Дополнительная образовательная программа «Я-исследователь»
рабочая программа на тему

Макаренко Наталья Александровна

Актуальность  программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.Актуальность  программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте, целесообразно изучать программу «Я - исследователь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-issledovatel.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность  программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

В современном информационном обществе ребенок должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте, целесообразно изучать программу «Я - исследователь». 

Программа дает возможность учащимся приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Целью курса является формирование основ информационно-коммуникационной компетентности.

Задачи:

  • формировать навыки и умения работы с персональным компьютером, стандартными компьютерными программами (MS Power Point, MS Publisher); умения грамотно пользоваться источниками информации, положительную  мотивацию  обучающихся   к  проектно -  исследовательской  деятельности;
  • научить учащихся работать с различными видами информации в Интернете и обработка ее, правильно организовать информационный процесс;
  • сформировать  коммуникативную  компетентность  в  сотрудничестве (умение  вести  диалог,  координировать  свои  действия  при  работе  с самим  собой  и  с  партнерами   по  группе  и  классу,  сопереживать, быть  доброжелательными  и  чуткими, проявлять   социальную  адекватность в  поведении);
  • приобщить к  проектно-творческой деятельности;
  • развивать самосознание, самостоятельность, творческие и интеллектуальные способности детей;
  • воспитывать понимание, стремление воспитанников к познанию нового, способствовать расширению кругозора детей, эмоционально-положительного отношения к  компьютерам.

        Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

  • наглядность;
  • доступность;
  • системность в  изучении  основ  проектной  деятельности и  ее организации;
  • связь теории с практикой;
  • дифференциация;
  • единство группового и индивидуального обучения;
  • соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
  • творческая активность;
  • междисциплинарная интеграция.

Реализация данной программы  предусматривает использование следующих форм организации занятий: проектная и коллективно-творческая деятельность (творческая работа, проект, коллективные  и  индивидуальные  исследования, публичная  защита  проектов,  создание публикации, мини-  конференция, консультация). Все занятия носят практический характер.

Методы  проведения  занятия,  как  правило,  интерактивные:  мозговой  штурм,  групповая  дискуссия,  звездочка  обдумывания,  ролевые,  деловые  игры  и  т. д.

Применение  таких  методов,  форм опирается  на  инициативность,  самостоятельность,  активность  обучающихся  в  ходе  проектирования  и  исследования.  При  этом  задача  учителя  сводится    к  тому,  чтобы  создать  условия  для  их  инициативы,  поддержать  процесс  выработки  нового  опыта.  Чтобы  ребенок  был  инициативен,  учитель  должен  отказаться  от    роли  «носителя  информации» и  роли  арбитра.

Программа «Я – исследователь» составлена для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ, рассчитана на 2 года обучения при одном занятии в неделю (34 часа в год, итого: 68 часов).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы  

В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • назначение и работу программы Power Point;
  • назначение и возможности программы для создания публикаций MS Publisher;
  • понятия локальных и глобальных сетей;
  • основы Интернет.

должны  уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, MS Publisher,  Power Point;
  • создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
  • создавать публикации, используя возможности программы MS Publisher;    
  • выполнять и защищать творческие работы, проекты.

Система отслеживания и оценивания результатов детей

Способами проверки ожидаемых результатов служат: входной контроль – в начале года (собеседование с учащимися); текущий контроль в течение года (выполнение творческого, проектного задания); итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (творческий проект), (опрос,  проверка заданий на ПК).

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся. Результативность деятельности детей в кружке оценивается также путем анкетирования, тестирования, написание и иллюстрирование статей (WORD), редактирование текстов, создание презентаций POWER POINT, публикаций MS Publisher, защита проектов. Оценкой достигнутого уровня является участие детей в конкурсах различных уровней. Результаты участия детей фиксируются в портфолио каждого обучающегося кружка.

Структура программы соответствует установленным требованиям к содержанию и оформлению  программ дополнительного образования.

«Я – исследователь» может быть рекомендована в качестве дополнительной программы для реализации в образовательном процессе.

Содержание программного материала

I год обучения. «Презентация. Это интересно!» (34ч.)

Введение.

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Учащиеся будут знать:    

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера.

Учащиеся будут уметь:    

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать и завершать компьютерные программы.

Компьютерная графика.

Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Учащиеся будут уметь:     выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться: придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера. 

