Прощание с букварём
классный час (1 класс) на тему

Заболотских Светлана Павловна

Материалы классных часов могут использоваться при проведении мероприятий познавательной и патриотической направленности( классные часы, устные журналы и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель:  Дорогие ребята, родители! В нашем классе праздник, а отмечаем мы сегодня нашей большой семьёй, как вы уже догадались, нашу первую победу - завершение изучения первой школьной книги "Букваря". Ребята! Сегодня у нас немножко грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, самостоятельно прочитанной книгой – «Букварём».  Это вы, такие нарядные, красивые, а главное умненькие ребята. Умные потому, что вы научились читать, писать, и помогла вам в этом ваша первая книга, которую вы взяли в руки.

Ребята, а что же это за волшебная книга - букварь?

1 ученик:

С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
2 ученик:
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно

На страницах букваря.
3 ученик:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
4 ученик:
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.
5  ученик:
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.
6 ученик:
Тридцать три родные буквы
Мы узнали к февралю,
И за это все ребята
Благодарны букварю!
7 ученик:
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.

8 ученик:

Мы рано просыпаемся –

Опаздывать нельзя!

Нас в школе дожидаются

Хорошие друзья.

9 ученик:

Здравствуй, родная школа!

Здравствуй, любимый класс!

Здравствуй, звонок весёлый!

Громче звени для нас!

(звенит  колокольчик)

Учитель: Вот и прозвенел звонок на последний урок по «Букварю».

(вбегает Буратино с Мальвиной)

Сценка Мальвина и Буратино.

М. (строго) Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Б. Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

М. (угрожающе). Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

Б. (в сторону). Вот так попал!

М. Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока.

Б.  (хлопает по карманам). Врёте, ни одного.

М. (терпеливо). Я говорю: предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?

Б. (уверенно). Два!

М. (умоляюще). Подумайте хорошенько!

Б. Два!

М. (с удивлением). Почему?

Б. Я же не отдам Некту  яблок, хоть он дерись!

М. У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Пишите: «А роза упала на лапу Азора …». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. Но тут ничего нет! Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Б. Нашлась воспитательница, подумаешь! У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито.

Учитель: Успокойся, Буратино, не надо ссориться. Приходи к нам на занятия и всему научишься. Грамоте учиться – всегда пригодится!

У нас большая радость – все дети научились  читать, и сегодня мы прощаемся с первым полюбившимся всем учебником «Букварь». И мы вас приглашаем на наш праздник.

Праздник уже начался, а самого главного гостя «Букваря» и нет. Давайте, ребята, позовём его.

Ребята: Букварь, Букварь мы ждём тебя!

Учитель:  Не идёт. Давайте позовём его по-другому. Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «Букварь». А мы все громко захлопаем после этого в ладоши.

(под музыку входит «Букварь»)

Букварь:

Здравствуйте, ребята.

Я – Букварь, учу читать

Меня никак нельзя ни знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

10 ученик:

Букварь – ты книга первая моя,

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учил,

Радость открытий ты мне подарил.

Букварь: Спасибо за тёплые слова.

Учитель: Давайте, ребята, покажем сейчас, как же проходит наш обычный учебный день.

Мальвина: Сейчас проверим это умение.

Наш праздник пройдет в виде игры «Что? Где? Когда?».

1 задание -  «Алфавитово».

Вы должны угадать все буквы.

Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними – поясок,

Натянутый наискосок.    (И)

Бывает эта буква

В конце и в середине.

В конце капусты, брюквы

И в середине дыни.   (ы)

На эту букву посмотри –

Она совсем как цифра 3.    (З)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.     (О)

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква …   (А)

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.   (Ж)

Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички – буква …  (Я)

Разделите буквы на две группы.

Найдите лишнюю букву. Почему?

Молодцы! Вы прекрасно выполнили первое задание. Продолжаем! Крутим волчок.

2 задание. «Угадай-ка»

Отгадайте загадки.

Зовёт ребят ко мне звонок.
Вы догадались? Я — …
(Урок)

Когда нужна черта прямая,
Я тут как тут. Вот я какая!
Ты скажешь, я хвалюсь?
Ну, может быть, чуть-чуть.
Зато я не боюсь
Прямой чертой блеснуть!
(Линейка)

Он учится только на круглые «пять»,

Он знает всегда, что он должен сказать.

