ГПД Программа
рабочая программа на тему

Смирнова Ирина Константиновна

Организация и содержание работы в группе продленного дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и содержание работы

в группе продленного дня


Группа продленного дня в гимназии является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Она оказывает действенную помощь семье и детям, создает наиболее благоприятные условия для повышения эффективности приготовления домашних заданий, способствует личностному росту ребенка.

Необходимым условием эффективности ГПД является четкое планирование всех направлений работы учащихся, что отражается в режиме группы продленного дня, который разрабатывается с учетом возрастных особенностей учащихся, тщательно продуманным чередованием умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятиями физкультурой и спортом, что должно способствовать укреплению здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.

Примерный режим работы ГПД

Пн.

Вт., ср., чт., пт.

13.30-14.10

Подбор методических материалов

13.00-13.20

14.10-14.20

Сбор учеников

13.20-13.30

14.20-14.50

Обед

13.30-14.20

14.50-15.50

Прогулка

14.20-15.30

15.50-16.10

Полдник

15.30-16.00

16.10-18.00

Самоподготовка

16.00-17-30

18.00-19.30

Чтение книг, развивающие игры, занятия в кружках

17.30-19.00

Режимные моменты

Сбор учеников:

Проверить посещаемость (беседа с учителями).

Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей.

Узнать об особенностях домашнего задания.

Коррективы в планы (если есть какие-либо изменения).

Организация питания:

Провести беседу о поведении в столовой (как держать ложку, как пользоваться салфеткой и т. д.)

Проверить чистоту рук.

Организовать дежурство в столовой.

Следить за поведением в столовой.

Прогулка:

Уходя, организовать проветривание помещения.

Проследить за одеванием детей и одеждой.

Дать задания, распределить обязанности.

Вести наблюдение за самочувствием детей.

Проводить групповые и индивидуальные беседы.

В обязательном порядке подвести итоги отдыха.

Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Самоподготовка:

Сообщить время, отведённое на самоподготовку.

Оказывать помощь слабоуспевающим детям, проконтролировать выполнение домашнего задания всеми детьми.

Фронтально проверить выполнение самостоятельной работы.

Завершение работы группы:

Убрать игры, рабочие места.

Передать ребенка родителям.

Режим группы продленного дня может быть представлен следующим образом:

Уроки  активный отдых  самоподготовка

Объяснение подобной расстановки дается учеными-физиологами, которые обнаружили, что во время уроков в промежутке между 9 и 11 часами наблюдается проявление наивысшей детской работоспособности, затем следует ее спад. После достаточно продолжительного отдыха, насыщенного движением и физическими нагрузками, она восстанавливается. Вторично работоспособность появляется в промежутке с 16 до 17 часов. Ученые отмечают, что вторично работоспособность может и не возникнуть, если содержание отдыха будет нести значительную умственную нагрузку. В этом случае утомление сменяется переутомлением, поэтому после обеда начать самоподготовку нельзя, так как в это время снижается познавательная активность детей.

Опыт работы показывает, что после уроков для учащихся намного полезнее быть на воздухе, чем в помещении. Активный отдых школьников в промежутке между уроками и самоподготовкой целесообразно организовать в форме спортивного часа на воздухе и только при плохой погоде в помещении. Отдых на воздухе включает в себя прогулочные, спортивные, игровые занятия и физический труд.

На прекрасно оборудованной школьной спортивной площадке мальчики с удовольствием играют в футбол. Некоторые из них стали посещать футбольные секции и уже показывают хорошие результаты. Девочки любят разнообразные подвижные игры («Третий лишний», «Классики», «Салки» и др.), а также с удовольствием посещают занятия танцевальных коллективов центра дополнительного образования гимназии «Танцующий мир», «Арабеск», занимаются в кружке «Умелые руки» и секции шахмат. Несколько учащихся посещают музыкальную школу, по желанию девочки в группе учатся вязать. На внеурочных занятиях дополнительного образования по интересам педагоги формируют у детей культуру поведения во время танца, знакомят с разнообразием музыкально-песенных жанров, развивают художественно-эстетический вкус и духовные потребности каждого ребенка. Важно обеспечить комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, поэтому при решении учебно-воспитательных задач осуществляется практика взаимодействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, психолога и педагогов дополнительного образования.

Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая проводится в одно и то же время. Важной обязанностью воспитателя является создание санитарно-гигиенических условий для самостоятельной работы детей. За 10 минут до ее начала проводится проветривание и влажная уборка.

