Выступление на педагогическом совете "Преемственность в обучении и воспитании, как фактор педагогической поддержки индивидуального развития учащихся"
материал

В материале представлено выступление на педагогическом совете с практическими рекомендациями педагогам для эффективного осуществления индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении и воспитании,

как фактор педагогической поддержки

индивидуального развития учащихся

29 декабря 2015 г.

 Формирование личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Именно поэтому перед школой, впервые так определенно и резко были поставлены задачи — уделять главное внимание развитию личности учащихся, уважать и изучать их индивидуальные особенности, создавать условия, обеспечивающие становление творческих способностей каждого конкретного школьника.

Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу - обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы.  

   Психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. (слайд)

Главная цель психологической службы — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.

   Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность психологической службы школы и направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно, психолог создает необходимые условия вместе с учителями, воспитателями, другими специалистами (логопеды, медики, соцработники) и родителями учащихся.

В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами, другими специалистами учреждения и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества. (слайд)

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.

  Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса. Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогического коллектива образовательного учреждения для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся.

   Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов начальной и основной школы, их взаимодействие и взаимодействие всех членов педагогического коллектива (медиков, логопедов, соц. педагогов), что позволяет избежать трудностей у первоклассников в связи с поступлением в школу, а пятиклассникам с привыканием к новым условиям обучения, к другому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам.

   Несоблюдение правила преемственности и индивидуального подхода при переходе учащегося с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразится на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика. Поэтому необходима индивидуальная работа с учащимся, не нарушая принципы сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.

   Также необходима работа с родителями, которая оказывает неоспоримую помощь в учебно-воспитательном процессе.

   Таким образом без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся и подготовить школьников к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.

Начало обучения в школе, переход из начальной в среднюю - справедливо считают кризисными периодами. Подобные переходные периоды в жизни и деятельности детей выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания.

   Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

    Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства. (слайд)

   На сегодняшний день в школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:

  • Диагностику готовности к обучению в школе;
  • Индивидуальные консультации и собрания с родителями первоклассников;
  • Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;
  • Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась шкала ценностей, изменился круг интересов детей.  

 С каждым годом контингент учащихся в нашей школе становится все сложнее: дети с синдромом Дауна, ребенок с аутистическими чертами личности, дети с отклонениями в речевом развитии разной степени (не говорящие дети), дети с нарушением поведения. Оказавшись в школе, такие учащиеся вели себя неадекватно: они импульсивны, расторможены, двигательно беспокойны, отвлекаемы, непослушны. Постоянно обижали друг друга, отнимали игрушки, которые приносили и тут же бросали. Не обращали внимания на просьбы и замечания педагога. Во время урока дети могли ходить по классу, залезать под столы, кривляться, выкрикивать что-то несвязное, затевать драки с другими детьми и, конечно, совсем не учиться, потому, что не понимали того, что делается в классе.

       В течение первой четверти дети адаптировались к школьной жизни. Процесс адаптации проходил со значительными трудностями, т.к. игровая деятельность преобладала над учебной.

   В сентябре-октябре проводилась диагностика познавательных процессов. В диагностике приняло участие 7 человек, что составляет 78% учащихся. Не удалось обследовать Кирилла Л. в связи с его психофизиологическими особенностями (мальчик не говорит, обращенную речь понимает, выполняет простые инструкции, только когда хочет). Саша Ф. постоянно отсутствовал в школе, в те дни, когда мальчик присутствовал – диагностические исследования провести не удалось в связи с нежеланием ребенка.

  Результаты диагностики выявили:

Сниженный уровень познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь) у 86% обследуемых. Работоспособность класса низкая, мотивация к учебной деятельности не сформирована, преобладает игровая деятельность.

У всех детей наблюдается нарушение целевых установок, повышенная утомляемость, общая осведомленность об окружающем мире ниже возрастной нормы.  Словарный запас беден. Пространственные представления сформированы недостаточно. Нарушение тонкой моторики.

У 29% уровень тревожности повышен. Самооценка высокая у 100%. Страхов не выявлено.

   Проводилось диагностическое исследование  процесса адаптации к 1 классу с помощью методики «Диагностика отношения первоклассника к начальной школе». Обследование проходило как индивидуально, так и в группе.  В ходе диагностики большинство учащихся вели себя заинтересовано.

Оценка осуществлялась по трем компонентам: физиологический компонент – показывает уровень физиологической адаптации первоклассника к школе, т.е. справляется ли организм ребенка с нагрузкой; деятельностный компонент – характеризует, насколько ребенок может усваивать учебную программу и есть ли проблемы в учебной деятельности; эмоциональный компонент – эмоциональное отношение первоклассника к учебной деятельности, учителю, одноклассникам.

   Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволяет определить уровень адаптации первоклассников как:

  • достаточный
  • частичный
  • недостаточный (или дезадаптация)

Физиологический компонент сформирован у 100%  обследуемых учащихся

Деятельностный компонент сформирован у 11%  обследуемых учащихся

Большинство обследуемых учащихся не дифференцируют эмоциональные проявления (горе, радость, обида, скука…), но результаты диагностики показывают, что эмоционально положительное принятие школы сформировано у 56% обследуемых.

  Успешная адаптация первоклассников по физиологическому компоненту, их эмоциональное благополучие, ощущение психологического комфорта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивидуальный подход к детям. Именно Вера Ивановна сыграла важную роль в формировании отношений между детьми на этапе вхождения в новый, для них коллектив.          

Для детей с отклонениями в развитии, испытывающих трудности в обучении и адаптации, игра является реальным и самым доступным средством познания мира, проявления и утверждения себя в нем. Не преувеличивая, можно сказать, что игра является универсальной формой коррекции, обеспечивая и высокий уровень мотивации для участия в занятиях, и широкие возможности целенаправленного формирования различных форм психической деятельности.

   Учитывая психофизические особенности детей в классе, Вера Ивановна использовала на занятиях различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, элементы пальчикового театра, драматизации, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой, активизировать познавательные интересы детей. Это оптимизирует образовательный процесс и является средством профилактики дидактофобий. Игра способствует развитию и активизации слухового и зрительного внимания и памяти, мышления и речи, помогает развить и скоррегировать процессы восприятия, сенсомоторику учащихся. Я получила большое удовольствие от сотрудничества с Верой Ивановной.

   Возвращаясь к диагностике, отмечу: На основе полученных данных можно выделить группу первоклассников 67%, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога в плане оказания помощи по адаптации к школе. Это - повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, слабое здоровье, проблемы в учебной деятельности и т.д. В зависимости от конкретной ситуации были проконсультированы родители и учителя, даны рекомендации по преодолению выявленного неблагополучия. Далее будет проводиться коррекционная работа по преодолению имеющихся проблем.

   Другой кризисный этап в школьной жизни – это переход из начальной школы в среднюю. Этот этап, несомненно, сопряжен с большой психологической нагрузкой. Вместо одного, привычного учителя, ребенку приходится взаимодействовать со многими учителями-предметниками. Появляются новые требования. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к самостоятельным, сформировавшимся ученикам, и проявляют к ним соответствующие требования.

    Ребенок попадает под влияние различных педагогических стилей и уровней. Большее количество учителей порождает вариативность поведения школьников. С детьми работают учителя, имеющие свои профессиональные предпочтения, различающиеся по типологическим особенностям индивидуальной профессиональной ментальности, различные стили профессионального поведения и это серьезным образом отражается на качестве развития личности учащихся. При всех положительных эффектах, которое привносит в жизнь школы педагогическое творчество, негативные его эффекты вызваны необходимостью постоянной адаптации детей к различным образовательным технологиям, стилям поведения учителей, особенностям педагогического взаимодействия.

        Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

    В зависимости от того, как проходит процесс адаптации, находятся результаты обучения в 5 классе. Было исследовано несколько факторов.

Проводилось диагностическое исследование  процесса мотивации к 5 классу с помощью   методики Оценка «СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ В ПЯТОМ КЛАССЕ»

Высокий уровень мотивации имеют 23%учащихся

Средний  уровень - у 44%

Низкий уровень- 33%

Такие показатели объяснимы – данный возраст характеризуется снижением интереса к школе, процессу обучения, происходит в этом возрасте переосмысление взглядов на школу, друзей, учителей и т.д. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений.

Мониторинг процесса адаптации к 5 классу с помощью   методики «Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов».

   Процесс адаптации оценивался по трем параметрам: учебный, психологический, социально-педагогический. В обследовании приняли участие классные руководители, учителя- предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги.

  По результатам диагностики были получены следующие данные (результаты сравнивались с 4 классом):

Учебный аспект: результаты улучшились у 66% учащихся, ухудшились у 22%, остались без изменения у 22% учащихся.

Психологический аспект: оцениваемые параметры не изменились у 33% учащихся, стали выше у 56%, снизились у 11% учащихся. Снижение результатов по психологическому аспекту объясняется тем, что в связи с переходом в среднюю школу и процессом адаптации, у учащихся повышается уровень тревожности, наблюдается волнение, беспокойство, напряжение.

Социально-педагогический аспект: оцениваемые параметры не изменились у 100% учащихся.

   Ситуация новизны для любого человека в любом возрасте является тревожной в определенной степени. Часто учителя основной школы, работающие с 5 классами, недооценивают те психолого-физиологические (состояния) изменения, которые происходят с младшими подростками. Это период полового созревания, когда изменяется обмен веществ, происходит усиление деятельности половых гормонов. И все это отрицательно сказывается на познавательной деятельности детей. В результате таких изменений в организме 5-ки медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие дети становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство, становятся тревожными.

    И если не замечать этих проявлений, они могут привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

    Особенно подвержены дезадаптации соматически ослабленные дети. Таким детям через их состояние тревожности, внутренней напряженности, которые мешают думать, невозможно адекватно воспринимать новую окружающую среду, новых учителей, одноклассников.

Было проведено исследование выявления уровня школьной тревожности с помощью опросника  школьной тревожности Филлипса   Методика выявляет влияние на успешность учебной деятельности такого свойства личности, как тревожность.

  По результатам диагностики были получены следующие данные:

По параметру переживание социального стресса повышенный уровень у 67%, высокий не выявлен;

по параметру фрустрация потребности достижения успеха высокий уровень выявлен у 11%, повышенный у 33%; (неблагоприятный психологический фон, не позволяющий удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата)

по параметру страх самовыражения высокий у 44%, повышенный у 33%;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        страх ситуации проверки знаний высокий уровень у 22%, повышенный у 33%;

 по параметру страх не соответствовать ожиданиям окружающих высокий не выявлен, повышенный у 33%;

по параметру проблемы и страхи в отношениях с учителями высокий не выявлен, повышенный у 44%.

Высокий уровень общей тревожности в школе выявлен у 11% обследуемых, повышенный у 56% обследуемых.

   

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Мы попросили учеников ответить на вопросы:

Положительные и отрицательные моменты при обучении в 5 классе:

+

-

33%  - нравятся учителя

(Людмила Владимировна)

22% - обзывают, обижают старшеклассники

33% дружба со старшими детьми

22% - сложные домашние задания

Математика, чтение, труд, природоведение

56% - трудности с математикой

Трудности с русским, труд, природоведение

Какие предметы вызывают трудности в 5 классе?:

11% - ИЗО, музыка, СБО, труд

89% - математика

О чем бы вы попросили учителей, работающих в 5 классе?:

43% - не вызывать к доске

11% - чтобы нормально объясняли  тему урока

22% - не задавать домашних заданий

24% - было больше трудов, природоведения

Что нужно было делать в начальной школе, чтобы хорошо учиться?:

34% - не ответили

11% - хорошо думать

22% - хорошо учиться

11% - не прогуливать уроки

11% -хорошо себя вести

11% - больше узнать о планете Земля

   Проанализируем данные ответы учащихся. В предложениях ребят есть очень ценная для нас информация.

Выпускники начальных классов испытывают трудности при усвоении большего объема учебного материала. Ребята сталкиваются с проблемой грамотно и четко формулировать свои мысли. Они теперь понимают, что нужно было хорошо учиться, не прогуливать уроки. Это пригодится в старшей школе.

   Роль воспитателей заключается в том, чтобы закреплять приобретенные знания, отрабатывать умения до автоматизации навыков, интегрируя содержание, технологии.

Например, в процессе совместной художественно-творческой деятельности и на занятиях эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование из бумаги, аппликация, ручной труд, дизайн-деятельность) воспитателями создаются условия для развития навыков общения: совместное выполнение какой-либо поделки, изображения и т.д. Воспитателями активно используется прием обыгрывания сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина, природного материала, картона, бумаги, который всегда сопровождается эмоциональными комментариями с использованием литературного материала, тем самым, побуждая детей к активному речевому диалогу. Такой метод обучения позволил заинтересовать детей, способствовал созданию необходимого эмоционального настроя, положительного мотива деятельности, желанию общаться, находясь в роли настоящих художников, скульпторов, декораторов, что особенно ценно для детей со сниженной речевой инициативой.

Систематически с детьми осуществляется работа по развитию мелкой моторики кисти и артикуляционного аппарата. Эта работа проводится в виде “Сказок о Весёлом Язычке”, пальчиковой гимнастики, игр. Для нормализации мимики лица используется мимическая гимнастика, “экраны настроения”. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

Рекомендации: Учителям-предметникам:

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода.

2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями.

3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

5. На заседаниях МО выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый речевой режим).

6. Развивайте умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты,

благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

16. Не допускайте педагогического манипулирования.

17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте обучение без двоек..

18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Классным руководителям 5-х классов:

1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей,

способствовать установлению контакта родителей с ними.

2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом.

4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

5. Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.

6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных

особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

Притча « Все в твоих руках»

Прежде чем мы закончим совместную работу, прошу послушать притчу.

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её  умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»

В наших руках возможность помочь детям, создать в школе атмосферу, которая поможет первоклассникам  и пятиклассникам пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития учащегося 1 класса

Эта программа рассчитана на 4 года. В ней указаны разные методики диагностики ученика.Цель программы: выявлять познавательные интересы, сопровождать их развитие, осуществлять дальнейшее использование ...

Выступление на форуме "Конфликты в обучении и воспитании"

Конфликт – эмоционально переживаемое противоречие, столкновение противоположно направленных целей, интересов, социальных позиций и установок субъектов....

Карта индивидуального развития учащегося 2 класса

Карта индивидуального развития учащегося 2 класса...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе дошкольного и школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвое...

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к на...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...