Он лени не знает, к урокам готов.

Скажите, ребята, ну, кто он таков? (Отличник)

Шел урок, а он молчал —

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел... (звонок)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь)

Карандаш, линейку, ластик

Сохранит коробка-пластик.

Не беда, что очень мал, —

Все вместит цветной... (пенал)

Не в новинку ей трудиться,

Ни урока не ленится.

Ей лежать в пенале скучно,

Пишет, пишет, пишет... (ручка)

Вы отлично умеете отгадывать загадки.  Крутим волчок. Следующее задание.

3 задание. «Смекалка.»

Отгадайте ребусы.

4 задание. «Учебная».

Теперь мы узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать. Попробуйте исправить ошибки, которые допущены в словах, подписанных под картинками.

5 задание – Музыкальная пауза.

Физминутка.

Мальвина:

Раз вы такие умнички может и петь умеете?

Споёте?

Послушаем шуточную песню «Нагружать всё больше нас …»

Нагружать всё больше нас

Стали почему-то.

Нынче в школе 1 класс

Вроде института.

Нам учитель задаёт

С иксами задачи

Кандидат наук и тот

Над задачей плачет.

Припев:

То ли ещё будет (3 раза)

Ой, ой, ой.

Азбуку закончили

В ней нам всё знакомо.

Расставаться с ней нам жаль,

Не вынесем такого.

Мы все буковки прошли

И читаем сами.

Не вернуть уж эти дни,

Взрослыми мы стали.

Припев:  

То ли ещё будет (3 раза)

Ой, ой, ой.

Буратино: возьмите меня в свой класс учиться.

6 задание – «Сказочная».

Угадайте кто прислал вам эти сообщения.

7 задание – «Лесная».

Под ольхой в тени ветвей

Серый еж собрал гостей.

Усадил их всех на кочку,

Дал росы им по глоточку.

Но внезапно за бугром

Громкий-громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Разлетелись на кусочки.

1,2,3,4,5,

Помогите их собрать!

Мед         ка

Бар          тел

Дя            ведь

Бел          са

Ли           яц

За           сук

8 задание – скороговорка.

Родители помогают.

9 задание – укажи ошибку.

Найти ошибку в словах, объяснить правило.

10 задание – кроссворд.

  1. Чёрные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

  1. У карандаша простого

Есть помощница одна.

Если сделает ошибку,

Вмиг сотрёт её она. (Резинка)

  1. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать равную черту

Всем я помогаю. (Линейка)

  1. Путешествую по странам,

По морям и океанам.

И по суше, и средь вод,-

Мне не нужен пароход,

Поезд, самолёт, автобус.

Потому что есть, друзья,

Шар волшебный у меня.

Называется он… (глобус)

  1. То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?... (тетрадь)

- Прочитайте, что получилось по вертикали (книга)

Стихи рассказывают дети.

11 ученик:

ЧИТАЛОЧКА В. Берестов

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушке трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!

12 ученик:

Буквы – значки как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется …  (алфавит)

13 ученик:

Алфавит – наш лучший друг,

Знают все на свете.

Букв есть множество вокруг,

Учат их все дети.

Букварь:

Вы отлично отвечали

Все загадки отгадали.

С вами я хочу проститься

Обещайте не лениться,

Старших слушаться всегда,

А шалить лишь иногда.

Дети: Прощай, Букварь!

14 ученик:

До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наш букварь читать научит
Тех, кто в первый класс придет.

Букварь:

Ах! Забыл совсем, друзья,

Что представить должен Я,

Кто на смену мне придёт,

Дальше вас учить начнёт.

(выходит книга по литературному чтению)

Литературное чтение:

Вам моё почтение (кланяется)

Я – книга для чтения,

Полистай мои страницы;

Здесь стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

Я от Букваря слыхал,

Что вы знаете немало.

Любознательных люблю,

Щедро знание дарю.

Всем, кто хочет много знать,

Хорошо надо читать.

Учитель: Сегодня, ребята, у нас особенный день. Мы попрощались с Букварём и вступаем в большую семью читателей. Успехов, удачи, радости вам на этом трудном, но очень интересном пути. Вы с честью справились со всеми испытаниями и конечно, за свой труд заслужили дипломы.

