программа внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс) на тему

Капранцева Светлана Александровна

программа "Я - Россиянин" является основой к программе духовно-нравственного развития и  воспитания на начальной ступени обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2015-2016uch.god_.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного и патриотического  воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Воспитание нравственных чувств и патриотического  сознания  у младших школьников как направление духовно-нравственного и патриотического  развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность  предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа «Я –  Россиянин» составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Я –  Россиянин» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Я –  Россиянин»  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению   на 2015/2016 год «Я – Россиянин» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной (издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2011 год).  

Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Воспитание начинается в семье. И как воспитать в человеке чувство гражданина, любви к Отечеству? Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне. Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Ни для кого из Вас не секрет, что воспитание патриотических чувств детей невозможно без формирования нравственной сферы личности ребёнка, что человек – патриот должен обладать определёнными этическими качествами. Ещё древние философы говорили: “Чтобы стать патриотом, важно стать хорошим человеком!”

В школе-интернате №67 обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки  и знания, которыми дети обычно овладевают в дошкольный период. Такие дети с трудом овладевают навыками счёта, чтения и письма. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. Многие дети испытывают трудности в процессе восприятия. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Дети имеют бедный словарный запас. Их собственная речь характеризуется примитивностью грамматического строя, бедностью словаря. Значительным своеобразием отличается и поведение этих детей. Под влиянием неудач у детей с ЗПР быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребёнку индивидуальный подход.  

В  нашей группе школы-интерната №67 обучаются и воспитываются дети из 4 класса.  К четвёртому году обучения дети получили начальные  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп. Теперь перед нами стоит задача расширить круг знаний, обеспечивающих развитие личности ребёнка как субъекта духовно-нравственной деятельности в соответствии с его возрастными особенностями, интересами, склонностями, способностями, ценностными установками, а также   знаний, умений и навыков.

Программа «Я – Россиянин» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе. Важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Основная задача педагога состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Характеристика   4а класса:

В классе 12 человек:  7 мальчиков и 5 девочек.  Неблагополучных семей нет. Неполных 10 семей. Сирот и опекаемых детей- 3 человека. К началу 4 класса исполнилось 10 лет 4 ученикам, 11 лет – 6 ученикам, 12 лет – 2 ученикам. Класс формировался постепенно: во 2 классе поступили 6 человек, в 3 классе и к началу 4 класса состав учащихся не менялся.

Обучающиеся могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы. В классе ярко сформирована мотивация успеха. Адекватно выделяют качества хорошего ученика, но не всегда способны определить причину своих успехов и неуспехов. У ребят развита способность к совместной деятельности и взаимопомощи. Планирование деятельности сформировано у большинства учащихся,  оценить качество способны, в основном, по результату, коррекция у многих учащихся самостоятельная.

В работе с этими детьми  необходимо применять индивидуальный подход  как при отборе содержания внеурочной деятельности, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям, таким как: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Характеристика  4б класс.

            В классе 8 человек: 6 мальчиков и 2 девочки.  Неблагополучных семей нет. Неполных -  3 семьи. Сирот и опекаемых детей- 2 человека. Класс  сформировался в начале 2014-15 учебного года.

    Дети подвижны и  жизнерадостны. Любят обучающиеся  игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Каждый ребенок  имеет общественное поручение. В классе есть актив, который приходит на помощь, но  определить яркого лидера  пока трудно. Психологический климат   доброжелательный.

   В классе достаточно сформирована осознанная учебная мотивация. Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом низком уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что затрудняет хорошее восприятие и усвоение учебного материала.

 Не все учащиеся способны целенаправленно  работать коллективно  в рамках  поставленной учебной задачи. Многие ученики с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, правда, в индивидуальном порядке с удовольствием дают ответы в устной форме, речь недостаточно грамотная, скудный словарный запас. Планирование деятельности сформировано у большинства учащихся,  оценить качество способны, в основном, по результату, коррекция не всегда самостоятельная. Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать. У некоторых  детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. В работе с этими детьми  необходимо применять индивидуальный подход  как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям

  1. Цель и задачи программы.

Цель: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания и  

воспитанию нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

Задачи:

  1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  2. воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  3. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  4. формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  5. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  6. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетическом идеале и ценностях;

  1.  Особенности программы.

Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ  является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на детей 4 класса. Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих воспитанникам приобретать опыт  нравственного поведения.  Реализация программы предполагает  разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим  творческий  подход к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия.

