Эффективные тактики педагогической поддержки ученика в процессе развития
статья

Агеева Вероника Геннадиевна

Знакомство с  особенностями тактик педагогической поддержки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_klassnyh_rukovoditeley.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для классных руководителей

«Эффективные тактики педагогической поддержки ученика в

процессе развития»

Цель: формирование у педагогов установки на применение

технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе.

- познакомить с психологическими знаниями эффективного общения в

системе «взрослый-ребёнок»;

- изучить особенности тактик педагогической поддержки;

- выработать практические навыки эффективной коммуникации с детьми.

Представьте себ: вам дали горшочек с семенами растений. Ваша задача: посадить, ухаживать за ростками, вырастить урожай. Некоторые семена вам знакомы, и вы представляете себе, что из них может вырасти. Есть среди семян незнакомые и совсем экзотические. Если ухаживать за всеми семенами одинаково, какое-то из семян может погибнуть из-за неправильного ухода. Если каждое выращивать отдельно, то есть шанс, что получится. Но затруднение возникает при выращивании экзотических растений, тут у вас совсем мало знаний. Они требуют большего внимания и постоянного наблюдения, если вы рискнёте всё-таки их выращивать…Но- рискнём!

И вот уже перед нами  всходы, на каждом 1-2 листка, а первый взгляд, они похожи друг на друга, но в то же время каждый выделяется – один окраской листьев, другой

высотой, третий ворсинками на стебле, четвёртый запахом необычным.

А ещё через некоторое время  замечаем, что один стал крепким и налился соком,

другой сник, третий тянулся вверх, а тоненький стебель не выдержал и упал,

четвёртый вот-вот бутон выпустит, а пятый как бы с одним листом, так и

сидит без движения…

Примерно так и выглядит картина, когда из  «росточков»- первоклассников в конце 5-го класса перед нами появляются ученики, каждый изкоторых по-своему отреагировал на урочно-предметное и внеурочное «возделывание». Интересно, что «вырастет» к концу 9-го класса?

А самое важное- это понять, что можно сделать уже сейчас, как помочь,

поддержать ребёнка, который не вписывается в стандартный формат ученика

школы. Ученик, которого называют «трудным», таким и является, так как пока с ним действительно трудно, да и самому ребёнку не очень комфортно.

Чаще всего такие ученики не принимают участие во внеучебной деятельности, не уверены в своих силах, имеют заниженную самооценку, которую зачастую повышают за счет давления на более слабого сверстника. Они не проявляют

самостоятельности в принятии решений, не имеют или крайне редко проявляют толерантное отношение к окружающим.

Что же делать классному руководителю?

Очень важным является знание индивидуальных особенностей ребёнка и

оказание педагогической поддержки такому ученику с целью развития у него социально-психологической компетентности.

Основными составляющими структурных компонентов социально- психологической компетентности несовершеннолетних с девиантным поведением являются:

Когнитивно-поведенческий компонент:

– знания норм и правил общения и поведения в обществе;

продуктивных способов взаимодействия в деятельности; собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха во взаимодействии и деятельности;

– умения эффективно общаться и конструктивно взаимодействовать;

осуществлять эмоциональную саморегуляцию; принимать самостоятельные решения; конструктивно разрешать конфликты; адаптироваться к социальной ситуации и проявлять личностную гибкость.

Мотивационно-личностный компонент:

– активная жизненная позиция, стремление к проявлению себя в социально-позитивной деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценностное отношение к себе и другой личности, партнеру;

– адекватная самооценка, согласованная с уровнем притязаний; социальная ответственность; эмпатия по отношению к партнеру; поведенческая рефлексия;

- осведомленность, ориентированность о происходящих в обществе процессах и событиях, умение обозначать социальные проблемы.

Использование индивидуально-ориентированного подхода в деятельности классного руководителя предполагает внесение корректив в планирование воспитательной работы классного руководителя, особенно в составление такого раздела плана, как «Индивидуальная работа с учащимися».

