статья Воспитание личности на основе изучения православных праздников
статья по теме

Воспитание личности на основе изучения православных праздников на уроках изобразительного искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание личности на основе изучения православных праздников на уроках изобразительного искусства

      В начале третьего тысячелетия в истории  России наступает новая эпоха –  эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека.     

     Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что по сути является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения.

      Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.

      Главная цель разработки и внедрения православных элементов в систему уроков изобразительного искусства— духовное развитие личности, все во имя возрождения в ребенке (и в учителе также) чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущения счастья бытия и творчества.

  С этой целью для культурно-эстетического развития и становления личности школьника на национальной основе определяются следующие задачи:

 - содействовать целостному оптимистическому мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, народном орнаменте, в образах народного искусства, народной поэзии и прозы, играх и обрядах, в родной музыке, родной природе;

- создавать среду общения для освоения народного искусства во всем многообразии его видов;

- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением народного искусства как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа;

- способствовать развитию особых качеств творческого воображения, обусловленных пониманием коллективного созидательного начала, характерного для народного искусства.
 

      Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к народному и изобразительному искусству. Это аксиома.

  Итак, народное искусство — это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого — неотъемлемая часть культуры Отечества.

   Народное  искусство как ни какой другой вид учебно-творческой деятельности школьников позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог разных эпох и народов мира.

     Народные  православные праздники посвящены знакомству с традициями предков, связанными с праздниками, изучению обычаев русского народа и представлению работ учащихся, посвященных изученному празднику. Поставленные цели и задачи духовного развития личности реализовываются как во время уроков, так и во внеурочное время. Организация и проведение праздников занимают особое место в учебно-воспитательном процессе. Они помогают жить детям в одном ритме с природой, равномерно распределять труд и отдых.

  Сегодня остается дискуссионным  вопрос о достаточно распространенном в современном этнохудожественном образовании методе «погружения» детей в архаичные формы народной жизни, «проживания» старинных народных праздников и обрядов. Но не смотря на дискуссии взрослых дети с интересом на уроках знакомятся с такими народными праздниками как «Рождество», «Пасха», «Благовещение», «Покров», «Троица» и многие другие.

   Праздник  — это синтез различных  видов народного  коллективного творчества. Проведение народных праздников, посиделок, вечеринок является продолжением работы учащихся на занятиях народной культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал, а также способствует интеграции знаний, полученных в ходе различной художественно-практической деятельности на предметах эстетического цикла.

  В процессе проведения праздника идет закрепление  и расширение знаний, применение их учащимися на практике в коллективном творчестве, так как праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т.е. дети непосредственно участвуют в различных видах народного творчества.

  Воспитательные  мероприятия в  процессе проведения обрядовых народных праздников определяются целью освоения и осмысления учащимися нравственных и эстетических ценностей народа.

     Интерес к древней мудрости, выраженной в приметах, предсказаниях погоды, фольклорном словотворчестве, не угас; вот и теперь с возрождением духовного начала наших людей мы вольно или невольно ощущаем потребность в Истине, изложенной не только в книгах святого благочестия, но и во всем, что обращает нас к истокам жизни народа, его культуры.

  Наши предки заметили, что все в природе  совершается по кругу, правильной чередой: зима сменяется весной, весна — летом, лето — осенью, а за осенью приходит зима. И так всегда. Однако люди увидели и другое: весна бывает теплой и влажной, благоприятной для урожая, холодной, сухой, что очень плохо для земледельца. То же  можно сказать про лето и зиму. Славяне верили, что если в определенное время года они совершат обряд, произнося магические слова и выполняя определенные действия, то погода будет такой, какая им нужна. Так возникли праздники-обряды, которые повторялись из года в год. Эти обряды и составляют в основном народный праздничный календарь. Обряды и сейчас не утратили своего значения. В них живет красота, утверждается бережное, уважительное отношение человека к природе. На основе старой славянской мифологии возникли замечательные песни, сказки, игры, они и в наше время делают обряды интересными, зрелищными. Народный календарь сохранил и практическое значение, так как несет в себе полезные сведения о временах года, о приметах, по которым можно предсказать погоду.

  Мы  привыкли к тому, что праздники нужны, чтобы радостно отметить какие-то важные события, даты. А вот для наших предков они были делом серьезным. Народные праздники отмечали определенные дни в году, даже не дни, а особенно важные в жизни природы моменты (приход весны, лета, зимы, осени). Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, прясть, ткать, т.е. выполнять любую повседневную работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека.

                                                                                 Медведко Людмила Петровна,

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                 МКОУСОШ  №1, г. Россоши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, являетс...

Статья: Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики.

Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики. «Для того, чтобы воспитатьв ребенке личность, нужночтобы он прикоснулся кроли творца». Каждый педагог должен стремит...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

Воспитание личности гражданина России в процессе изучения предмета "Окружающий мир"

В статье обобщен опыт патриотического и духовно - нравственного развития учеников на уроках окружающего мира...

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»

Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...