  1.  Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

Личностные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

- ориентироваться в историческом времени;

- определять на карте границы и крупные города России;

- рассказывать о родной стране, своем городе;

- различать символы государства  - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

- уважительно относиться к защитникам Родины.

У обучающихся будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающиеся  научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающиеся  научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научатся:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Метапредметные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности;

- адекватно использовать коммуникативные  средства, прежде всего речевые, для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

- морального осознавать на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

- проводить самоанализ выполняемых заданий по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  1.  Технологии, используемые  во  внеурочной  деятельности.

 Игровая.

Способствуют освоению новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и задачи. Игра выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, терапевтическую (преодоление трудностей), коррекционную, социализации. На занятиях используются ролевые, компьютерные, дидактические игры.

Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных представлениях, пополняют запас представлений.
Включение дидактических игр и игровых моментов делают внеурочную деятельность интересной и занимательной, облегчает преодоление трудностей.

ИКТ-технологии  и спользование  мультимедиа-презентации.


Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к ряду положительных эффектов:

-придает занятию эмоциональную окрашенность;

-облегчает процесс усвоения знаний;

-возбуждает живой интерес к предмету познания;

-расширяет общий кругозор.


Здоровьесберегающая  технология.

Обеспечивает  воспитаннику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного  материала.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья.

 

  1. Тематическое планирование. Содержание программы.

Раздел программы.

Кол-во

 часов.

1

 Маленькие  Россияне.

5

2

 Люблю тебя, моя Россия.

6

3

  Моя малая Родина.

6

4

 Я – ученик.

3

5

 Я  -  патриот  России.

4

6

  Правила  жизни.

3

7

Познай   себя.

4

8

Беру  пример.

3

Итого:

34

Тема  занятия.

Кол-во

часов.

Дата

проведения.

4 «А»

4 «Б»

По плану

По факту

По плану

По факту

Маленькие  Россияне.

 

1

Урок  милосердия  и  доброты.

1

03.09

07.09

2

Символы Российского  государства.

1

10.09

14.09

3

Россия  -  многонациональное государство.

1

17.09

21.09

4

Конвенция  о  правах  ребёнка.

1

24.09

28.09

5

Мои  права  и  обязанности.

1

01.10

05.10

Люблю  тебя,  моя  Россия.

6

С чего начинается Родина?

1

08.10

12.10

7

Наша  страна  -  Россия.

1

15.10

19.10

8

Что значит быть счастливым в своей стране?

1

22.10

26.10

9

Люблю  тебя,  моя  Россия (музыкально-поэтический час).

1

29.10

09.11

10

Дорогая  моя  столица.

1

12.11

16.11

11

Конституция  -  основной  закон  жизни  страны.

1

19.11

23.11

Моя  малая  Родина.

12

Что значит  -  малая  родина..

1

26.11

30.11

13

Я – петербуржец.

1

03.12

07.12

14

Чем и кем славен наш город?

1

10.12

14.12

15

О чём говорят названия родного города.

1

17.12

21.12

16

Прогулка  по  Царскосельским  аллеям.

1

24.12

11.01

17

Блокада  Ленинграда.

Помним, гордимся.

1

14.01

18.01

Я  -  ученик.

18

Мой  класс  -  моя  семья.

1

21.01

25.01

19

Школьный устав.

Мои школьные обязанности.

1

28.01

01.02

20

Режим дня.

1

04.02

08.02

 Я  -  патриот  России.

21

«День  защитника отечества».

1

11.02

15.02

22

 Кто такие патриоты?

1

18.02

22.02

23

 Без прошлого нет настоящего и будущего.

1

25.02

29.02

24

Героические страницы истории России.

1

03.03

07.03

Правила  жизни.

25

 «Умеем ли мы общаться?»

1

10.03

14.03

26

Золотые правила жизни.

1

17.03

21.03

27

 О дружбе, доброте, отзывчивости.

1

07.04

04.04

Познай  себя.

28

Что  в  имени  моём?

1

14.04

11.04

29

 А нужны ли правила?

1

21.04

18.04

30

 О жестокосердии  и  сострадании.

1

28.04

25.04

31

Ты  и  твои  друзья.

1

05.05

02.05

Беру  пример.

32

Есть такая профессия  -   Родину защищать.

1

12.05

09.05

33

День Победы – это праздник со слезами на глазах.

1

19.05

16.05

34

Города  -  герои.

1

26.05

23.05

Всего:

34

  1. Список литературы.

1.Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

 3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

4. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

8. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

9. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

10. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

11. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

12.Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

13. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...