Рабочая программа внеурочной деятельности "Непоседы"
рабочая программа на тему

Васько Марина Евгеньевна

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает возможность организовывать занятия крупными блоками – интенсивами. Оздоровление ребёнка тесно интегрируется с другими направлениями, осуществляется взаимосвязь  нескольких видов деятельности: игровой, познавательной, досугово-развлекательной, туристско-краеведческой. Этот вид деятельности  доступен  каждому и особенных талантов и специальных громоздких затрат не требует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_neposedy_1-4.doc441 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 имени профессора Евгения Александровича Котенко

города Ейска муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол №1

от 29 августа 2015   года

Председатель педсовета

    _____________     Н.В. Мосина

                                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

комплексная

спортивно-оздоровительное направление

_____секция туризма и краеведения____

___«НЕПОСЕДЫ»___

______4 года______

(срок реализации программы)

_____7-10 лет______

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                             

____Васько  Марина Евгеньевна____

     «День, проведённый ребёнком

среди рощ и полей... стоит многих                  недель, проведённых на учебной скамье».

К.Д. Ушинский

1. Пояснительная записка

С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Перспектива», программы формирования универсальных учебных действий МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска и опыта реализации воспитательной работы МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска  в соответствии с программой развития воспитательной системы лицея разработана комплексная программа по спортивно-оздоровительному направлению «Непоседы», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 135 часов и предполагает возможность организовывать занятия крупными блоками – интенсивами.

Рабочая программа секции туризма и краеведения «Непоседы» составлена на основе авторской программы «Туристко-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность». Авторы: П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011.

            Программа спортивно-оздоровительного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно целесообразна, потому что является ориентиром для формирования  социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённых в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность,  традиционные религии, природа, человечество. В наше время как никогда актуальна проблема  двигательной активности  школьников. Оздоровление ребёнка тесно интегрируется с другими направлениями, осуществляется взаимосвязь  нескольких видов деятельности: игровой, познавательной, досугово-развлекательной, туристско-краеведческой. Этот вид деятельности  доступен  каждому и особенных талантов и специальных громоздких затрат не требует.

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его  духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

 Самый массовый и самый доступный вид туризма - пешеходный туризм. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира.   Беседы  с детьми младшего школьного возраста  показывают, что у детей есть интерес к такой деятельности.

   Необходимость развития интересов учащихся  в области краеведения  связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенным они окажутся в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

     Значение туризма и краеведения в образовании детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.

Город Ейск и Краснодарский край обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Использование их в сочетании с туризмом даёт богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого школьника.

   Туристско-краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени.

Использование экскурсий, путешествий и систематических краеведческих наблюдений расширяет кругозор детей, способствует освоению разносторонних практических навыков, воспитывают любовь к малой родине. В  данной рабочей программе предусмотрено большее количество экскурсий и прогулок, благодаря этому образуется коллектив обучающихся, у них прививается интерес к предмету.

Самодеятельный пешеходный туризм – трудоёмкий, но очень интересный  полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет решить как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подростковой возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Цели:

Цель данной программы состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка; чтобы создали  условия для формирования и сохранения физического, нравственного, психического  здоровья школьников через целостное восприятие мира, способствовали развитию творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

Задачи программы: 

 обучающие:

  • дать представление об историческом прошлом родного края, традициях своего народа, о взаимодействии человека и окружающей среды;
  • развивать и поддерживать интерес к различным сторонам прошлого и настоящего края;

•    научить ряду практических умений и навыков;  

воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к родному краю, к его народу;
  • сохранение материальной и духовной культуры края;
  • сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
  • воспитать самосознание, предназначение в жизни, самоуважение, а также адекватную самооценку;

•   содействовать сближению поколений.

  • содействовать формированию социальной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

  развивающие:

  • развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;
  • способствовать    развитию    у    детей    логического    мышления,    наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
  • развивать способности самостоятельного приобретения знаний и исследовательской работе;
  • оздоровление в активной деятельности на природе;
  • способствовать развитию и совершенствованию туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях.

Концептуальные особенности программы

-организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической туристско-краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учётом развития личности (духовного, интеллектуального, физического);

-максимальное выявление, инициирование, использование индивидуального (субъектного) опыта каждого обучающегося;

-педагогическая поддержка становления личности ребёнка,  познание себя;

-самоопределение и  самореализация через систему туристических походов, путешествий, экскурсий и краеведческих исследований;

-личный практический вклад каждого в дело охраны природы своего края и изучения её особенностей.

