«Книжка - игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников»
методическая разработка (1 класс) на тему

Голубцова Татьяна Владимировна

 

За последние двадцать лет произошло множество перемен в сфере информационных технологий, намного изменивших статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе.

Проблема чтения сейчас находится в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействия снижению интереса к чтению. Исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

На современном этапе развития педагогической науки проблемы приобщения школьников к чтению рассматривали М.П. Воюшина, Т.Г., О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Игра в школьном возрасте – одна из ведущих видов деятельности детей. Игра пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребёнка. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Книжка-игрушка представляет собой своеобразное синтетическое явление, совмещая в себе и книгу, и игру. Книжку-игру и специфику её использования на уроках литературного чтения в начальной школе рассматривали Е.В. Дьячкова , Т.С. Пиче-Оол, Н.Н. Светловская. Но достаточно основательно проблема включения книжки- игрушки в круг детского чтения освещена только Е. В. Дьячковой .

Таким образом, книжка-игрушка вбирает в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополняя чтение увлекательной умной игрой. Поэтому эффективность использования такой книги на уроках в начальной школе неоспорима. В то же время следует отметить и тот факт, что многие педагоги очень мало внимания уделяют использованию таких книг при обучении младших школьников.

Итак, недостаточно высокий уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в исполнение книжек –игрушек в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению и обуславливают актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является процесс литературного развития  младших школьников.

Предмет исследования : методические возможности книжки-игрушки для общего и литературного развития  младших школьников.

Цель исследования : рассмотреть книжку-игрушку и её методические возможности для общего и литературного развития  младших школьников.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить книжку-игрушку как инструмент для чтения.

2. Обозначить типы и виды книжек-игрушек.

3. Выявить особенности использования книжек-игрушек в школьной практике.

Комплекс методов исследования определялся целями и задачами исследования:

1) теоретико-библиографический анализ литературных источников, научных статей, связанных с исследуемой проблемой;

2) обобщение передового педагогического опыта;

3) анкетирование.

Исследование проводилось с 01.09.2014 по 20.10.2014 на базе школы  30 г.Смоленска .Научная новизна исследования состоит в том, что в систематизированном виде обобщен и оценен опыт использования книжки-игрушки на уроках литературного чтения в начальной школе, выявлена и раскрыта специфика книжки-игрушки как инструмента чтения, осуществлено расширение представлений у педагогов базы исследования о возможностях книги-игрушки в процессе общего и литературного развития младших школьников.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования способствуют восприятию педагогами начальных классов книжки-игрушки как эффективного средства для общего и литературного развития младших школьников, вносят вклад в решение проблемы формирования и повышения читательского интереса в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём показаны методические возможности книжки-игрушки в процессе общего и литературного развития  младших школьников. Исследование и его выводы могут быть использованы учителями начальных классов в практической работе с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhka_-_igrushka_i_eyo_metodicheskie_vozmozhnosti.docx 442.02 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 30 им. С.А. Железнова»

города Смоленска

«Книжка - игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников»

Голубцова Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

Смоленск

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        

§1. Книжка- игрушка как инструмент для чтения        шибка! Закладка не определена.

§2.Типы и виды книжек -игрушек        

§3.Книжка-игрушка на уроках литературного чтения        

Заключение        

Список использованной литературы        

Приложение        


ВВЕДЕНИЕ

За последние двадцать лет произошло множество перемен в сфере информационных технологий, намного изменивших статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе.

Проблема чтения сейчас находится в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействия снижению интереса к чтению. Исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

На современном этапе развития педагогической науки проблемы приобщения школьников к чтению рассматривали М.П. Воюшина, Т.Г., О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Игра в школьном возрасте – одна из ведущих видов деятельности детей. Игра пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребёнка. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Книжка-игрушка представляет собой своеобразное синтетическое явление, совмещая в себе и книгу, и игру. Книжку-игру и специфику её использования на уроках литературного чтения в начальной школе рассматривали Е.В. Дьячкова , Т.С. Пиче-Оол, Н.Н. Светловская. Но достаточно основательно проблема включения книжки- игрушки в круг детского чтения освещена только Е. В. Дьячковой .

Таким образом, книжка-игрушка вбирает в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополняя чтение увлекательной умной игрой. Поэтому эффективность использования такой книги на уроках в начальной школе неоспорима. В то же время следует отметить и тот факт, что многие педагоги очень мало внимания уделяют использованию таких книг при обучении младших школьников.

