ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурное направление «В мастерской Самоделкина »
рабочая программа (2 класс) на тему

   Программа «В мастерской Самоделкина» разработана на основе программы курса «Чудеса аппликации» учителя начальных классов МОУ СШ №1г. Лермонтова Ставропольского края С.А.Болотовой и рекомендована для работы по решению ученого совета Ставропольского краевого института повышения образования №5 от 23.06.2010г. в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности для начальной школы (из опыта работы по апробации ФГОС образовательных учреждений Ставропольского края)».

Курс введен в часть плана внеурочной деятельности для учащихся второго класса в рамках внеурочной деятельности 1 час в неделю (34 часа в год) Программа рассчитана на детей 7-11 лет, реализуется за 4 года. В этом возрасте формируется процесс развития детского коллектива, активизируются межличностные взаимодействия младших школьников друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Ставропольский край, Апанасенковский район,

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»с. Дивное

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №___ от ___ 20__ г.

Председатель МО

__________  ____________

подпись                    Ф. И. О.

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол № от ____20 ____г.

Председатель педсовета

_________        ____________

подпись                      Ф. И. О.

             

  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общекультурное  направление

     «В  мастерской Самоделкина »

Возраст   – 7-10 лет

Срок  реализации:   4года

Количество часов ___135_____      

                                                                                   Составитель:    

                                                                                   Гайдаш Антонина Ивановна ,

                                                                                 учитель начальных классов.

                                           с. Дивное   2014 год

Пояснительная записка.

   Программа « В мастерской Самоделкина »разработана на основе программы курса «Чудеса аппликации» учителя начальных классов МОУ СШ №1г. Лермонтова Ставропольского края С.А.Болотовой и рекомендована для работы по решению ученого совета Ставропольского краевого института повышения образования №5 от 23.06.2010г. в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности для начальной школы (из опыта работы по апробации ФГОС образовательных учреждений Ставропольского края)».

Курс введен в часть плана внеурочной деятельности для учащихся второго класса в рамках внеурочной деятельности 1 час в неделю (34 часа в год) Программа рассчитана на детей 7-11 лет, реализуется за 4 года. В этом возрасте формируется процесс развития детского коллектива, активизируются межличностные взаимодействия младших школьников друг с другом.

Основными особенностями ребёнка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой , последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • всестороннее  развитие у младшего школьника основ социально активной личности,  проявляющей интерес к трудовой деятельности, уважение  к людям труда и другие ценные качества.
  • Трудовая деятельность младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда.

Отличительными особенностями программы являются:

1. Организация деятельности учащихся, направленная на достижение  личностных, метапредметных, воспитательных результатов через выполнение заданий формирующих у детей первоначальные навыки труда.

2. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

3. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом.

    Цель:

- формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников;

- формировать  у детей первоначальные навыки: культуры труда, рациональной  организации , индивидуальной коллективной работы,

- сформировать у учащихся  умение самостоятельно ориентироваться в любой работе с различными материалами, создавать условия для работы, расширить представление об окружающем мире;

- развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий;

    Задачи:

   - развитие познавательного интереса к трудовой деятельности, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков.

   - формирование общественной активной личности, культуры общения и поведения.

   - развитие личностных свойств, самостоятельности, ответственности, активности, актуальности, формирование потребности к самопознанию и саморазвитию.

     Формы занятий:

- групповая

- индивидуальная

- в парах,

- практическая

- экскурсии

Экскурсии используются для ознакомления учащихся с природным материалом, который они будут использовать при изготовлении изделий, отрабатывать индивидуальные навыки, групповая работа, работа в парах, применять практические навыки при изготовлении изделий.

 

  Программа «В мастерской Самоделкина» строится на принципах:

  1.Принцип деятельности подразумевает активное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний.

  2.Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творчества раскрепощенности учеников  во время занятий.

  3.Принцип творчества  предлагает максимальную  ориентацию на творческое  начало  в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального,  технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.

  4.Принцип вариативности даёт возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

     

Учебно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

Вырезание

3 часа

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание из бумаги, сложенной вдвое.