Поздравление от родителей. Вручение подарков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

  

Классный руководитель: Заболотских Светлана Павловна

                        Классный час памяти Юрия Гагарина "Он был первым".

Цели и задачи:

Обобщить и углубить представление детей о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине.

Развитие познавательного интереса и устной речи учащихся, коммуникативных способностей.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности, самоуважения и национальной гордости за наш народ. Мотивация учения и чтения художественной литературы.

Тип мероприятия: беседа с элементами показа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск (презентация), видеоролики о  полёте  Ю.А.Гагарина в космос.

Межпредметные связи: литература, история.

Просмотр видеоролика «Земля из космоса».

Приложение 1 <Слайд 1,2>

Учащиеся читают стихи.

Улыбка твоя разлетелась по свету,

Наполнила жизнью и радостью нас!

Ты гордость страны, той, которой уж нету,

На нас ты из космоса смотришь сейчас.

И кто бы и как не ругал СССР,

Я сам был рожден в той стране!

Юрий Гагарин – один лишь пример,

Чтоб мог ей гордиться вполне!

Твой крестный отец – Сергей Королев,

Он к звездам тебя провожал!

Как сыну мечту он доверил тебе,

Поехали! – ты отвечал.

Ты первый кто в космос шагнул от Земли,

Смотрел на планету Земля!

Полет твой мы помним в апрельские дни,

Вновь с нами улыбка твоя!..

Вступительное слово учителя.

Полет Юрия Гагарина - это великое завоевание, величайшая победа советского человека. Люди ликовали, радовались, но потом сказали: этого мало!

Ученые, космонавты и впредь будут вести наступление на тайны природы, "завоевывая все околосолнечное пространство", как предсказывал великий Циолковский.

Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную.

Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг.

<Слайд 3- пионер>

<Слайд 4 - пока все земное>

Детство мальчика пришлось на тот удивительный период жизни нашей страны: первое радио, репродуктор на селе, вещание о победах людей на трудовых фронтах, о героях-летчиках Чкалове, Белякове, Байдукове, экипаже Михаила Громова и др. Именно тогда впервые были произнесены слова: Герой Советского Союза.

И дети того времени, в том числе и Юра, почти все до одного мечтали о том дне, когда вырастут и смогут повторить подвиги любимых героев.

С малых лет Юра тянулся к знаниям, обладал хорошей памятью. В семье Гагариных любили читать по вечерам книги. Прослушав пару раз стихотворение, мальчик начинал декламировать с выражением. В школе очень часто выступал в различных смотрах - конкурсах, в художественной самодеятельности.

Вообще Юра был увлекающейся натурой - чем только не увлекался. Например, вместе с друзьями соорудил театр теней. Ребята сами вырезали из картона фигурки всех действующих лиц, прикрепляли их к тоненьким палочкам, учились водить за натянутым полотном. Первой постановкой театра стала "Сказка о попе и его работнике Балде", где Юра исполнял роль Балды.

Потом было увлечение фотоаппаратом. Юра нашел вместе с другом старый фотоаппарат, который не как не хотел почему-то работать. После детальной разборки, чистки, замены деталей, реконструкции и конструирования новых приспособлений аппарат наконец-то заработал! На радостях фотографировали всех, кто попадался в этот день на пути, а на следующий день выпустили интересную стенгазету в школе со своими фотографиями. Все детские снимки Юрия Гагарина были сделаны этим фотоаппаратом.

Но это еще далеко не все увлечения. Однажды, узнав, что при Дворце пионеров создается духовой оркестр, мальчик сразу же записался и стал упорно заниматься.

Из воспоминаний матери Ю. Гагарина - Анны Тимофеевны Гагариной:

"…первым не выдержал отец: "Марш из дома! Уши болят".

Юра, прихватив трубу, примостился за домом. Коровы привычные к тому, чтобы пастух по утрам их в стадо дудочкой собирал, услышав знакомый звук, заволновались, стали проситься в поле.