Итак, недостаточно высокий уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в исполнение книжек –игрушек в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению и обуславливают актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является процесс литературного развития  младших школьников.

Предмет исследования : методические возможности книжки-игрушки для общего и литературного развития  младших школьников.

Цель исследования : рассмотреть книжку-игрушку и её методические возможности для общего и литературного развития  младших школьников.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить книжку-игрушку как инструмент для чтения.

2. Обозначить типы и виды книжек-игрушек.

3. Выявить особенности использования книжек-игрушек в школьной практике.

Комплекс методов исследования определялся целями и задачами исследования:

1) теоретико-библиографический анализ литературных источников, научных статей, связанных с исследуемой проблемой;

2) обобщение передового педагогического опыта;

3) анкетирование.

Исследование проводилось с 01.09.2014 по 20.10.2014 на базе школы  30 г.Смоленска .Научная новизна исследования состоит в том, что в систематизированном виде обобщен и оценен опыт использования книжки-игрушки на уроках литературного чтения в начальной школе, выявлена и раскрыта специфика книжки-игрушки как инструмента чтения, осуществлено расширение представлений у педагогов базы исследования о возможностях книги-игрушки в процессе общего и литературного развития младших школьников.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования способствуют восприятию педагогами начальных классов книжки-игрушки как эффективного средства для общего и литературного развития младших школьников, вносят вклад в решение проблемы формирования и повышения читательского интереса в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём показаны методические возможности книжки-игрушки в процессе общего и литературного развития  младших школьников. Исследование и его выводы могут быть использованы учителями начальных классов в практической работе с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.



§1.Книжка-  игрушка как инструмент для чтения

         Чтение – одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. Выбор литературы для чтения определяется потребностями, интересами, территориально-этнической принадлежностью и многим другим, способствует нравственному самоопределению в мире культурных ценностей [2, с.87].

Чтение на начальной ступени обучения имеет особое значение как психофизиологическое и социально-педагогическое явление, которое  аккумулирует сложные жизненные ценности, обеспечивающее развитие таких качеств личности ,как мышление, чувства, воля, воображение, память и речь (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, и др.).

Чтение рассматривается как вид человеческой деятельности, и, что особенно важно, читательские знания, умения и навыки формируются посредством развития читательской деятельности, научения и воспитания  (Е.А. Адамович, Ш.А. Амонашвили, М.С. Васильева, О.В. Джежелей, Г.М. Первова, Н.Н. Светловская, О.В.  Сосновская и др.) .

Правильно организованная читательская деятельность младшего школьника включает такие элементы, как целевые установки чтения, источники чтения, алгоритмы читательских действий, их результаты.

Уроки чтения играют важную роль в развитии детей младшего школьного возраста. Постоянное приобщение детей к чтению книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает ребенка более восприимчивым к окружающей действительности. Такая цель не может быть успешно достигнута без правильно организованной и серьезно поставленной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, хрестоматией, но и с книгами из доступного круга чтения.

Книга – это, несомненно, луч света, который как бы вырывает для читателя из темноты неведения определенную часть действительности, существующую вокруг него или в нем самом, позволяет разглядеть ее во всех деталях да еще и дает комментарии к тому, что он видит [13, с. 11].

Необходимо воспитывать у детей желание в свободное время выбирать и читать книги посильные, полезные и интересные. Только в этом случае книга станет действительно тем инструментом, который поможет ребенку вовремя задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны. Личностная мотивация, желание прочесть книгу, которую выбрал сам, является дополнительным и весьма ощутимым стимулом для совершенствования техники чтения.

Итак, формирование интереса к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы. Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни.

Что нужно учителю, чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги-собеседника в жизнь младшего школьника и не подменять книгу-собеседника собой, сейчас досконально известно. Прежде всего, ему нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные детям определенного возраста и уровня подготовки, для обучения детей общению с ними под его (учителя) руководством и наблюдением, причем это должно быть не произвольное множество детских книг, а дидактически выверенная система книг, являющихся обязательными для освоения учебного материала [14, с. 11].

Как отмечает Г.М. Первова [11, с.13] на подготовительном и начальном этапах формирования читателя важно сохранить идею, что – чтение это игровая деятельность, а впоследствии время от времени поддерживать этот миф.

Д.Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте [15].

Отметим, что младший школьный возраст (6–10 лет) – это этап, где основной деятельностью ребенка является учение. Именно учебная деятельность определяет его дальнейшее психическое развитие, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человека к собственной деятельности. Он позволяет мысленно наедине с самим собой рассматривать (т.е. рефлектировать) и изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания, чувства, формулировать мысли, соответствующие конкретной ситуации. Это является основой процесса самоизменения и самосовершенствования человека.