Ввод текста в презентацию. Звук и компьютер.

Эффекты анимации в презентации.

Знакомство с программой Power Point.Работа со слайдами: макеты слайдов. Работа со слайдами: заполнение слайдов. Работа со слайдами: макеты слайдов, заполнение слайдов. Вставка рисунка. Вставка таблицы. Оформление слайда. Анимация и звук в процессе смены слайдов. Анимация и звук в процессе появления объектов на слайде. Демонстрация презентации. Разработка презентации «Новогодняя открытка». Разработка и выполнение  проекта «Сказка как литературный жанр». Защита проекта.

Учащиеся будут уметь:    

  • представлять свою исследовательскую работу в виде презентации.

Учащиеся будут знать:    

  • для чего служит программа Power Point .

Учащиеся будут уметь:    

  • создавать презентации;
  • разрабатывать заполнение, содержание, оформление  слайдов;
  • добавлять анимацию и звук в презентации;
  • представлять свою работу в виде презентации.

Интернет.

Систематизация, хранение и поиск информации. Основные носители информации. Правила работы с ними. Знакомство с сетью Интернет. Правила безопасной работы в сети Интернет. Поисковые системы. Правила поиска информации. Поиск информации. Поиск информации с использованием различных  поисковых систем.

Учащиеся будут знать:    

  • для чего служит всемирная компьютерная сеть;
  • правила безопасности в сети Интернет;
  • основные поисковые системы
  • защита  авторского права.

Учащиеся будут уметь:     пользоваться поисковыми системами.

           

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения. «Презентация. Это интересно!»

Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю)

n/n

Тема

Количество

теоретических

часов

Количество

практических

часов

Всего

часов

Введение.

1

2

3

Ввод текста в презентацию.

1

2

3

Компьютерная графика.

1

2

3

Звук и компьютер.

1

2

3

Эффекты анимации в презентации.

1

1

2

Творческая работа «Новогодняя открытка».

2

2

Проект «Сказка как литературный жанр».

4

10

14

Презентация работы. Составляющие успеха. Тезисы.

1

3

4

Итого:

4

10

14

Примерное учебно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Примечание

Введение.

3 ч.

1.

Вводное занятие «Здравствуй, это я!»

1

коллективно-творческая работа

2.

Знакомство с компьютером. Программа MS Power Point.

1

практическое занятие

3.

Знакомство с компьютером. Программа MS Power Point.

1

практическое занятие

Ввод текста в презентацию.

3 ч.

4.

Ввод текстовой информации в презентацию.

1

5, 6.

Редактирование презентации.

2

практические занятия

Компьютерная графика.

3 ч.

7.

Компьютерная графика: устройства ввода.

1

8.

Компьютерная графика: технология вставки графики.

1

практическое занятие

9.

Компьютерная графика: дизайн презентации.

1

практическое занятие

Звук и компьютер.

3 ч.

10.

Звук и компьютер.

1

11,12.

Звук и компьютер. Устройства ввода и вывода звуковой информации, звуковое оформление презентации

2

практическое занятие

Эффекты анимации в презентации.

2 ч.

13.

Эффекты анимации в презентации

1

14.

Настройка презентации.

1

практическое занятие

Творческая работа «Новогодняя открытка».

2 ч.

15,16.

Творческая работа «Новогодняя открытка».

2

практические занятия

Проект «Сказка как литературный жанр».

14 ч.

17.

Формулирование  целей и задач проекта. Разделы проекта.

1

практическое занятие

18,19.

Поиск информации в сети Интернет.

2

практические занятия

20,21.

Сохранение информации.

2

практические занятия

22, 23.

Использование ресурсов сети Интернет.

2

практические занятия

24.

Авторское право.

1

практическое занятие

25.

Что  такое сказка.

1

26.

Виды сказок.

1

27.

Признаки волшебной сказки.

1

практическое занятие

28.

Отличие сказки от других жанров.

1

29.

Иллюстрирование сказок. Значение цвета.

1

практическое занятие

30.

Язык сказки.

1

Презентация работы.

4 ч.

31.

Тезисы.

1

практическое занятие

32.

Составляющие успеха.

1

практическое занятие

33.

Презентация работы.

1

практическое занятие

34.

Подведение итогов.

1

Итого:

34 ч.

II год обучения. «Моя первая публикация!» (34ч.)

Введение.

