Урок памяти «Блокада»
классный час (4 класс) на тему

Пахомова Ирина Егоровна
  • Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;
  • Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны
  • Знакомство с музыкальными произведениями, которые посвящены защитникам Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pamyati_blokada.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждении школа

№5 Центрального района Санкт-Петербурга

Урок памяти

«Блокада»

Воспитатель ГПД

 Пахомова Ирина Егоровна

 

2014-2015 г. г.


Цели:

  • Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;
  • Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны
  • Знакомство с музыкальными произведениями, которые посвящены защитникам Ленинграда

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения урока: урок с применением ЭОР

Оборудование: 

  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация;
  • стихи;
  • карта “Вторая мировая война”

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

План урока 

  1. Цели Гитлера
  2. Начало блокады
  3. Духовная жизнь ленинградцев
  4. Последствия установления блокады
  5. Дорога жизни
  6. Прорыв блокады

Воспитатель:

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей, Любимых разлучает и друзей.

– В 2015 году Россия будет отмечать 70-и лет Победы в Великой Отечественной Войне. 27 января 1944 года – это дата, какого события? (Ответы учащихся.)

– Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Какие еще названия носил этот город? (Ответы учащихся.).

– Ленинград – один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Богат Ленинград и революционными традициями. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.

– Как вы понимаете слово блокада? (Ответы учащихся.)

– Блокада – окружение города со всех сторон (термин на доске).

– В плане "Барбаросса" – плане ведения войны против Советского Союза -немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. Враг рвался к Ленинграду. В сентябре 1941 г. гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин, Петергоф. 4 сентября противник произвел первый обстрел города. Жители Ленинграда, так же, как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. 6 сентября была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября 1941 г. несмотря на героические усилия Красной Армии сомкнулось кольцо, город был окружен. Начались 900 суровых дней блокады Ленинграда.

Гитлер рассчитывал на то, что для СССР с падением Ленинграда “может наступить полная катастрофа”.

Из приказа начальника германского военно-морского штаба:

Фюрер принял решение стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского Союза …Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы с текстом: "Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле".

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. Руководство не позаботилось вывести из города женщин, детей, стариков. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. – рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. – рабочим, 150 гр. – остальным. Через неделю: 250 гр. – рабочим, 125 – остальным (самая низкая норма). Другие продукты по карточкам практически не выдавались.

Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы – выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио, и даже шли концерты.

Дух Ленинградцев, волю к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. (Д. Шостакович. О. Берггольц и т.д.).

Ученик читает отрывок их “Ленинградской поэмы” О. Берггольц

В грязи, во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам, такими мы счастливыми бывали, такой свободой бурною дышали, что внуки позавидовали б нам.
О, да, мы счастье страшное открыли –
Достойно не воспетое пока, –
Когда последней коркою делились, Последнею щепоткой табака; Когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня, как будем жить, когда придет победа,
Всю нашу жизнь по-новому ценя.

Вопросы: Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда? Как “счастье страшное” открыли они для себя? Какими мечтами и надеждами жили? (Ответы учащихся.)

Популярностью также пользовалась симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. (звучит отрывок из симфонии).

Последствия установления блокады.

Ранняя зима принесла тяжелое испытание защитникам города – страшный холод. В конце ноября ударили морозы до –40 градусов. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки – времянки, выводя трубы в окно . В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

Расчет врага делался на начало в городе голодных бунтов. Однако этого не произошло. Наоборот, страшные испытания еще больше сплотили людей. Самым тяжелым временем в обороне Ленинграда стала зима 1941 – 1942 гг.

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200тысяч человек. Среди них и ленинградская девочка Таня Савичева.

Дневник Тани Савичевой стал символом страшной блокады:

“…Лека умер 17 марта в 5 час утр 1942 г; Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч ночь 1942 г; Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г; Мама 13 мая в 7.30 час утра 1942 г; Савичевы умерли; Умерли все; Осталась одна Таня”. (учитель цитирует)

Дорога жизни

Однако враг просчитался. Как только Ладожское озеро замерзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная “Дорогой жизни”. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли…, доставлялось продовольствие, оружие, боеприпасы, а обратными рейсами вывозили раненых, женщин и детей. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. Было эвакуировано 1мл. 376тыс. человек. Многие из них погибли во время бомбежек трассы. С 20 ноября 1941 г. по конец апреля 1942 г. по Дороге жизни было доставлено в город 262 тыс. тонн продовольствия.

По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни – смертью во имя жизни.

Работа с картой

Задание: Найдите Ладожское озеро, по которому была проложена Дорога Жизни.

Учитель: Здесь берет начало река Нева и течет на запад, впадает в Финский залив Балтийского моря. Ледостав на озере начался в ноябре, подготовку ледовой дороги началась с октября.

Прорыв блокады.

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников.

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. В образовавшемся коридоре шириной всего 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьем для промышленных предприятий, вооружением для его защитников. Была в неимоверно короткий срок построена железная дорога, по которой пошел поток грузов. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года – через год. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание "Город-герой".

3. Заключительная часть урока

Учитель: Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое "блокада" и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой, ее прощальными словами "Умерли все. Осталась одна Таня." После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись 2 года, но спасти не смогли. Скорбные аллеи Пискаревского кладбища прошли перед вами на слайдах. Фигура скорбящей Родины-матери над своими погибшими детьми, надеемся, останется в вашей памяти. "Никто не забыт, ничто не забыто".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку мужества "Блокада в Ленинграде"

Цели:            1.  Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.2....

Библиотечный урок о блокаде Ленинграда. 29.01 2019 г., 4-а кл.

Библиотечный урок о блокаде Ленинграда. 29.01 2019 г. , 4-а кл...

Урок о Блокаде Ленинграда

1 сентября, посвященное Блокаде Ленинграда....

Сценарий урока-памяти " Свеча памяти"

Сценарий урока-памяти  " Свеча памяти"...

Урок мужества "Блокада Ленинграда"

Урок мужества "Блокада Ленинграда"...

Сценарий урока Мужества "Блокада Ленинграда"

Данный сценарий  посвящен одной из наиболее трагичных страниц в истории нашего государства во время Великой Отечественной войны - блокаде г. Ленинграда. Сценарий содержит основные моменты  д...

Методическая разработка для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Конспект урока " Была блокада..."

КОНСПЕКТ УРОКА МУЖЕСТВА «БЫЛА БЛОКАДА…» (1-3 классы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью)...