Главные вкладки

    Педагогика поддержки ГПД.
    статья на тему

    Замула Инна Витальевна

    Педагогика поддержки ГПД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx18.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Педагогика поддержки в ГПД.»

    Как защитить младших школьников от водоворота безжалостного социума? Как создать для них такую среду, в которой они могут быть защищены физически и психологически, заняты развивающей деятельностью, где им интересно и весело? Я как воспитатель ГПД провожу определённую работу по формированию воспитательного пространства в группе продленного дня, где за пределами урока продолжается увлекательный процесс познания,где дети реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, в свободном общении.

    Основное время в ГПД не поглощается самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствует развитию личностных качеств ребенка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек. Режим ГПД в решении поставленной задачи становится областью взаимодействия школы и семьи.

    Ослабление воспитательной функции семьи связано с тем, что современные родители часто просто не в силах выполнять свои обязанности, так как большую часть дня заняты на работе или в ее поисках. К тому же, многие дети, к сожалению, воспитываются в неполной семье. Естественно, что работающие родители даже благополучных школьников обеспокоены тем, чем занят их ребенок младшего школьного возраста, когда остается дома один. Как правило, он просто скучает. Необходимость ГПД налицо: дети нуждаются в определенной защищенности от чрезмерных социальных нагрузок, эмоциональных стрессов, им нельзя оставаться в одиночестве, чувствовать себя забытыми, необходимо, чтобы рядом оказывались доброжелательные и заинтересованные в них взрослые.

    Известный социолог В. Т. Лисовский обосновал в своих исследованиях ведущие причины асоциального поведения несовершеннолетних:

    – социально-экономический кризис, утрата в результате «реформ» гарантированного права на честный труд, бесплатного образования, организованного досуга, доступного медицинского обслуживания, жилья, достойного уровня жизни, обнищание населения, постоянное недоедание, снижение потребления калорий ниже биологических норм;

    – социальное отчуждение, негативное отношение к учебе и честному труду;

    – отверженность в семье и среди сверстников, неуспеваемость, низкая самооценка, агрессивность, озлобленность, нежелание соблюдать социальные нормы, неэффективность воспитания в семье и школе, безнаказанность в правовом отношении;

    – социальное сиротство, жестокость и равнодушие взрослых, отсутствие жизненных перспектив и бесцельность существования.

    Совершенно очевидно, что и младшие школьники уже заражены бациллами девиантного поведения. Но их школа еще может увлечь. И здесь, как нельзя кстати, необходим продленный день, где можно и нужно организовать для ребенка после уроков интересные занятия в кругу ровесников и уберечь его от прямых и агрессивных асоциальных влияний. За пределами урока дети органично реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении, раскрываются цельно. Тот, у кого не ладится, скажем, с математикой, окажется, например, веселым затейником и рассказчиком. А тот, кто не очень бойко читает, поразит своих товарищей выдумкой, поделками и т. д. При таком подходе к организации работы в ГПД исчезает граница неравенства между детьми: они не разделяются в ГПД на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. В режиме продленного дня, где основное место занимают общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Таким образом, возникают ситуации успеха, воодушевляющие детей, помогающие им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное –придать смысл всей жизни ребенка.

    Отгородиться от проблем социальной жизни невозможно. ГПД должна создать особое воспитательное пространство, в котором ребенку интересно, где он занят увлекательной деятельностью, защищен физически и психологически от грубой правды жизни.

    Таким образом, основными задачами в работе ГПД являются:

    – оказание помощи ребенку младшего школьного возраста в формировании социального опыта;

    – подготовка детей к восприятию важных, но сложных жизненных явлений, сглаживание проявлений социального и материального неравенств в детской среде;

    – ограждение детей от асоциальных влияний, формирование навыков выживания и

    духовного противостояния злу.

    Я стараюсь создать для своих воспитанников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы весело и интересно. Создать такое воспитательное пространство возможно только совместными усилиями учителей начальной школы, руководителей кружков, родителей м и, конечно же, в первую очередь, воспитателя.

    Воспитатель может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Разработан механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

    I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

    II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

    III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

    IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

    V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

    Воспитатель может оказать реальную поддержку воспитаннику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются «помогающие отношения» .Подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов. Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором — удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем. Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий. 1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают. 2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» — правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика. 3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия. 4. Доброжелательность и безоценочность.

    Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости. Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, Нельзя все проблемы поместить в схемы, потому что каждый ребенок – индивидуален. И поэтому всегда нужно рассматривать конкретные ситуации и способы поддержки в конкретном случае.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Четыре тактики педагогики поддержки"

    Статья  Н.Касициной, Н. Михайловой, С Юсфин ( в сокращении), раскрывающая деятельность педагога, принципиально отличную от обучения и воспитания, но необходимо дополняющую их....

    "Педагогика поддержки в ГПД"

    Материал к педсовету....

    Педагогика поддержки ребенка в процессе его развития и становления.

    Поддержка - это жизненное, личностное кредо взрослого человека по отношению к растущему ребенку, использующего свою профессию, профессиональные умения и личностные качества, чтобы создать усло­в...

    Приёмы педагогики сопровождения и поддержки детей дошкольного возраста

    В статье рассматривается проблема значения невербальных приёмов общения, которые использует воспитатель в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста....

    Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

    Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...

    Сравнительный анализ педагогики М. Монтессори и педагогики Р. Штайнера

    Педагогическая система Марии Монтессори располагает значительным резервом в организации образования детей и подростков. Она основана на гуманном отношении к детям, воспитании свободной личности в спец...

    Педагогика поддержки ребенка в процессе его развития и становления.

    Поддержка - это установление подлинно гуманных отношений меж­ду взрослым и ребенком, в которых есть место и сочувствию, и сопережи­ванию, и откровенности со стороны взрослого и которые позволя...