Сценарий классного часа "Вода - жизнь"
классный час на тему

Сценарий классного часа для учащихся начальной школы по теме "Вода - жизнь".  Материал можно использовать на уроках окружающего мира , на занятиях по внеурочной деятельности и экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukreeva_i.yu_._kl._chas_voda-zhizn.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Валуйки Белгородской области

                                                                     

Учитель начальных классов

                                                                          Букреева Ирина Юрьевна

Цель: формировать знания об экологической целостности природы; рассмотреть причины загрязнения водоёмов; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить её.

Оборудование: загадки, стихи, рисунки учащихся на тему «Вода в жизни человека, растений, животных», таблицы: «Три состояния воды», «Круговорот воды в природе», экологическая сказка, фотографии водоёмов.

Ход классного часа

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы классного часа.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я, кто такая? (Вода)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … (воды)

  1. «Вода – жизнь!»
  1. Что такое вода.

- Как вы думаете, много ли воды на земле?

      Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше, чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

      Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода всюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

      Вода есть и под землёй (родники). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане.

      Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Это сок – вода с растворёнными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

      В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

      Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

      Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении.

2.Составление аппликации из рисунков учащихся «Вода в жизни человека, растений и животных» 

      Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

      Но вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

      Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

      Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства,- ничего не сделать без воды.

      Вот она какая, вода!

      Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

3.Вода в природе. Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах.  Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги – и в нём, в его мельчайших трещинах, есть вода. Много воды и в живых организмах -  в каждом растении, в каждом животном. В воздухе также находится вода.

       Вода используется человеком в повседневной жизни, для орошения полей, садов и огородов. Много воды требуется для промышленных предприятий.

       Водные богатства надо беречь и охранять.

4.Три состояния воды.

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (вода)

- Как вы это всё понимаете? (туман, лёд, ручей – это всё вода. Вода в природе существует в трёх состояниях – жидком, твёрдом, газообразном)

- От чего зависит различное состояние воды? (от температуры)

- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги)

- При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое? (0°С и ниже)

                     ЛЁД                         ВОДА                          ПАР

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (туман, пар)

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, реки, океаны, озёра, ручьи)

5.Разгадывание загадок «Три состояния воды»

Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчёлки,

Уселись на колючей ёлке  (снежинки)

Раскинулся золотой мост

На семь сёл, на семь вёрст    (радуга)

На дворе горой,

А в избе водой   (снег)

Растёт вниз головой, не летом, а зимой

Чуть солнце её припечёт – заплачет она и умрёт    (сосулька)

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет (лёд)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко    (туман)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём (роса)

6.Круговорот воды в природе.

                                                     ТУЧА

                                                                                      ДОЖДЬ

ВОДЯНОЙ

ПАР

                                                                                  РЕКА

      Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

      Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

      Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре!

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

7. «Берегите воду!»

- Почему воду надо беречь?

      Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

      Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями, возникла проблема коммунального, промышленного, сельхозхозяйственного згрязнения воды.

8. Экологическая сказка «Жила-была река»

      Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.

      Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

       Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил:»Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

      Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться от воздуха. Совсем заболела Река.

      «Нет,- думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

      Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в края своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

      А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

      И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои  запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие  сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Река. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».

      Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Речка была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

      Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

      А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.

-Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?

- Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели, или нет?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?

- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они ещё могли сделать для своей реки?

- Как люди вашего города относятся к рекам – так же, как и люди из сказки или по-другому?

Вывод: не надо загрязнять водоёмы, от загрязнения воды страдает всё живое.

9. Охрана вод. Без воды жить на земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы. Знаете ли вы, что для того, чтобы изготовить тонну кирпича, надо израсходовать  две тонны воды, а чтобы выплавить тонну металла, нужно целых 300 тонн воды? Ещё больше воды требуется для сельского хозяйства: чтобы вырастить одну тонну пшеницы, нужно затратить 1500 тонн воды, а для выращивания тонны хлопка ещё больше – 10 000 тонн воды.

     Человеку, животным, растениям нужна вода чистая, природная. А если реки, пруды и озёра загрязняются нечистотами и отработанными водами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязнённой воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения.

