Рабочая программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
рабочая программа на тему

Васько Марина Евгеньевна

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ya-issledovatel_1-4.docx321.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 имени профессора Евгения Александровича Котенко

города Ейска муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол №1

от 29 августа 2015   года

Председатель педсовета

    _____________     Н.В. Мосина

                                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

комплексная

общеинтеллектуальное направление

___«Я  исследователь»___

______4 года______

(срок реализации программы)

_____7-10 лет______

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                             

____Васько  Марина Евгеньевна____

«Исследуй всё,  пусть для тебя

на первом месте будет разум;

 предоставь ему руководить собой».

Пифагор

1. Пояснительная записка

С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска МО Ейский район и опыта реализации воспитательной работы МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска МО Ейский район в соответствии с программой развития воспитательной системы лицея разработана комплексная   программа общеинтеллектуального  развития учащихся «Я  исследователь», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Программа курса “Я  исследователь” общеинтеллектуальной направленности составлена на основе примерной программы Савенкова А. И. «Я – исследователь» («Программы внеурочной деятельности». Система Л.В. Занкова/  Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 144 с.). Программа рассчитана на 135 часов и предполагает возможность организовывать занятия крупными блоками – интенсивами.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы:

■ развивать познавательные потребности младших школьников;

■ развивать познавательные способности младших школьников;

■ обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

■ формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

■ формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности. Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип  гуманизации.  Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры.   Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых.  Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности.   И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения обучающихся предполагают лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить обучающегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом.

Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание.

Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, не обучающийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен делать  это после долгих, мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучить этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей обучающихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Таким образом, программа «Я - исследователь» делится на :

1. «Тренинг»

Специальные знания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

2. «Исследовательская практика»

Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

3. «Мониторинг»

Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Модель плана внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

1уровень

2уровень

3уровень

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

Общеинтел-лектуальное  направление «Я-исследователь»

Факультатив «Школа почемучек»

33

-

-

-

Кружок «Я - исследователь»

-

34

34

-

Лаборатория «Умная сова»

-

-

-

34

Факультатив  «Школа почемучек» реализует общеинтеллектуальное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

        Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей могут начинаться не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не  предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда, программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

        Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

Кружок  «Я – исследователь» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2-3 классах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и рассчитан на 68часов (по 34 ч во 2 и 3 классах).

Во втором классе подпрограмма «Тренинга» делиться на две самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей (во второй и четвертой четвертях учебного года проводятся занятия подпрограмм «Исследовательской деятельности» и «Мониторинга»). Каждая из этих частей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.

        Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

        Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания.

        В третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки  работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь».

        Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками.

        Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.

Лаборатория «Умная сова» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.        

В четвёртом  классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти.

        Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности, поэтому применение рабочей тетради «Я – исследователь» желательно, но уже не обязательно.

        Итоги собственной исследовательской работы учащиеся проводят на «защитах по номинациям».

Описание места  курса в учебном плане

Программа «Я - Исследователь» создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОО лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска МО Ейский район на проектную деятельность в 1- 4  классах отводится,  135 часов, из них в 1 классе – факультатив «Школа почемучек» - 33 часа (1 ч в неделю,  33 учебные недели); во 2 и 3 классе – кружок «Я – исследователь» - 68 часов (1 ч в неделю, по 34 учебные недели во 2 и 3 классах), в 4-классе – лаборатория «Умная сова» (1 ч в неделю,  34 учебные недели). Программа предполагает организацию занятий крупными блоками – «интенсивами». 

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Формы  организации учебного процесса.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Я – исследователь-  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии.

2. Тематический план программы

Раздел

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1кл

2кл

3кл

4кл

Аудит

Внеауд

Аудит

Внеауд

Аудит

Внеауд

Аудит

Внеауд

1

2

3

Тренинг

Исследовательс-кая практика 

Мониторинг

50

59

26

12

15

6

17

11

6

11

17

6

10

16

8

- ознакомление с понятием «исследование»,  с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.);

-усвоение первоначального опыта выступлений с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование», обсуждение услышанного;

- наблюдение за преобразованиями в природе. Анализ природных форм. Поиск симметричных форм. Выделение сходства и различия между объектами.  Группировка предметов по сходным признакам;

- составление новых образов из готовых форм. Преобразование и конструирование новых форм. Составление собственных образов. Составление фантастических историй на заданную тему;

- получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

- участвуют в экскурсиях, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

- узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

- участие  в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов;

- включение  в собственный исследовательский поиск (наблюдение, экспериментирование), коллективную исследовательскую работу школьников на заданную тему;

- занятия-встречи в виде бесед, лекций со специалистами различных областей

- экскурсии, изучение  объектов в их реальном окружении;

-формирование положительного отношение к исследовательской деятельности;

- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);

- учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов);

-  приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);

- участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;

- презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

ИТОГО

135

12

21

17

17

11

23

10

24

3. Содержание программы

Содержание программы факультатива  «Школа почемучек» (1 класс)

«Тренинг» (11ч)

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие второй и третьей четверти, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

 Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Эксперимент - самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Знакомство с логикой. Что такое суждение. Как высказывать суждения.

Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Выделение главного и второстепенного. Знакомство с «матрицей по

оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги.

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Как сделать сообщение о результатах исследования. Практические задания «Как сделать сообщение».

«Исследовательская  практика» (15ч)

Занятия проводятся, начиная со второй четверти учебного года.

Проведение тренировочных занятий и индивидуальной работы по «методике проведения самостоятельных исследований», экспресс-исследований во время прогулок по территории, прилегающей к школе, или экскурсий, мини-семинаров по итогам исследования. Коллекционирование.   Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»,  коллективные игры-исследования. Сообщения о своих коллекциях. Исследовательские задания на летние каникулы.

«Мониторинг» (6ч)

Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам. Участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов в качестве зрителей.

Тематическое планирование факультатива «Школа почемучек»

Тема.

Характеристика  основных видов деятельности

Кол-во часов

Тренинг. 12ч

ауд

в/ауд.

1

Что такое исследование?

 

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Формулировать собственное мнение и позицию.

1

2

Наблюдение и наблюдательность.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

1

3

Что такое эксперимент.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

1

4

Учимся вырабатывать гипотезы.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

1

5

Знакомство  логикой.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1

6

Как задавать вопросы.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

1

7

Учимся выделять главное и второстепенное.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1

8

Как делать схемы.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию.

1

9

Как работать с книгой.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

1

10

Что такое парадоксы.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

1

11

Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1

12

Как сделать сообщение о результатах исследования.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1

Исследовательская работа. 15ч

13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.  

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1

14

Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.  

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

1

15

Экспресс-  исследование.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1

16

 Семинар по итогам экскурсии.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

 Задавать вопросы.

1

17

Коллективная игра – исследование.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1

18-20

Коллекционирование.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

3

21-24

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

 Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4

25-27

Сообщения о своих коллекциях.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

3

Мониторинг. 6ч

28-29

Мини  конференция по итогам экспресс – исследований.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Формулировать собственное мнение и позицию.

2

30-31

Мини  конференция по итогам собственных исследований.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Формулировать собственное мнение и позицию.

2

32-33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Формулировать собственное мнение и позицию.

2

ИТОГО: 33 ч  

12

21

Содержание программы кружка «Я – исследователь» (2-3 класс)

2 класс

«Тренинг» (17ч) 

Тренинговые  задания поделены  на две самостоятельные части - два цикла и включены в каждое занятие первой и третьей четверти, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

Первый цикл (первая четверть)

Научные исследования и наша жизнь. Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

 Методы исследования. Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

 Наблюдение и наблюдательность. Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

 Эксперимент - познание в действии. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Гипотезы и провокационные идеи. Анализ и синтез. Как давать определения понятиям. Планирование и проведение наблюдений и экспериментов.

Второй цикл (третья четверть)

Наблюдение и экспериментирование: практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Основные логические операции: практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Гипотезы и способы их конструирования. Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы.  Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Искусство задавать вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

«Исследовательская  практика» (11ч)

Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. Отведено время на индивидуальную работу и самостоятельную работу учащихся. 

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований (рабочая тетрадь «Я - исследователь»). Проведение коллективных игр-исследований.

Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Обработка полученных результатов. Итог работы. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации  работы. Подготовка выступления. Практическая работа. Занятие-семинар, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

«Мониторинг» (6ч)

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся: заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Подготовка собственных работ к защите: планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов: участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

Тематическое планирование кружка «Я – исследователь»

(2 класс)

№\п

Тема

Характеристика  деятельности учащихся

Кол-во часов

Тренинг.17ч

ауд.

в/ауд.

Первый цикл 8ч

1

Научные исследования и наша жизнь

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Практические задания на анализ и синтез.

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения».

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы».

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Практическая работа «Выявление логической структуры текста».

Практическое задание на создание аналогий.

Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.

Подготовка детских работ к публичной защите.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Формулировать собственное мнение и позицию.

1

2

 Методы исследования

1

3

Наблюдение и наблюдательность

1

4

 Эксперимент – познание в действии

1

5

Гипотезы и провокационные идеи

1

6

Анализ и синтез

1

7

 Как давать определения понятиям

1

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

1

Второй цикл  

1

9

Наблюдение и экспериментирование

1

10

 Основные логические операции

1

11

 Гипотезы и способы их конструирования

1

12

Искусство задавать вопросы

1

13

 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

14

 Ассоциации и аналогии

1

15

 Суждения, умозаключения, выводы

1

16

Искусство делать сообщения

1

17

 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

1

Исследовательская практика.11ч

18

 Как выбрать тему собственного исследования

1

19-20

 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

2

21-22

Коллективная игра-исследование

2

23-26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

4

27-28

 Семинар

2

Мониторинг 6ч

29-30

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

2

31-32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

2

33-34

Защита собственных исследований

2

ИТОГО: 34 ч  

17

17

3 класс

«Тренинг» (11ч) 

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие третьей четверти, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.

Наблюдение и экспериментирование: беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).

Наблюдение и наблюдательность: коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.).

Совершенствование техники экспериментирования: беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов

Интуиция и создание гипотез: знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях.

Правильное мышление и логика: задания на анализ и синтез.

Искусство делать сообщения: как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления.

Искусство задавать вопросы и отвечать на них: коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Занятие-семинар, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

«Исследовательская  практика» (17ч)

Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. Отведено время на индивидуальную и консультационную работу по планированию и проведению самостоятельных исследований, а также самостоятельную работу учащихся.

 Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов.  Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты».

Направление будущей проектной работы

Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы.

Разработка гипотез  проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта. Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ самых интересных находок  в группе. Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта.  

Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала.

Подготовка отчёта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы.

«Мониторинг» (6ч)

Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.

 Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

 Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

Тематическое планирование кружка «Я – исследователь»

3 класс

№\п

Тема

Характеристика  деятельности учащихся

Кол-во часов

1.

Тренинг.11ч

ауд.

в/ауд

1.1

1.2

Культура мышления

Методы исследования

Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

 Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Классифицирование. Определение понятий.

Практические задания по структурированию текстов.

Практические задания по развитию умений слушать вопрос

и отвечать на него.

Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Формулировать собственное мнение и позицию.

2

1.3

1.4

 Научная теория

Научное прогнозирование

2

1.5

1.6

Совершенствование техники наблюдения

Совершенствование техники экспериментирования

2

1.7

1.8

 Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Ассоциации и аналогии

2

1.9

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1

 1.10

1.11

Умение выявлять проблемы

Как подготовиться к защите

2

2

Исследовательская практика. 17ч

2.1-2.2

 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

2

2.3-2.4-2.5

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

3

2.6-2.15

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

10

2.162.17

Семинар

2

3

Мониторинг. 6ч

3.1-3.2

 Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

2

3.3-3.4

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

2

3.5-3.6

Защита собственных исследовательских работ

2

ИТОГО: 34ч

11

23

Содержание программы  лаборатории «Умная сова»

(4 класс)

«Тренинг» (10ч) 

Тренинговые  задания  включены в каждое занятие третьей четверти, имеют разные акценты: актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего проекта), определение сферы проекта (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

Культура мышления: практические задания «Как давать определения понятиям», «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать».

Методы исследования: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Научная теория: коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию», беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий.

Научное прогнозирование: что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования: как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

Искусство задавать вопросы и отвечать на них: тренировка умений задавать вопросы.  Практические задания по развитию умений слушать

вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Ассоциации и аналогии: беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске», практические задания на выявление уровня развития логического мышления, на ассоциативное мышление, создание аналогий.

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов: беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов», практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Умение выявлять проблемы: беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы», практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Как подготовиться к защите: работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

«Исследовательская  практика» (16ч)

Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. Отведено время на индивидуальную и консультационную работу по планированию и проведению самостоятельных исследований, а также самостоятельную работу учащихся.

Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трём группам:

  • Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в технических рисунках и макетах);
  • Эмпирические - связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление проектной деятельности. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы;
  • Теоретические темы - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.

Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и  нереальные - провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбрать методы проекта)

Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать материал, использовать известные логические правила и приёмы). Составление  определённого алгоритма  систематизации определённых данных.

«Мониторинг» (8ч)

Представление результатов деятельности. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проекта, использовать рисунки, таблицы, подготовить презентацию выступления).
Убеждение  других, доказывая свою точку зрения. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

 Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.

Участие в защитах исследовательских работ учеников основной школы в качестве зрителей.

 

Тематическое планирование  лаборатории

«Умная сова» 4 класс

№\п

Тема

Характеристика видов деятельности

Кол-во часов

Тренинг. 10ч

ауд.

в/ауд.

1

Культура мышления

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.

Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».

Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

Подготовка детских работ к публичной защите.

1

2

 Методы исследования

1

3

 Научная теория

1

4

 Научное прогнозирование

1

5

 Совершенствование техники наблюдения  экспериментирования

1

6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов

1

7

 Умение выявлять проблемы

1

8

Ассоциации и аналогии

1

9

Как правильно делать выводы

из наблюдений и экспериментов

1

10

 Как подготовиться к защите

1

Исследовательская практика.16ч

11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

12-16

 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

5

17-24

 Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

8

25-26

 Семинар

2

Мониторинг. 8ч

27-28

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

2

29-30

 Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

2

31-34

 Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

4

ИТОГО: 34ч

10

24

4. Предполагаемые результаты реализации программы 

Программа предусматривает достижение 3-х уровней результатов:


Первый уровень результатов  (1 класс)


Второй уровень результатов (2-3 класс)


Третий уровень результатов  (4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.


 Личностные и метапредметные результаты

Результаты

формируемые умения

средства формирования


личностные


  • - формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
    - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты


регулятивные


• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане


  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


познавательные


  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.


• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;


  • -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета


коммуникативные


  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • - умение координировать свои усилия с усилиями других.


• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


  • - задавать вопросы;

  • - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

 Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента

 Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться


Сформированные действия


Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:


  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


 По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования

проблемы;зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
•         обозначится граница исследования;
•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
•         поведется последовательно исследование;
•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;
•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
•         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 
•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
•         создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
•         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
•         активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.


Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия

5. Формы контроля


консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

6. Методические рекомендации

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Используемые диагностики:

       Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать  диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»

Диагностический инструментарий

Оцениваемые универсальные учебные действия

  • Методика «Беседа о школе»;
  • проба на познавательную  инициативу «Незавершенная сказка»;  
  • Опросник  мотивации; 

Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным  обществу.

  •  Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже);
  • Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
  • Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже);
  • Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др);

Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества

  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);

Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования

  • Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха;

сформированность действия личностного самооценивания

  • Уровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина)

Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей

  • Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина)

Формирование актуального рефлексивного контроля

  • Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности

  • Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели

7. Описание материально-технического обеспечения программы

Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6_7 лет. -

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. -

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6_7 лет. -

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. -

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.

6_8 лет.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

2. Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка

Толковые словари

Справочная литература

Д

Д

3. Технические средства обучения

Компьютер, принтер, сканер.

Цифровой микроскоп

Документ камера

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия

Панель демонстрационная над классной доской (122х30х2 см)

WEB-камера (CMOS, разрешение  640Х480)

1

5. Игры и игрушки

Набор «Свет и цвет»

Набор «Юный физик»

Набор «Звездный мир»

6. Оборудование кабинета

Мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных  

Комплект лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения»

Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой»

Комплект лабораторного оборудования для изучения свойств постоянных магнитов

Комплект лабораторного оборудования для изучения равновесия

Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение. Закон Архимеда»

Комплект лабораторного оборудования «Атмосферное давление и вакуум»

7. Интернет – ресурсы

Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml 

Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml

«Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml

Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml

Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Программа  «Я - исследователь» разработана на основе:

- закона Российской Федерации « Об образовании»;

-ФГОС начального общего образования второго  поколения 2009г. (приказ Минобрнауки  РФ  № 373 от 6 октября 2009 года);

-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска МО Ейский район;

- программы формирования универсальных учебных действий МБОО лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска МО Ейский район;

- должностной инструкции классного руководителя;

- санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям образования;

- программы курса «Я - исследователь»   Савенкова А.И. («Программы внеурочной деятельности». Система Л.В. Занкова/  Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011

          СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания МО

учителей начальных классов

 «29» августа 2015  года  

Руководитель МО_______Васько М.Е.

             СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

       __________   Кеня С.А.

      «29» августа  2015  года

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...