Каждый ребенок требует особого подхода, хотя бы потому, что уникален от природы, до школы воспитывался в разных семейно-бытовых условиях, возникает вопрос о том, насколько реально осуществление индивидуальной работы вклассе, где обучается 25—30 человек.

Высказываются сомнения и по поводу того, насколько социально адекватен и

востребован будет ребенок, к индивидуальности которого прислушиваются и

родители и педагоги. Будет ли он способен соизмерить свои личные интересы, желания и потребности с такими составляющими жизни, как общественная польза, общее благо?

Проблема создания и развития воспитательной системы школы и класса достаточно проработана, то система воспитания конкретного ребенка требует дополнительного рассмотрения. Необходимо охарактеризовать не только коллектив класса в целом, но и, по возможности, отдельных его учеников. Таким образом, данный этап работы, основанный навсестороннем изучении ребенка, позволяет лучше увидеть потенциалы и наметить пути его движения в течениегода через участие в различных видах деятельности. При этом кому-то из учащихся будет достаточно небольшой помощи педагога, своеобразного толчка для раскрытия своих способностей, кому-то понадобится больше времени, длятого чтобы встать на путь самораскрытия и самопроявления. Возможно, с кем-то необходимо будет работать особенно много и вдумчиво, ибо для самопроявления ученик выбрал своеобразный, неадекватный путь.

Поддержка ученика со стороны учителя исходит из понимания того, что ребёнок способен к самообразованию и самостоятельному решению любых задач, стоящих перед ним, важно осознать и принять ответственность за самого себя, уметь слышать свои «хочу» и «учиться» преодолевать препятствия на пути к реализации себя.

«Педагогика поддержки» в своё время была провозглашена в конце

восьмидесятых годов командой специалистов по воспитанию во главе Олега

Семёновича Газмана.Для воспитания «свободоспособности» человека, его ответственности перед собственной судьбой требуются какие-то принципиально иные ходы. И ход этот лежит в логике педподдержки, то есть в совместном с ребёнком проживании его проблемной ситуации со всё уменьшающимся проявлением активности со стороны педагога и возрастающей активностью самого ребёнка; с оказанием ему помощи в освоении собственных, им самим находимых конструктивных выходов из жизненных противоречий. Целью педподдержки является «выращивание» субъектной позиции ребёнка. Педагог заботится о становлении в сознании ребёнка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят. Важно научить ребёнка размышлять над тем:

- как возникла эта проблема;

- что он хочет, чтобы появилось в результате его действий;

- насколько это реально;

- что он может сделать для осуществления желаемого;

- что ему мешает;

- как справиться с этой помехой;

- как отразится то, что он задумал, на других людях, которые вовлечены в эту ситуацию и так далее.

Задача взрослого не только увидеть факт затруднения уребёнка, но и понять, как тот сам его видит, понимает, чувствует.

Четыре тактики поддержки учеников:

«Защита». Кредо тактики защиты: «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств». К обстоятельствам можно отнести:

- запреты и угрозы, носящие агрессивный характер со стороны тех, кто объективно более силён, - взрослые, старшие дети и так далее;

- требования со стороны сильных, направленные на саморазрушение, слом воли ребёнка, тотальный запрет быть собой;

- угроза жизни и здоровью ребёнка;

- препятствия, непреодолимые для ребёнка и находящиеся за пределами зоны его ближайшего развития.

Страх, который переживает ребёнок блокирует его активность, уменьшает его силы.

Тактика защиты работает над разблокированием обстоятельств реальной угрозы . Поэтому педагог как «адвокат» защищает:

- право ребёнка быть успешным;

- право ребёнка быть не таким как все, не уметь делать то, что умеют делать все;

- право ребенка на поиск, пробу и ошибку;

- право ребёнка отстаивать своё достоинство, протестовать против несправедливого обращения и критики;

- право ребёнка отказаться от того, что ему чуждо;

- право ребёнка иметь собственные,  какие угодно,  чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;

- право ребёнка менять свои решения или добиваться перемены договорённости, которая его не устраивает;

- право ребёнка на защиту своих прав.