Игры для начальной школы должны обязательно учитывать особенности психологии ребёнка, который в младшем школьном возрасте: впечатлительный; активный; открытый новым знаниям; начинающий анализировать свои поступки и действия других.

Г.М. Первова указывает, что позволяют играть младшим школьникам определенные виды книг и текстов, например книги-игрушки и игры, книги-театр, книжки- рассказы, книжки -картинки, книжки -раскраски и т.п.

В 1-2 классах, важно подчеркивать гедонистическую и коммуникативную роли книги, которые дети и их родители недооценивают. Как это делать? Чаще спрашивать ребенка, что ему хочется слушать и читать, устраивать комбинированное чтение, прерывистое с паузами для короткой беседы-стимула, комментированное чтение (с объяснением трудных слов, эпизодов), переключение с текста на иллюстрацию и наоборот [11, c. 15].

Необходимо спрашивать ребенка, нравится ли ему книга, давать рассмотреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Не следует бояться того, что ребенок на первых порах чтения не выбирает классические  детские книги, а останавливается на книжке-игрушке, короткой немудреной сказке. Это его действительный уровень чтения. Эти книжки сделают свое доброе дело: проложат мостик интереса и доверия между книгой и читателем.

Отметим, что для выработки и совершенствования навыка чтения большое значение имеет перечитывание одного и того же текста.

Так, исследователь возможностей книжки –игрушки  Е.В. Дьячкова пишет, что для преодоления негативных сторон, вызываемых перечитыванием, учителя широко применяют  различные приемы, в том числе и выборочное чтение. При таком подходе интерес основной массы детей практически не снижается. Но слабоуспевающие первоклассники, скорость чтения которых низка, а следовательно,  затруднено и понимание, не всегда могут выбрать и прочитать то, что требуется и, таким образом, выпадают из деятельности класса, ежедневно наращивая свое отставание. Для этих детей организуются дополнительные занятия по чтению [6, c. 26].

Е.В. Дьячкова отмечает, что обязательным для дополнительных занятий в 1-ом классе является чередование небольших упражнений в чтении с кратковременным отдыхом. Желательно, чтобы упражнения проходили в занимательной форме. Творчески работающие учителя ищут разные пути достижения нужного результата. Один из таких путей – индивидуальная работа по чтению с использованием книжек игрушек. Многие книжки-игрушки, по словам Е.В. Дьячковой, в силу своих конструктивных особенностей являются благодатным учебным материалом для организации перечитывания текста в занимательной форме [6, c. 26].

Также можно использовать индивидуальную работу по чтению с использованием книжек-игрушек с дисками разнообразных конструкций; сдвижные меняющиеся картинки на страницах; объемные изображения персонажей некоторых книг – панорам, которые ребенок может двигать.

Так как техника чтения первоклассников находится на начальной стадии формирования, а в этих условиях дополнительное самостоятельное чтение книг (помимо чтения классного и внеклассного) для основной массы детей будет обременительно и неинтересно.

Но, с другой стороны, если младшие школьники с удовольствием посещают кружки по математике, русскому языку и ряду других предметов, в области которых у них также идет процесс накопления первоначальных понятий, представлений, умений, почему бы не пригласить их  в кружок по чтению, тем более что овладение техникой чтения и становления интереса к книге для каждого первоклассника есть необходимое условие дальнейшего продвижения в области других наук. По мнению Е.В. Дьячковой нужно лишь найти и отобрать такой  учебный материал (детские книги), который позволял бы в занимательной форме организовать систему кружковых занятий, нацеленных а гармоничное формирование всех сторон читательской деятельности [6, c. 9].

Е.В. Дьячкова отмечает, что такой учебный материал есть и им являются книжки-игрушки.Книжки-игрушки – это детские книги  совершенно особой конструкции [6, c. 9].

По определению А.Э. Мильчина, книжка-игрушка – это книжное или листовое издание для детей дошкольного и младшего школьного возраста, изготовленное в такой форме, чтобы ребенок мог его не только рассматривать и читать, но и играть с ним, делать из него поделки и т. п. [10, с. 362].