Эффективность умственного труда учащихся во многом зависит от равномерной и достаточной освещенности помещения, а также от соблюдения порядка на рабочем месте, поэтому на столе должно быть только то, что необходимо для выполнения заданий.

Во время самоподготовки воспитатель группы продленного дня поддерживает нужный для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий учителя всеми учениками. Наблюдения показывают, что нужно рекомендовать школьникам выполнять более трудные задания в начале самоподготовки.

Все содержание работы в часы самоподготовки должно быть направлено на всестороннее развитие и совершенствование полученных умений самостоятельной работы, формирование навыков рационального использования учебного времени.  


Планирование работы в группе продленного дня

Дата

Занятия  на  воздухе

Занятия  в  помещении

 

01.09

02.09

03.09

06.09

07.09

08.09

09.09

10.09

13.09

14.09

15.09

16.09

Подвижные игры на свежем воздухе.

Разучивание новой игры «Хвост дракона».

 Цель. Развитие  ловкости и координации движений.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Повторение игр на развитие координации движений.

Игровая прогулка.

Разучивание новых игр: «Выше ножки от земли».

Цель. Общая физическая подготовка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Прогулка экскурсия: «Осенний наряд парка».

Сбор природного материала. Знакомство с методами засушки листьев.

Спортивная прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игра на развитие координации «Третий лишний».

Подвижные игры на свежем воздухе.

Приём детей. Знакомство с режимом работы группы продлённого дня.

Беседа об организационно – дисциплинарных правилах в группе продлённого дня.

Игра на внимание «Что изменилось?»

Повторение правил дорожного движения.

Игра - викторина.

Рисование иллюстрации к прочитанным  рассказам.

Вязание, шахматы

Правила поведения в общественных местах.

Рисование на тему «Осенний парк».

Чтение книг об осени.

Мои любимые книги, прочитанные летом (рассказы детей).

Интеллектуальная игра: «Разное – одинаковое».

Вязание и шахматы.

Развитие зрительной памяти: «Кто больше запомнит».

Рисование иллюстрации на тему: «Моя семья».

Дата

Занятия на воздухе

Занятия в помещении

17.09

20.09

21.09

22.09

23.09

24.09

27.09

28.09

29.09

30.09

01.10

04.10

05.10

06.10

07.10

08.10

11.10

12.10

13.10

14.10

15.10

18.10

19.10

20.10

21.10

22.10

25.10

26.10

27.10

28.10

29.10

08.11

09.11

10.11

11.11

12.11

15.11

16.11

17.11

18.11

19.11

22.11

23.11

24.11

25.11

26.11

29.11

30.11

01.12

02.12

03.12

06.12

07.12

08.12

09.12

10.12

13.12

14.12

15.12

16.12

17.12

20.12

21.12

22.12

23.12

24.12

Игровая прогулка.

Разучивание новой игры «Невод».

Цель. Общая физическая подготовка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры – соревнования.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка. Разучивание новых игр: «Не сходя с места».

Цель. Развитие ловкости и координации движений.

Игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Отдых детей на свежем воздухе.

Прогулка – поиск.

(чтение следов птиц)

Игровая прогулка. Разучивание новой игры: «Красные и синие».

Цель. Общая физическая подготовка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Разучивание новой игры: «Замкни круг».

Цель. Общая физическая подготовка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Коллективное разучивание спортивных игр: «Передай мяч», «Займи место».

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Прогулка.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Спортивная прогулка.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная прогулка.

Игровая прогулка.

Разучивание новой игры: «Третий лишний».

Цель. Общая физическая подготовка.

Игровая прогулка. Разучивание новой игры: «Замкни круг».

Прогулка-экскурсия «Природа готовится к зиме».

Спортивная прогулка.

Игровая прогулка. Разучивание новых игр: «Заморожу», «Сова».

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Прогулка экскурсия «Зимняя сказка».

Подвижные игры на свежем воздухе.

Метание снежков в цель.

Спортивная прогулка.

Игровая прогулка. Разучивание игры: «Колдун».

 Цель. Общая физическая подготовка.

Спортивная прогулка по скоростному спуску с горки.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка: лепка снежной крепости и снеговика.

Старинные зимние игры.

Игра: «Взятие снежной крепости».

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная прогулка.

Метание снежков в цель.

Конкурс «Лучший снеговик»

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе

Спортивная прогулка. Соревнование по скоростному спуску с горы на санках.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Спортивная прогулка.

Игровая прогулка. Скоростной спуск с горки.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка. Разучивание игры: «Рыбачок».

Цель. Общая физическая подготовка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Прогулка экскурсия.