Одновременно нельзя с ребёнка снимать ответственность утверждения своих прав в общении с другими. Важно помочь осознать, что следует уметь защищать и утверждать свои права, не ущемляя достоинство и права другого человека.

Педагог в роли защитника подтверждает, что образовательный процесс для того и существует, чтобы ребёнок обретал в нём условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая достоинство.

Деятельность классного руководителя при применении тактики защиты направлена на успех в случаях:

- если он, оппонируя системе, продолжает определять себя в качестве её добросовестного функционера(связывает свои планы с дальнейшей работой в школе, предполагает длительное время находиться вместе с проблемными детьми и так далее);

- если он умеет, занимая разные позиции по отношению к функциональным конфликтам, не втягиваться в конфликты межличностные;

- если он способен занимать позиции, позволяющие реально влиять на развитие и преобразования системы воспитания;

- если он имеет достаточные знания и умения чтобы занять организационную, управляющую позицию, объединяя вокруг себя людей, готовых так или иначе способствовать реализации прав ребёнка;

- если он выходит за пределы конкретной школы и использует ресурсы, лежащие вне её, для реализации целей, связанных с педагогической поддержкой.

В итоге применения этой тактики ребёнок должен научиться не бояться самого себя, своей слабости. Он должен поверить в себя, а для этого он должен проверить себя и убедиться, что многое может.

 «Помощь». Профессиональное кредо тактики помощи: « Ребёнок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом. Тактика помощи – не только эмоциональная поддержка ребенка в любых ситуациях переживания безвыходности ситуации. «Помощь» - это ещё и создание условий, при которых ребёнок может обратиться к самопознанию и самоанализу. Именно этот шаг необходим ребёнку, чтобы в самом себе обнаружить уже имеющиеся реальные возможности («Я могу»). Реальные «Я могу» - это та опора, которая ребёнку необходима.

Тактика помощи направлена на выход ребёнка из состояния «жертвы обстоятельств» в позицию «встречи с проблемой». В состоянии «жертвы» ребёнок боится проблемы, и себя, и других. «Убегая» от проблемы, ребёнок теряет силы и уверенность в себе и ничего не приобретает взамен, кроме переживаний и новых проблем. Он, прежде всего, видит опасность в окружающих, а потому боится действовать в их присутствии. Но что делать ребёнку в школе, если он «обречен» находиться среди людей? Тактика помощи направлена на восстановление у ребёнка ощущения собственной значимости для других людей. Там, где она бала им потеряна, там он должен её найти – найти себя среди других.

Необходимо соблюдать правила для всех, которое заключается в создании

эмоционального комфорта - это условие, а не самоцель для тактики «помощи». Эмоциональная поддержка нужна для того, чтобы ребёнок не побоялся делать первые шаги, чтобы он в этот момент был сосредоточен на себе, а не на других.

Создание атмосферы доверия и открытости потребует от педагога мастерства, чуткости и терпения. Пожалуй, основным фактором, помогающим в этом, будет открытость самого педагога. Нужно дать ребёнку понять, что он вам интересен, разговаривать с ним о том, что интересно ему. При этом не стоит забывать, что дети все очень разные - кто-то готов сразу «распахнуть душу» любому, кому-то сначала нужно приглядеться, освоиться, оценить ситуацию. Максимальная доброжелательность, открытость и искренность вам помогут (нельзя забывать, что дети очень остро чувствуют фальшь и наигранность). Говорите о своих чувствах, в том числе и негативных (нужно обязательно делать это в форме «Я-высказывания»), ни в коем случае не бойтесь признавать свои ошибки - признав прилюдно свою неправоту, вы добьетесь гораздо большего доверия и уважения, чем ставя себя в позицию непогрешимого судьи.