В педагогическом энциклопедическом словаре обозначено, что книжка-игрушка – это вид издания для детей, выполненный в оригинальной форме и способствующий развитию личности. Разнообразные книжки-игрушки являются своеобразным мостом от игрушек к книге. Например:

  • Книжки-игрушки из синтетических полимеров, страницы которых имеют форму подушечек, напоминают резиновые игрушки;
  • Книжки-игрушки, обшитые тканью с рельефными аппликациями, напоминают мягкую игрушку.
  • Миниатюрные книжки-раскладушки, панорамы, издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и прочими игровыми формами развивают познавательные возможности ребёнка [1, с. 121].

Большой раздел в книжек-игрушек составляют книжки-раскраски и книжки-поделки (с материалами для вырезания, складывания, склеивания и т.д.). Книжки-картинки целиком или почти целиком строятся на изобразительном материале (текст существует лишь в виде надписи и подписи к изображениям). Это может быть фотокнига, комикс, анималистическая книга и т.д.

Психологами установлено, что картинка, представляющая близкий ребёнку мир, способствует развитию речи. Дидактические задачи решают книжные пособия типа тетрадей с печатной основой (текст и иллюстрации перемежаются со страницами для упражнений), которые издаются для дошкольников и младших школьников и помогают в игровой форме подготовиться к поступлению в школу и адаптироваться к учебному процессу.

Т.С. Пиче-Оол и Н.Н. Светловская в книге «Обучение детей чтению» включают книжки-игрушки в группу книг, которые издаются только для детей. В эту группу помимо книжек-игрушек входят: книжки-картинки и книжки-рассказки [13, с. 29].

Авторы отмечают следующие функции книжек-игрушек:

1) помощь ребенку в освоении того опыта, который их просвещает;

2) эти книги побуждают ребенка к действию;

3) не просто соотнесение текста и картинки, запоминание текста и воссоздание его по памяти, глядя на картинку;

4) включают произвольное воссоздающее воображение, развивают память;

5) помогают ребенку включаться в содержание предлагаемого опыта (младший школьник становится героем происходящего, либо волшебником, двигающим сюжет, либо режиссером-постановщиком спектакля и т.п.) [13, c. 29-32].

При проведении занятий с книжкой-игрушкой можно выполнять различные виды читательской деятельности.

Это таки виды, как:

  1. рассматривание книжек-игрушек,
  2. чтение надписей на обложке (заголовок книги, фамилия автора),
  3. слушание чтения учителя,
  4. перечитывание текста с разными заданиями.

По мнению, Т.С. Пиче-Оол и Н.Н. Светловской, учителю младших классов использовать книжки-игрушки на уроках нужно обязательно. Именно последние исследования показали, что в современные школы очень часто приходят дети, которые еще не обучившись грамоте, уже не хотят иметь дело с книгой и читать. Книжки-игрушки чрезвычайно распространены в зарубежных странах и используются там даже в средних классах образовательных школ [13, с. 32].

Книжки-игрушки помогают сделать уроки чтения более интересными и разнообразными. А также они помогают организовать разные виды творческо-читательской деятельности детей на уроках: узнавание букв и правильное их название; образование слияний с буквой, а также слов с заданным слиянием; преобразование слов с помощью наращения и усечения букв и слогов; нахождение в словах текста заданных слияний и т.п. Для этого используются книжки-игрушки с вкладным листом. Таким образом, учитель легко вовлекает в работу детей уже умеющих читать.

Дети проявляют большую активность при перечитывании текста, при выборочном чтении, в том случае, если учитель использует книжку-игрушку с вращающимся диском.

Приведем пример одного из заданий : «Необходимо прочитать строчки о том герое произведения, чье изображение появилось при вращении диска в «окошечке» страницы». Диск младший школьник вращает сам, а найдя изображение, читает отрывок по учебнику.

Чем больше учитель использует на уроках чтения не только учебники, но и интересные детские книги, тем чаще у ребенка возникает желание взять в руки книгу и почитать.

Книжки-игрушки помогают разнообразить уроки по теме «Устное народное творчество» (книжки-игрушки с разрезными страницами, с клапаном на страницах, с вырубкой по контуру). На занятиях младшие школьники, угадав сказку по книжке-игрушке и прочитав по ней подтверждающий отгадку отрывок текста, находят на выставке книгу типовой конструкции с этой же сказкой и выполняют по ней игровые задания, связанные с перечитыванием.

Как видим, книжки-игрушки дают учителю очень широкие возможности для творчества. Они помогают сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее. Эти книги позволяют организовывать неоднократное перечитывание текста, которое не утомляет ребенка, так как проходит в игровой форме. Нетрадиционная конструкция книжки-игрушки отвлекает младших школьников от мыслей о трудности чтения и позволяют подбирать объем заданий по чтению для детей разной читательской подготовки. Такие книжки охотно читают младшие школьники, чей уровень техники чтения находится ниже программных требований.


