Приёмы педагогики сопровождения и поддержки детей дошкольного возраста
статья на тему

Крамскова Наталия Владимировна

В статье рассматривается проблема значения невербальных приёмов общения, которые использует воспитатель в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы педагогики сопровождения и поддержки

детей дошкольного возраста

Аннотация статьи.

В статье рассматривается проблема значения невербальных приёмов общения, которые использует воспитатель в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможность её решения путём повышения компетентности педагогов по проблемам общения вообще, педагогического общения и  влияния невербальных форм общения на психологическое состояние и  развитие ребёнка дошкольного возраста, в частности.

Ключевые слова: общение, педагогическое общение, невербальные средства общения, эмоциональное благополучия, непосредственное общение,

Л. Н. Толстой говорил: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним».

 

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно- ориентированного обучения и воспитания детей.

В свете требований ВГОС Дошкольного образования:

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

5)  поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

3.2.5.Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.

Согласно учению Ананьева, человек является субъектом трех основных видов деятельности: труда, познания и общения. Любая человеческая деятельность невозможна вне общения.  Общение является важным элементом деятельности человека

Общение - это универсальная потребность человеческого бытия, которая возникает и функционирует в различных формах человеческих отношений.

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности). Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве.

Педагогическое общение - это прежде всего коммуникация - передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса

Существуют два языка общения: один язык вербальный - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй язык невербальный - это язык  мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций, переживаний.

Психологи утверждали раньше, что на невербальное общение приходится   15 %, теперь же говорят, что на невербальное общение подает 93% всей информации, и только 7 % на вербальное.

По данным экспериментов, при выражении отношения,

телодвижения  передают 55% информации, голос - 38%, слова - всего 7%

Педагог для достижения цели своей деятельности в равной степени должен хорошо владеть и вербальными и невербальными средствами общения. Но, если вербальной стороне педагогического общения уделяется достаточное внимание при подготовке педагогических кадров, то обучению невербальным формам общения внимание практически не уделяется.

К невербальным средствам общения относятся:

тембр, тон, интонация и др. (наука паралингвистика); жесты (наука кинесика); мимика; язык глаз и визуальное поведение человека (наука окулесика); язык касаний и тактильной коммуникации (наука гаптика); соблюдение правил дистанции в общении (наука о пространстве коммуникации проксемика ) и др.

А С. Макаренко считал, что мастером можно стать лишь тогда, когда научишься произносить слова "иди сюда" с 15-20 интонационными оттенками. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску.

К С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие.

Интересный прием невербального воздействия - "свечение" описывает врач-психиатр В. Леви. "Свечение - прием, заимствованный из психотехники гениев коммуникабельности. Говорят "его лицо светилось улыбкой", "весь светится", "лучистые глаза", "солнечные натуры". Учитель должен уметь включать "внутренний свет". Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значения) - горит и сияет некий источник тепла и света Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то. И включайте их без повода, просто так. Наступит момент и эти состояния будут приходить к вам сами легко, естественно, непринужденно.

Если хотите успеха - запомните: 1) Свечение должно быть рефлексом на человека, на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве. 2) Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение . 3) Не заботьтесь о результате. Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения".

Такому внутреннему настрою, «внутреннему свечению» нужно обучать будущих и настоящих педагогов, чтобы обеспечить благоприятный психологический климат в образовательных учреждениях для комфортного пребывания в них и для полного раскрытия потенциала ребёнка.

Анализ исследований позволяет утверждать, что, проблема развития профессиональной компетентности педагога в отечественной психолого-педагогической науке и образовательной практике не нова. Данная тема отражена в исследованиях JI.C. Выготского, А.Г. Леонтьева, Ю.К. Бабанского, Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, В.И. Слободчикова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, A.A. Орлова, М.И. Лукьяновой, A.A. Деркача, Е.Е. Кравцовой, A.M. Прихожан, С.Л. Новоселовой, Н.Г. Салминой, Т.И. Чирковой, E.H. Волковой, Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили, Н.В. Кузьминой, И.А. Зимней, В.А. Сластенина, Л.Н. Захаровой, Т.М. Сорокиной, С.Г. Вершловским, Г.А. Игнатьевой, И.В. Тухман, В.Н. Кикеевой и др.

В отечественной психологии исследованием  проблемы невербального общения занимались Г.В. Бороздина, И.Н.Горелов, В.Ф.Енгалычев, Н.И.Жинкин, В.ИКонецкая, А.А.Леонтьев и другие. Развитию невербальных средств общения в онтогенезе были также посвящены работы Н.НГвоздева, Е.Исениной, Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной, и др. В соответствующих исследованиях определены пути развития невербальных средств, общения, выявлены приемы овладения навыками невербальной коммуникации

Дети,  приобретают необходимые им средства общения,  жесты, мимику, интонацию путем стихийного подражания взрослым. Данный факт подтверждается исследованиями И.Н.Горелова, В.Ф.Енгалычева, Е.Исениной. Однако, полученный опыт довольно часто недостаточен, не соответствует ни потребностям, ни психологическим возможностям ребенка.