Эмоциональный комфорт достигается, в первую очередь, за счёт установления простых, понятных и выполняемых всеми правил. Создание этих правил может стать увлекательным и поддерживающим атмосферу доверия процессом. Ребёнку важно чувствовать себя в этой ситуации таким, как все - имеющим право искать и предлагать такие способы взаимодействия, которые помогут ему со своей уникальностью вписаться в пространство школы, класса, урока.

Тактика помощи не может быть реализована педагогом, если он не сумеет создать условия, позволяющие ребёнку обнаруживать свою общность с другими людьми.

Наличие индивидуальной траектории движения позволяет ребёнку рефлексировать обособление себя от других. (Ведь именно в обособлении возможны вопросы, обращённые к себе, а не к другим.Почему я так поступаю? Что я хочу сказать себе и другим? Зачем я это делаю? Кто для меня другие люди? Могу ли я жить без других людей? Что несёт мне свобода? Что несёт моя свобода другим? Как действовать с человеком, чьи мнения не совпадают с моими?).

Взрослый служит тем «проводником», «мостиком», который остаётся между ребёнком и общностью. Он особенно необходим при угрозах разрыва. В задачах которые необходимо решить тактике «помощи» выделяются следующие:

1. Создать условия для поисковой деятельности ребёнка;

2. Предоставить ребёнку условия для рефлексии и фиксации поисковой деятельности.

3. Предоставить ребёнку в распоряжение знания, накопленные в культуре и в опыте других людей, которые подтверждают ценность активных действий в проблеме.

4. Обеспечить безопасность самореализации в пределах реальных возможностей ребёнка.

Поэтому следует спокойно заняться самонаблюдением, чтобы уяснить, какова ваша собственная зона "принятия - неприятия", от чего зависит изменение её границ.

В этой работе важны несколько условий:

- оптимистическое отношение к себе ("Если я захочу, у меня получится");

- здоровая самооценка ("Я смогу только то, что смогу.Но даже это даст мне возможность быть лучше"):

- нацеленность на ребёнка;

- аналитический подход к собственному опыту общения (умение устанавливать причинно-следственные связи собственных поступков).

Прежде чем приступить к коррекции собственного поведения, важно

обратить внимание на следующие факторы. Хорошее настроение – почти гарантия развития нормальных отношений с другими. Обратите внимание на здоровье. Если у человека что-то болит, ему необыкновенно трудно сосредоточиться на чужих переживаниях.

Усталость - бич наших педагогов (и учеников!). Уставший человек имеет низкий порог реагирования на звуки, запахи, действия других, не совпадающие с собственными ожиданиями. Кроме общих рекомендаций по соблюдению режима дня, можно посоветовать обратиться к простейшим способам восстановления сил: прогулка на свежем воздухе, рассматривание красивых предметов (картин, зданий, птиц, цветов), прослушивание спокойной музыки.

Понаблюдайте за собой во время перемен: рационально ли вы тратите силы? Используете ли перемену, чтобы отдохнуть, или - чтобы "накачаться" новыми проблемами?

Обратите внимание на "эхо воспоминаний". Научитесь ловить его! Иногда захваченный неприятными воспоминаниями (что-то произошло дома; накануне урока кто-то испортил настроение), человек, не замечая того, переносит своё состояние на окружающих. И вот разговор с классом начат в повышенном тоне (сказалось "эхо воспоминаний"). Затем следует вопрос: "Кто пойдет отвечать?". Желающих нет (кому охота попадаться под горячую руку?). - Что? Никто не знает! - педагог уже едва сдерживает раздражение.

Частенько в таких случаях вскоре происходит "разрядка" - накричал, обвинил и... успокоился, однако нанес незаслуженную обиду другим.

Не секрет, что характер человека в полной мере проявляется в общении. Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека, зависит от нашего знания самих себя. Н.Г. Чернышевский по этому поводу заметил: "Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей".

Реализуя тактику «помощи» все участники имеют уникальную возможность «потренировать» свои возможности в принятии Другого. Познать себя и Других через эту способность. Обнаружить этическую и нравственную ценность - принятия и поддержка человека-могущего, т.е. таким, каков он есть в свободной зоне своей активности.

При использовании тактики помощи необходимо освоить технику активного слушания, которая помогает взрослому «остановиться», постараться понять ребёнка и лишь за тем реагировать на услышанное. Активное слушание является полноценной

коммуникацией с предоставлением ребёнку обратной связи о его чувствах, переживаниях и эмоциональных состояниях. Т.Гордон называет активное слушание

«открытой дверью» во внутренний мир ребёнка. Общаясь мы демонстрируем

заинтересованность в том, чтобы узнать, что:

- ребёнок чувствует;

- ребёнок переживает;

- ребёнок думает;

- что ребёнок хочет сказать мне.

Для педагогической поддержки общение является главным способом, с помощью которого, педагог открывает перед ребёнком путь к образованию.

«Содействие».

Кредо тактики содействия: «Ребёнок, получив объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора». Педагог содействует ребёнку в преодолении страха перед неизвестным. Единственное и непременное требование, которое, педагог удерживает по отношению к ребёнку в тактике содействия: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя». Именно в процессе самоопределения

ребёнок наращивает способности ответственно осуществлять выбор. Недооценка этого факта приводит к тому, что взрослые совершают незаметную подмену «свободы выбора» на «необходимость выбора».

Как педагогу обнаружить необходимость своего присутствия в

ситуации ребёнка? Прежде всего, нужно в своем сознании отличить следующее:

1) есть факт затруднения, который вызывает у ребёнка негативные эмоции, держит его в напряжении, факт может представлять для него определенную угрозу;

2) есть предпосылки, которые указывают на то, что могут в будущем возникнуть обстоятельства, реально представляющие угрозу для ребёнка;

3) есть реальная ситуация, которую ребёнок воспринимает и переживает как проблему.

Тактика «содействия» опираясь на достигнутый ребёнком уровень успешности в образовательном пространстве, восстановленное доверие между ним и взрослыми, стимулирует ребёнка на дальнейший шаг – от границы возможного за её пределы. Целеполагание за пределами возможного (Я-могу!) может теперь обнаружиться в его «Я хочу», которое столкнулось с преградой, преодолеть которую предстоит самому ребёнку. Именно этому его стремлению и будет адекватна тактика «содействия». Содействие направлено на то, чтобы обращать ребёнка к рефлексии не только своего Я хочу и Я могу, но что Я хочу и что делаю в отношении Другого.

Педагог содействует ребёнку:

- в «узнавании» себя по «фактам жизни» - ситуациям, в которых он принимал участие - относился, действовал;

- в рефлексии результатов, полученных им в данном факте жизни,в соотнесенииих с тем, что происходит «здесь и сейчас»;

- в выходе за пределы «здесь и сейчас» в будущее - в цель «чего Я хочу», с учётом того, « что Я знаю об этом»;

- в понимании, что в намеченном образе будущего потребуется поместить не только себя, но и другого как субъекта с правами;

- в проектировании различных возможных вариантов действия, исходя из своего нового, уточненного понимания ситуации;

- в выборе одного из этих вариантов;

- в пробе осуществления выбранного проекта в реальных ситуациях;

- в последующей рефлексия как узнавание себя по «факту жизни», в котором принял непосредственное участие и т.д.

Если в тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогал ребёнку сосредоточиться на своих «могу» и тем самым освободить себя для действий, то тактика «содействия» направлена на возникновение желания ребёнка искать и обретать смысл своих «Я хочу».Это стимулирует действия, связанные с осознанием и оценкой собственных желаний, интересов, мотивов и основ выбора.

В тактике «содействия» педагог принципиально не должен заставлять ребёнка делать то, что тот сам не хочет, не выбирает. Но старается, насколько это возможно и уместно, создать условия для появления ситуации открытого и неоднозначного выбора. Таким образом, создаётся перспектива рефлексии различных смыслов, которые могут крыться за различными вариантами выбора.

Итак, образовательная суть данной тактики заключена в том, что

- ребёнок имеет возможность расширить свои представления о вариантах выбора;

- погружается в ситуацию конструирования, анализа и оценки возможного выбора;

- осознаёт, аргументирует основания собственного выбора;

- рефлексирует и фиксирует своё отношение к данным основаниям при учёте иного мнения по этому поводу;

- пробует действовать в соответствии со своим выбором, добиваясь результата;

-анализирует полученный результат, соотнося его с предшествовавшими усилиями и событиями;

- фиксирует собственную ответственность за результат;

- получает конкретный опыт развёрнутой деятельности по построению выбора, своего поведения в ситуации выбора, своих действий по его реализации, своих отношений с людьми, которые были до выбора, возникали во время выбора, остались после выбора;

- получает опыт самопознания, самоанализа и проектной деятельности в условияхвыбора.

«Взаимодействие».

Тактика взаимодействия как бы меняет местами ребёнка и педагога. Она необходима в том случае, когда ребёнок сам готов решать свою проблему и запрашивает у педагога помощь в этом. А педагог реально может помочь ему при решении жизненной ситуации, дополнив его в том, в чем ребёнок пока недостаточен. На этом строится договор взрослого и ребёнка – совместная активность в поиске выхода из трудностей и разделение ответственности на равных за результат.

Умение педагога действовать с позиции педагогической поддержки

позволяет ему сохранять и развивать продуктивное общение с ребёнком даже в условиях возрастного кризиса.

Поддержка – это установление подлинно гуманных отношений между взрослым и ребёнком, в которых есть место и сочувствию, и сопереживанию, и откровенности со стороны взрослого и которые позволяют ребёнку дистанцироваться от педагога без риска потерять его уважение и расположение. Это взаимоотношения двух равноправных людей, находящихся на разной стадии развития (возрастной, образовательной), а значит, обладающих разным опытом, который они могут усилить, обогатить и развить, помогая друг другу.

Поддержка – это жизненное, личностное кредо взрослого человека по

отношению к растущему человеку, использующего свою профессию, профессиональные умения и личностные качества, чтобы создать условия для полноценного образования ребёнка. А образование, в свою очередь, само является условием и процессом развития ребёнка.

Социальный контекст здесь – это контекст гуманных отношений и дружеского общения, а конфликт – «естественное состояние столкновения разностей», преодолеваемое не путём уничтожения этих «разностей», а умением соотносить и складывать эти разности, находить точки согласия, выстраивая новые отношения.

Так через образование особым, рефлексивно-деятельностным путём познаётся и осваиваются основы жизни.

Мы можем научить учеников общаться с нами приемлемым способом, если наше позитивное отношение к ним будет включать: принятие, внимание, признание(уважение), одобрение, тёплые чувства. Моделируя своё отношение в соответствии с указанными принципами, мы научим своих учеников устанавливать отношения с ровесниками и другими людьми по тем же принципам.

Литература

1 Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2008 – 224 с.

2 Касицина, Н.В. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика [Текст]/ Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010.- 158 с.

3 Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - СПб. : Речь, 2006.-224 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Четыре тактики педагогики поддержки"

Статья  Н.Касициной, Н. Михайловой, С Юсфин ( в сокращении), раскрывающая деятельность педагога, принципиально отличную от обучения и воспитания, но необходимо дополняющую их....

психолого-педагогическая поддержка в процессе развития учебных возможностей

Профессиональная деятельность педагога должна быть направлена на создание психологических условий для успешного обучения и развития ребенка, т.е. на создание системы психолого-педагогичес...

Педагогическая поддержка как средство оптимизации процесса обучения

Педагогическая поддержка как средство оптимизации процесса обучения...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе            -...

Выступление на педагогическом совете "Преемственность в обучении и воспитании, как фактор педагогической поддержки индивидуального развития учащихся"

В материале представлено выступление на педагогическом совете с практическими рекомендациями педагогам для эффективного осуществления индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ (интеллектуальными наруше...