§2. Типы и виды книжек –игрушек.

           Включить книгу в жизнь детей, - это научить их, еще не умеющих читать, не освоивших грамоту, думать над книгой, разговаривать с любой книгой на специфически книжном, но доступном им языке.  

Для этого надо использовать закономерность, состоящую в характерной для книг неразрывной связи формы и содержания, текста и внетекстовой информации, которую нельзя нарушать при восприятии детьми детских книг. Первая встреча ребят с детской книгой должна помочь детям осознать связь внетекстовой информации с содержанием текста, сделать эту связь очевидной, ибо эта очевидность и дает возможность даже самому неопытному читателю составить без посторонней помощи достаточно правильное предварительное мнение о любой книги о чем она рассказывает, как для кого написана. Кроме того, одновременно создает у читателя настрой эмоциональной отзывчивости, необходимой для выявления своего отношения к заложенному в книге содержанию, а затем и для полноценного её восприятия.

Дьячкова Е.В. разработала технологию индивидуальных занятий, формирующих у младших школьников положительное отношение к обучению чтению и самостоятельному чтению книг и условия ее реализации, предложила дидактический материал, для занятий, описала ход обучения чтению и дала образцы занятий.

Технология индивидуальных занятий предусматривает соблюдение трех условий в процессе занятий обучения чтению.

1.В процессе занятий надо побуждать ребенка к творческим усилиям и постепенно формировать у него чувство успеха.

 2. Необходимо учитывать не только психологические особенности ребенка, но и личностные предпочтения, реакцию на определенные вопросы и задания.

3. Пособия должны быть такими, чтобы, с одной стороны, уже своим видом вызывать у ребенка желание с ними работать, с другой – чтобы постепенно формировать у ребенка умение и желание читать книги, не требуя от обучаемого в процессе занятий немотивированных и непомерных усилий.

Т.С. Пиче-Оол и Н.Н. Светловская в книге «Обучение детей чтению» Авторы пишут, что разновидностей книжек-игрушек так много, что их невозможно перечислить.

Среди выделяемых авторами видов назовем следующие:

  • книжки, внешне напоминающие знакомые ребенку предметы или животных (специалисты называют их книжками «с вырубкой по контуру»);
  • книжки со встроенными в них дополнительными элементами (двигающимся диском, колесом, звучащей клавиатурой, электронными элементами и т.д.);
  • книжки с вкладным листом (книжка-театр, книжка-самоделка, книжка-азбука и т.п.);
  • книжки с клапанами и прорезями (дврцами, окошечками, веточками, под которыми спрятаны игрушки);
  • книжки-панорамы (они бывают статичными, то есть с неподвижными элементами, и динамичными, то есть с элементами двигающимися);
  • книжки-раскладушки или гармошки, которые могут усложняться самого рода вырезками; книжки с игрушкой, прикрепленной к ней на закладке и т.д. [13, c. 31-32]

Согласно ГОСТ в 60-90 в СССР выделяли следующие разновидности книжек-игрушек:

  • книжка-ширмочка;
  • книжка-гармошка;
  • книжка-вертушка;  
  • книжка с игровым замыслом;
  • книжка-панорама;
  • книжка-затея;  
  • книжка-фигура;  
  • книжка-поделка [3].

Формы книжек-игрушек по Мильчину А. Э.:

  • книжка-вертушка (состоит из нескольких кругов, поворачивая которые можно рассматривать появляющиеся в вырезах картинки);
  • книжка-гармошка (сложенная наподобие мехов гармони, отчего читать и рассматривать ее надо, раскладывая и складывая страницы);
  • книжка-ширма (с листами, наклеенными на плотный картон, который сложен гармошкой и может быть поставлен наподобие ширмы и использоваться в игре как декорация);
  • книжка-забава (с вклеенными пластинками, издающими при нажиме на них. звук);
  • книжки-раскраски, книжки-поделки (с заготовками для аппликаций, бумажных игрушек, вырезок одежды для кукол);
  • книжка-панорама (с поднимающимися фигурами героев и предметов обстановки);
  • книжка-фигура (высеченная по контуру фигуры на обложке – птицы, рыбы, домика и т. п.) [10].

В книге «Методика внеклассного чтения» Н.Н. Светловская отмечает, что детские книги разнообразны по формату. С этой точки зрения методист различает:

  • книги большеформатные
  • книги среднего формата,
  • книги малого формата или «малышки»,
  • книги фигурные и нестандартного формата [12, c. 26].

