Литературная гостиная "Идет волшебница-зима"
методическая разработка (2 класс) на тему

Горбунова Лариса Николаевна

Подарите ребятам настоящий праздник! Подготовка к нему - минимальна, т.к. ребята используют свои знания, полученные на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx46.96 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная "Идет волшебница-зима"

на материале уроков литературного чтения во 2 классе учебник  Л.А.Ефросининой  Издательский центр «Вентана - Граф

       Подготовка данного мероприятия небольшая. Оно проводится после изучения темы «Снежок порхает, кружится». Поэтому материал детям знаком. Следует только украсить класс, сделать костюмы и выучить танцы. А ещё, т.к. мероприятие называется «Литературная гостиная» в классе стоят столики с угощениями и приглашены гости: родители или другой класс.  

Цель: обобщить полученные знания о прочитанных произведениях.

Задачи:

    совершенствовать восприятие, понимание выразительного прочтения литературных произведений;

    воспитывать нравственно-эстетические основы;

    развивать речь учащихся.

Оборудование: экран,  проектор, компьютер,  музыкальный центр,  презентации «Зима в лесу», «Зимние забавы», синтезатор,   костюмы для инсценировки сказок, рассказов, танцев

 Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас праздник. Скажите, ребята, какое время года хозяйничает на дворе?

Дети: Зима.

Дети танцуют парами танец под музыку «Зима»  (Потолок ледяной). На голове девочек кокошники с круглыми помпонами, будто снежки.

Ведущий: Вспомните, что бывает только в это время?

Дети: Идет снег, на улице сильные морозы, на деревьях и крышах домов лежит снег, люди  надевают шубы, ушанки, сапожки.

Ведущий: Правильно ребята. Всю землю зима накрыла сияющим, белым, мягким одеялом, деревья покрыты белыми шапками. В воздухе кружатся легкие снежинки.

Волшебница-Зима наряжает природу в невиданные наряды. Давайте послушаем стихотворение  Зинаиды Николаевны Александровой «Зима»

Ученик читает стихотворение З. Александровой  «Зима».

    Снежок порхает, кружится,

    на улицах бело,

    и превратились лужицы

    в прозрачное стекло.

    В саду, где пели зяблики,

    сегодня – посмотри:

    как розовые яблоки,

    на ветках снегири.

Ведущий: А сейчас вокальная  группа детей исполнит песню  «Если снег идёт» музыка  В. Семёнова  слова Л. Дымовой

Песня «Если снег идёт»

Если снег идет, и метель метет

На дворе мороз кусачий

И стоят дома словно терема

Что же, что же это значит?

Если на реке, если на катке

Голоса и смех ребячий!

Щеки у ребят огоньком горят

Что же, что же это значит?

Что за чудеса – белые леса

И сосульки с крыш не плачут

К нам пришла сама зимушка-зима

Вот что это, это значит

Ведущий: Но снег бывает разным. Каким же? Давайте послушаем отрывок из произведения Сергея  Иванова «Каким бывает снег»

Ученик рассказывает первую часть текста С. Иванова  «Каким бывает снег» под музыкальное оформление П.И.Чайковский  «Рождество» (играет ученица на синтезаторе)

  Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: “Ой! Извините!” И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает…Небо серое, снежок белый и лёгкий.

Ведущий: Ребята,  скажите, сколько зимних месяцев? Назовите их по порядку.

Дети: декабрь, январь, февраль.

Ведущий: Послушаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Декабрь»

Ученик читает стихотворение С. Маршака “Декабрь”.

    В декабре, в декабре

    Все деревья в серебре.

    Нашу речку, словно в сказке,

    За ночь вымостил мороз,

    Обновил коньки, салазки,

    Ёлку из лесу привёз.

    Ёлка плакала сначала

    От домашнего тепла,

    Утром плакать перестала,

    Задышала, ожила

    Чуть дрожат её иголки,

    На ветвях огни зажглись:

    Как по лесенке, по ёлке

    Огоньки взбегают ввысь.

    Блещут золотом хлопушки,

    Серебром звезду зажёг

    Добежавший до верхушки

    Самый смелый огонёк.

Ведущий: Да, верно! В декабре все празднуют «Новый год!» И к ребятам приходит Дед Мороз. Оказывается, у Деда Мороза есть дети! Ребята нашего класса приготовили инсценировку русской народной  сказки  «Дети Деда Мороза».