Рассмеявшись, отец пошел за Юрою:

- Нечего скотину нервировать. Ладно, возвращайся в дом, потерпим…"

<Слайд 4 - пока все земное>

Юра пошел в первый класс в 1941году, когда ему шел восьмой год. Эхо войны докатилось и до села, где жили Гагарины: стали приходить первые похоронки, слово "мобилизация" вошло в мирный деревенский быт. Все крестьяне работали для фронта за себя и за тех, кто ушел защищать Родину. Именно в это время произошло событие, которое произвело на Юрия неизгладимое впечатление и подтолкнуло его к осуществлению своей мечты.

Однажды все услышали нарастающий шум мотора. Показался над селом самолет. Было ясно, что с ним что-то неладное: он летел так низко, что чудилось, вот-вот врежется в землю. Следом за ним показался второй самолет, сделав круг, он приземлился на сухом пригорке.

Первому летчику в последнюю минуту удалось выпрыгнуть из кабины, почти у самой земли. Он не поранился, ругался на гитлеровцев, кулаком им грозил. Подбежал летчик с другого самолета. Они стали договариваться, расстегнули плоские кожаные сумки, а там карты. Юра вместе со сверстниками стали свидетелями этого разговора, который повлиял на всю дальнейшую его жизнь.

Летчики спросили у ребят название деревни, почему те с портфелями. Узнав, что те идут из школы, похвалили: "Молодцы! Надо учиться! Нас не сломить!"

Солнце припекало, летчик расстегнул кожаную куртку, а на гимнастерке у него орден летчика-героя - орден Боевого Красного Знамени за сражение в Испании:

- А еще он мне дал подержать карту в кожаной сумке. Она планшеткой зовется. Мама! Вырасту - я тоже буду летчиком! - в волнении рассказывал сын матери о встречи с летчиками.

- Будешь, будешь! - говорила ему мама, а тем временем ставила в кошелку крынку молока и положила хлеб. - Отнеси, им сынок! Да пригласи их в дом.

Но летчики не покинули машины. Дотемна не возвращались и ребятишки. Только поздно ночью пришли домой. Юра все повторял фамилию, которую назвал ему первый летчик.

…Уже после первого космического полета к Юрию Гагарину пришло письмо из Горького. Бывший военный летчик Ларцев писал, что он хорошо помнит тяжелый воздушный бой в сентябре 1941 года, вынужденную посадку у смоленского села, помнит и группу ребят, которые рассматривали машину, а потом заботливо принесли поесть. И еще он писал: что припоминает мальчишку, который все повторял: "Буду летчиком, дядя!"

Мог ли он, пилот военных лет, предположить, что на деревенском лугу в тяжелом сорок первом повстречался с будущем первым космонавтом планеты Земля?...

Потом наступили тяжелые времена. В село вошли немцы. Угнали в Германию старших детей Гагариных - Валентина и Зою. Отец, подвергаясь большой опасности, передавал частям Красной Армии места заминирования. Младшие же дети - Юра и маленький Борис, вместе с другими детьми старались как могли вредить гитлеровцам: разбрасывали по дорогам гвозди, битые бутылки, прокалывали шину у машин, в выхлопные трубы заталкивали камни.

"Вскоре село было освобождено частями нашей армии, вспоминает Анна Тимофеевна Гагарина, - 9 марта, в Юрин день рождения, был сделан самый желанный подарок: возобновились занятия в школе.

Юра сразу же стал учиться старательно, все задания выполнял, был добрым, отзывчивым: понимал, что учительнице нелегко обучать одновременно ребят четырех классов, тем более без школьных пособий и учебников.

В первую весну после освобождения Юра и Бориска на скотном дворе раскопали из-под рухляди плуг. Хотели пахать, но мальчишкам не под силу было сдвинуть плуг с места. Вскапывали поле вручную, а уж бороновать решили предложенным мальчишками способом.

Огород весь вскопали, только тогда мальчики побежали играть: палки как автоматы, схватили, начали свои бесконечные бои, которые неизменно оканчивались нашей победой…"

Вместе со взрослыми, забыв о своих детских играх, расчищали ребята улицы от битого кирпича и мусора. На месте покореженных войной деревьев высаживали молодые саженцы, выезжали на уборку овощей. Разыскивали могилы погибших бойцов, украшали их цветами, устанавливали памятные доски.

<Слайд 5 - как это началось>

В школе организовывался технический кружок. Вместе с ребятами смастерив летающую модель самолета с бензиновым моторчиком, Юра с восхищением наблюдал за полетом. Именно в то время руководитель кружка дал Юре почитать книгу о жизни К. Э. Циолковского которая произвела на мальчика неизгладимое впечатление.