Отмечается значимость данного разнообразия для учителя, использующего работу с книгой в начальных классах.

Книжки-игрушки фигурные хороши на уроках внеклассного чтения в качестве наглядных пособий, привлекающих внимание детей к содержанию, которое им предстоит освоить.

На занятии эти книжки могут демонстрироваться вместо соответствующей игрушки. Н.Н. Светловская приводит пример использования книжки-игрушки «Усатый полосатый» С. Маршака (см. приложение 1). Данная книжка-игрушка может заменить игрушку на этапе подготовки  к занятию в 1  классе.

Н.Н. Светловская пишет, что данные книжки весьма удобны для развития художественных и конструктивных способностей детей, для занятий по развитию речи учащихся, так как они интенсивно воздействуют на органы чувств детей при осознании ими оттенков в значении слов (ушки, глазки, полоски и т.п.). Фигурные книжки – книжки-игрушки – очень нужны в классных библиотечках, где обучаются шестилетние дети. Ребенка, который одолел первые трудности техники чтении, привлекают наоборот большеформатные издания [12, c. 29].

Следует отметить и книжку-театр (см. Приложение 2). Она может быть выполнена в виде панорамы или театра-теней или потребует от ребенка предварительного вырезания и складывания фигурок-персонажей, декораций и т.п. А имена персонажей ему снова захочется прочитать, чтобы играть «как настоящий артист».  Такие книжки-игрушки отличает своеобразие разворотов, наличие вмонтированных в книгу конструктивных деталей, сообщающих восприятию содержания дополнительную динамику и эмоциональность.

Т.С. Пиче-Оол и Н.Н. Светловская указывают, что книжки-игрушки разных видов, вовремя включенные в учебный процесс в первом полугодии (если, конечно, учитель ими владеет сам), помогают детям незаметно преодолеть это неестественное для растущего человека состояние – неприятие книги и чтения – и стать читателями, которые ничуть не хуже остальных одноклассников [13, c. 32].

Таким образом, разновидностей книжек-игрушек очень много. Можно отметить следующие виды книжек-игрушек: книжки, внешне напоминающие знакомые ребенку предметы или животных (специалисты называют их книжками «с вырубкой по контуру»); книжки со встроенными в них дополнительными элементами (двигающимся диском, колесом, звучащей клавиатурой, электронными элементами и т.д.); книжки с вкладным листом (книжка-театр, книжка-самоделка, книжка-азбука и т.п.); книжки с клапанами и прорезями (дврцами, окошечками, веточками, под которыми спрятаны игрушки); книжки-панорамы (они бывают статичными, то есть с неподвижными элементами, и динамичными, то есть с элементами двигающимися); книжки-раскладушки или гармошки. Отметим, что наше наблюдения за динамикой появления  новых видов книжек- игрушек заставляют нас предполагать, что разнообразие вариантов книжек- игрушек в ближайшее время будет только расти.


§3. Книжка –игрушка на уроках литературного чтения.

Для обоснования выбора книжки-игрушки в качестве эффективного инструмента для чтения в младших классах нами было проведено анкетирование учителей, в котором выявлялось их отношение к книжке-игрушке на уроках чтения.

Всего мы опросили с помощью анкет  15 учителей различных школ г. Смоленска.

Каждому учителю была предложена анкета со следующими вопросами:

1. Как ваши ученики относятся к урокам чтения?

а) увлечены происходящим на уроке,

б) равнодушны,

в) испытывают неприязнь,

г) бывает по-разному.

2. Знаете ли вы, что такое книжка-игрушка? Можете ли назвать ее виды?

а) да

б) нет

в) знаю, но виды назвать затрудняюсь

3. Для чего может понадобиться книжка-игрушка на уроках чтения в младших класса?

а) свой вариант ответа

б) затрудняюсь ответить

в) на уроках чтения можно обойтись без книжки-игрушки

4. Вы используете книжку-игрушку на уроках чтения?

а) да

б) иногда

в) нет

5. По вашему мнению, книжка-игрушка может помочь сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее?

а) да

б) нет

в) не задумывалась над этим вопросом.

Результаты анкетирования педагогов были помещены в таблицу 1.(см. Приложение 3.)

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что большинство учителей знаком с книжкой игрушкой (70%). 30 % учителей с книжкой-игрушкой не знакомы.

