Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
статья по теме

Сулиманова Кяримя Ярулловна

Презентация и статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

К.Я.Сулиманова

учитель начальных классов

р.п.Пильна

МОУ Пильнинская средняя школа №1

имени М.Горького 

Аннотация

В данной статье представлены материалы из педагогического опыта учителя начальных классов высшей категории Сулимановой К.Я. Статья посвящена гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников с использованием элементов музейной педагогики. Автор на конкретных примерах показывает методы и формы проведения работ в этом направлении в своей работе. Основой гражданско – патриотического воспитания является принцип приемственности боевых и трудовых, национальных традиций разных народов, живущих в нашем районе. Использование элементов музейной педагогики воспитывает гражданско – патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся столь необходимых  в современном мире. Изучение младшими школьниками боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа, позволяет понять, младшим школьникам, кто является истинным патриотом.

Статья может быть рекомендована учителям начальных классов во внеклассной работе/

Abstract

This article presents the results of teaching experience of primary school teachers luxury Sulimanovoy KY The article is devoted civil - patriotic education of younger students with elements of museum pedagogy . Copyright concrete examples shows the methods and forms of work in this direction in his work . Basis of civil - patriotic education is the principle of continuity combat and labor , national traditions of different peoples living in our neighborhood. Using the museum pedagogy fosters civil - patriotic feelings , fosters creativity, communicative skills , research skills of students so necessary in today's world . Study of younger schoolboys fighting , labor and cultural traditions, the foundations of the people , lets understand younger students , who is a true patriot.

The article can be recommended to primary school teachers in extracurricular activities

Ключевые слова

Патриотизм, гражданственность, гражданско – патриотическое, музейная педагогика, национальное самосознание, толерантность, религиозные конфессии.

Keywords

Patriotism, citizenship, civil - patriotic, museum education, national identity, tolerance, religious denominations.

Текст статьи

Тема моей работы: Решение задач гражданско – патриотического воспитания младших школьников с использованием элементов музейной педагогики. Задача современной школы заключается в формировании настоящего гражданина, компетентной активной личности, без знания истории своей страны, малой Родины, без чувства национального самосознания такую личность сформировать не удастся.        В нашем районе проживают люди разных национальностей, большая часть которых это русские, татары, мордва, чуваши. Представители двух конфессий – православные и мусульмане достаточно мирно существуют на территории нашего района. За последние годы активно строятся новые храмы, часовни, появилось много мечетей. Укрепление духовной общности, сохранение и развитие культур и языков, обеспечение межнационального мира и согласия – те основные задачи, которые являются приоритетными в реализации Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года, которая была принята в декабре 2012 года по указу президента РФ В.В.Путина. Она появилась неспроста. Террористические акты, националистические митинги, поругание памятников воинам Великой Отечественной войны все чаще мелькают на экране телевизора и на страницах СМИ. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности посредством изучения истории родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре своего народа. Но обращаясь к этому вопросу время от времени, воспитать Гражданина и Патриота своей страны невозможно.        

    Поэтому, считаю, работа по данному вопросу должна стать составной частью воспитательной работы. Моя работа  в этом  направлении давно вышла за рамки урока. И сегодня хочется  остановиться на проблемах «Решения задач гражданско-патриотического воспитания младших школьников использованием элементов музейной педагогики».        

Музейная педагогика – это тот резерв, который позволяет воспитывать гражданственность и патриотизм «овеществленным» путем. Программа проекта предусмотрена на 4 года. 1 год – формирование навыков поисковой деятельности. 2 год – начало исследовательской работы. 3 год – продолжение работы  с опорой на архивно-музейный материал. 4 год – развитие навыков оформления презентаций и их публичной защиты.

Средства решения это создание системы гражданско-патриотического воспитания:

 - разработка перспективной программы воспитания,

- активное использование помощи родителей учеников, культурных и краеведческих организаций,

- составление плана мероприятий на основе приемственности.

          В школьные годы дети соприкасаются с историей взаимовлияний, с историей взаимопроникновенний. История для них – калейдоскоп, где мелькание событий, имен, судеб, целых пластов живой материи соткано в нерасторжимое целое вчерашнего существования, давшего толчок нынешнему. В истории не мало  светлых и темных страниц, горькой правды и сладкой лжи, но при всей этой сложности каждый человек должен знать и помнить историю своего Отечества, ибо  историческое беспамятство, или забытье ведет к страшным последствиям.                                                                                Особое положение Пильнинского района, уникального в своём роде по многим показателям создаёт условия для воспитания патриотизма.                                                              

   Здесь сошлись степь и лес, сливаются вместе удивительные реки, Пьяна и Сура. Истинны красоты района и спокойное  достоинство.                Здесь в воздухе разлиты историческая памятливость, мудрая сосредоточенность на самом жизненном.                У нас нет величественных архитектурных памятников, даже современные здания не выше третьего этажа. Нет городской суеты и спешки. Зато здесь живут и работают обыкновенные и удивительные люди разных национальностей и вероисповеданий нашей необъятной России.                                                                Район является колыбелью, возрастивший многих замечательных людей, оставивших имена в истории, и тех, которые с полным основанием говорят «здесь мой причал и здесь мои друзья».                                                                Многонациональный состав района накладывает определенное своеобразие на ход тех или  иных исторических событий. А творцами этой истории являются люди разных национальностей и разного вероисповедания.                                                                 Район переживает общие для страны радости и беды. Межнациональных конфликтов у нас  никогда не было. Культура межнационального общения определяется направленностью гражданско-патриотического воспитания, а у народов есть мудрость жить в мире и согласии.                        Основными формами воспитательной работы посредством музейной педагогики являются экскурсии, проведение традиционных национальных праздников в стенах музея, встреч с ветеранами войны и труда, организация  выставок в музее при активном содействии работников музея и родителей, поездки в центры православной и мусульманской культуры.                                                        В нашей  Пильнинской средней школе №1 им. М. Горького открыта экспозиция музея пилы и традиционного народного быта. Почему пилы? Наш поселок был создан благодаря пиле. Первое упоминание о Пильне дотируется концом 17 века, когда ссыльные по  царскому указу прибыли туда пилить дубовый лес на корабельные доски. Отсюда и назвали – Пильна. В межевых книгах времен Екатерины II Пильна упоминается как Пиловальный завод. Экспозиция нового музея насчитывается несколько десятков видов плотнических предметов конца 19 века и начала 20 века,  среди них огромная вертикальная пила для тёса. В музее собран богатый архивный материал, воспоминания старожилов. В рамках работы над проектом в школьном музее изучались темы: «История р.п. Пильна», «Быт народов поселка», «Занятия людей»,  «Знаменитые люди поселка». В качестве экскурсоводов выступили учителя истории и ученики нашей школы. Такой вид деятельности способствует развитию творческой активности ребят, развитию речевых навыков, любви к родному краю и его истории.                                                                            

    А в классе ребята заинтересовались происхождением экспонатов музея, их историей и занялись исследованием, поиском материала о происхождении экспонатов. Большую помощь в работе им оказывают родители. Они помогают детям подбирать книги в библиотеке, заняться поиском архивных материалов. Совместно используя  интернет-ресурсы,   дети ищут ответы на все  интересующие их вопросы. В результате такой работы продолжает накапливаться богатый краеведческий материал, собранный материал помогает ребятам в проектно – исследовательской  деятельности. Со своими интересными работами они выступают на ежегодно проводимой в школе конференции «Малой академии наук», оформляя проекты в виде мультимедийных презентаций.                                        В Пильнинском районом краеведческом музее собрано более 400 экспонатов. В музее можно увидеть предметы домашнего обихода, старинную одежду и посуду. На витринах, экспозициях хранятся уникальные документы и ксерокопии, полученные из многих архивов. Они служат отличным дополнительным материалом для учебной и внеучебной работы, является ценными историческими документами.

    В память об участниках войны оформлены стенды « Они сражались за Родину», «Уголок ратных подвигов», в котором собраны фотографии, письма, награды, воспоминания фронтовиков. Ежегодно 9 мая я провожу в музее встречи с ветеранами войны и труда. Они рассказывают о ратных подвигах наших земляков в годы ВОВ, в послевоенные годы.  

   В музее совместно с их сотрудниками я провожу национальные праздники, используя местный фольклорный материал, традиции нашего района. Интересно прошли праздники в музее: «Зимние посиделки», «Праздник Урожая», «Наум, наведи на ум». Готовясь к праздникам в музее, подбираем с ребятами произведения местного народного творчества: загадки, поговорки, народные песни, пословицы, считалки, тем самым активизирую мысль детей, побуждаю у них познавательный интерес. Все это способствует воспитанию любви к родному слову, к истории своего народа.