"Любовь к этому человеку, восхищение его одержимостью, страстностью, бескорыстное служение идее космических полетов пронес сын через всю жизнь…" - писала в своих воспоминаниях о детских годах Юрия Гагарина его мать.

Вскоре, в 1949 году, Юра с отличием заканчивает 6 класс. Стремясь к независимости, чтобы как-то помочь семье материально, едет в Москву, и опять же сдав все экзамены на "отлично", поступает в ремесленное училище на литейщика.

Вскоре Юра поступает в вечернюю школу. Работать и учиться ему было тяжело, но он стремительно шел к намеченной цели. Он переводится в Саратовский индустриальный техникум, с блеском сдав все экзамены. В 1955 году поступает в аэроклуб и вскоре совершает свой первый полет.

<Слайд 5 - как это началось>

на Як - 18

<Слайд 5 - как это началось>

С отличием закончив техникум, Юрий в этом же году получает направление от районного аэроклуба ДОСААФ для дальнейшего обучения в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище.

<Слайд 6>

<Слайд 7 - мы рисуем космические корабли>

Годы учения в Оренбурге совпали с первыми советскими успехами в завоевании космоса.

Просмотр видеоролика «Космос».

После запуска искусственного спутника в Ленинской комнате училища у радио-приемника разгорались жаркие споры:

- Теперь скоро и человек полетит в космос:

- Скоро? Больно ты быстрый! Лет через пятнадцать - двадцать: Тебя к тому времени уже спишут из авиации!

Особенно поразило сообщение о запуске второго искусственного спутника с собакой на борту. "Раз живое существо уже поднялось в космос,- подумал Гагарин,- почему бы не полететь туда человеку?" И он присоединился к той группе спорщиков, которая считала запуск первого космонавта делом недалекого будущего.

А время шло. Настали и счастливые события. Гагарин надел форму лейтенанта авиации.

<Слайд 7 - мы рисуем космические корабли>

<Слайд 8 - экскурсия на борт корабля>

Одновременно с подготовкой Юрия Гагарина к полету готовился и космический корабль. Его впервые Гагарин увидел летом 1960 года за девять месяцев до старта. Будущий "Восток" всем понравился. Тогда же и узнали, что оболочка корабля нагревается при входе в плотные слои атмосферы до нескольких тысяч градусов:

- Гагарину хорошо - он литейщик, привык стоять у раскаленных печей, - пошутил кто-то из товарищей.

- Пожалуй, несколько тысяч градусов многовато и для Юры, - сказал другой.

- Как-нибудь не расплавимся! - ответил Гагарин.

Конечно, "Восток-1" отличается от последующих кораблей, но основные принципы те же. Космический корабль состоит из двух отсеков. Первый - "жилой". Это кабина пилота с рабочей аппаратурой. Второй отсек - с тормозной установкой, которая обеспечивает посадку корабля.

Самый большой предмет в кабине - кресло. В него вмонтирована катапульта, схожая с теми, что имеются на реактивных самолетах. По команде кресло с человеком отделяется от корабля. Кроме катапульты, в кресло вмонтирована спасательная лодка, запас провизии, рация для связи, аптечка.

<Слайд 9>

День перед полетом был отведен для полного отдыха. Спать легли в девять вечера. В половине шестого утра разбудил врач.

Юрию Гагарину помогли надеть скафандр. У подножия ракеты - огромного, устремленного в небо сооружения - попрощался с провожающими и на лифте поднялся к вершине ракеты.

Конечно, Гагарин волновался - только робот не волновался бы в такие минуты и в такой обстановке. Но вместе с тем был уверен, что полет завершится успешно, что ничего такого, что не предвидели бы наши ученые и техники, не случится.

"Мне предстояло снова стать пионером, - говорил Гагарин,- первым человеком, оторвавшимся от земли, преодолевшим власть ее тяготения. Из всех дерзких человеческих мечтаний это, конечно, испокон веков считалось самым несбыточным, самым сказочным".

Именно в этот решающий момент своей жизни Юрий выходит на финишную прямую: приложив неимоверные усилия, собрав в кулак всю свою силу воли, в 27 лет покоряет космическое пространство.