При выборе вариантов в вопросе «Для чего может понадобиться книжка-игрушка на уроках чтения в младших класса?» учителя отметили следующее:

1) книжки-игрушки повышают интерес к чтению,

2) книжки-игрушки помогают мотивировать учащихся,

3) книжки-игрушки превращают урок в увлекательную игру, что нравится младшим школьникам,

4) книжки-игрушки развивают память и воображение.

Большинство учителей отмечает, что книжка-игрушка может помочь сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее.

Следует подчеркнуть, что учителя, которые отметили увлеченность учеников чтением знают о книжках-игрушках и их видах, а также используют книжки-игрушки на уроках.

Те учителя, которые отметили равнодушие и неприязнь учеников указывали на свое незнание книжек-игрушек и особенности их использования на уроках чтения.

Полученные данные являются доказательством необходимости использования книжек-игрушек на уроках чтения.

          Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно.Желательно, чтобы упражнения в чтении проводились в занимательной форме, а их длительность была строго индивидуальна для каждого конкретного ученика. 

При проведении занятий с книжкой-игрушкой можно выполнять различные виды читательской деятельности. Это рассматривание книжек-игрушек, чтение надписей на обложке (заголовок книги, фамилия автора), слушание чтения учителя, перечитывание текста с разными заданиями.

                   Книжки-игрушки помогают сделать уроки обучения грамоте более интересными и разнообразными. А также они помогают организовать разные виды творческо-читательской деятельности детей на уроках: узнавание букв и правильное их название.Дети проявляют большую активность при перечитывании текста, при выборочном чтении, в том случае, если учитель использует книжку-игрушку с вращающимся диском.

В качестве примера приведем следующие задание: “Необходимо прочитать строчки о том герое произведения, чье изображение появилось при вращении диска в “окошечке” страницы”. Диск ребенок вращает сам, а найдя изображение, читает отрывок по учебнику.

Чем больше учитель использует на уроках чтения не только учебники, но и интересные детские книги, тем чаще у ребенка возникает желание взять в руки книгу и почитать (см. Приложение 4).

Книжки-игрушки помогают разнообразить уроки по теме “Устное народное творчество” (книжки-игрушки с разрезными страницами, с клапаном на страницах, с вырезом по контуру). На занятиях дети, угадав сказку по книжке-игрушке и прочитав по ней подтверждающий отгадку отрывок текста, находят на выставке книгу типовой конструкции с этой же сказкой и выполняют по ней игровые задания, связанные с перечитыванием.

           Итак, выполненное нами небольшое исследование убеждает  нас в эффективности такого учебного материала ,как книжка- игрушка, для формирования интереса ребенка к читаемому и его литературного равития.  

Заключение

Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения.

Книжки-игрушки помогают сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее. Эти книги позволяют организовывать неоднократное перечитывание текста, которое не утомляет ребенка, так как проходит в игровой форме. Нетрадиционная конструкция книжки-игрушки отвлекает младших школьников от мыслей о трудности чтения и позволяют подбирать объем заданий по чтению для детей разной читательской подготовки. Такие книжки охотно читают младшие школьники, чей уровень техники чтения находится ниже программных требований.

Книжки – игрушки позволяют решать разнообразные дидактические задачи: развивать и обучать детей, причём делать это в игровой форме, незаметно для самого ребёнка. Книжки – игрушки знакомят детей с окружающей действительностью, миром, в котором им предстоит жить, и правилами поведения в социуме, учат застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, различать цвета и формы, считать и измерять… Они стимулируют исследование свойств предметов, развивают восприятие ребёнка, его анализаторы и мелкую моторику, внимание и память, мышление и воображение, побуждают творческую мысль и страсть к исследованию мира. Книжка – игрушка – уникальное по своей эффективности средство формирования у ребёнка интереса к книге и чтению.

Сегодняшний день книжки-игрушки – шаг по сравнению с прошлым немалый, но шаг этот сделан благодаря прошлому. Книжка-игрушка – это своеобразное синтетическое явление: и книжка и игрушка… Оно должно вбирать в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополнив чтение увлекательной умной игрой. Многие книжки-игрушки позволяют организовать продуктивное многочтение в игровой раскрепощённой обстановке. Необычная, нетрадиционная конструкция таких книг, с одной стороны, отвлекает детей от мыслей о трудности чтения, с другой стороны, вовлекает их в это же время в интересную и полезную игру-чтение. Конструкции книжек-игрушек позволяют в игровой форме варьировать объём заданий по чтению для детей разной читательской подготовки.

Таким образом, учитель, имеющий в руках книжку-игрушку, ведёт слабочитающих детей от первоначального эмоционального отклика через систему игр с книгой, включающих в себя чтение, к самостоятельному чтению книг как творческому процессу.

