«Современные требования к образовательной среде в начальной школе»
материал на тему

Таймасова Валентина Аверкиевна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Хозесановская СОШ»

Выступление на тему:

«Современные требования к образовательной среде в начальной школе»

Классный руководитель начальных классов: Таймасова В.А.

       Школьная жизнь должна максимально способствовать развитию способностей ребенка с учетом его индивидуальности. Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира. Одним важно услышать, другим- увидеть, а третьим  необходимо попробовать сделать что-либо самим. Кому-то необходима частая смена деятельности, кто-то сосредоточен на выполнении задания в течение продолжительного времени. Есть дети, нуждающиеся в одиночестве, а для других одиночество-дискомфортное состояние.

     Очень важно создать в школе условия для полноценного развития и обучения каждого ребенка.  Поэтому образовательная среда в школе должна быть максимально насыщенна.

     Выделяется требования, предъявляемые к образовательной среде начальной школы, которые обеспечивают выполнение Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения (далее-ФГОС).

     Выделяются ряд общеучебных,  общеинтеллектуальных умений и навыков обучающихся: умение организовать деятельность; собирать факты; сопоставлять , анализировать информацию; подводить итоги; осуществлять выбор; принимать решения и т.п. Есть и другая категория не менее важных умений- сопереживать другому человеку, чувствовать прекрасное, действовать сообща, давать оценку своим желаниям и поступкам и следовать общепринятым нормам, принципам и правилам.

     На результат сформированности всех этих умений влияют как условия, целенаправленно создаваемые учителем, так и случайные обстоятельства. А также исходные способности и тип личности обучаемого.

     Учитель может помочь ему обрести уверенность, повысить самооценку, утвердиться в возможностях. Ученик будет стремиться овладеть теми умениями, которые помогут ему в личностном росте, а в дальнейшем- и в жизненном самоопределении.

     Замечено, что многие из этих умений легко достигаются по ходу различных видов деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и др. При этом существенно влияние образовательной среды.

     Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному мобильному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука. С помощью данного  компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения, а через нее - в Интернет. Компьютер должен быть оборудован веб-камерой ( встроенной или внешней), шумопоглощающими наушниками закрытого типа, микрофоном, звукоусиливающим комплектом. Учителю также нужна флеш-карта с объемом память 8Гб.

     Компьютер должен быть оснащен лицензионным программным обеспечением, позволяющим: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и формировать тексты; работать с графикой, презентациями, электронными таблицами, лентами времени и геоинформационными системами; вводить, сохранять и редактировать видеоизображениям и звук, создавать анимации, натурные мультипликации, строить генеалогические деревья.

    В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет.

    Информационно - образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно- технологическую поддержку образовательного процесса.      

    Каждый кабинет начальной школы должен быть оборудован:

  • современной комбинированной доской, выполняющей функции меловой, маркерной, интерактивной и экрана;
  • стационарно **- закрепленным проектором;
  • оборудованием, обеспечивающим оцифровку  и  ввод информации в  компьютер;

- три сканера;

- четыре цифровых фотоаппарата со штативом;

- четыре видеокамеры;

- цифровой микроскоп;

- четыре цифровых диктофона;

- комплект цифровых датчиков, позволяющих измерять температуру, расстояние, частоту сердечных колебаний;

- оборудованием, обеспечивающим вывод цифровой информации на бумагу: принтер лазерный черно-белый, принтер цветной.

      Современный урок предусматривает различные виды деятельности, сменяющие друг друга. Дети одного класса одновременно могут быть вовлечены в разные виды деятельности. Естественно, это требует особой организации пространства класса начальной школы.

      В настоящее время в школах преобладает стандартное расположение мебели в классной комнате: парты для учеников. Стоящими рядами, ориентированы на классную доску и стол учителя. Уже само по себе такое расположение мебели непродуктивно и предполагает субъект-объектное отношение между учителем и учеником на уроке. Но учитель должен быть единомышленником, и расположение мебели в классе имеет большое значение  для выстраивания правильных отношений во время образовательного процесса.

     Расстановку столов можно менять, поэтому важно, чтобы мебель была легкой и мобильной.

    Для организации разных видов деятельности в классе необходимо обеспечить максимальное разнообразие материальной и информационной среды. Творческий учитель пополнит среду недорогими и многофункциональными предметами. Например, плоды каштана можно использовать:

-как счетный материал на уроках математики;

-предмет изучения плода;

-средство для развития фонематического слуха, если с их помощью издавать различные звуки;

-средство для развития координации движения во время игры, когда необходимо поймать брошенный плод;

- основу для поделки на уроке труда и др.

    Младшим школьникам по физиологическим потребностям необходима частая смена видов деятельности. А в соответствующих условиях и слово «перемена» приобретает другой, более широкий смысл, только перерыв между уроками. Во время перемены дети должны иметь свободный доступ к простейшему спортивному инвентарю.

     Правильно организовать жизнь детей в начальной школе – значит создать такую образовательную среду, которая будет соответствовать адекватному  личностному, социальному, познавательному, коммуникативному развитию любого ребенка, независимо от его способностей. Об этом нужно помнить каждому педагогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)

Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...

"Образовательная среда в начальной школе"

Материал из опыта работы ШМО учителей начальных классов....

Введение в дистанционную образовательную среду обучающихся начальной школы и их родителей посредством личного сайта учителя.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От  того,  как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально,  творчески, талантливо, преданно  от...

Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год

В своей статье  я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной...

Анализ выполнения гигиенических требований к образовательной среде в начальной школе

Анализ выполнения гигиенических требований к образовательной среде в начальной школе...

Современные требования к качеству урока в начальной школе в контексте обновлённых ФГОС 2021

31 мая 2021 года приняты обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – Стандарты) начального и основного общего образования....