<Слайд 9>

Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут.

Просмотр видеоролика с голосом Гагарина из космоса.

12 апреля 1961 года все радиостанции мира, прервав, свои передачи, возвестили: "В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля - Юрий Гагарин".

"Сразу же начали расти перегрузки, - вспоминал Юрий Алексеевич, - я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега.

Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля.

Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному:"

Заранее разработанный график полета соблюдался точно. До самого спуска шло примерно так, как и рассчитывали на Земле.

В 10 часов 25 минут автоматически было включено тормозное устройство. Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, Гагарин увидел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля.

"Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете" - рассказывал после полета Гагарин.

Первый полет человека в космос продолжался всего 108 минут. Именно столько понадобилось времени космонавту, чтобы облететь Землю и доказать всему миру и, в первую очередь, себе: человеческие возможности безграничны:

<Слайд 9>

В 10 часов 55 минут "Восток" благополучно опустился на поле колхоза "Ленинский путь" у деревни Смеловки на саратовской земле, в 27 километрах от центра Энгельса, в 45 километрах к югу от Саратова. С тех пор место приземления стали называть гагаринским полем.

В первом же интервью после приземления Юрий Алексеевич сказал: "Я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке, занимающейся завоеванием космического пространства. Мне хочется побывать на Венере, увидеть Марс: полететь на Луну…". Он продолжал, не останавливаясь на достигнутом, идти к своей цели. С блеском окончил академию имени Жуковского, упорно работал над своим профессиональным мастерством. Очередной учебно-тренировочный полет в 1968 году на истребителе МИГ - 15 по непонятным до сих пор причинам закончился трагически: погибли два летчика-испытателя Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. На месте гибели истребителя близ владимирской деревеньки Новоселово стоит памятный обелиск.

<Слайд 10>

Гагарину, в силу трагической случайности, так и не суждено было увидеть Марс, побывать на Луне - вместо него это сделали другие космонавты. Но именно Гагарин проложил дорогу во млечном пространстве, об этом человечество будет помнить всегда.

Вопросы:

Какие черты характера помогли мальчику осуществить свою мечту стать летчиком?

Есть ли у тебя заветная мечта, кем бы ты хотел стать?

 Просмотр видео ролика о первом космонавте «Звёздный полёт».

Список использованной литературы:

Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2005г.

Гагарин Ю.А. Вижу Землю: - М.: Детская литература, 1976г.

Гагарина А.Т. Слово о сыне. - М.: Молодая гвардия, 1986.

Титов Г.С. Голубая моя планета. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1988г.

Интернет-ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                          Цена ломтика.

Цели: углубить и  расширить знания о  хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;

           воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный процессор, презентация, плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды  хлеба ( по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.

                     

                                      Ход классного часа.

Вступительная часть.

-Отгадайте:

                         Широко, а не море,

                          Золото, а не деньги,

                          Сегодня на земле,

                         А завтра - на столе.       (слайд 2)

                                            (хлеб)

Да, встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Слово учителя. Это было давно,  во времена каменного века, когда люди жили племенами и питались мясом животных. Как-то отправились они на поиски других мест, где было много зверей. Шли они долго, охота была неудачной, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. (слайд3)

        Когда он очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживил его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо - колоске. (слайл4)

Чтобы зерна  было удобно есть. Смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку.    (слайд 5)

И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Но это еще не настоящий хлеб, а собиратель не земледелец.(слайд6)

Впервые слово «хлеб» появилось в 4 веке до н. э. в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». (слайд7)

 

              Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.  (слайд8) 

                    Чтение стихов о хлебе.

1.В нем - здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

 

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

 Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

2.Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра.

Выводили трактора.      (слайд9)

3.Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого (слайд 10)

Выбивается зерно,

Как пожалуйста-готово,

В ящик сыплется оно.  (слайд 11)

4.Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!  (слайд12, 13)

5.На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,  «Ох, пустите»,- шепчет тесто. (слайд14)

Ладно, пустим,

В печь давай-

Нарядился каравай.  

6.Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.      (слайд15)

Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего»

-Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

-Почему один хлеб черный, другой - белый? (пшеничная и ржаная мука)

- Из чего готовят отрубной хлеб? (отруби - это отходы, оболочка зерна, прекрасное лечебное средство, отруби добавляют в некоторые хлебобулочные изделия, кормят животных)

        Песня в исполнении Ольги Воронец «Хлеб всему голова»

Во время В. О. войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным».