«О чём рассказал почтовый ящик».

Игровая прогулка.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка. Разучивание новой игры: «Воробьи, вороны».

Цель. Развитие ловкости и координации движения.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Операция «Здоровье».

Очистка территории  школы от снега.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры – соревнования.

Отдых детей на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Повторение игр, знакомые детям.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная прогулка.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры – соревнования.

Игровая прогулка. Разучивание новой игры «Салки».

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Спортивная прогулка.

Метание снежков в цель.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка. Игра на внимание «Капитаны».

Отдых детей на свежем воздухе.

Прогулка экскурсия.

Цель. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка. Разучивание игры: «Узнай по голосу».

Отдых детей на свежем воздухе.

Операция «Уют».

(очистка территории вокруг школы)

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Отдых детей на свежем воздухе.

Прогулка экскурсия «Природа проснулась».

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Цель. Общая физическая подготовка.

Спортивная прогулка.

Игровая прогулка. Разучивание игры: «Море волнуется …»

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Отдых детей на свежем воздухе.

Спортивная прогулка.

Отдых детей на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

 

Подвижные игры на свежем воздухе.

Прогулка экскурсия «Одежда дерева».

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игровая прогулка.

Спортивная прогулка.

Правила хорошего тона на тему: «Подарки по случаю семейных торжеств и праздников».

Поделки из природного материала. Конкурс поделок.

Вязание и шахматы.

«Моё свободное время» (беседа-диалог)

Дидактическая игра «Поиграем в слова»

Правила хорошего тона на  тему: «Обращение  к незнакомому и знакомому взрослому».

Правила хорошего тона. Тема: «О заботливом отношении к людям».

(беседа – размышление)

Вязание и шахматы

Составление коллажа из засушенных листьев.

Уход за комнатными растениями.

Развитие воображения: «Дорисуй предмет».

Правила хорошего тона. Тема: «Поздравление по случаю дня рождения, юбилею, знаменательного события».

Вязание и шахматы

Рисование любимого героя из мультфильма.

Правила пользования городским транспортом.

Чтение книг Николая Носова.

Конкурс загадок

Правила хорошего тона. Тема: «В гостях у друзей».

Вязание, шахматы.

Дидактическая игра «Викторина пословиц».

Рисование на тему «Моя школа».

Детское чтение. Что за чудо эти сказки!

Настольная игра «Эрудит»

Вязание, шахматы.

«Знай правила движения, как таблицу умножения». Беседа.

Развитие памяти. Игра «Слова».

Рисование на свободную тему

Рисование на тему: «Что мне нравится в школе».

Вязание, шахматы.

Аукцион спортивных слов на букву «С»

Развитие памяти. Игра «Кто больше запомнит?» Детское чтение.

Конкурс загадок.

Настольная игра «Морской бой».

(игра за столом)

Вязание, шахматы.

«Как я провел осенние каникулы» (рассказы детей).

Настольная игра «Динамический кроссворд».

Рисование на тему «Путешествие в космос».

Начало турниров:

  1. У мальчиков «Настольный хоккей»
  2. У девочек «Кто быстрее соберет паззл».

Вязание, шахматы.

Игра в ассоциации. Детское чтение.

Настольная игра «Колесо фортуны».

Рисование на тему «Любимое животное».

Продолжение турниров.

Вязание, шахматы.

Игра «Кто составит больше слов?»

Цель: расширение словарного запаса.

Настольная игра «Эрудит».

Санитарная уборка класса.

Продолжение турниров.

Вязание, шахматы.

Игра «Найдите числительные».

Аукцион зимних слов на букву «М».

Разгадывание кроссвордов. Детское чтение.

Подведение итогов турниров.

Вязание, шахматы.

Рисование на тему: «Зимняя сказка».

Детское чтение: стихи и рассказы о зиме.

Разучивание новогодних песен и стихов.

Беседа на тему: «Как справляют Новый год  люди разных широт».

Вязание, шахматы.

Урок занимательного труда.

Конкурс на лучшее изготовление новогодних украшений из бумаги.

Знакомство с историей рождественской ёлки.

Рисование на тему: «Новый год».

Украшение игровой комнаты к новому году.

Вязание, шахматы.

Новогодняя викторина.

Новогодние загадки.

Рисование на тему: «Новогодняя открытка».

Участие детей на новогоднем утреннике.

Настольная игра «Морской бой».

«Как я провёл зимние каникулы».

(рассказы детей)

Детское чтение.

Стихотворения, рассказы о зиме.

Цель. Привить детям любовь к родному краю.

