Терпение и труд все перетрут
методическая разработка (4 класс) на тему

Саитбаталова Светлана Владимировна

Конспект классного часа в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terpenie_i_trud_vse_peretrut.docx23.98 КБ
Office presentation icon terpene_i_trud_vse_peretrut.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кичигинская СОШ

Приготовила: Саитбаталова С.В.

                                                4 класс   2014 г

«ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ»

Цель: ознакомить с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «труд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

Ход  классного часа

1. Чтение стихотворения.

Читает учитель.

Единое счастье - работа,

 В полях, за станком, за столом!

 Работа до жаркого пота,

 Работа без лишнего счёта –

Часы за упорным трудом.

 Посеянный хлеб разойдется

 По миру; с гудящих станков

Поток животворный польется

 Во глуби бессчётных умов

. Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастёт

. Что станет с плодами, - безвестно,

Но благостно влагой небесной

Труд всякий падёт на народ.

 Великая радость - работа,

 В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта –

Все счастье земли - за трудом.

В. Брюсов

2. Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

- Послушайте пословицы:

* Будешь трудиться, будешь кормиться.

* Все надоедает, кроме работы.

* Дело мастера боится.

* Каков мастер, такова и работа.

* Труд кормит, а лень портит.

* Глаза страшатся, а руки делают.

* Скучен день до вечера, коли делать нечего.

* Без труда человек не познает счастья.

* Труд - радость жизни.

- Объясните смысл каждой пословицы.

Вывод. Какой вы человек, в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.

3. Чтение и анализ текстов из литературных произведений.

Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: Что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они не ладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий ответил: «Я строю Шартрский собор».

- Проанализируйте работу каждого строителя.

К сожалению, сегодня навсегда из нашего лексикона исчезли слова «труд», «рабочий». А с экранов телевизоров к вам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т. д. То есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюде с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Учитель читает текст.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Л. Н. Толстой

- Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

- Для чего вы учитесь в школе?

БУКВАРИНСК

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

 С незапамятных времен «Букваринск» зовется он.

В этом городе живет Удивительный народ,

 Хлебосольный, незлобливый,

 Дружный и трудолюбивый: А - аптекарь,

 Б - бочар,

 В - валяльщик,

 Г - гончар,

Д - дробильщик здоровенный,

Е - ефрейтор, он военный,

 Ж - жестянщик-простачок,

 3 - закройщик-старичок,

 И - историк бородатый,

 К - красильщик франтоватый,

Л - лудильщик,

М - маляр,

 Н - носильщик,

 О - овчар,

П - писатель,

Р - радист,

С - сапожник,

Т - турист,

У - бесстрашный укротитель,

Ф - чудак-фотолюбитель,

X - художник-баталист,

Ц - известный цимбалист,

Ч - чудесный часовщик,

Ш - шофер, большой шутник,

Щ - щенок его, Букетик,

Э - электрик-энергетик,

Ю - юрист, а дальше

Я - это я, мои друзья.

Вопросы:

- О ком пишет поэтесса в стихотворении?

- А кем вы станете, когда вырастите?

- Что для этого необходимо предпринять?

- А если, скажем, не дается в школе математика. Как быть?

Классный час на тему «Терпение и труд всё перетрут»

Задачи:

1.Рассказать детям о том, что благодаря усердию, настойчивости и старанию можно многого добиться.

2.На примерах литературных произведений показать, что всё в жизни достигается трудом.

3.Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.

Ход классного часа

Учитель: Тема сегодняшнего классного часа «Терпенье и труд всё перетрут». Слайд 1.

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставят труд.

Послушайте пословицы и объясните смысл каждой из них.

1.Будешь трудиться, будешь кормиться.

2.Всё надоедает, кроме работы.

3.Дело мастера боится.

4.Каков мастер, такова и работа.

5.Труд кормит, а лень портит.

6.Глаза боятся, а руки делают.

7.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

8.Без труда человек не познает счастья.

9.Труд-радость жизни. (Дети объясняют)

Вывод: О человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

Чтение и анализ литературных произведений.

Учитель: Послушайте притчу. Слайд 2.

При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил « Деньги зарабатываю для семьи». А третий воскликнул: «Я строю Шартрский собор!»

-Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются)

К сожалению, сегодня то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!» То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с золотой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о свеем желании. Увы. Это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Послушайте басню. Слайд 3.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И Столько накидала , что вода стала выше и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

-Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

-Для чего вы учитесь в школе?

Беседа по теме

(На доске написаны пословицы: «Знания не 6 кошель: за плечами не носить», «Не на пользу читать, коли только вешки хватать», «Корень учения горек, да плод его сладок».)

-О чём эти пословицы?

-Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

-Какое значение имеет учёба в жизни человека? Слайд 4

-Учение –это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко получается.

«Терпение и труд всё перетрут»,- гласит народная мудрость. Трудолюбие- это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолю- бивыми.

Великий полководец А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Слайд 5.

Валентина Терешкова путём изнурительных тренировок и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом. Слайд 6.

-А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»?

Если заглянем в словарь С.И.Ожегова, то найдём пояснение: старательный-делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный- отличающийся усердием в труде, учении. Слайд 7.

«Секрет любого человека, добившегося успеха, заключается в том, что он воспитал в себе привычку делать то, что неудачникам делать не нравится» (Д.Кинг)

В 12 лет Томас Эдисон стал разносчиком газет на вокзале, а в 15-зарабатывал на жизнь телеграфистом. В свободное время он учился и ставил опыты. Хотя на его счету множество полезных изобретений , ему пришлось потратить более 40 тысяч долларов на неудачные эксперименты, прежде чем в 1879 году он смог создать первую электрическую лампу, а затем патефонную пластинку. Слайд 8.

Сомерсет Моэм 12 лет был непризнанным писателем, и только потом к нему пришёл успех. За это время ему пришлось пережить немало огорчений и разочарований: казалось,

что его карьера окончательно не удалась.Но вместо того, чтобы сосредоточить своё внимание на преградах, он изучал человеческую природу и все свои наблюдения воплощал в пьесах. Он продолжал писать, хотя его работы никого не интересовали.

Однажды некий лондонский продюсер искал замену провалившейся пьесе.Просматривая папки, он обнаружил текст пьесы, которая уже давно лежала у него на столе. Э то была пьеса С.Моэма «Леди Фредерик». Пьесу поставили и сыграли премьеру. К изумлению

всех, она была принята зрителями и имела огромный успех. В течение одного года постановки сразу трёх пьес прошли в переполненных залах, и критики стали называть писателя гением. В ответ на это С.Моэм отвечал: «Прежде чем прославиться, я работал как вол». Слайд 9.

В Великобритании считают, что самым выдающимся полиглотом в истории человечества является англичанин Джон Бодринг (1792-1872), который мог говорить на 100 и читать на 200 языках.

-Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

Часто учителя обращаются к ученику с просьбой :старайся.

Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Чтение рассказа

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

-Мой сынок ловок да силён- никто с ним не сладит.

-А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,- говорит другая.

А третья молчит.

-Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.

-Что же сказать, - говорит женщина. –Нечего в нём особенного нет.

Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается- заслушались его женщины. А третий к матери подбежал. Взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

-Ну. Что? Каковы наши сыновья?

-А где ж они? – отвечает старик. –Я только одного сына вижу. (В.Осеева) Слайд 10.

-Почему старичок так ответил женщинам?

Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено.Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается определённого режима, то у него хватает времени и на отдых.

Физминутка

Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так.

А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки,

А карманные спешат: тик-так, тик-так, тик-так.

Чтение и анализ стихотворения.

О человеке и его часах

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать.

Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денёк! (С.Баруздин)

-Поделитесь с одноклассниками, каквы планируете свой день, если у вас удачно получается распределять время.

Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Почему это происходит?

Обобщение

-Чтобы любое начатое дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать. Слайд 11.

1.Придерживаться распорядка дня.

2.Доводить начатое до конца.

3.Семь раз отмерь, один отрежь.

4.Отдыхать с удовольствием.

-Закончите предложение: «Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Л.Н.Толстой «Две лягушки» Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось,что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.

Слайд 9

- Терпенье и труд все перетрут. -По труду и награда. -Дело мастера боится. - Как ты к работе, так и работа к тебе. -По работе и работника знают. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Слайд 10

Трудолюбие- достоинство человека

Слайд 11

Валентина Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: — Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки. — Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними.Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается,колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьёмзаливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взялу неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: — Ну что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ!

РАЗРАБОТКА  КЛАССНОГО ЧАСА О ЛЮБВИ К ТРУДУ....

Терпенье и труд все перетрут. Согласные звуки [д], [ д,]. Буквы Д, д.

1) Знакомить с буквами Д, д, обозначаемыми ими звуками, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.2) Развивать фонематический слух; способность логи...

Презентация к уроку "Терпение и труд все перетрут. Согласные звуки [д], [д,]. Буква Д д."

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс Азбука В.Г.Горецкий...

Классный час "Терпение и труд все перетрут"

Цель: познакомить участников с созидательной и благородной ролью трудовой деятельности каждого человека. Задачи: - обогатить знания детей о различных профессиях; - показать значение труда для развития...