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.

Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры и оздоровительные прогулки), так и познавательно творческой деятельности (экскурсии, беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов, изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).

Важно предусматривать организацию отдыха детей во время занятий. Каждое мероприятие - туристическая прогулка, мини соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровительно, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.

Содержание программы составлено с учётом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско - краеведческой и исследовательской деятельности.

Модель плана внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

1уровень

2уровень

3уровень

1-2кл.

3кл.

4кл.

Спортивно-оздоровительное направление  

Секция туризма и краеведения «Непоседы»

67

34

34

Итого: 135ч

Секция туризма и краеведения «Непоседы» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

    Содержание предполагает решение следующих задач:

-научить детей первоначальным туристским навыкам,

-общефизическое развитие младших школьников и воспитание у них самостоятельности.

-оздоровление в активной деятельности на природе;

-способствовать развитию и совершенствованию туристских навыков,    необходимых для выживания в экстремальных условиях;

- содействовать формированию социальной позиции школьников;

- прививать любовь и бережное отношение к родному краю, к его народу;

-развивать способности самостоятельного приобретения знаний и исследовательской работе;

-воспитать самосознание, предназначение в жизни, самоуважение, а также адекватную самооценку;

Описание места  курса в учебном плане

Работа по программе «Непоседы» предполагает проведение мини-походов – экскурсий, игр – путешествий, спортивных конкурсов и состязаний на местности. Согласно учебному плану МБОО лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска всего на изучение курса

 «Непоседы»  в начальной школе выделяется  135 часов, из них в 1 классе – 33 ч; во 2 классе - 34 ч; в 3 классе - 34 ч, в 4 классе  - 34 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Педагогическая эффективность будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практико-ориентированной деятельности в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края.

Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.

Формы организации внеурочной деятельности

  Беседы по теории, работа с книгой, картой, просмотр видеосюжетов. Практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовка походов и подведение их итогов), соревнования, игры (дидактические,  ролевые и подвижные), разработка проектов. При этом  80%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность. Занятия  теорией тесно связаны с практикой, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя. Каждый ребёнок  имеет походный блокнот, в котором выполняет зарисовки.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы

 Практические занятия:

  • Соревнования
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Заочные путешествия
  • Творческие проекты, презентации

2. Учебно-тематический план программы

№ п/п

Названия  разделов

Общее     кол-во часов

аудит.

часы

в/аудит.

часы

Характеристика деятельности учащихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Введение

1

1

-

-

2

-

-шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения,

-проведение открытых семейных праздников, выполнение презентации совместно с родителями и творческих проектов,

-проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями;

-экскурсии, прогулки по родному краю;

-ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания;

-ознакомление с историей и культурой родного края в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций;

-экскурсии по городу,

-приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.

2

Поход-знакомство

1

2

-

-

-

3

3

Безопасность юного туриста

3

2

2

2

-

9

4

Быт юного туриста

-

2

1

1

2

2

5

Кухня юного туриста

1

1

1

1

-

4

6

Песня юного туриста

2

2

2

1

2

5

7

Легенда и были родного края

6

6

4

4

12

8

8

Ориентирование на местности

-

-

2

2

-

4

9

Топография

-

-

-

1

1

-

10

Туристские узлы и их назначение

-

-

1

1

-

2

11

Преодоление препятствий

-

-

2

2

-

4

12

Туристские игры

8

5

4

4

-

21

13

Туристская стенгазета

-

2

2

2

6

-

14

Природоохранные акции

3

3

2

2

-

10

15

Походы выходного дня

3

3

3

3

-

12

16

Многодневные походы (поездки)

5

5

8

8

-

26

Итого

33

34

34

34

3.Содержание программы (135ч)

1. Введение (2 ч) Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности.

2. Поход-знакомство (3 ч) Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояния рюкзаков, за разбивку бивака, за разведение костра и заготовку дров, за приготовление обеда, за соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчёт о походе и т.п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т.п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода: самочувствия туристов, полученных ими впечатлений, проведенной ими работы и т.п. Фотоотчёт о состоявшемся походе «Наше первое приключение».

3. Безопасность  юного  туриста (9 ч). Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.

4. Быт юного туриста (4 ч). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

5. Кухня юного туриста (3 ч). Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Приготовление пищи на костре.

6. Песни юного туриста (5 ч). Бардовская песня, туристская песня. Ю.Визбор, В.Высотский, В.Ланцберг, О. Митяев: человек, судьба, профессия, песни. Прослушивание песен под гитару, прослушивание песни в авторском исполнении (в записи). Автор песни. История песни. Разучивание и исполнение полюбившейся песни.

7. Легенды и были родного края (14 ч). Интересные страницы истории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идем, зачем идем, как себя ведем, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии?), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведенной экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию?). Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.

8. Ориентирование на местности (4 ч). Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Обращение с компасом и картой.

9. Топография (1 ч). Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд.

10. Туристские узлы и их назначение (2 ч). Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмерка, стремя, удавка. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».

11. Преодоление препятствий (4 ч). Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны,  ручьи и реки. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки.  Спуск с крутого склона и при помощи веревки. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

12. Туристские игры (13 ч). Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.

13. Туристская стенгазета (6 ч). Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвященных совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).

14. Природоохранные акции (8 ч). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т.п.

15. Походы выходного дня (8 ч). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес – с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес – с целью изучения следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес – с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной речки – с целью отработки навыков преодоления препятствий.

16. Многодневные походы (21 ч). Предварительный сбор школьников, собирающихся в многодневное путешествие, и их родителей: информирование о целях и условиях совершения многодневного похода. Определение состава группы, отправляющейся в поход. Разработка маршрута. Оформление документации, необходимой для совершения многодневного похода. Подготовка к многодневному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут похода. Изучение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоящего похода. Распределение обязанностей на период подготовки многодневного похода. Определение системы сменных должностей на период совершения похода. Сборы и проверка готовности участников к первому походу. Совершение пешего многодневного похода группы по заранее намеченному маршруту. Итоговый групповой анализ состоявшегося похода. Фотоотчёт о состоявшемся походе.

3 КЛАСС (34 ч)

Раздел I. Россия — моя Родина (7 ч)  Государственное устройство России (Российская Федера ция, Конституция). Россия многонациональное государство. Москва — столица России. Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).        

Раздел П. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 ч) Человек — самое необычное существо на Земле. Связь на стоящего с прошлым. Представления о происхождении, станов лении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).

Раздел III. Далекая Россия становится близкой (8 ч) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топо нимика. Имена и фамилии. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность.

Раздел IV. Россия и мир (10 ч) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, форми рование экологического сознания), их прогнозирование и пре одоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса све та» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран). Международное сотрудничество.

Заключение (1 ч) Я живу в России.

4  КЛАСС (34 ч)

Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1ч)

Раздел I. Древняя Русь (7 ч) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерус ского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долго рукий. Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, куль тура. Родной край в древности.

Монголо-татарское нашествие. Борьба жителей Руси про тив монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской.

Раздел П. Московское государство (7 ч) Первый Русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров. «Смутное время». Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.Минин и Д.Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII в.

Раздел III. Российская империя (6 ч) Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А. Суворов. Жизнь и быт населения. Культура России.

Раздел IV. XIX век России (5 ч) Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы.

Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Развитие промышленности. Жизнь и быт населения. Культура России.

Раздел V. XX век. История и современность (8 ч) Конец Российской империи. Падение царской власти. Ок тябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь и быт людей. Великая Отечественная война. Основные сражения великой Отечественной войны. Городагерои. Герои фронта и тыла. Ордена и оружия Победы. Послевоенное восста новление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Ос воение космического пространства. Культура России в XX веке. Новая Россия. Начало века. Войны и Революции.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

 Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами:

-Я и природа,

-Я и другие люди,

-Я и общество,

-Я и познание,

-Я и Я,

что позволяет младшему школьнику выполнять разные социальные роли:

-гражданин,

-школьник,

-ученик,

-собеседник,

-одноклассник и др.

и профессиональные роли:

-путешественник,

-знаток,

-дежурный,

-командир,

-капитан,

-штурман и др.

1. Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения младших школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрско деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально- коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья.

В результате работы по программе «Непоседы» обучающиеся научатся:

- элементам исследовательской деятельности;

- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности, начальные туристические навыки;

- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности;

- познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);

- приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;

- приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношение к социальной реальности в целом.

Ожидаемые результаты

К концу  четвёртого учебного года дети должны:

знать:

историю города;

как жили наши предки;

государственные символы России (герб, флаг, гимн)

       военную историю Краснодарского края;

домашний адрес;

туристские законы;

личное и групповое снаряжение;

правила поведения на природе

уметь:

составлять рассказ о своем крае; об истории своего города;

находить свой город на карте края;

завязывать простейшие туристские узлы;

соблюдать личную гигиену

иметь представление:

о быте и нравах наших предков;

о жилище наших предков;

о туристских кострах;

о компасе;

        о древнейшем прошлом края;

        об археологии  края.

5. Формы контроля 

Результаты развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Непоседы» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

- экспертные суждения родителей;

- анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;

- тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

- самооценочные суждения детей;

-наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;

-участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;

-посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;

-презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

Содержание программы предполагает широкое использование на занятиях аудио-, видео- и компьютерной техники, различных информационных сетей, что может в значительной мере повысить воспитательную эффективность внеурочной деятельности и организовать самостоятельную работу учеников.

Подведение итогов работы за год может быть организовано в различных формах общественной презентации (выставка, показательные выступления, краеведческий конкурс, конференция, туристское путешествие и т. п.) с участием сверстников, педагогов образовательного учреждения и родителей обучающихся.

6. Методические рекомендации 

Подходы  реализации Программы

Благодаря деятельностному подходу   учащиеся включаются  в разнообразные виды деятельности, а педагог использует разнообразные формы  воспитательной работы; учитель  успешно организует совместную деятельность детей и родителей.

Аксиологический  подход предполагает, что педагог рассматривает задачу сохранения физического и психического здоровья детей как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе).

Отношенческий подход  ориентирует на выстраивание между детьми, родителями и учителем отношений взаимопонимания,  формирование умений слушать и слышать друг друга, осознавать ценность каждого человека.

Благодаря системному подходу происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности  и, конечно, постоянный коллективный анализ результатов деятельности.

Педагог имеет возможность с учётом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы устанавливать продолжительность занятий. В каникулярное время педагог может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей во время занятий. Каждое мероприятие - туристическая прогулка, мини соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровительно, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.

Содержание программы составлено с учётом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско - краеведческой и исследовательской деятельности.

В программе  заложены большие возможности для осуществления взаимосвязи с основным образованием: географией, биологией, историей, экологией, курсом ОБЖ и рядом других учебных дисциплин.

Структуру учебно-тематического плана необходимо выстраивать по принципу соответствия временам года, т. е. в межсезонье часть занятий проводить в помещениях образовательного учреждения (классе, библиотеке, школьном краеведческом музее или спортивном зале), но большую часть занятий всё же необходимо проводить на открытом воздухе: в школьном дворе, парке, на берегу водоёмов. В осенние, зимние и весенние каникулы рекомендуется активное вовлечение школьников и их родителей в программы внешкольной деятельности .

На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала.

Воспитанники 1-го года непосредственно знакомятся с окружающим их миром, ближайшей зелёной зоной (парком, лесом, рекой). У них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, перейдя во 2 класс, дети  стремятся закрепить новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности

учащихся 2 класса

· Второклассник-турист хорошо знает историю и дела юных туристов, основные туристские правила         

· Второклассник-турист знает и любит свой микрорайон (населенный пункт)         

· Второклассник-турист знает свою зеленую зону (парк), бережет её         

· Второклассник-турист хороший друг и товарищ. Он вежлив и уважителен со старшими, помогает младшим и слабым         

·  Второклассник-турист любит труд, честно выполняет порученное ему дело         

· Второклассник-турист, знакомясь со своим населенным пунктом, микрорайоном, его зелёной зоной, учится видеть красоту окружающего мира

·   Второклассник-турист укрепляет свое здоровье. Он аккуратен, любит чистоту и порядок

 В 3 классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности

учащихся 3 класса

·                 Третьеклассник-турист знает и любит свой район, хочет, чтобы он стал лучше         

·                 Третьеклассник-турист знает, любит и бережет природу своего района, участвует в ее улучшении         

·                 Третьеклассник-турист всегда помогает своим товарищам, заботится о своем коллективе         

·                 Третьеклассник-турист — умелый, хорошо выполняет любое, порученное ему дело, показывает пример в работе младшим         

·                 Третьеклассник-турист, знакомясь со своим районом, учится видеть красоту окружающего мира         

·                 Третьеклассник-турист укрепляет свое здоровье, заботится о чистоте тела, одежды, предметов быта         

 Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности

учащихся  4 класса

·                 Четвероклассник-турист изучает законы юных пионеров, выполняет их в своей туристско-краеведческой деятельности         

·                 Четвероклассник-турист знает, любит и бережет свой район и ближайшую зеленую зону родного края к его местожительству, участвует в их улучшении         

·                 Четвероклассник-турист — хороший товарищ. Он участвует в создании классного и туристского коллектива         

·                 Четвероклассник-турист активен в любом деле, хорошо его выполняет; показывает пример младшим, ведет тимуровскую работу         

·                 Четвероклассник-турист учится видеть красоту окружающего мира, знакомясь со своим районом, родным краем         

·                 Четвероклассник-турист развивает себя физически, соблюдает правила личной гигиены и общественной санитарии

Для подведения итогов предполагается ежегодное открытое мероприятие для родителей. Итоговый отчёт по реализации программы внеурочной деятельности «Непоседы» будет представлен на ШМО.

Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность как воспитанников и педагогов. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Эмоциональные:

  • ситуация успеха,
  • поощрение и порицание,
  • познавательная игра,
  • свободный выбор задания,
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

Волевые:

  • предъявление образовательных требований,
  • формирование ответственного отношения к получению знаний,
  • информирование о прогнозируемых результатах образования.

Социальные:

  • развитие желания быть полезным обществу,

•        создание      ситуации      взаимопомощи,      взаимопроверки      и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Познавательные:

  • опора на субъектный опыт ребёнка,
  • решение творческих задач,
  • создание проблемных ситуаций.

Данная программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» - своего края - до Отечества.

Рекомендации по реализации  воспитательного потенциала

туристско – краеведческой  деятельности

(во время организации, проведения и завершения турпоходов)

Вводный инструктаж.

Перед первым туристским путешествием школьники должны получить информацию о технике безопасности, смысл которой заключается в следующем: за безопасность детей в походе отвечают взрослые, а потому все их указания относительно техники безопасности должны исполняться строго и безоговорочно.

Кроме того, необходимо провести и специальный инструктаж, касающийся неписаных туристских правил, традиций, форм поведения. Например:

Вещь, положенная в рюкзак, на время похода перестаёт быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется совместное пользование имуществом и умение отдать последнюю сухую рубашку нуждающемуся товарищу.

В походе всё принадлежит всем и всё делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики». Зато поощряются неучтённые завхозом по продовольствию «заначки», припрятанные в собственном рюкзаке для всех.

Нежелательно совершение индивидуальных покупок в попадающихся по пути населённых пунктах. Во-первых, не у каждого могут оказаться с собой карманные деньги, а имущественное неравенство в туристской группе крайне нежелательно. Во-вторых, это противоречит автономности туристского путешествия. А в-третьих, ничто так не изнеживает туриста, как плоды цивилизации.

Рюкзаки девочек должны быть легче мальчишечьих. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам, младшим членам туристской группы в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная их поддержка.

Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов.

На маршруте группа передвигается компактно, отрыв вперёд или отставание от группы не разрешается. Тот, кто чувствует, что не в силах поддерживать заданный темп движения, должен незамедлительно сообщить об этом дежурному или кому-то из взрослых.

Предъявление начинающим туристам этих неписаных правил имеет особое значение в плане воспитания. Со временем они станут традицией, которую сами же школьники и будут поддерживать. Главное условие – взрослый должен сам последовательно воспроизводить эти неписаные правила в собственном поведении и личным примером побуждать к этому детей.

Система сменных должностей.

     Это система самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпоходов. Система сменных должностей в туристской группе значительно облегчает работу на маршруте и является хорошей школой формирования туристских навыков. Все участники группы по очереди занимают те или иные должности, поручения на протяжении одного похода. Смена должностей производится сразу после его проведения. Должности и поручения могут быть, например, такими:

     Штурманы. Располагаясь впереди идущей группы,   выбирают наиболее удобную для всех дорогу, а при необходимости производят её разведку. Взрослый ненавязчиво следит за их деятельностью. Важно дать почувствовать детям, что значит быть человеком, от которого зависят другие люди.

  Журналисты или корреспонденты. Ведут дневник похода в специальном блокноте, фиксируют основные участки пути, фотографируют.

  Краеведы. Их задача находить в населённых пунктах таких людей, которые могли бы рассказать  о местных достопримечательностях:  интересных событиях, произошедших здесь когда-то, интересных людях, которые здесь жили или живут, интересных природных или культурных объектах, которые стоит посмотреть, и  т. д.  Краеведы берут интервью, затем делятся со всеми добытой  информацией.  Краеведы могут выяснить, какую посильную помощь туристы могут оказать ветеранам, школе, Храму.

  Экскурсоводы.  Дежурные. Командир (он же помощник руководителя)

 Костровые.  Повара. Затейники.

Проведение природоохранных акций

    Такие акции могут быть самыми разными, например: «Очистим поляну», «Внимание, муравейник!», «Поможем птицам зимовать», «Чистый берег» и т.п. Суть акций такова – желающие принять участие идут и приводят в порядок то, что запланировано. Не митингуют о загрязнении окружающей среды, не рисуют плакаты на экологические темы, а чистят, убирают, наводят порядок. Перед началом акции можно провести анкетирование, или обсудить: для чего мы это делаем, зачем нам это нужно, как привлечь других школьников, педагогов, родителей, жителей? Организующий акцию Совет дела может собрать необходимые инструменты, для всех пришедших малышей приготовить нехитрые подарки, провести конкурсы на самый большой пакет собранного мусора или самую оригинальную кормушку, организовать пикник с угощениями и подвижными играми.

        Выпуск туристской стенгазеты

  Логичным и полезным итогом совершённого путешествия может стать выпуск неординарной туристской газеты. Процесс её подготовки можно сопроводить конкурсами: на лучшее название, подписи к фотографиям, лучший коллаж, рассказ и т. п. Самое главное – постараться передать характерную для турпохода атмосферу приключения, испытания, свободы, неформального и интересного общения. Возможно, эта газета станет своеобразной рекламой, которая приведёт в клуб новых потенциальных туристов.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

Наименование объекта и средства материально-технического обеспечения

Коли-чество

Библиотечный фонд

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием). \

Детская справочная литература

(справочники, атласы, энциклопедии)  об окружающем мире.

Методическая литература для учителя (см. ниже)

 Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению

Список литературы, рекомендуемой для педагога:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  2. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
  3. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное ориентирование» М., 2001г.
  4. Данилюк А.Я., КондаковА.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение , 2011.
  5. Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975.
  6. Куликов В.М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., 2002.
  7. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.
  8. Обухова А.А., Лемяскина  Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1-4 классы)  М.: Вако,2011.
  9. Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? [Текст]: методическое пособие./ И.Д. Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10.  Ф. Г. Багаутдинова «Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе»; М.:ЦДЮТиК МО РФ, 2008
  11. Ганиченко Л.Г.  Котелок над костром. – М.: Изд. Дом «Вокруг света», 1994.

12. Шальков Ю.Л.  Здоровье туриста: Туризм для всех. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

П

П

Д

П

Печатные пособия

Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой.

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

Д

Д

К

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программ, обучающие программы.

Ф

Технические средства обучения (оборудование кабинета)

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Мультимедийный пректор.

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по программе.

Аудиозаписи в соответствии с программой.

Презентации.

Д

Д

Д

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике программы  (лото, игры-путешествия).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования.

П

П

К

Натуральные объекты

Почтовые марки, открытки, значки, памятные медали.

Макеты архитектурных сооружений (Кремля).

Образцы  полезных ископаемых края

Компасы

Оборудование для туриста

Д

Д

Д

Программа  «Непоседы» разработана на основе:

- закона Российской Федерации «Об образовании»;

-ФГОС начального общего образования второго  поколения 2009г. (приказ Минобрнауки  РФ  № 373 от 6 октября 2009 года);

-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска;

- программы формирования универсальных учебных действий МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска МО Ейский район;

- должностной инструкции классного руководителя;

- санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям образования.

       СОГЛАСОВАНО                                                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания МО                                                                      Заместитель директора по УВР

учителей  начальных классов                                                                         __________ С.А. Кеня

от « 29»  августа  2015 г.                                                                                 « 29» августа  2015 г.

Руководитель МО ______М.Е. Васько


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...