Педагогика поддержки ребенка в процессе его развития и становления.
статья по теме

 

Поддержка - это жизненное, личностное кредо взрослого человека по отношению к растущему ребенку, использующего свою профессию, профессиональные умения и личностные качества, чтобы создать усло­вия для полноценного образования ребенка. А образование, в свою оче­редь, само является условием и процессом для развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shulin_g.v._statya_2.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Шулин Г.В.

Воспитатель

ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Педагогика поддержки ребенка в процессе его развития и становления.

Поддержка - это установление подлинно гуманных отношений между взрослым и ребенком, в которых есть место и сочувствию, и сопереживанию, и откровенности со стороны взрослого и которые позволяют ребенку дистанцироваться от педагога без риска потерять его расположение и уважение. Это взаимоотношения двух равноправных людей, находящихся на разной стадии развития (возрастной, образовательной), а значит, обладающих разным опытом, который они могут усилить, обогатить и развить, помогая друг другу.

Поддержка - это жизненное, личностное кредо взрослого человека по отношению к растущему ребенку, использующего свою профессию, профессиональные умения и личностные качества, чтобы создать условия для полноценного образования ребенка. А образование, в свою очередь, само является условием и процессом для развития ребенка.

Педагогическая поддержка - это педагогическая деятельность, подкрепляющая ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающая ему преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей.

Педагогическая поддержка - это скорее обучение ребенка не только самостоятельно действовать в условиях «пожара», но и прежде всего - действовать профилактически. Известно, что там, где существует эффективная профилактика проблем, реакция людей на внезапно появившуюся проблему более осознанная, во всяком случае, менее паническая.

В педагогике поддержки педагог и ребенок зависимы друг от друга. Зависимость ребенка от взрослого состоит в том, что он не может самостоятельно решить свою проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога от ребенка состоит в том, что он не может решить проблему за ребенка, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности.

Несмотря на существующую зависимость и общий предмет деятельности, цели ребенка и педагога разные. Ребенок стремится выйти из проблемы, при этом ему могут быть безразличны способы выхода: решит ли он проблему или избавится от нее. Педагог же стремится к тому, чтобы, решая проблему, ребенок развивал способности становиться субъектом.

Таким образом, цели и позиции ребенка и педагога сближаются в том случае, если ребенок стремится быть активным в разрешении собственной проблемы. Педагогу в этом случае предстоит помочь ребенку сделать активность осознаваемой и целенаправленной, т.е. «вырастить» из активности деятельность.

Ребенок, проявляя активность, неосознанно опирается на свои «могу». Столкнувшись с проблемой, он как бы перебирает, примеряет к ней свои «могу», но делает это полу осознанно. Не пытаясь вникнуть в существо проблемы, он ищет выход из нее. Педагог помогает ребенку «перевести» свое внимание на понимание причин его затруднений, определить способ и порядок их преодоления. Так возникает деятельность ребенка по постановке и решению задач, что требует развития способностей думать, осознавать, анализировать, прогнозировать, выбирать, планировать собственные и совместные действия.

Вполне очевидно, что сущность образования шире.Ясно, что обучение необходимо, но только как часть образования. Как же педагогу-воспитателю точно профессионально и прагматически строить воспитательную деятельность?

Воспитателю необходимо знать, каким должен быть результат его воспитательной деятельности, ведь, не имея представления о результате, невозможно ставить цель и подбирать для ее реализации средства. Педагог должен, обязан так поработать с ребенком, чтобы он в результате обязательно усвоил определенные культурные образцы (знания, нормы деятельности и поведения), которые необходимы для того, чтобы войти (адаптироваться) в общее для всех людей пространство культуры и действовать там.

Ребенок не может развиваться в полноценного человека, способного к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе, находясь в одномерном пространстве культуры.

Социализация и индивидуализация - это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них ведет к ущербности образовательного процесса и как следствие - к ущербности личностного и социального развития.

Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Индивидуализация - это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности.

К примеру -  мальчик, усвоивший, «впитавший» в себя русскую культуру, для которого она была естественной средой, оказался в сложной ситуации, когда ему пришлось индивидуально столкнуться с необходимостью жить в пространстве других культурных норм. Он не может найти в самой русской культуре опоры для адекватного, нормального, достойного существования в новом пространстве. Он «дезориентирован» культурой, а внутренней индивидуальной культуры самоопределения у него нет, она не развита.

Можно смело утверждать, что его успешная социализация в одной культурной плоскости в данной ситуации вызвала дестабилизацию индивидуального бытия. Он оказался не готов к встрече с новыми обстоятельствами, поэтому возникает реальная угроза его личностному развитию. Ребенок в этой ситуации нуждается не в воспитании и обучении, а в поддержке взрослого, который не «обременяет его правильным», а нацелен на помощь поиска индивидуально верного через диалог с другими и с самим собой.