Влияние родительских установок на развитие детей!
консультация

Золотова Наталья Александровна

Как часто и как правильно говорить с детьми? Возможно данная информация будет вам полезна!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_roditelskih_ustanovok_na_razvitie_detey.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние родительских установок

на  развитие детей

          Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

          В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

           В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

          Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

            Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

           Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?   Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

РАСТИМ УВЕРЕННЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

НЕГАТИВНЫЕ и ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

(подумайте о последствиях        и вовремя исправьтесь)

 – "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.        

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

– "Горе ты моё!"        Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.        

"Счастье ты моё, радость моя!"

– "Плакса-Вакса, нытик, пискля!"        Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.        

"Поплачь, будет легче…".

– "Вот дурашка, всё готов раздать…".        Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.        

"Молодец, что делишься с другими! Но….".

– "Ты совсем, как твой папа (мама)…".        Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя        

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница! Но я знаю, что ты можешь сделать так…".

– "Ничего не умеешь делать, неумейка!".        Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.        

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

– "Не кричи так, оглохнешь!"        Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.            

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

– "Неряха, грязнуля!".        Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.        

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

– "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".        Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.        

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый! Я знаю, ты меня любишь, но мне обидно и больно, что…".

– "Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"        Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.        "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

– "Уйди с глаз моих, встань в угол!"        Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.        

           "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

– "Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.        

           "Давай немного оставим папе (маме) и т.д."

– "Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"        Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.        

           "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

– "Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".        Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.        

           "Как ты мне нравишься!".

– "Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".        Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.        

           "Смелее, ты всё можешь сам!".

– "Всегда ты не вовремя подожди…".        Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.        

           "Давай, я тебе помогу!"

– "Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".        Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.        "Держи себя в руках, уважай людей!".

           Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

            Как часто вы говорите детям:

Я сейчас занят(а)…

Посмотри, что ты натворил!!!

Как всегда неправильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведёшь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во всё лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

         Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

         А эти слова ласкают душу ребёнка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами…!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

           Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка.

Влияние родительских установок на развитие личности ребенкаВлияние родительских установок  на развитие личности ребенкаДушевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух ...

Педагогические установки родителей и влияние родительских установок на развитие детей

выступление на всероссийской практической конференции "Детство, открытое миру"...

Работа с родителями. Консультации для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!...

Влияние родительских установок на развитие детей

Как часто мы, взрослые, обращаем внимание на то, как мы общаемся с детьми? Какие используем слова и выражения в отношении них?... Родители, бесспорно, являются самыми значимыми и любимыми для ребенка ...

Материал для родительского собрания на тему "Влияние родительских установок на развитие детей"

Данные материалы предназначены для проведения родительских собраний в начальной школе...

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Ежедневно мы встречаем детей и видим с каким настроением ребенок пришел в школу. От этого зависит и его успех на уроке. Позитивные или негативные установки задали родители, отправляя ребенка в школу?...

Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей".

Родительские установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее....