Главные вкладки

    Семинар для классных руководителей «Эффективные тактики педагогической поддержки ученика в процессе развития»
    статья

    Агеева Вероника Геннадиевна

    Знакомство с  особенностями тактик педагогической поддержки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_dlya_klassnyh_rukovoditeley.docx36.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар для классных руководителей

    «Эффективные тактики педагогической поддержки ученика в

    процессе развития»

    Цель: формирование у педагогов установки на применение

    технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе.

    - познакомить с психологическими знаниями эффективного общения в

    системе «взрослый-ребёнок»;

    - изучить особенности тактик педагогической поддержки;

    - выработать практические навыки эффективной коммуникации с детьми.

    Представьте себ: вам дали горшочек с семенами растений. Ваша задача: посадить, ухаживать за ростками, вырастить урожай. Некоторые семена вам знакомы, и вы представляете себе, что из них может вырасти. Есть среди семян незнакомые и совсем экзотические. Если ухаживать за всеми семенами одинаково, какое-то из семян может погибнуть из-за неправильного ухода. Если каждое выращивать отдельно, то есть шанс, что получится. Но затруднение возникает при выращивании экзотических растений, тут у вас совсем мало знаний. Они требуют большего внимания и постоянного наблюдения, если вы рискнёте всё-таки их выращивать…Но- рискнём!

    И вот уже перед нами  всходы, на каждом 1-2 листка, а первый взгляд, они похожи друг на друга, но в то же время каждый выделяется – один окраской листьев, другой

    высотой, третий ворсинками на стебле, четвёртый запахом необычным.

    А ещё через некоторое время  замечаем, что один стал крепким и налился соком,

    другой сник, третий тянулся вверх, а тоненький стебель не выдержал и упал,

    четвёртый вот-вот бутон выпустит, а пятый как бы с одним листом, так и

    сидит без движения…

    Примерно так и выглядит картина, когда из  «росточков»- первоклассников в конце 5-го класса перед нами появляются ученики, каждый изкоторых по-своему отреагировал на урочно-предметное и внеурочное «возделывание». Интересно, что «вырастет» к концу 9-го класса?

    А самое важное- это понять, что можно сделать уже сейчас, как помочь,

    поддержать ребёнка, который не вписывается в стандартный формат ученика

    школы. Ученик, которого называют «трудным», таким и является, так как пока с ним действительно трудно, да и самому ребёнку не очень комфортно.

    Чаще всего такие ученики не принимают участие во внеучебной деятельности, не уверены в своих силах, имеют заниженную самооценку, которую зачастую повышают за счет давления на более слабого сверстника. Они не проявляют

    самостоятельности в принятии решений, не имеют или крайне редко проявляют толерантное отношение к окружающим.

    Что же делать классному руководителю?

    Очень важным является знание индивидуальных особенностей ребёнка и

    оказание педагогической поддержки такому ученику с целью развития у него социально-психологической компетентности.

    Основными составляющими структурных компонентов социально- психологической компетентности несовершеннолетних с девиантным поведением являются:

    Когнитивно-поведенческий компонент:

    – знания норм и правил общения и поведения в обществе;

    продуктивных способов взаимодействия в деятельности; собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха во взаимодействии и деятельности;

    – умения эффективно общаться и конструктивно взаимодействовать;

    осуществлять эмоциональную саморегуляцию; принимать самостоятельные решения; конструктивно разрешать конфликты; адаптироваться к социальной ситуации и проявлять личностную гибкость.

    Мотивационно-личностный компонент:

    – активная жизненная позиция, стремление к проявлению себя в социально-позитивной деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценностное отношение к себе и другой личности, партнеру;

    – адекватная самооценка, согласованная с уровнем притязаний; социальная ответственность; эмпатия по отношению к партнеру; поведенческая рефлексия;

    - осведомленность, ориентированность о происходящих в обществе процессах и событиях, умение обозначать социальные проблемы.

    Использование индивидуально-ориентированного подхода в деятельности классного руководителя предполагает внесение корректив в планирование воспитательной работы классного руководителя, особенно в составление такого раздела плана, как «Индивидуальная работа с учащимися».

    Каждый ребенок требует особого подхода, хотя бы потому, что уникален от природы, до школы воспитывался в разных семейно-бытовых условиях, возникает вопрос о том, насколько реально осуществление индивидуальной работы вклассе, где обучается 25—30 человек.

    Высказываются сомнения и по поводу того, насколько социально адекватен и

    востребован будет ребенок, к индивидуальности которого прислушиваются и

    родители и педагоги. Будет ли он способен соизмерить свои личные интересы, желания и потребности с такими составляющими жизни, как общественная польза, общее благо?

    Проблема создания и развития воспитательной системы школы и класса достаточно проработана, то система воспитания конкретного ребенка требует дополнительного рассмотрения. Необходимо охарактеризовать не только коллектив класса в целом, но и, по возможности, отдельных его учеников. Таким образом, данный этап работы, основанный навсестороннем изучении ребенка, позволяет лучше увидеть потенциалы и наметить пути его движения в течениегода через участие в различных видах деятельности. При этом кому-то из учащихся будет достаточно небольшой помощи педагога, своеобразного толчка для раскрытия своих способностей, кому-то понадобится больше времени, длятого чтобы встать на путь самораскрытия и самопроявления. Возможно, с кем-то необходимо будет работать особенно много и вдумчиво, ибо для самопроявления ученик выбрал своеобразный, неадекватный путь.

    Поддержка ученика со стороны учителя исходит из понимания того, что ребёнок способен к самообразованию и самостоятельному решению любых задач, стоящих перед ним, важно осознать и принять ответственность за самого себя, уметь слышать свои «хочу» и «учиться» преодолевать препятствия на пути к реализации себя.

    «Педагогика поддержки» в своё время была провозглашена в конце

    восьмидесятых годов командой специалистов по воспитанию во главе Олега

    Семёновича Газмана.Для воспитания «свободоспособности» человека, его ответственности перед собственной судьбой требуются какие-то принципиально иные ходы. И ход этот лежит в логике педподдержки, то есть в совместном с ребёнком проживании его проблемной ситуации со всё уменьшающимся проявлением активности со стороны педагога и возрастающей активностью самого ребёнка; с оказанием ему помощи в освоении собственных, им самим находимых конструктивных выходов из жизненных противоречий. Целью педподдержки является «выращивание» субъектной позиции ребёнка. Педагог заботится о становлении в сознании ребёнка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят. Важно научить ребёнка размышлять над тем:

    - как возникла эта проблема;

    - что он хочет, чтобы появилось в результате его действий;

    - насколько это реально;

    - что он может сделать для осуществления желаемого;

    - что ему мешает;

    - как справиться с этой помехой;

    - как отразится то, что он задумал, на других людях, которые вовлечены в эту ситуацию и так далее.

    Задача взрослого не только увидеть факт затруднения уребёнка, но и понять, как тот сам его видит, понимает, чувствует.

    Четыре тактики поддержки учеников:

    «Защита». Кредо тактики защиты: «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств». К обстоятельствам можно отнести:

    - запреты и угрозы, носящие агрессивный характер со стороны тех, кто объективно более силён, - взрослые, старшие дети и так далее;

    - требования со стороны сильных, направленные на саморазрушение, слом воли ребёнка, тотальный запрет быть собой;

    - угроза жизни и здоровью ребёнка;

    - препятствия, непреодолимые для ребёнка и находящиеся за пределами зоны его ближайшего развития.

    Страх, который переживает ребёнок блокирует его активность, уменьшает его силы.

    Тактика защиты работает над разблокированием обстоятельств реальной угрозы . Поэтому педагог как «адвокат» защищает:

    - право ребёнка быть успешным;

    - право ребёнка быть не таким как все, не уметь делать то, что умеют делать все;

    - право ребенка на поиск, пробу и ошибку;

    - право ребёнка отстаивать своё достоинство, протестовать против несправедливого обращения и критики;

    - право ребёнка отказаться от того, что ему чуждо;

    - право ребёнка иметь собственные,  какие угодно,  чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;

    - право ребёнка менять свои решения или добиваться перемены договорённости, которая его не устраивает;

    - право ребёнка на защиту своих прав.

    Одновременно нельзя с ребёнка снимать ответственность утверждения своих прав в общении с другими. Важно помочь осознать, что следует уметь защищать и утверждать свои права, не ущемляя достоинство и права другого человека.

    Педагог в роли защитника подтверждает, что образовательный процесс для того и существует, чтобы ребёнок обретал в нём условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая достоинство.

    Деятельность классного руководителя при применении тактики защиты направлена на успех в случаях:

    - если он, оппонируя системе, продолжает определять себя в качестве её добросовестного функционера(связывает свои планы с дальнейшей работой в школе, предполагает длительное время находиться вместе с проблемными детьми и так далее);

    - если он умеет, занимая разные позиции по отношению к функциональным конфликтам, не втягиваться в конфликты межличностные;

    - если он способен занимать позиции, позволяющие реально влиять на развитие и преобразования системы воспитания;

    - если он имеет достаточные знания и умения чтобы занять организационную, управляющую позицию, объединяя вокруг себя людей, готовых так или иначе способствовать реализации прав ребёнка;

    - если он выходит за пределы конкретной школы и использует ресурсы, лежащие вне её, для реализации целей, связанных с педагогической поддержкой.

    В итоге применения этой тактики ребёнок должен научиться не бояться самого себя, своей слабости. Он должен поверить в себя, а для этого он должен проверить себя и убедиться, что многое может.

     «Помощь». Профессиональное кредо тактики помощи: « Ребёнок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом. Тактика помощи – не только эмоциональная поддержка ребенка в любых ситуациях переживания безвыходности ситуации. «Помощь» - это ещё и создание условий, при которых ребёнок может обратиться к самопознанию и самоанализу. Именно этот шаг необходим ребёнку, чтобы в самом себе обнаружить уже имеющиеся реальные возможности («Я могу»). Реальные «Я могу» - это та опора, которая ребёнку необходима.

    Тактика помощи направлена на выход ребёнка из состояния «жертвы обстоятельств» в позицию «встречи с проблемой». В состоянии «жертвы» ребёнок боится проблемы, и себя, и других. «Убегая» от проблемы, ребёнок теряет силы и уверенность в себе и ничего не приобретает взамен, кроме переживаний и новых проблем. Он, прежде всего, видит опасность в окружающих, а потому боится действовать в их присутствии. Но что делать ребёнку в школе, если он «обречен» находиться среди людей? Тактика помощи направлена на восстановление у ребёнка ощущения собственной значимости для других людей. Там, где она бала им потеряна, там он должен её найти – найти себя среди других.

    Необходимо соблюдать правила для всех, которое заключается в создании

    эмоционального комфорта - это условие, а не самоцель для тактики «помощи». Эмоциональная поддержка нужна для того, чтобы ребёнок не побоялся делать первые шаги, чтобы он в этот момент был сосредоточен на себе, а не на других.

    Создание атмосферы доверия и открытости потребует от педагога мастерства, чуткости и терпения. Пожалуй, основным фактором, помогающим в этом, будет открытость самого педагога. Нужно дать ребёнку понять, что он вам интересен, разговаривать с ним о том, что интересно ему. При этом не стоит забывать, что дети все очень разные - кто-то готов сразу «распахнуть душу» любому, кому-то сначала нужно приглядеться, освоиться, оценить ситуацию. Максимальная доброжелательность, открытость и искренность вам помогут (нельзя забывать, что дети очень остро чувствуют фальшь и наигранность). Говорите о своих чувствах, в том числе и негативных (нужно обязательно делать это в форме «Я-высказывания»), ни в коем случае не бойтесь признавать свои ошибки - признав прилюдно свою неправоту, вы добьетесь гораздо большего доверия и уважения, чем ставя себя в позицию непогрешимого судьи.

    Эмоциональный комфорт достигается, в первую очередь, за счёт установления простых, понятных и выполняемых всеми правил. Создание этих правил может стать увлекательным и поддерживающим атмосферу доверия процессом. Ребёнку важно чувствовать себя в этой ситуации таким, как все - имеющим право искать и предлагать такие способы взаимодействия, которые помогут ему со своей уникальностью вписаться в пространство школы, класса, урока.

    Тактика помощи не может быть реализована педагогом, если он не сумеет создать условия, позволяющие ребёнку обнаруживать свою общность с другими людьми.

    Наличие индивидуальной траектории движения позволяет ребёнку рефлексировать обособление себя от других. (Ведь именно в обособлении возможны вопросы, обращённые к себе, а не к другим.Почему я так поступаю? Что я хочу сказать себе и другим? Зачем я это делаю? Кто для меня другие люди? Могу ли я жить без других людей? Что несёт мне свобода? Что несёт моя свобода другим? Как действовать с человеком, чьи мнения не совпадают с моими?).

    Взрослый служит тем «проводником», «мостиком», который остаётся между ребёнком и общностью. Он особенно необходим при угрозах разрыва. В задачах которые необходимо решить тактике «помощи» выделяются следующие:

    1. Создать условия для поисковой деятельности ребёнка;

    2. Предоставить ребёнку условия для рефлексии и фиксации поисковой деятельности.

    3. Предоставить ребёнку в распоряжение знания, накопленные в культуре и в опыте других людей, которые подтверждают ценность активных действий в проблеме.

    4. Обеспечить безопасность самореализации в пределах реальных возможностей ребёнка.

    Поэтому следует спокойно заняться самонаблюдением, чтобы уяснить, какова ваша собственная зона "принятия - неприятия", от чего зависит изменение её границ.

    В этой работе важны несколько условий:

    - оптимистическое отношение к себе ("Если я захочу, у меня получится");

    - здоровая самооценка ("Я смогу только то, что смогу.Но даже это даст мне возможность быть лучше"):

    - нацеленность на ребёнка;

    - аналитический подход к собственному опыту общения (умение устанавливать причинно-следственные связи собственных поступков).

    Прежде чем приступить к коррекции собственного поведения, важно

    обратить внимание на следующие факторы. Хорошее настроение – почти гарантия развития нормальных отношений с другими. Обратите внимание на здоровье. Если у человека что-то болит, ему необыкновенно трудно сосредоточиться на чужих переживаниях.

    Усталость - бич наших педагогов (и учеников!). Уставший человек имеет низкий порог реагирования на звуки, запахи, действия других, не совпадающие с собственными ожиданиями. Кроме общих рекомендаций по соблюдению режима дня, можно посоветовать обратиться к простейшим способам восстановления сил: прогулка на свежем воздухе, рассматривание красивых предметов (картин, зданий, птиц, цветов), прослушивание спокойной музыки.

    Понаблюдайте за собой во время перемен: рационально ли вы тратите силы? Используете ли перемену, чтобы отдохнуть, или - чтобы "накачаться" новыми проблемами?

    Обратите внимание на "эхо воспоминаний". Научитесь ловить его! Иногда захваченный неприятными воспоминаниями (что-то произошло дома; накануне урока кто-то испортил настроение), человек, не замечая того, переносит своё состояние на окружающих. И вот разговор с классом начат в повышенном тоне (сказалось "эхо воспоминаний"). Затем следует вопрос: "Кто пойдет отвечать?". Желающих нет (кому охота попадаться под горячую руку?). - Что? Никто не знает! - педагог уже едва сдерживает раздражение.

    Частенько в таких случаях вскоре происходит "разрядка" - накричал, обвинил и... успокоился, однако нанес незаслуженную обиду другим.

    Не секрет, что характер человека в полной мере проявляется в общении. Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека, зависит от нашего знания самих себя. Н.Г. Чернышевский по этому поводу заметил: "Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей".

    Реализуя тактику «помощи» все участники имеют уникальную возможность «потренировать» свои возможности в принятии Другого. Познать себя и Других через эту способность. Обнаружить этическую и нравственную ценность - принятия и поддержка человека-могущего, т.е. таким, каков он есть в свободной зоне своей активности.

    При использовании тактики помощи необходимо освоить технику активного слушания, которая помогает взрослому «остановиться», постараться понять ребёнка и лишь за тем реагировать на услышанное. Активное слушание является полноценной

    коммуникацией с предоставлением ребёнку обратной связи о его чувствах, переживаниях и эмоциональных состояниях. Т.Гордон называет активное слушание

    «открытой дверью» во внутренний мир ребёнка. Общаясь мы демонстрируем

    заинтересованность в том, чтобы узнать, что:

    - ребёнок чувствует;

    - ребёнок переживает;

    - ребёнок думает;

    - что ребёнок хочет сказать мне.

    Для педагогической поддержки общение является главным способом, с помощью которого, педагог открывает перед ребёнком путь к образованию.

    «Содействие».

    Кредо тактики содействия: «Ребёнок, получив объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора». Педагог содействует ребёнку в преодолении страха перед неизвестным. Единственное и непременное требование, которое, педагог удерживает по отношению к ребёнку в тактике содействия: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя». Именно в процессе самоопределения

    ребёнок наращивает способности ответственно осуществлять выбор. Недооценка этого факта приводит к тому, что взрослые совершают незаметную подмену «свободы выбора» на «необходимость выбора».

    Как педагогу обнаружить необходимость своего присутствия в

    ситуации ребёнка? Прежде всего, нужно в своем сознании отличить следующее:

    1) есть факт затруднения, который вызывает у ребёнка негативные эмоции, держит его в напряжении, факт может представлять для него определенную угрозу;

    2) есть предпосылки, которые указывают на то, что могут в будущем возникнуть обстоятельства, реально представляющие угрозу для ребёнка;

    3) есть реальная ситуация, которую ребёнок воспринимает и переживает как проблему.

    Тактика «содействия» опираясь на достигнутый ребёнком уровень успешности в образовательном пространстве, восстановленное доверие между ним и взрослыми, стимулирует ребёнка на дальнейший шаг – от границы возможного за её пределы. Целеполагание за пределами возможного (Я-могу!) может теперь обнаружиться в его «Я хочу», которое столкнулось с преградой, преодолеть которую предстоит самому ребёнку. Именно этому его стремлению и будет адекватна тактика «содействия». Содействие направлено на то, чтобы обращать ребёнка к рефлексии не только своего Я хочу и Я могу, но что Я хочу и что делаю в отношении Другого.

    Педагог содействует ребёнку:

    - в «узнавании» себя по «фактам жизни» - ситуациям, в которых он принимал участие - относился, действовал;

    - в рефлексии результатов, полученных им в данном факте жизни,в соотнесенииих с тем, что происходит «здесь и сейчас»;

    - в выходе за пределы «здесь и сейчас» в будущее - в цель «чего Я хочу», с учётом того, « что Я знаю об этом»;

    - в понимании, что в намеченном образе будущего потребуется поместить не только себя, но и другого как субъекта с правами;

    - в проектировании различных возможных вариантов действия, исходя из своего нового, уточненного понимания ситуации;

    - в выборе одного из этих вариантов;

    - в пробе осуществления выбранного проекта в реальных ситуациях;

    - в последующей рефлексия как узнавание себя по «факту жизни», в котором принял непосредственное участие и т.д.

    Если в тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогал ребёнку сосредоточиться на своих «могу» и тем самым освободить себя для действий, то тактика «содействия» направлена на возникновение желания ребёнка искать и обретать смысл своих «Я хочу».Это стимулирует действия, связанные с осознанием и оценкой собственных желаний, интересов, мотивов и основ выбора.

    В тактике «содействия» педагог принципиально не должен заставлять ребёнка делать то, что тот сам не хочет, не выбирает. Но старается, насколько это возможно и уместно, создать условия для появления ситуации открытого и неоднозначного выбора. Таким образом, создаётся перспектива рефлексии различных смыслов, которые могут крыться за различными вариантами выбора.

    Итак, образовательная суть данной тактики заключена в том, что

    - ребёнок имеет возможность расширить свои представления о вариантах выбора;

    - погружается в ситуацию конструирования, анализа и оценки возможного выбора;

    - осознаёт, аргументирует основания собственного выбора;

    - рефлексирует и фиксирует своё отношение к данным основаниям при учёте иного мнения по этому поводу;

    - пробует действовать в соответствии со своим выбором, добиваясь результата;

    -анализирует полученный результат, соотнося его с предшествовавшими усилиями и событиями;

    - фиксирует собственную ответственность за результат;

    - получает конкретный опыт развёрнутой деятельности по построению выбора, своего поведения в ситуации выбора, своих действий по его реализации, своих отношений с людьми, которые были до выбора, возникали во время выбора, остались после выбора;

    - получает опыт самопознания, самоанализа и проектной деятельности в условияхвыбора.

    «Взаимодействие».

    Тактика взаимодействия как бы меняет местами ребёнка и педагога. Она необходима в том случае, когда ребёнок сам готов решать свою проблему и запрашивает у педагога помощь в этом. А педагог реально может помочь ему при решении жизненной ситуации, дополнив его в том, в чем ребёнок пока недостаточен. На этом строится договор взрослого и ребёнка – совместная активность в поиске выхода из трудностей и разделение ответственности на равных за результат.

    Умение педагога действовать с позиции педагогической поддержки

    позволяет ему сохранять и развивать продуктивное общение с ребёнком даже в условиях возрастного кризиса.

    Поддержка – это установление подлинно гуманных отношений между взрослым и ребёнком, в которых есть место и сочувствию, и сопереживанию, и откровенности со стороны взрослого и которые позволяют ребёнку дистанцироваться от педагога без риска потерять его уважение и расположение. Это взаимоотношения двух равноправных людей, находящихся на разной стадии развития (возрастной, образовательной), а значит, обладающих разным опытом, который они могут усилить, обогатить и развить, помогая друг другу.

    Поддержка – это жизненное, личностное кредо взрослого человека по

    отношению к растущему человеку, использующего свою профессию, профессиональные умения и личностные качества, чтобы создать условия для полноценного образования ребёнка. А образование, в свою очередь, само является условием и процессом развития ребёнка.

    Социальный контекст здесь – это контекст гуманных отношений и дружеского общения, а конфликт – «естественное состояние столкновения разностей», преодолеваемое не путём уничтожения этих «разностей», а умением соотносить и складывать эти разности, находить точки согласия, выстраивая новые отношения.

    Так через образование особым, рефлексивно-деятельностным путём познаётся и осваиваются основы жизни.

    Мы можем научить учеников общаться с нами приемлемым способом, если наше позитивное отношение к ним будет включать: принятие, внимание, признание(уважение), одобрение, тёплые чувства. Моделируя своё отношение в соответствии с указанными принципами, мы научим своих учеников устанавливать отношения с ровесниками и другими людьми по тем же принципам.

    Литература

    1 Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2008 – 224 с.

    2 Касицина, Н.В. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика [Текст]/ Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010.- 158 с.

    3 Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - СПб. : Речь, 2006.-224 с. : ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельность классного руководителя по оказанию педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы

    Материал для построения эффективного воспитательного воздействия и педагогической поддержки ребёнка: этапы работы, правила решения проблемы, примеры....

    «Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе».

    Хотите ли Вы, не хотите ли.Но дело товарищи, в том,Что прежде всего мы – родители,А всё остальное потом.Р. Рождественский. School8.centerstart.ru...

    Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе

    Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе.Статья - «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели: Формирование положительной мотивац...

    Взаимодействие классного руководителя с родителями и опекунами в воспитательном процессе

    Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе. Сценарий праздника «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели праздника: Формирование ...

    « Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании как основа деятельности классного руководителя»

    Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи и поддержки ребенку в решении...

    Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

    Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе            -...