Час общения "Знай и люби родную природу!"
классный час (2, 3 класс) на тему

Час общения "Знай и люби родную природу!" с использованием компьютерной презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

Подготовила:

   учитель начальных классов

МБОУ «Молодовская ООШ»

                                     Гордеева Елена Николаевна  

Цели:

  • развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность путем вовлечения детей в соревновательную игру;
  • содействовать воспитанию бережного, ответственного отношения к природе;
  • воспитание умения контактировать друг с другом, сопереживать и радоваться успехам других.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- записи звуков леса и песни «Не дразните собак»;

 - дипломы победителям. («Лучшему знатоку птиц», «Лучшему знатоку зверей»,  «Лучшему знатоку  грибов»)

Ход занятия:

Выходят двое ведущих (мальчик и девочка).

Д.: Про природу люди перестали думать.

Разрушают, портят, убивают, мутят.

И зверей, и птиц жестоко убивают,

Мусором, отходами речки загрязняют.

М.: - Что ты, что ты, Машенька, я думаю, что это не так. Не все люди так безответственно относятся к природе. Ведь правда, ребята?

(Ответы детей)

 - Вы деревья ломаете?

(Ответы детей)

 - А из рогаток по птицам стреляете?

(Ответы детей)

 - А о природе что-нибудь знаете?

(Ответы детей)

 - А вот это мы и постараемся выяснить. Сегодня мы проводим час общения «Знай и люби родную природу».

 ( Слайд 2) . звучит музыка звуков леса.

 — Ребята, представьте, что мы на лесной опушке. Тихо кругом. Но стоит оглядеться вокруг -  по всюду кипит жизнь. Вот какая-то пестрая птица пролетела и скрылась в кустах. Рыжим огоньком мелькнула белка на стволе сосны. Так много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть и наблюдать — и лес откроет свои тайны.

1-й тур «Знаете ли вы зверей?»

Учитель сообщает сведения о том или ином животном. Дети отгадывают, о каком из них идет речь, и поднимают руку. За правильный ответ участник игры получает жетон. До финала никто из игры не выбывает. Три участника, набравшие наибольшее количество жетонов, выходят в финал.

Слайд № 3 - звери

  1. Этот зверь охотится ночью. Питается червями, жуками, мышами, гадюками, яд которых на него не действует. Обоняние развито хорошо, но видит он неважно. (Еж.)
  2. Этот зверь питается мышами, лягушками, ящерицами, разоряет гнездо тех птиц, которые строят их на земле. Жилище строит редко, чаще пользуется чужими. Зимой в поисках пищи пробегает очень большие расстояния. Сильный, неутомимый и умный зверь. (Волк.)
  3. Очень резвый зверь. Ест абсолютно все: червей, жуков, личинок, ящериц, грызунов. Жилище строит и не одно. Зимой вход закрывает и даже во время его отсутствия в нем сохраняется тепло. Длинные задние ноги дают ему такой толчок, что зверь перелетает расстояние до 10 м. Детенышей бывает от 3 до 10. (Белка.)
  4. Детенышей у этого зверя бывает не больше двух. Вход в свое жилище делает с южной стороны. Питается жуками, личинками, корнями различных растений. Разоряет муравейники. Очень сильный зверь. Считается хозяином леса. (Медведь.)
  5. Слух у зверя отличный. За много метров слышит, как под снегом пищит мышь или полевка. Зайцы часто убегают от него, так как бегают быстрее. Зверь очень умный и очень красивый. (Лиса.)
  6. У этого зверя нет берлоги, не нужна ему и нора. От врагов его спасают ноги. Во время погони может развить скорость до 70 км/ч. Летом питается сочной травой. И зимой от голода спасают ветки, кора деревьев и кустарников — чаще всего кора осины и побеги ивы. Очень осторожный и умный зверь. (Заяц.)

2-й тур «Знаете ли вы птиц?»