Основы работы с компьютером, правила техники безопасности и организация рабочего места (показ презентации).

Текстовый редактор.

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Учащиеся будут уметь:    

  1. набирать текст на клавиатуре;
  2. сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и  редактировать их;
  3. копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  4. устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться: подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа; составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Поиск и сохранение информации.

Систематизация, хранение и поиск информации. Основные носители информации. Правила работы с ними. Знакомство с сетью Интернет. Правила безопасной работы в сети Интернет. Поисковые системы. Правила поиска информации. Поиск информации. Поиск информации с использованием различных  поисковых систем.

Учащиеся будут знать:    

  • для чего служит всемирная компьютерная сеть;
  • правила безопасности в сети Интернет;
  • основные поисковые системы
  • защита  авторского права.

Учащиеся будут уметь:     пользоваться поисковыми системами.

Программа для создания публикаций MS Publisher. Знакомство с программой MS Publisher (макеты публикаций, заполнение страниц публикации, вставка рисунка, вставка таблицы,  оформление публикации). Создание коллективной публикации «Азбука безопасности». Демонстрация публикации.

Учащиеся будут уметь:    

  • представлять свою исследовательскую работу в виде публикации.

Учащиеся будут знать:    

  • для чего служит программа MS Publisher.

Учащиеся будут уметь:    

  • создавать публикации;
  • разрабатывать заполнение, содержание, оформление  страниц публикации;
  • представлять свою работу в виде публикации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II год обучения. «Моя первая публикация!»

Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю)

n/n

Тема

Количество

теоретических

часов

Количество

практических

часов

Всего

часов

1.

Введение.

1

1

2

2.

Текстовый редактор.

4

4

8

3.

Поиск и сохранение информации.

1

2

3

4.

Программа для создания публикаций MS Publisher.

2

1

3

5.

Создание коллективной публикации «Азбука безопасности».

4

10

14

6.

Презентация работы.

1

3

4

Итого:

13

21

34

Примерное учебно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Примечание

Введение.

2 ч.

1.

Техника безопасности.

1

2.

Знакомство с курсом.

1

практическое занятие

Текстовый редактор.

8 ч.

3-7.

Текстовый редактор.

4

8-11.

Ввод текста.

4

практические занятия

Поиск и сохранение информации.

3 ч.

12.

Сеть Интернет.

1

практическое занятие

13.

Поиск и сохранение информации.

1

практическое занятие

14.

Авторское право.

1

Программа для создания публикаций MS Publisher.

3 ч.

15,16.

Программа для создания публикаций MS Publisher.

2

17.

Программа для создания публикаций MS Publisher.

1

практическое занятие

Создание коллективной публикации «Азбука безопасности».

14 ч.

18.

Формулирование  целей и задач публикации. Разделы.

1

практическое занятие

19,20.

Поиск информации в сети Интернет.

2

практические занятия

21,22.

Сохранение информации.

2

практические занятия

23,24.

Использование ресурсов сети Интернет.

2

практические занятия

25.

Авторское право.

1

практическое занятие

26,27.

Что  такое светофор. История создания.

2

28.

Правила поведения пешехода.

1

29.

Простые правила безопасности на дорогах.

1

30.

Создание публикации.

2

практические занятия

Презентация работы.

4 ч.

31.

Тезисы.

1

практическое занятие

32.

Составляющие успеха.

1

практическое занятие

33.

Презентация работы.

1

практическое занятие

34.

Подведение итогов.

1

Итого:

34 ч.

                       

       

Литература для педагога

  • Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
  • Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
  • Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М: Баласс, 2006, 145 с.
  • Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М: Баласс, 2006, 167 с.
  • Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)

            Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы//

  • Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
  • Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
  • 10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.
  • Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.

Дополнительная и справочная литература

1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании

пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.

3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа

плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.

4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //

Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.

5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -

М.2008. № 1.С.56-58

Литература для обучающихся

  1. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
  2. Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
  3. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991

Интернет – ресурсы.

 www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об  информационной безопасности


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...

Дополнительная образовательная программа «Я - исследователь»

ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я - исследователь». для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года...

Дополнительная образовательная программа "Маленький исследователь"

Пояснительная записка     Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и пере...

Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Я-исследователь «Родословная моей семьи» 2014-2015 учебный год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Прогимназия «Сообщество»     Календарно тематическое планированиедополнительной образовательной программы «Я-исследователь «...

Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»

Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...