познавательный час правовой направленности "Большие права маленького человека"
методическая разработка (4 класс) по теме

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

 Мероприятие проводится с целью формирования знаний о правах школьников, закрепления знаний об основных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, развития  положительного отношенимя к законам и стремления действовать в соответствии с законами в жизни. Знания закрепляются в форме сказочной викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshie_prava_malenkogo_chel.docx149.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

«Большие права маленького человека»

для учащихся 3-4классов.

http://forum.materinstvo.ru/uploads/1275497179/post-229530-1275558243.jpg

РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,

высшая квалификационная категория.

                                                            13.10. 2015г.

Мероприятие  «Большие права маленького человека».

 Цель: формирование у детей знаний о правах человека.

Задачи:

- познакомить с Всеобщей Декларацией прав человека;

- закрепить и углубить знания о  правах и обязанностях ребенка;

- развивать положительное отношение к законам и  стремление действовать в соответствии с законами жизни;

- способствовать формированию правовой культуры;

 -формировать критерии нравственно-патриотического воспитания;

-способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;  

Оборудование: презентация.

Форма проведения: викторина по сказкам

 Ход мероприятия:

 1.Вступительное слово.

  • 1слайд Давным  - давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Вместе с их появлением, сразу же возникли первые главные вопросы: что люди могут сделать и что не могут, на что имеют право и на что не имеют? Сегодня мы постараемся ответить на данные вопросы.
  • 2 слайд Права ребенку нужно знать,

                          Не только знать, но соблюдать!

                          Тогда легко нам будет жить, играть, дружить и не тужить!

2.  3 слайд Если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства.

Кто законы соблюдает,

 Тот, конечно, уважает

 Конституцию, страну,

 Родину свою одну!

4 слайд

  1. Как называется наша Родина? (Россия)
  2. Символика государства?
  3. Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
  4. Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва – это столица нашей Родины, главный город)
  5. Вспомните, что такое Конституция? (Конституция – это основной закон государства.)  

5 слайд

  • В конституции прописаны права гражданина в соответствии с документом - Всеобщей Декларацией прав человека,  Декларацией прав ребёнка. Существует закон, который защищает права ребенка. Этот закон называется Конвенция о правах ребенка

6 слайд

  •  Реализация прав ребенка подразумевает:

- защиту его от всех форм жестокого обращения

-  право на охрану здоровья

-  право на образование

- право на игры

- право на сохранение своей индивидуальности   20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день прав детей. 

7,8 слайд

Если бы каждый ученик реализовал только права, при этом забывая про обязанности и делал только то, что ему хочется, жизнь в школе  превратилась бы в полную неразбериху. Песня «Учат в школе» о правилах поведения в школе (о выполнении обязанностей, использовании прав)

 3.   Литературно-правовая викторина.

 Отправляемся на сказочную поляну, где очень часто нарушаются права сказочных героев.

9 слайд

  • Ведьма схватила Алёнушку, привязала ей на шею камень и бросила в воду. Сама, обернулась Алёнушкой, одела её одежду и вернулась в дом. (Право на жизнь и собственность). Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

10 слайд  Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)  Гуси-лебеди

11 слайд

  • Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Вот она меня из избушки и выгнала. (Право на неприкосновенность жилища). Отрывок из русской народной сказки «Заячья избушка». 

12 слайд

  • Игровая пауза. Игра «Разрешается-запрещается»

Правила игры: если согласны, то хором говорим «разрешается», а если не согласны-«запрещается».

а)Слушать мнение ребенка …(разрешается)

б) Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка…(запрещается)

     в) С мамой дети жить должны, ей цветы всегда дарить- это… (разрешается)

г) Рисовать и петь, учиться, если заболел- лечиться, это…(разрешается)

д) Этот трудится ребенок, мало у него силенок,

Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается)

е) Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить,    это…(разрешается)

ж) Этот слабый горбит спину, перед сильным преклоняется,

Быть рабом у господина строго…(запрещается)

Продолжим сказочную викторину: необходимо рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?

Гадкий утенок Г.Х. Андерсен 13,14 слайд

 -Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)

 -Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)

 -Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?

 ( Он был не похож на других)

 -Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?

 (Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)

 -Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?

 (Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)

15 слайд

 «Лягушка-путешественница» В. Гаршин

Каким правом воспользовалась лягушка?

 ( Правом на свободное передвижение)

 Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)

16 слайд   «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк

 Назовите главных героев сказки.

 Какие и чьи права нарушены в этой сказке?

 (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)

17 слайд   «Гуси-лебеди»

 Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?

 (Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)

 Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь)

18 слайд «Колобок» р.н.с.

 Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?

 3. Театральная площадь.   Вот как в жизни бывает 19 слайд

 Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:  Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:  Это проявление жестокости, папа.

  1. Найти ошибки в поведении членов семьи
  2. Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

 Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?

20 слайд

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по правовому воспитанию детей "Я- человек, я имею право!"

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Введение.  Положение детей в России в начале XXI  вызывает  большую тревогу. Увеличилось коли...

Методическая разработка "Правовое воспитание". Беседа: "Горячий человек, как кипяток опасен".

Методическая разработка " Правовое воспитание". Беседа: "Горячий человек, как кипяток опасен"....

Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.

Цели:1.Развитие речи учащихся.2.Обогощение словарного запаса3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания....

Процесс формирования речевой и нравственной культуры маленького человека

Язык – великая сила, и задача педагога привить интерес к слову, научить маленького ученика слушать, читать и писать....

Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию «ПРАВА РЕБЕНКА»

  Данное занятие позволяет сформировать у детей основы правовой культуры. В задачи педагога в процессе занятия входит: дать детям общее представление об их правах и обязанностях;позна...

Программа по нравственно-правовому воспитанию «Права и обязанности людей в жизни»

Программа по нравственно-правовому воспитанию  «Права и обязанности людей в жизни». Программа рассчитана на три учебных года для младшего и старшего школьного возраста....