Рисование на тему: «Как я провёл зимние каникулы».

Разгадывание кроссвордов.

Знакомство с игрой: «Переход пропасти».

Цель. Тренировка координации движения.

Вязание, шахматы.

Настольная игра «Эрудит».

«Поговорим о вежливости».

(беседа – диалог).

Дидактическая игра: «Буква заблудилась».

Цель. Научиться различать на слух и при письме согласные звуки и буквы.

Детское чтение.

Развитие памяти.

 Игра: «Запоминаем, рисуя».

Вязание, шахматы.

Беседа на тему: «Спорт, здоровье».

Сочиняем считалки.

«Правила, обязательные для всех».

(беседа – диалог)

Дискуссионный клуб.

«Доброта и вежливость».

Вязание, шахматы.

Игра, конкурс: «Зачем это нужно?»

Цель. Активизация творческих способностей.

Учимся писать телеграммы, записки.

Круглый год: как рождаются опасные ситуации на дороге.

(заочное путешествие)

Здоровье и вредные привычки.

(беседа – диалог)

Вязание, шахматы.

Конкурс «Кто в лесу живет?»

Изготовление сувенира «Зимний букет».

Путешествие в Волшебную страну.

Литературный кроссворд.

Рисование на тему: «Несуществующее животное».

Цель. Развитие воображения, фантазии.

Вязание, шахматы.

Рисование открытки ко Дню Святого Валентина.

Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

Цель. Активизация творческих способностей.

Конкурс «Рифмуем имена».

«Дружба начинается с улыбки».

Игры минутки о дружбе.

Вязание, шахматы.

Детское чтение.

Чтение сказок о животных.

Рисование на тему: «Лесные животные».

Игра «Собери слова».

Урок занимательного труда. Лепка из пластилина лесных животных.

«Мы мальчишек поздравляем».

Шуточные поздравления мальчикам 23 февраля.

Вязание, шахматы.

Игра, конкурс «Словарный аукцион».

Цель. Повышение эрудиции.

Рисование на тему: «Что мне нравится в школе».

Цель. Изучение мотивационной сферы и выявления проблем эмоциональной сферы деятельности и поведения.

Детское чтение.

Игра «Доскажи словечко».

«Загляните в мамины глаза».

(беседа – диалог)

Вязание, шахматы.

Конкурс «Лучший рисунок для мамы».

(к 8 Марта)

Конкурс «А ну-ка, девочки!»

Настольная игра «Динамический кроссворд».

Игровой тренинг «Правила этикета».

Вязание, шахматы.

Рисование на свободную тему.

Викторина по сказкам.

Творческие композиции «Весенние забавы».

«Сопереживание товарищам в радости и в горе».

 (беседа – диалог)

Вязание, шахматы.

«Умей сказать: »Нет!»

(практикум с элементами тренинга)

Цель. Познакомить учащихся с правилами отказа от вредных привычек; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

«Планета друзей» (ролевая игра)

«В гостях у ребят Мойдодыр».

(игра – беседа)    

Цель. Расширить кругозор детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности.

Занятия по гигиеническим навыкам.

Вязание, шахматы.

Рисование на тему: «Страна Мойдодыра».

Аппликация на тему «Весна».

«Журчат ручьи, поют грачи,

весна идёт – весне дорогу!»

Стихотворения, рассказы про весну.

Игра «Экологическое ассорти».

Вязание, шахматы.

Детское чтение.

Интеллектуальная игра по теме: «Путешествие по Логическим островам».

Цель. Проверить смекалку и сообразительность учащихся.

Игра  «Эстафета чувств».

Цель. Формировать адекватное взаимодействия с другими людьми.

Рисование на тему: «Мы все хотим побывать в космосе».

Вязание, шахматы.

«Нет ничего дороже жизни».

(беседа – размышление)

Беседа на тему: «Живая природа».

Цель. Привить детям любовь к родному краю.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Творческая композиция «Весна – красна».

Викторина по правилам дорожного движения.

Вязание, шахматы.

Игра «Испорченный телефон».

Цель. Развлечение.

Игра  «Рифмуем имена».

Цель. Развитие творчества.

Урок занимательного труда. Оригами.

«Бумажный кораблик».

Игра  «Сказочными тропами».

Вязание, шахматы.

Рисование на тему: «Мы мечтаем о лете».


Список использованных источников:

  1. Классные часы / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с. – (Учебный год).
  2. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы/ В.И. Ковалько. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации / Авт.-сост. Н.А. Касаткина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 253 с.
  4. http://www.omc-sinergi.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...