Слайд № 4 - птицы

  1. Летом она живет в лесу. Питается жуками, червяками, а зимой, в бескормицу, держится ближе к жилью человека. Ест все — разные зернышки, крошки хлеба, вареные овощи. Особенно любит несоленое сало. (Синица.)
  2. На всем свете нет певчей птицы, которая пела бы лучше нее. Она начинает петь вечером, а в мае поет всю ночь напролет. Гнездо вьет около земли, в кустарниках, поселяется по опушкам леса, берегам рек, где есть кустарники. Может поселиться в садовых кустах и цветниках. (Соловей.)
  3. Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга.)
  4. Этих птиц называют «северными попугайчиками». Такое прозвище они получили за свои кривые клювы — верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлива. В первое время самец кормит и малышей, и мать. (Клест.)
  1. Это стройная птичка с длинными ножками, темными большими глазами, малиновой грудкой и задорно приподнятым хвостом. Очень добрая птица. Никогда не пролетит мимо пищащих птенцов. Если ей встретится гнездо с осиротевшими птенцами, выкормит их. Увидит большую взрослую птичку, которая сама не может добыть себе пищу, и о ней станет заботиться. Голос у нее нежный и серебристый. (Зарянка или малиновка.)
  2. Красивые танцы устраивают эти птицы. Соберутся в кружок, один или двое выходят на середину и начинают приплясывать. Сначала только подпрыгивают, а потом и кружатся, и прыгают, и танцуют в присядку. А остальные в такт хлопают крыльями. (Журавли.)

      3-й тур «Знаешь ли ты грибы?»

      Слайд № 5 – грибы

  1. Эти грибы растут осенью на пнях. Шляпка гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Нижняя сторона шляпки коричневая. Ножка тонкая, длинная, темная. (Опенок.)
  2. Это самый лучший гриб. В народе его называют «царем грибов», а иногда «полковником». Он очень редко растет в одиночку. Они как бы жмутся к вырубкам, тропкам. Не выносят хмурой тени, любят рассеянный свет, не встретишь их и в молодых лесах, под осинами, среди одиноких трав. Старые березняки, ельники, сосняки, дубы — вот где растут эти грибы. (Белые, боровики.)
  3. Личинки мух и комаров эти грибы не портят, оттого они всегда свежие, крепкие и красивые. Бывает, встретишь семейство, успевай только срезать. (Лисички.)
  4. Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке выступает капелька оранжевого сока, которая пахнет смолой. (Рыжики.)
  5. Этот гриб с желтоватой бахромой на шляпке — один из самых любимых грибов на Руси с давних времен. Это первоклассный гриб для засолки. Гриб мясист, толст, огромен — его шляпка может достигать 30 см в диаметре. Растет большими скоплениями. По сравнению с другими грибами редко бывает червивым. Растет в смешанных с березой лесах. Сырых мест не любит. (Груздь белый.)
  6. А у этих грибочков шляпки бывают и красными, и желтыми, и бурыми, и лиловыми, а нижняя сторона шляпки белая. Гриб очень хрупкий, ломается, поэтому его нужно собирать в отдельный кузовок. (Сыроежки.)

Физкультминутка.

Игра « Зверь. Птица. Небылица»

4-й тур  «Водные обитатели»

Слайд № 6

1. У этой речной рыбы фантастическая жадность.  В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, птиц, а ещё часы и монеты.  Видимо хищница принимает их впопыхах за рыбу с яркой чешуёй.   (Щука)

2. Это самая большая их речных рыб  в России. У неё нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоёма.  У этой рыбы есть усы.   (Сом)

3. Какое земноводное рождается в воде, но может жить и на суше?  (Лягушка)

4. Этот водный обитатель обычно передвигается вперёд хвостом.   (Рак)

5. Водные мастера строят дом без топора,

    Дом из хвороста и тины, а ещё строят плотины.   (Бобры)

5 -й тур.  «Лекарственные растения»      Слайд № 7

1. Родился он в майский день,

    И лес его хранит.

    Мне кажется, его задень, -

    Он тихо зазвенит.

    Висят на тонкой ножке

    Белые горошки.    (Ландыш)

Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. Ф ещё цвет используют для изготовления духов, одеколона и мыла.

2. Он заметный, золотой,

    Постарел и стал седой,

    А как только поседел,

    Вместе с ветром улетел.  (Одуванчик).

Корень этого растения поможет тем, кто страдает отсутствием аппетита.

  1. Жёлтые глазки, белые реснички.  (Ромашка)

Лекарственная ромашка поможет избавиться от простуды и кашля.

  1. Каждый лист разбит на дольки.

      Посчитай-ка, долек сколько?

             8, 10, может  тысяча?

             Тут легко и ошибиться.

             У кого желанье есть

            Все листочки перечесть?   (Тысячелистник)

Препараты из этого растения применяют при различных заболеваниях желудка, для остановки внутренних и наружных кровотечений.

  1. Путника друг, невзрачный листок

Влажной заплаткой у тропинки лёг.

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство у ног.  (Подорожник)

Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых.

6 -й тур.  .  Логическая цепочка « Найди лишнее слово»

Слайд № 8

  1. Корень, стебель, цветок, букет, лист — это части растений.
  2. Солнце, камень, дуб, небо, снег  — это неживая природа.
  3. Берёза, ольха, лиственница, ясень, клен — это лиственные деревья.
  4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа — это кустарники.
  5. Поползень, синица, дятел, скворец, воробей — не улетают в тёплые края.

Медведь, бурундук, барсук, белка, еж — впадают в зимнюю спячку.

7 -й тур  «Кто первый?»

Слайд № 9

Участники  должны составить одно слово, используя все буквы.

Р А П О Р Д И

(Природа.)

Итоги. Поздравления. Вручение диплома победителям.

Подведение итогов занятия.

Учитель.

—        Понравилась ли вам игра? Пусть те ребята, которые не стали  победителями, не огорчаются, ведь они сегодня, благодаря нашему занятию, пополнили свои знания о мире природы.

Слайд № 10.  Клятва.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Слайд № 11

 В заключении звучит песня «Не дразните собак», дети подпевают.

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

Если очень шуметь около берлоги,
То придётся потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет,
Ведь и жалить и рычать зря никто не станет.

Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

Если вам по душе красота земная,
Берегите её, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знай и люби родную природу учитель МБОУ «Молодовская ООШ» Гордеева Е.Н.

Слайд 3

М Е Д В Е Д Ь Л И С А Б Е Л К А З А Я Ц Ё Ж В О Л К

Слайд 4

С О Л О В Е Й К Л Ё С Т И В О Л Г А С И Н И Ц А М А Л И Н О В К А Ж У Р А В Л Ь

Слайд 5

С Ы Р О Е Ж К И Р Ы Ж И К И Г Р У З Д И О П Я Т А Л И С И Ч К И Б О Р О В И К

Слайд 8

Корень, стебель, цветок, букет, лист Солнце, камень, дуб, небо, снег Берёза, тополь, сосна, ясень, клён Боярышник, бересклет, орешник, липа, жимолость Поползень, синица, дятел, скворец Медведь, белка, ёж, барсук, бурундук

Слайд 9

П Р И Р О Д А

Слайд 10

Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будим никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом.

Слайд 11

Не дразните собак, не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек. И тогда воробьи песенкой разбудят, А царапать и кусать вас никто не будет. Если очень шуметь около берлоги, То придётся потом уносить вам ноги. И пчела просто так тоже не пристанет, Ведь и жалить и рычать зря никто не станет. Ни к чему обижать бабочку на ветке, Веселее в лесу от её расцветки. Не пугайте жуков с длинными усами, И поверьте, что жуки вас не тронут сами. Если вам по душе красота земная, Берегите её, устали не зная. Непременно тогда станем мы друзьями, А про кошек и собак пойте вместе с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай родную природу

Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая чувствам природа, это природа тех мест, где мы родились. Надо любить и ценить ту красоту, которую дарит нам природа, особенно если эт...

Урок внеклассного чтения "Знай и люби родную природу"

Методическая разработка внеклассного чтения в 3 классе...

Статья “ Воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку через изучение русской поэзии”. Презентации "Картины родной природы в стихах русских поэтов"

Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей, поэтому  необходимо подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством р...

Внеклассное чтение на тему «Знай и люби родную природу»

Цель урока:  Расширять у учащихся читательский кругозор поэзии....

Сти-я о родной природе. С.Маршак "Апрель". Рассказы о природе М.Пришвин "Лесная капель", 1 класс

Конспекти презентация урока по чтению Сти-я о родной  природе. С.Маршак "Апрель". Рассказы о природе М.Пришвин "Лесная капель", 1 класс...

КВН по теме "Знай и люби родную природу"

Урок-КВН по теме «Знай и люби родную природу»...