900дней город Ленинград находился в блокаде, все меньше и меньше становился кусочек хлеба отмеренный ленинградцу, а ведь нужно было работать.

Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125граммов хлеба, рабочему-250граммов. (слайд16, 17)

Поэтесса Ольга Бергольц писала:

            Сто двадцать пять блокадных грамм

              С огнем и кровью пополам.

Да, этот кусочек даже трудно назвать хлебом. Эту темно-коричневую массу, наполовину состоящую из примесей: жмых, древесная стружка, трава- лебеда или крапива, отруби и только 5 граммов муки.

И маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. (слайд18)

Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: (одна из записей в дневнике)

«…если просто хочется есть, это не голод. Голод -это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце-все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает…»

Из дневника Юры Рябинина: «Эх, как хочется спать, спать и есть…А что еще человеку надо? Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе»

Эти дети навсегда остались в блокадном городе.

         Чтение стихотворения

                                           

Военный хлеб.      А. Морозов

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке.

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто               (слайд19)

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Помните это и бережно относитесь к хлебу!   (слайд20)

Закончилась В.О. война, проходят пятилетки за пятилетками, но в стране катастрофически не хватает хлеба. Пашни истощены, семенной фонд ограблен фашистами, не хватает техники, удобрений. Надо было разрешить продовольственную проблему. Страна призывает людей освоить целинные земли.    (слайд21)

-Что такое «целина»? (целина – не паханная, не подвергшаяся обработке земля). .  

Таких земель в России было много и люди. И люди поехали осваивать целину (слайд22)

Песня  «Едут новоселы»      

-А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

-Если хлеб остался, что с ним можно сделать?

-Скажите, в какой стране принято встречать дорогих гостей хлебом-солью?

Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Женщин, которые подносили гостям хлеб, на Руси называли каравайщицами – служительницами плодородия. Каравай в восточнославянской мифологии – существо, олицетворяющее плодородие.

О том, что нужно беречь хлеб, сложено немало пословиц, наша задача – собрать пословицы о хлебе. Итак, перед вами пословицы, но они разрезаны пополам. Нужно их собрать. (На доске)

Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем.
Хлеба ни куска – и в горнице тоска.
Хлеб дорог, как сама жизнь.
Худ обед, коли хлеба нет.
 

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!

-Из каких составляющих пекли блокадный хлеб?

-Какие вы знаете правила пользования хлебом?

                                      Правила:

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда. ( слайд23,24)

Учитель: 

Хлеб…Источник нашей жизни и богатство государства.

С хлебом связаны разного рода поверья, легенды, сказки, были.

Послушайте стародавнюю быль и вы узнаете, почему

Хлеб - всему голова!

Инсценированная стародавняя быль

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!

Ведущий:

Вот какая история случилась раз. Давно случалось, когда на Руси ещё купцы хозяйничали.

Приехал мужик на пашню, стал соху налаживать, вдруг – беда: волки лошадь задрали. Загоревал мужик: как теперь полоску вспашешь? А тут новая беда: река вышла из берегов, все дороги затопила. Мужику теперь в деревню не вернуться.

 Вдруг видит мужик: по тропинке купец шагает – поперёк себя толще.

Купец    Не знаешь ли, как в город попасть?

Мужик:  Подожди малость. Спадет вода, тогда и ступай.

Купец:  Ещё чего! Пусть другие ждут. А мне ждать не положено.

Мужик:  Это почему же не положено?

Купец:   Потому, что у меня денег полны карманы. А у кого деньги, тот и господин всему.

Мужик:   А вот и нет господин, всему у меня в торбе лежит.

1-й ведущий:

Посмотрел купец на торбу мужикову заплатанную, только рукой махнул. Дескать, с дураком толковать – время тратить. И пошел прочь, дорогу в город искать. Ходил купец день, второй - нет дороги, кругом вода! На третий день голод на него навалился. Ох, как навалился! А кругом - ни гриба, ни ягоды, - весна на дворе.

2-й ведущий:

Ещё день прошёл, купец уже траву прошлогоднюю жует. Тут вспомнил он про мужика – вдруг у него хлеб с солью есть (мужик сидит и жуёт хлеб с солью. Появляется купец.)