    Любое посещение музея является стимулом к поисковой работе. Используя архивный материал районного краеведческого музея, воспоминания своих прадедушек и прабабушек, участников событий, подборку старых газет «Сельская трибуна», исторический материал, семейные архивы. Ученики подготовили исследовательские работы о страшном периоде нашей страны, о своих прадедах – участниках  Великой Отечественной войны. Принимали участие в областном и районом конкурсах «Война в истории моей семьи», в номинации «Фотография мне рассказала» заняли в районом конкурсе I место. Все работы участников были опубликованы  в районной газете «Сельская трибуна». Также используя местный краеведческий материал, исследуя различные источники, рассказы старожилов сёл Пильнинского района написали групповую исследовательскую работу «Старинные игры жителей Пильнинского района». Работа учеников была отмечена Дипломом, выслана для участия в областной конкурс исследовательских работ «Я познаю мир». Считаю, выполняя исследовательские работы, участвуя в мероприятиях, ученики пополняют знания о родном крае, формируют чувства привязанности к родной земле и гордость за её прошлое и настоящее.                Многонациональный состав Пильнинского района представляет богатый материал для воспитания толерантных чувств, уважение к культуре рядом живущих народов.                                

    Знакомясь в музее с картой района, дети приходят к выводу, что издавна люди разных национальностей селились рядом и мирно сосуществовали.                                                        Большой интерес для учащихся начальных классов представляет этимология названия ряда сёл. Ученики с интересом проводят мини – исследования о происхождении названия населенных пунктов. Выясняется, что разные народы дают разные толкования названиям. Например, река Сура, визитная карточка района, протекающая по территории района – 135 км (общая протяженность 864 км) по-чувашски – мутная вода, по-мордовски – просяная река, по-татарски Су – вода, отсюда тоже может идти название.                                Село Петряксы татарское село – образовано с чувашского Петрово село – видимо сохранились отголоски древних этнических процессов в крае.                                                Одно татарское село, например, имеет новое название «Красная горка». Раньше его называли Сабаджай – в значении красиво расположенное. По звуковому ряду оно получило название «Собачин» - «Собачий остров». Одни утверждают,  что у христиан неправославные  назывались «собаки» «нечистый дух» за их злой нрав. Хотя в этой же  деревне в 18 – и 19 столетии существовал так называемый «русский конец», где проживали владельческие крестьяне генерала-поручика Левашова и надворного советника Рославлёва.                                Ещё одной особенностью Пильнинского района является его поликонфессиональность.                                                        У нас в районе проживают и православные, и мусульмане, и представители других религиозных конфессий. Чтобы формировать у детей чувства толерантности, веротерпимости, уважения к  другим традициям мы постоянно совершаем экскурсии в центры православной и мусульманской культуры.                Так, например, экскурсия в Красноктябрьский район в мечеть Рашида, дала ребятам представление о том, что ислам – это  не только религия и вера, но и целый пласт традиционной татарской культуры. Они своими глазами увидели  убранство мечети, смогли задать все вопросы, которые их интересовали. И теперь, если в классе есть представители этой культуры, к ним проявляется совершенно другое уважительное отношение. Проводя работу в этом направлении, размышляя над её результативностью хочется отметить, что перспективная программа данного проекта, рассчитанная на 4 года, способна привить интерес к прошлому, настоящему и создать условия для развития навыков моделирования, что является тем фактором, который формирует деятельностного, компетентного гражданина своего Отечества Эта деятельность затратна во времени, трудоёмка по содержанию, требующая системных усилий учителя и учеников. Но расширяется круг детей заинтересованных проектной деятельностью. Увеличивается информационно – коммуникативное пространство младших школьников. Укрепляется связь семьи и школы. И в этом огромную роль играют элементы музейной педагогики, которая практикуется в нашей школе в вопросах  гражданско-патриотического воспитания.

Литература:

Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников |Н.М. Белянкова || Начальная школа – 2011г. - №9, – с.62 – 64.

Долгих, Е.Н. Музейная педагогика пространство гражданского становления | Е.Н.Долгих ||Директор школы, - 2008г. -  №2, - с. 82 – 84.

Лукашева, Т.Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся | Т.Я.Лукашева || Начальная школа, - 2007г. - №9, - с. 29 – 31.

Мандебура, Е.П. Музейно – педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов | Е.П. Мандебура Начальная школа, - 2010г. - №3, - с. 104 – 107.

Музей в школе: перспективы развития.

Библиотека «СТОик» сборник статей |под  общей редакцией Е.В.Алексеева – М; Просвещение, 2005

Ресурсы:  internet


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...

Гражданско–патриотическое образование и воспитание младших школьников.

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, к родной улице, формирования в нем чувс...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...