Исследования поведения младенцев (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) показали, что в первые дни после рождения дети не проявляют потребности в общении с взрослыми. Это свидетельствует о том, что потребность в общении не врожденная, а формируется в процессе взаимодействия с взрослым.

Можно выделить основные этапы овладения процессом  общения в онтогенезе ребенка:

1 этап. Предпосылкой общения является реакции сосредоточения, которые возникают у малыша в первые дни жизни в контакте с взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (на 4-ом недели жизни). На втором месяце жизни возникает специфически человеческая социальная по своей природе потребность  в общении с взрослыми, которые ухаживают за ребенком. Первичной формой проявления этой потребности является реакция оживления. Это непосредственно-эмоциональное общение с партнером, В таком общении, выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляд, улыбка, выразительные движения, вокализация).  Этот этап  продолжается примерно до 11 месяцев

В  этот период происходит развитие фонематического слуха: младенец учится различать интонацию, тембр голоса людей, которые его окружают.

2 этап. Этап начального овладения языком: ребенок, когда ему исполняется год, он стремится, прежде всего, к удовлетворению своих элементарных потребностей. Слов не хватает, и они являются многозначными. На помощь приходит активная жестикуляция, мимика и т.д.

3 этап.  Этап овладения грамматической структурой языка – следующий. Этот период длится до 7 лет. Именно этот дошкольный  возраст  особенно открытый для овладения вербальным и невербальным языками общения.

Исходя из сказанного, можно заключить, что невербальным языком ребёнок начинает овладевать и пользоваться раньше, чем вербальным.                 Овладевает невербальными средствами общения ребёнок в процессе взаимодействия с взрослыми: родителями, педагогами. А понимать невербальный язык ребёнок начинает ещё раньше на интуитивном уровне и это позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые  пришедший в группу детского сада,  способен определить отношение к себе незнакомых детей и воспитателя.

Подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка,  прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.  Невербальный язык общения – самый  честный. Мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее.

Поэтому педагог должен в совершенстве владеть невербальным языком общения и контролировать свои эмоции, жесты, мимику. Или, как говорит

В. Леви «внутреннее свечение» должно быть рефлексом и тогда мимика, жесты, позы, взгляд будут «излучать» доброе отношение ко всему окружающему.

Искусство общения лежит в основе профессионального успеха и обусловлено оно развитием у педагога комплекса умений: управлять своим поведением, своими чувствами, уметь наблюдать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы действий, поступков, оценок, уметь "читать по лицу", подать себя в общении с другими, уметь устанавливать речевой и неречевой контакт .

Искусству общения надо учиться, но "нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии", - утверждает А. А. Леонтьев.

Тем, кто любит детей, кто ориентирован на педагогическую деятельность, предлагаем мудрые советы известных педагогов и психологов.

  • Общение с детьми важно строить не "от себя", а "от них", тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения.
  • Вступая в контакт с воспитанниками, организуйте с ними общение не "по вертикали", сверху вниз (педагог выше воспитанника), а в горизонтальной плоскости (педагог-воспитанник на равных).
  • Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклимате, не воспринимайте психологическую ситуацию, как нечто стабильное.
  • В общении старайтесь чувствовать себя свободно и непринужденно. Никакой скованности, бесцельных движений, извиняющейся улыбки и тому подобное, что бы выдавало вашу робость, боязнь, страх.
  • Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым детям.
  • Специально думайте над построением своих взаимоотношений с трудными воспитанниками.
  • Следите за собственной речью, помните, что она - отражение вашей личности.
  • Умейте слушать детей.
  • Чаще улыбайтесь детям. Улыбка говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам.

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в образовательном учреждении: отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка Детей учит то, что их окружает. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Библиография

  1. Введение в педагогическую деятельность (Под ред. Роботовой А.С.)
  2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации
  3. Леей В. Исповедь гипнотизера. - Кн. 2. - М., 1994.
  4. Леонтьев А. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд. - М.: Смысл; Издат. центр "Академия", 2007.
  5. Ненашева А. В. / Осинина Г. Н. / Тараканова И. Н. и др.
  6. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.
  7. Оналбаева А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 5. - С. 128-129.
  8. Учебное пособие / К. : Центр учебной литературы, 2008. - 224 c.
  9. Филоненко М. Психология общения

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения.  Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...

«Познавательно-развлекательное мероприятие для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Космическое путешествие».

Знакомим детей с символикой созвездий, рассказываем о профессии космонавта, воспитываем уважение к этой профессии; развиваем воображение и фантазию....

Система сопровождения талантливых и одарённых детей дошкольного возраста

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка....

Доклад из опыта работы "Эффективные формы поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста в рамках проекта «Успех каждого ребенка»

Главная задача нашего детского сада – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности.Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы  о...