"Моя Родина"
методическая разработка (4 класс) на тему

Воробьева Лидия Владимировна

Занятие по нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи: 

1. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике.

2.Воспитывать чувство гордости и патриотизма;
3. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование: 

мультимедийная установка, слайдовые презентации, изображение герба и флага России.

Ход занятия

I. Постановка цели
- Сегодня мы, ребята с вами будем говорить о Родине. У каждого из нас с детства формируется понятие о Родине. Велика и прекрасна  наша Родина - Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов  и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура – все это наша великая Россия.

(Просмотр презентации «Моя Родина-Россия»)

Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал

2. - Назовите столицу нашего государства? Город – герой Москва.
(Просмотр презентации «Москва»)

.3. - Какие народы живут в России? Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.

Как и у каждого государства у нас есть своё правительство. Как зовут президента нашей Родины?


-Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?

                                 

II Символы Российской Федерации.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ

и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. 

(Загадки о символах)

Педагог: Действительно, символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными. (Учащиеся высказываются
- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб).

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный… (флаг)

- Выберите из предложенных вам флагов , флаг нашей страны.

Белый цвет символизирует мир,  непорочность, чистоту и совершенство;

 синий – веру и постоянство, верность и правду, небо;

 красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество,  огонь и отвагу.

   Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ.  

    22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
 
Государственный герб  - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей.
  Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб Российской Федерации.


  На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл.

     Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад.          Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея.

 Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком

Москвы — столицы России. Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе -
держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой,

золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. 
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Кроссворд

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.

     Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

   Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь.     На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.


Прослушивание и исполнение гимна РФ  слова С.Михалкова  (у детей на столах слова гимна)

-Стихи о России

-Пословицы о России

-Игра «Допиши пословицу»

Реалаксация

 «Родная сторона» — это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Воспитатель: У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется город, в котором, вы живете?

(Просмотр презентации «Лысково»)

Чтение стихов

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
-Какое событие отмечает народ в мае этого года?

-Какая профессия связана со словом Родина?(Есть такая профессия-Родину..)

Просмотр отрывка из фильма «Офицеры»

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа.

. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим 
И только в единстве сила России.