Подчеркнем, что процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению, которую способна поддержать и укрепить книжка-игрушка.

                   

Список использованной литературы

  1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. – С. 121
  2. Васев, Д.В. Чтение – одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций / Д.В. Васев // Начальная школа. – 2014. - №2. – С.87
  3. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения / http://verstka.otrok.ru/law/gost76090.html
  4. Дьячкова, Е.В. Внимание: книги-игрушки! / Е.В. Дьячкова // Детская литература. – 1989. – №12. – С.67–73.  
  5. Дьячкова, Е.В. Индивидуальная работа по чтению с иcпользованием книжек-игрушек / Е.В. Дьячкова // Начальная школа. – 1992. - №2. – 26-30.
  6. Дьячкова, Е.В. Организация внеурочной работы с книжкой-игрушкой / Е.В. Дьячкова // Начальная школа. – 1991. - №5. – 9-13.
  7. Жукова, З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З.П. Жуков  // Начальная школа. – 2006. – №5. –С.30-31.
  8. Колганова, Н.Е. Педагогические условия формирования  основ читательской компетентности младших школьников / Н.Е. Колганова // Автореф. дисс. Канд. пед. наук : 13.00.01 . – Тамбов, 2013. – 29 с.
  9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 245 с.
  10. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник / А.Э. Мильчин. – М.:Олма-Пресс, 2003. – 558 с.
  11. Первова, Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника / Г.М. Первова // Начальная школа. – 2013.  – №1. – С.13
  12. Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н.Н. Светловская
  13. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол.  – М.: Академия, 1999. – 248с.
  14. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. –  № 1. – С.11–18.
  15. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.


Приложение

1.Книжка-игрушка «Усатый полосатый» С. Маршак

Самуил Яковлевич Маршак, Багаж Иллюстрации - В. Лебедев. - 1974 г - 5 Марта 2014 - Blog - Prosto-darom

Книжка-театр «Золушка»

Иллюстрация 1 из 4 для Золушка. Музыкальная книга-театр - Анита Ганери Лабиринт - книги. Источник: Лабиринт

3.Таблица 1

Результаты анкетирования учителей младших классов

Вопрос

Ответы учителей

1. Как ваши ученики относятся к урокам чтения?

а) увлечены происходящим на уроке (7 учителей или 46,9%)

б) равнодушны (3 учителей или 20,1%)

в) испытывают неприязнь (1 учитель или 6,7%)

г) бывает по-разному (4 учителей или 26,3%).

2. Вы знаете, что такое книжка-игрушка? Можете назвать ее виды?

а) да (6 учителей или  40,2%)

б) нет (4 учителя или 26,3%)

в) знаю, но виды назвать затрудняюсь (5 учителей или 33,5%)

3. Для чего может понадобиться книжка-игрушка на уроках чтения в младших класса?

а) свой вариант (8 учителей или 53,6%)

б) затрудняюсь ответить (4 учителя или 26,3%)

в) на уроках чтения можно обойтись без книжки-игрушки (3 учителя или 20,1%)

4. Вы используете книжку-игрушку на уроках чтения?

а) да (6 учителей или 40,2%)

б) иногда (3 учителя или 20,1%)

в) нет (6 учителей или 39,7%)

5. По вашему мнению, книжка-игрушка может помочь сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее?

а) да (8 учителей или 53,6%)

б) нет (2 учителя или 12,7%)

в) затрудняюсь ответить (5 учителей или 33,5%)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по интеллектуальному развитию младших школьников.

В рекомендациях заложены советы для заинтресованных родителей, которые хотят видеть своих детей в будущем успешными....

«Книжка - игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников»

За последние двадцать лет произошло множество перемен в сфере информационных технологий, намного изменивших статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе.Проблема чтения сейчас находится ...

Статья "Возможности использования компьютерных игр в развитии младших школьников"

Дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Компьютерные игры   расширили возможност...

Объяснительная записка к методическому семинару"Духовно -нравственное воспитание и развитие младших школьников в межнациональной среде"

В данной работе  представлена система воспитательно-образовательной деятельности, реализация которой способствует духовно - нравственному воспитанию и развитию младших школьников....

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

методические рекомендации "Кинезиология, как метод активного развития младшего школьника"

Методические рекомендации по кинезиологии,  как методу активного развития младшего школьника.Методическое пособие рекомендовано для учителей , учителей- логопедов, педагогов-психологов....

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...