      Закон об охране природы требует строить на всех фабриках и заводах специальные установки для очистки отработанной воды. Проходя через эти установки, вода оставляет в них вредные примеси и возвращается в реку или озеро чистой.

      Во время отпусков люди стремятся к водоёмам. Реки и озёра – прекрасные места для отдыха. Чистая движущаяся вода успокаивает людей. На берегах водоёмов много санаториев, домов отдыха. Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнений.

     Человек должен следить за чистотой всех водоёмов.

      Чистая вода нужна для питья. В воде, загрязнённой сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом,- насекомые, моллюски и другие. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса.

      Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

10. «Не расходуй воду напрасно!»

Ученики читают стихотворение Б. Заходера «Течёт река»

Первый ученик: Течёт река издалека…

                             Течёт река… Течёт река…

                             Как хорошо, когда река

                             И широка, и глубока!

                             Над ней – пышнее облака.

                             Свежей дыханье ветерка.

                             Стройней и выше лес над ней,

                             И луг прибрежный зеленей

Второй ученик: Течёт река… Течёт река…

                            Поит поля и города,

                            Несёт и лодки, и суда,

                            И рыбы ходят в глубине,

                            И раки ползают на дне…

                            Ты хороша, река, весной,

                            И осенью, и в летний зной!

                            Купанье! Что за благодать!

                            Кому, попробуй, передать!

                            Приятней плыть в живой волне

                            Ребятам или ребятне?

                            Вся живность счастлива вполне!

Третий ученик: Но что такое? Караул!

                            Нет, нет, никто не утонул.

                            Нет, нет , как раз наоборот,

                            На мель садится пароход.

                            Средь бела дня, какой скандал!

                            Наверно, лоцман маху дал!

                            Да нет, далеко до буйка,

                            Тут глубока была река.

Четвёртый ученик: Была. Вот именно – была.

                                  Была, да видимо, сплыла.

                                  Ах, реку мы не узнаём…

                                  Река становится ручьём!

                                  Уже и лодки на мели…

                                  Пловцы вдруг посуху пошли.

                                  А рыбы? В горе и тоске

                                  Бедняжки бьются на песке.

                                  Так что же с ней стряслось, с рекой?

                                  Увы, друзья, ответ такой:

                                  Дошкольник Сидоров Иван

                                  Забыл закрыть на кухне кран.

                                  Вы скажете: какой пустяк.

                                  Пустяк. Добро б ручей иссяк.

                                  А то вон из-за пустяка

                                  Пропала целая река!

- О чём это стихотворение?

- Почему в реке вдруг исчезла вода?

- Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?

- О чём напоминает каждому это стихотворение?

- Не расходуйте воду напрасно! Берегите её!

IV. Итог.

- Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей?

- От чего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?

- Чем опасно загрязнение воды?

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

- Как каждый человек должен беречь воду?

Литература:

  • Б.Заходер Стихотворение «Течёт река»
  • В.И. Ковалько. Школа физкультминуток
  • Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина. нестандартные и интегрированные уроки по  курсу «Окружающий мир» 1 – 4 классы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Ради жизни на Земле"

Данная разработка с презентацией подготовлена к празднованию Дня Победы с целью знакомства учащихся  с историческими событиями тех лет. Развивает познавательную активность у детей, воспитывает чу...

Классный час «Жизнь виртуальная и жизнь реальная»

Выяснить значение слов и расширить знания о «виртуальной жизни» и «реальной жизни»...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Сценарий классного часа в 4 классе «Хлеб - всей жизни голова».

Данный конспект предназначен для проведения классного часа в начальной школе....

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ДЛЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ.

Данный сценарий поможет вам провести классный час на тему зож в начальных классах....

Сценарий выпуского "Вся жизнь театр"

Сценарий для выпускного из 4 класса на тему театра...

Проектная работа «Методика проведения и сценарии классных часов по формированию основ здорового образа жизни школьников»

В работе представлены методические рекомендации по формирования здорового образа жизни младших школьников, разработки классных часов для 2 класса ("Советы доктора Воды") и для 4 класса (&quo...