1

2.

Упражнение в вырезании из бумаги, сложенной в несколько раз.

1

3.

Упражнение в вырезании. Симметрия в природе «Золотая осень в парке». Коллективная работа.

1

Работа с бумагой

17 часов

1.

Изготовление дома, транспорта, мебели, способом сгибания прямоугольного листа.

1

2.

Аппликация, составленная из прямоугольников, квадратов, треугольников. Домик в лесу.

1

3-4.

Мозаика из кусочков цветной бумаги.  Грибы. Желуди. Яблоко

1

1

5.

Симметрия. Ритуальные маски. Полумаски.

1

6-7.

Идеи дизайнера. Великолепная снежинка.

1

1

8-9.

Мастерим из бумаги. Фонарик. Книжка раскладушка.

1

1

10.

 Поздравим папу. Открытка. Самостоятельная работа.

1

11.

Контраст. Черное и белое. Аппликация. Ночь. Домик в лесу.

1

12-13.

Открытка к 8 марта. Самостоятельная работа

1

1

14-15.

Сюжетная аппликация. Стрекоза и муравей. Колобок.

1

1

16.

Аппликация путем обрывания. В горах.

1

17.

Изготовление панно-сувенира «Бабочка»

1

18.

Плакат поздравление. Коллективная работа

1

Экскурсия в природу

2 часа

1-2.

Знакомство с растительным и природным материалом.

1

1

Работа с природным  материалом.

5часов

1-2.

Изготовление игрушек из скорлупы грецких орехов. Рыба. Петушок

1

1

3.

 Поделки из яичной скорлупы. Заяц.

 

1

4.

Поделки из ракушек. Цыпленок.

1

5.

Поделки из соломы. Соломенный мальчик.

1

Работа с растительным материалом.

6 часов

1-3.

Работа с растительным материалом. Котенок. Козлик. Барашек.

1

2

4.

Фигурки животных из природных материалов. Медведь

1

5.

Поделки из бересты. Ведро.

1

6.

Поделки из рогоза. Мишка

1

Содержание программы.

1раздел «Вырезание»- 4 часа.

Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание из бумаги, сложенной вдвое. Упражнение в вырезании из бумаги, сложенной в несколько раз. Упражнение в вырезании. Симметрия в природе «Золотая осень в парке». Коллективная работа.

2 раздел «Работа с бумагой»-17 часов

Изготовление дома, транспорта, мебели, способом сгибания прямоугольного листа. Аппликация, составленная из прямоугольников, квадратов, треугольников. Домик в лесу. Мозаика из кусочков цветной бумаги.  Грибы. Желуди. Яблоко. Симметрия. Ритуальные маски. Полумаски. Идеи дизайнера. Великолепная снежинка. Мастерим из бумаги. Фонарик. Книжка раскладушка. Поздравим папу. Открытка. Самостоятельная работа. Контраст. Черное и белое. Аппликация. Ночь. Домик в лесу. Открытка к 8 марта. Самостоятельная работа. Сюжетная аппликация. Стрекоза и муравей. Колобок. Аппликация путем обрывания. В горах. Изготовление панно-сувенира «Бабочка». Плакат поздравление. Коллективная работа

3раздел «Экскурсия в природу» -2 часа

Знакомство с растительным и природным материалом.

4 раздел «Работа с природным материалом»-5 часов

Изготовление игрушек из скорлупы грецких орехов. Рыба. Петушок. Поделки из яичной скорлупы. Заяц. Поделки из ракушек. Цыпленок. Поделки из соломы. Соломенный мальчик.

5 раздел «Работа с растительным материалом»-6 часов.

Работа с растительным материалом. Котенок. Козлик. Барашек. Фигурки животных из природных материалов. Медведь. Поделки из бересты. Ведро. Поделки из рогоза. Мишка.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которых изучаются систематические курсы. Оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса в частности.

Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологий разрабатываются с учетом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимо:

- индивидуальное рабочее место;

- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы, линейка, угольник, простые и цветные карандаши, дощечка для выполнения работ, кисти для работы с клеем, коробки для мелочи;

- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага ( писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон, пластилин, природные и утилизированные материалы, клей;

- специально отведенные места для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, именно наглядность лежит в основе формирования умения работать.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

- натуральные пособия,

- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон).

 Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по конструированию и моделированию моделей. Развитие внимания и памяти младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гусарова И.Я. Аппликация в начальной школе – М. 2003 г.
  2. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в начальной школе М. – 1996 г.
  3. Бутелевский Ю.А. Игрушки-самоделки М.-1985 г.
  4. Гульянов Э.К. Что можно сделать из природного материала М. – 1986г.
  5. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

Прогнозируемые результаты:

Личностные УУД

будут сформированы:

- интерес к новым видам творчества, способам самовыражения;

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности, неуспешности творческой деятельность, получат возможность для формирования:

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

        Регулятивные УУД

научатся:

- планировать свои действия

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия

- получат возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные УУД

смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра.

получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД

научатся:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте.

     - получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  1. развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  2. расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  3. познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  4. использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  5. познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  6. совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  7. оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  8. достичь оптимального для каждого уровня развития;
  9. сформировать навыки работы с информацией.

УЧЕБНО  –  Т ЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  1 КЛАСС

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

Вырезание

9 часов

1.

Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности.

1

2.

3.

Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу. Прямые разрезы.

1

4.

Упражнение в вырезании. Панно из открыток.

1

5.

Вырезание контура .

1

6.

Вырезание. Правильные узоры.

1

7.

Упражнение в вырезании. Снежинки.

1

8.

Вырезание правильных геометрических форм.

1

9.

Знакомство  с симметрией. Симметричные  буквы и цифры. Сказка про ноль.

1

Работа с бумагой

11 часов

1.

Аппликация « Мухомор»

1

2.

Конструирование из бумаги. Бусинки ..

1

3.

.Ёлочные игрушки.

4.

Работа по выкройке. Закладка.

1

5.

Простое плетение. Пакетик « Сердечко».

1

6.

Работа с салфетками. Веточки в инее.

1

7.

Идеи дизайна. Декоративная ваза.

1

8.

Составление из прямоугольников, квадратов, треугольников, кружков животных. Цыпленок.

1

9.

Открытки « Валентинки».

1

10.

Аппликация . «Мой котенок».

1

11.

Объемная аппликация «Одуванчик».

1

Работа с пластилином

3 часа

1 – 2.

Поделки из пластилина. Вишенки. Грибы в лесу.

2

3.

Поделки из пластилина. Лепа по игрушке. Сова.

1

Работа с рогозой

1 час

1.

Игрушки из рогоза. Котенок.

1

Работа с берестой

1 час

1.

Изготовление игрушек из бересты. Туесок.

1

Работа с ракушками

2 часа

1 – 2.

Работа с ракушками. Бабочка.

2

Работа с соломой

1 час

1.

Изготовление игрушек из соломы.

1

Работа с растительным материалом

4 часа

1 – 4.

Поделки из растительного материала. Стрекоза. Бабочка. Уж. Птичка.

4

Работа с природным материалом

1 час

1.

Фигурки из природного материала. Поросёнок.

1

УЧЕБНО  –  Т ЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  3 КЛАСС

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

Вырезание

2 часа

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание из бумаги сложенной гармошкой.

1

2.

Вырезание салфеток и снежинок.

1

РАБОТА С БУМАГОЙ.

18 ч.

1 – 3.

Изготовление игрушек путем складывания бумаги в несколько  раз.  Ворона. Снегирь. Лебедь.

3

4.

Аппликация по шаблону. Крокодил.

1

5 – 7.

Птицы и звери из геометрических фигур. Кот. Лиса. Белка.

3

8.

Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек оформление. Коллективная работа.

1

9 – 11.

Работа с бумагой и тканью. Игольница. Гирлянда. Плетеная закладка.

3

12.

Аппликация на стекле. Знакомство с техникой выполнения.

1

13.

Сюжетная аппликация. Ворона и лиса.

1

14.

Создание аппликации героев любимых мультфильмов или сказок. Чебурашка.

1

15.

Сложить из смешанных частей целое.

1

16.

Аппликация на тему. «Воспоминание о лете».

1

17.

Композиция . Узор в полосе.

1

18.

Сюжетная композиция. Посуда.

1

РАБОТА С РАКУШКАМИ.

3 ч.

1 – 3.

Поделка из ракушек. Мышь. Заяц. Черепаха.

3

РАБОТА СО СКОРЛУПОЙ.

1 ч.

1.

Поделки из яичной скорлупы.  Лебедь.

1

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.

1 ч.

1.

Поделки из пластилина.

1

РАБОТА  РАСТИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

6 ч.

1 – 4.

Работа с растительным материалом. Птицы. Ослик. Олень. Лиса.

4

5 – 6.

Композиция из природного материала. Ночная птица. Лебедь на озере.

2

РАБОТА С СОЛОМОЙ.

1 ч.

1.

Изготовление игрушек из соломы. Космонавт.

1

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1 ч.

1.

Фигурки из природных материалов. Павлин.

1

РАБОТА С БЕРЕСТОЙ.

1 ч.

1.

Изготовление поделок из бересты. Собачка.

1

УЧЕБНО  –  ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  4 КЛАСС

п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

Вырезание

1 час

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Обрывание краев бумаги.

1

РАБОТА С ЯИЧНОЙ СКОРЛУПОЙ.

2 ч.

1 .

Поделки из яичной скорлупы. Птица.

1

2.

Поделки из яичной скорлупы с добавлением бумаги. Гусь.

1

РАБОТА С ТКАНЬЮ.

2 ч.

1 – 2.

Работа с тканью. Аппликация на одежде.

2

РАБОТА С РАСТИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

7 ч.

1 – 5.

Поделки из растительного материала. Вертолет. Павлин. Собака. Лошадь. Дед мороз.

5

6 – 7.

Композиция из растительного материала. Рыболов . Двойка.

2

РАБОТА С РАКУШКАМИ.

4 ч.

1 – 4.

Работа с ракушками. Дикая птица. Зайка. Филин. Попугай на ветке.

4

РАБОТ С ПРИРОДНЫМ АТЕРИАЛОМ.

3 ч.

1 – 2.

Аппликация из природных материалов. Букет. Плавающая птица.

2

3.

Фигурки из природных материалов. Петушок и курочка.

1

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.

1 ч.

1.

Работа с пластилином. Лепка животных. Слон.

1

РАБОТА С СОЛОМОЙ.

1 ч.

1.

Поделки из соломы. Олень. Коллективная работа.

1

РАБОТА С БЕРЕСТОЙ.

1 ч.

1.

Поделки из бересты. Матрешка.

1

РАБОТА С БУМАГОЙ.

12 ч.

1 – 3.

Поделки из бумаги. Карнавальная шапочка. Снежинки. Книжка самоделка.

3

4 – 6.

Проект. Аппликация на стекле. Коллективная работа.

3

7 – 8.

Аппликация из сухих листьев. Цветы. Рыбы в аквариуме.

2

9.

Аппликация из геометрических фигур. Композиция. Первое плавание.

1

10.

Композиция. Чья кость.

1

11 - 12.

Изготовление поделок путем складывания бумаги в несколько раз. Рыба. Акула.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин" 3-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин" 3-4 класс...

Проект внеурочной деятельности "Изостудия", " В гостях у Самоделкина" учащихся начальных классов на тему:"Календарь природы"

Данный проект- работа учащихся начальной школы, выполненная на занятиях внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления. «Друзья Самоделкина»

В программу входит пояснительная записка и КТП. Успешно реализуется в 1-4 классах....

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА»

Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия кружка «Мастер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «САМОДЕЛКИН», 1-4 кл.

Направление: декоративно-прикладное, – 4 год обучения. Возрастной состав: 7 – 11 лет....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин"

Программа разработана   для занятий с учащимися 1 класса  средней общеобразовательной школы на основе программы по внеурочной деятельности младших школьников духовно – нравственно...