Учащиеся инсценируют сказку “Дети Деда Мороза”.

От автора: У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка. Позвал Дед Мороз своих детей и говорит.

Дед Мороз: Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?

От автора: Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают. Начал рассказывать Ветер.

Ветер: Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.

От автора: Лёд сказал.

Лёд: Я на реках мосты построил.

От автора: Иней говорит.

Иней: Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!

От автора: Снежинка рассказала.

Снежинка: Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.

Мороз: Хорошо, дети. Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.

Девочки читают строки и исполняют танец снежинок. Пять девочек в костюмах снежинок исполняют танец под музыку (любой вальс) . В руках девочек мишура.

    “Мы снежинки, как пушинки.

    Наша радость лёгкий бег.

    Тут - снежинка,

    Там - снежинка,

    Ну а вместе будет снег!”

Ведущий: На новогоднем празднике кроме Деда Мороза есть ещё одна героиня. Это – ёлочка. Послушаем стихотворение Сергея Владимировича  Михалкова “В снегу стояла ёлочка”.

Ученик читает стихотворение С. Михалкова “В снегу стояла ёлочка”.

    В снегу стояла ёлочка -

    Зелёненькая чёлочка,

    Смолистая,

    Здоровая,

    Полутораметровая.

    Произошло событие

    В один из зимних дней:

    Лесник решил срубить её! -

    Так показалось ей.

    Она была замечена,

    Была окружена…

    И только поздно вечером

    Пришла в себя она.

    Какое чувство странное!

    Исчез куда-то страх…

    Фонарики стеклянные

    Горят в её ветвях.

    Сверкают украшения –

    Какой нарядный вид!

    При этом, без сомнения,

    Она в лесу стоит.

    Несрубленная! Целая!

    Красива и крепка1…

    Кто спас, кто разодел её?

    Сынишка лесника!

Ведущий: После декабря наступает январь. Послушаем: какой бывает снег в январе.

Ученица рассказывает вторую часть текста Сергея  Иванова «Каким бывает снег» под музыкальное сопровождение «Зимушка приходит»

    Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей, он и сломает.

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна! Но только выйдешь - и дух захватывает. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц…Мороз, ну и морозище! Много снегу, много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Ведущий: А сейчас ещё одна инсценировка.

Ученики инсценируют отрывок русской народной сказки “Снегурочка”.

От автора: Жили-были на свете дед и баба. Жили они, жили и состарились. А детей у них не было. И очень они о том горевали. Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках катаются, снежками кидаются. А потом стали снежную бабу лепить. Смотрел на них старик из окошка, смотрел да и говорит бабе.

Старик: А что, старуха, не пойти ли и нам по молодому снежку погулять?

Старуха: Что же, старик, пойдём. Вылепим себе из снега дочку Снегурочку.

От автора: Так и сделали. Пошли в огород, и давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови угольком вывели. Хороша Снегурочка! Смотрят на неё старики - насмотреться не могут. И вдруг усмехнулась Снегурочка, бровью повела, ручку подняла, шагнула разок-другой и пошла себе тихонько по снегу…

Дети инсценируют произведение до конца.

Ведущий: Грустная сказка «Снегурочка». Чтобы развеяться отправимся в лес и посмотрим как убрала, нарядила Зима деревья в лесу.

Ученица рассказывает наизусть текст  “Деревья в лесу” Михаила Михайловича Пришвина.

    Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.

Ведущий: Ребята нашего класса очень талантливы и сейчас послушаем рассказ «Краски зимнего леса" собственного сочинения. Чтение рассказа сопровождается показом презентации «Зима в лесу».

Ведущий: За что мы любим зимушку-зиму?

Дети: Зимой можно кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки, встречать праздник нового года.

Ученик читает отрывок стихотворения Ивана Захаровича  Сурикова «Детство».

    Вот моя деревня,

    Вот мой дом родной,

    Вот качусь я в санках

    По горе крутой.

    Вот свернули санки,

    И я на бок-хлоп!

    Кубарем качуся

    Под гору в сугроб.

    А друзья-мальчишки,

    Стоя надо мной

    Весело хохочут

    Над моей бедой.

Ведущий: Третий месяц зимы – февраль. Послушаем, какой бывает снег в феврале.

Ученик рассказывает третью  часть текста Сергея  Иванова  «Каким бывает снег» под музыкальное сопровождение.

Ученик рассказывает третью часть текста С. Иванова, “Каким бывает снег”.

   Самый злой и колючий - это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни - и вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает, так и гонит, словно бумажного.

Ведущий: Несмотря на такую ужасную погоду, дети не перестают гулять, кататься на санках, коньках и лыжах.  

Послушаем  стихотворение  Николая Алексеевича Некрасова «Саша»

Ученик читает отрывок стихотворения Н. Некрасова “Саша”.

    В зимние сумерки нянины сказки

    Саша любила. Поутру в салазки

    Саша садилась, летела стрелой,

    Полная счастья, с горы ледяной!

    Няня кричит: “Не убейся, родная!”

    Саша, салазки свои погоняя,

    Весело мчится. На полном бегу

    Набок салазки – и Саша в снегу.

Ведущий: А теперь послушаем наизусть прозу.

Ученик рассказывает наизусть произведение  Константина Дмитриевича Ушинского «Мороз не страшен».

    Обидно зиме, что даже маленькие ребятишки, и те не боятся её сильных морозов! Катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: “Приди-ка, помоги!” Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щёку. Щека даже побелела. А мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное, как огонь.

Ведущий:  В исполнении вокальной группы слушаем песню «Снежная баба» автор Юрий Кушак

Мы снежную бабу слепили вчера,

И шляпа у бабы была из ведра,

А нос – из морковки, а руки – из палки,

Метла – из метлы, метла – из метлы, метла – из метлы,

А коса – из мочалки, а коса – из мочалки.

Мы снежную бабу слепили вчера,

И шляпа у бабы была из ведра,

Но только домой разошлась детвора,

Чихнула она, чихнула она, чихнула она

И сказала: «Пора! » И сказала: «Пора! »

Ах, как она мчалась с горы ледяной,

Консервную банку гоняла метлой,

Ловила снежинки, как бабочек, шляпой…

Коса развевалась, коса развевалась, коса развевалась

За снежною бабой, за снежною бабой!

Мы снежную бабу искали с утра.

Нашли мы ведро посредине двора,

На горке - метлу, на заборе – мочалку…

Такая растяпа, такая растяпа, такая растяпа!

Но все-таки жалко. Но все-таки жалко!

 

Ведущий:  В заключение  нашего утренника послушаем стихотворение Ильи Андреевича  Белякова  «О чём ты думаешь снегирь?» Автор влюблён в свою Родину,  в её красоту, в её луга и леса, в её птиц….

Ученик читает стихотворение И. Белякова «О чём ты думаешь снегирь?»

    Ах, до чего мороз сердит!

    Кругом снежок, снежок…

    Снегирь на веточке сидит,

    Снегирь пылает и горит,

    Как маленький флажок.

    И сад,

    и роща,

    и пустырь…

    Всё в тихом зимнем сне.

    О чём ты думаешь, снегирь?

    Конечно, о весне!

Ведущий: С наступающим Новым годом мы Вас поздравляем! Исполнителей ролей представляем.  ( Дети выходят, кланяются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира (развития речи) в 4 классе "Пришла волшебница зима"

Урок -обобщение  по окружающему миру(развитию речи) в 4 классе по теме "Пришла волшебница зима". На данном уроке обобщаются знания учащихся о зимних месяцах, народных приметах зимы, изменениях в ...

Конспект урока "Волшебница-зима" 3 класс

Конспект урока окружающего мира, проведённого в 3 классе...

Урок - театр чтения во 2 классе по системе Н.Ф. Виноградовой "Идёт волшебница - зима. Девочка Снегурочка В. Даль" "

Урок построен в форме театра, на котором обучающиеся не только знакомятся с произведением, но и пригрывают сюжет, расширяют свои познания в области литературы....

Урок - театр чтения во 2 классе по системе Н.Ф. Виноградовой "Идёт волшебница - зима. Девочка Снегурочка В. Даль" "

Урок построен в форме театра, на котором обучающиеся не только знакомятся с произведением, но и проигрывают сюжет, расширяют свои познания в области литературы....

Зима: "Идёт волшебница зима" (УМК "Гармония", 3 кл., Поглазова)

Презентация создана к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова)....

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Открытый урок по литературному чтению «Идет волшебница-зима»

Открытый  урок по литературному чтению«Идет волшебница-зима»...