Вернулся купец на пашню, а мужик, и верно, сидит на пеньке, горбушкой ржаной закусывает. Увидел купец краюху – сам не свой стал! Засеменил, засуетился, кошель с деньгами мужику суёт.

Купец:  Дай хлеба за кошель!

Мужик: За деньги не дам.

Купец (взмолился): Неужели мне с голоду помирать?

Мужик:  Зачем помирать? Хлебом с тобой поделюсь. Только помоги полоску вспахать.

Купец (затрясся от гнева): Где ты, хамово племя, видел, чтобы купец на мужика работал?

Мужик:  Не хочешь – не надо. Ступай себе со своим золотом.

2-й ведущий: Смекнул купец: золотом не наешься, пропадешь без мужикова хлеба. Спрашивает.

Купец:  Какая тебе работа нужна?

Мужик:  Время пахать, а лошадь мою волки задрали. Впрягайся в соху. Помоги.

2-й ведущий:

Нечего делать купцу, пришлось в соху впрягаться.

3-й ведущий:

Потянул купчина соху, еле с места стронул. А мужик покрикивает.

Мужик:   Трогай! Но! Но! Пахать – не торговать! Шевелись!

3-й ведущий:

Тянет купчина соху, рукавом пот со лба вытирает. А мужик своё.

Мужик:  Но! Но! Пашню пашут, руками не машут! Тяни бойчее!

3-й ведущий:

Вспахал купец половину пашни, хотел, было отдохнуть, мужик опять командует.

Мужик:   Но! Но! Тащи нелениво, заживем счастливо!

3-й ведущий:

Отпахал купец к вечеру полоску, устал, еле дышит. (Купец сел, мужик дал ему хлеба и щепотку соли. Купец жадно ест.)

3-й ведущий:

Дал мужик краюху хлеба поболе, соли щепотку в придачу. Набросился купчина на каравай, жует, торопится, кусок за куском глотает.

Мужик:

Теперь видишь – сила не в золоте. В торбе крестьянской сила.

Купец (с набитым ртом):

Причем тут торба твоя заплатанная?

Мужик:

Притом, что в торбе я хлеб ношу. А хлеб всему голова!

Что хлеб скажет - тому и быть!

Так-то!

Учитель:

Итак, Хлеб - всему голова, но не только.

Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний.

Хлеб участвует в сражениях за свободу и независимость Родины.

Хлеб – солдат, дипломат и строитель.

Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине светлое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба. Когда  ребята играют в футбол булочкой.

Мужик:

Говорят в народе метко:
От зари и до зари

 Хлеб растет не для объедков,
Съесть не можешь - не бери.

Чтение стихотворения:

 О  хлебе.        (Н. Тихонов)

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Учитель:

- Придержимся  русской традиции гостеприимства.

           (На рушнике, на блюде выносят изделия из хлеба и угощают всех).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель начальных классов Заболотских Светлана Павловна Цена ломтика

Слайд 2

Х Л Е Б

Слайд 8

Хлебу нет цены . Его стоимость копейками не измерить .

Слайд 23

Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть . Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда. Правила:

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощание с Букварём"

Сценарий праздника "Прщание с Букварём" по программе "Школа 2100". К сценарию прилагается презентация, которую могу выслать....

Прощание с букварём

Материал для учителей, работающих в первых классах. Используется после окончания работы с букварём или азбукой....

Праздник «Прощание с Букварём»

Хороша сегодня школа,Зал горит огнём!Мы на праздник наш весёлыйВсех друзей зовём! Если всё у вас в порядке:Парты, книжки и тетрадки,Дружба с книгой навсегда,Приглашаем вас сюда! Заходите, пр...

Открытый урок в 1 классе "Прощание с букварём"

К концу III четверти обучающиеся 1 класса заканчивают изучение Букваря. Учитель вместе с родителями готовит большой праздник. На уроке в игровой форме дети закрепляют знания об изученных буквах и звук...

Внеклассное мероприятие «Прощание с букварём!»

Подготовлено и проведено совместно с учителями: Хановой Т.В., Загорулько Е.В., Русиновой Н.В....

Праздник "Прощание с Букварём"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса...