Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"2класс
рабочая программа по теме

Романова Ирина Николаевна

Рабочая программаю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_zap_umn_i_umniki.docx26.88 КБ
Файл ktp_umn_iumniki.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З. Зак

Программа курса внеурочной деятельности «Конструирование» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.

Цель  курса:

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Начальная школа МОУ «СОШ № 14» работает по программе " Школа России".  

 Задачи курса:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у дошкольников слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2011 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

2. Общая характеристика курса

Появление курса «Умники и умницы» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать.  В учении  и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Логическое мышление лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включает детей в постоянную поисковую деятельность. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

3. Место курса в учебном плане

Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет и включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

4.  Содержание программы

2 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

     Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

  1. Сравнение (6 часов)

     Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)

     Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений.  Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Комбинаторика (4 часа)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Элементы логики (7 часов)

     Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

  1. Развитие творческого воображения (2 часа)

     Создание собственных картин «Игра с закономерностями».

  1. Практический материал (3 часа)

     Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

5.Результаты освоения курса


Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам 2 класс

В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград, 2004г.
  7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону, 2008г.
  9. Тонких А.П. Стохастика в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов. – М. : Баласс, 2013. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Литература для учащихся

  1. Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

_________/_Комиссарова Г.П./

«_____»_____________________2015г.

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО (РМО)

Протокол №1 от «27августа»2015г.

Руководитель ШМО (РМО)

_________/____Романова И.Н. /



Предварительный просмотр:

Календарно- тематический план

по курсу «Умники и умницы»

на 2015 – 2016 учебный год.

Номера уроков

по порядку

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Входной тест№1

Выполнить задания теста

01.09 – 07.09

Выделение признаков.

Выделять  необходимые признаки из общего количества.

08.09 – 14.09

Различие.

Определять различия

15.09 – 21.09

Сходство.

Определять сходства и различия.

22.09 – 28.09

Существенные признаки.

Определять существенные признаки. Выделять  необходимые признаки    из   множества признаков.

29.09 – 05.10

Характерные признаки.

Определять характерные признаки. Выделять  необходимые признаки    из   множества признаков.

12.10 – 16.10

Упорядочивание признаков.

Выполнить классификацию и упорядочивание признаков.

19.10 – 23.10

Правила сравнения.

Повторить правила сравнения.

Выполнить классификацию и упорядочивание признаков.

26.10 – 30.10

Значение сравнения.

Определять значение сравнения.

Повторить правила сравнения.

02.11 – 06.11

Тест№2 «Сравнение».

Выполнить задания теста

09.11 – 16.11

Истинные и ложные высказывания.

Уметь отличать истину от лжи.

23.11 – 27.11

Отрицание высказывания.

Понимать сущность высказывания. Уметь отличать истину от лжи.

30.11 – 04.12

Понятие о классах.

 Формирование понятия о классах. Выполнить классификацию и упорядочивание признаков.

07.12 – 11.12

Правила классификации.

Формирование понятия о классах. Выполнить классификацию и упорядочивание признаков.

14.12 – 18.12

Вопросы.

Понимать сущность вопроса. Учиться задавать вопросы.

21.12 – 25.12

  Алгоритм.

Формирование умений действовать по алгоритму. Понимать назначение алгоритма.

28.12 – 08.01

Тест№3 «Алгоритм».

Выполнить задания теста

11.01 – 15.01

Закономерность в буквах и словах.

Определить, что такое закономерность. Значение закономерности в буквах и словах.

18.01 – 22.01

Закономерность в числах и фигурах.

Определить, что такое закономерность. Значение закономерности в числах и фигурах.

25.01 – 29.01

Комбинаторика. Перестановки.

Определить, что такое комбинаторика. Составлять комбинацию решений. Решать комбинаторные задачи.

01.02 – 05.01

Комбинаторика. Размещения.

Составлять комбинацию решений. Решать комбинаторные задачи.

08.02 – 12.02

Комбинаторика. Сочетания.

Составлять комбинацию решений. Решать комбинаторные задачи.

15.02 – 19.02

Причина и следствие.

Понимать и различать причину и следствие.

29.02 – 04.03

Причинно-следственные цепочки.

Понимать и различать причину и следствие. Составлять причинно-следственные цепочки.

07.03 – 14.03

Противоположные отношения между понятиями.

Определять сущность противоположных отношений.

15.03 – 21.03

Отношения: род-вид.

Определять отношения: род-вид.

22.03 – 28.03

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

Определять отношения: род-вид.

Выполнять упорядочивание по родовидовым отношениям.

29.03 – 04.04

Виды отношений.

Определять виды отношений.

05.04 – 11.04

Тест№4 «Отношения».

Выполнить задания теста

18.04 – 22.04

Определения.

Понимать значение определений.

Составлять необходимые определения.

25.04 – 29.04

Ошибки в построении определений.

Понимать значение определений.

Находить ошибки в построении определений.

02.05 – 06.05

Суждения.

Понимать значение суждений.

Составлять необходимые суждения.

09.05 – 13.05

Итоговый тест№5.

Выполнить задания теста

16.05 – 20.05

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

Анализировать свои ошибки.

Оценивать результат работы.

23.05 – 27.05

Итого

по программе

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № 1 от «27» августа 2015 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Романова и.н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История религиозной культуры» (1-2класс)

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе программы А. В. Бородиной   «История религиозной культуры» для 1- 11 классов общеобразовательных школ,  лицеев,...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность.Шахматы. 2класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Шахматы», 2-ой год обучения...

рабочая программа внеурочной деятельности для 2класса

предлагаю рабочую программу по внеурочной деятельности для 2 класса...