки вместе с автором подготовили и 9 мая 2002 года провели передачу по книгам О.Смирнова. передача имела большой успех , пришло много откликов от юных и взрослых слушателей. И это – еще один пример открытости библиотеки, ее возможности объединять творческих людей и расширять свою аудиторию активным выходом на прямой контакт с горожанами. Всей своей деятельностью вообще, и в первую очередь в работе со СМИ , библиотека формирует позитивный образ нашего города , как средоточия культуры, цивилизации и нравственной высоты.

                   Патриотические темы на олимпиадах "Твоя информационная             культура".

        Важным направлением работы является повышение информационной культуры школьника. Ведущей формой работы в этом направлении стала Олимпиада «ТвИнК», то есть «Твоя Информационная Культура».

Сама программа и методика проведения олимпиад была создана в ЦГДБ имени А.С.Пушкина восемь лет тому назад. За это время накоплен богатый опыт ее проведения. Ежегодно меняются ее темы, но всегда они настраивают подростка на патриотические чувства.

         Последняя из олимпиад была посвящена русскому языку.

        Владение родным языком – существенный компонент патриотически настроенного человека. Вместе с тем , чем выше уровень владения богатствами родного языка , тем выше общая культура человека и наоборот. Так что , на примере родного языка отчетливо видна связь патриотизма с общекультурным развитием человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Работа с одаренными детьми по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса....