Проект "Хлеб всему голова"
проект (3 класс) на тему

Разработку проекта можно использовать во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hleb_-_vsemu_golova.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка  проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Ваняшина Наталья Михайловна

Регион

Ленинградская область

Населенный пункт, в котором находится школа, ОУ

Г.  Всеволожск

Номер или название школы, ОУ

МОУ «СОШ  №5»

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

ПРОЕКТ «Хлеб – всему голова»

Краткое содержание проекта (аннотация)

Цель проекта:формировать реалистические представления о природе,совершенствование системы обследовательских действий, развивать основные психические процессы-память,внимание,образное и логическое мышление.

Актуальность: Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.        Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Результатом работы над проектом должны  стать:

В результате выполнения проекта учащиеся создадут: презентацию Хлеб-всему голова которая содержит 15 слайдов.Слайды распологаются последовательно по содержанию сценария праздника.Учащиеся увидят различные виды караваев,узнают о добром старом обычаи хлебом солью встречать дорогих гостей,увидят как трудно вырастить хлеб и сколько нужно приложить труда,чтобы его вырастить(от посева до пшеничного колоска).Дети узнают как из зернышка получают муку,и как хлебушко приходит к нам на стол.Дети разучат стихи и отрывки о хлебе из рассказов поэтов и писателей,изготовят книгу пословиц и поговорок о хлебе  ,книгу рецептов.Учащиеся прочтут рецепт дневного пайка для жителей осажденного немцами Ленинграда(блокадные 125г хлеба)Узнают и осудят случаи небрежного отношения к хлебу.Планируемые результаты деятельности:Личностные: - готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности,     умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды

Метапредметные - умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.

Предметы русский язык, литературное чтение, окружающий мир, информатика, изобразительное искусство, технология,театрализованные занятия..

Классы 2

Приблизительная продолжительность проекта 1 месяц

Основа проекта

Образовательные стандарты

ФГОСы направлены на формирование компетентности.

Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент

Начало пути  реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного подхода к обучению.…Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели учёных и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. 

Дидактические цели:

  1. Познакомить школьников с методологией научного исследования, включая самостоятельный поиск и освоение информации.
  2. Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся об изменениях в живой и неживой природе в родном крае.
  3. Актуализировать знания учеников, продемонстрировать практическую значимость изученного материала.
  4. Развивать умения и навыки при выполнении творческих заданий.
  5. Воспитывать самостоятельность, инициативность, изобретательность, умение сотрудничать, брать на себя ответственность, принимать решения.

Ожидаемые результаты обучения:

  1. Осознавать значимость исторических и культурных ценностей нашего городского поселения, воспитание патриотического сознания учащихся и чувства гордости за достижения своих земляков.
  2. Оформлять сочинения в устной и письменной речи.
  3. Устанавливать взаимосвязи между историей прошлого и настоящего

Цели: 

понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (окружающий мир, литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология, информатика)

Для достижения этих целей следует решить ряд задач:

  • Разработать курс проектной деятельности для младших школьников;
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

После завершения проекта обучающие будут:

Знать, понимать

  • Знания по теме проекта  курса литературного чтения, окружающего мира, русского языка;

уметь

  • Работать  с различными источниками информации, поиска информации в Интернете;
  • оформлять проект;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения трудных логических задач
  • составления плана действий
  • коммуникативные умения

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему человек может обойтись без многого,а без хлеба нет?

Проблемные вопросы учебной темы

 Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Учебные вопросы

 1.Как люди выращивают хлеб?  

2. как изготавливают хлебные изделия

3. изготовление книжки-малышки

4. изучение пословиц и поговорок по теме

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Знакомство со стартовой презентацией Хлеб-всему голова" Обсуждение целей и задач проекта. Формирование групп (группы формируются путем жеребьевки, т. к. это 1-й опыт работы над проектом, и в силу психологических особенностей они сами не могут еще принять обоснованное решение). Распределение обязанностей (опираясь на принцип "Чем мне могут помочь родители?). Составление плана работы в группах (записывается ответственным группы). План работы в группах составляется под руководством учителя с помощью наводящих вопросов, устанавливаются сроки выполнения проекта. Каждая группа получает задание.

Самостоятельная поисковая работа учащихся, посещение библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме. Учитель проводит экскурсию в школьную библиотеку, где детям помогут найти нужную информацию. Дети могут выполнить зарисовки интересующего их материала.. Одна группа (с помощью родителей) занимается поиском информации в сети Интернет.

1.Подготовка и оформление выставки

2.Оформление Портфолио проекта (запись всех материалов на электронные носители)

3.Защита проекта

4.Оценивание. Рефлексия.

Описание методов оценивания

  • Во время презентации проекта и учителя учащиеся заполняют таблицы З-И-У, высказывают

свои предположения о работе, о предполагаемом выборе поэта и стихотворения для проекта,

  • узнают  о  правилах  поиска  информации  в  поисковых  системах  и  правовых  аспектах

пользования  информацией  в  сети,  о  безопасности  в  сети  Интернет.  Это  мотивирует  их  на проведение  исследований  в  проекте.    Учитывая  требования  стандарта,  цели  учащихся  в проекте,  составляются  критерии  оценивания  будущих  работ,  по  которым  происходит контроль  и  самоконтроль  в  группах.  

  • Для  осмысления  темы  для  учащихся  разработаны дидактические  материалы.  Учащиеся  создают  группы,  где  отражается  ход  работы, организация исследования.  
  • Работа  над  темой  исследования  заканчивается  представлением  результатов  в  виде презентации,  буклета,  фотоповествования.  
  • После  завершения  работы  над  проектом проводится  урок-конференция,  на  котором  учащиеся  демонстрируют  результаты  своих работ.
  • Здесь  оценивается  умение  аргументировано  выступать  перед  аудиторией,  защищать  свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.  
  • В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия. Лучшие исследования публикуются на странице проекта и награждаются дипломами

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

  • Знания по теме проекта курсы литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

•  Пользовательские навыки работы на ПК (текстовый,  табличный, графический редакторы, создание презентаций, публикаций)  

•  Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернете

Учебные мероприятия

1 группа – 1)  Вводная  встреча:  (определение  целей  и  задач,  разработка  плана  исследований).  Проект начинается  с  беседы  с  учащимися  вопросов  по  теме  проекта  (для  этого  используется презентация учителя).  

Для учеников и их родителей учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на которые ученики будут искать  ответы.  Учащиеся  знакомятся  с  этапами  проведения  проекта,  с  какими  программами  им придется познакомиться, какие формы результаты они должны представить в результате проекта.

     Учащиеся  делятся  на  группы.  Учитель  знакомит  учащихся  с  темами  исследований.  Ученики обдумывают  план  проведения  исследований,  выбирают  исследовательские  методы,  Ученики знакомятся с критериями оценивания их работ.  

     Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной  информации  по  теме  исследования  и  использовать  их,  соблюдая  авторские  права.

Учитель рекомендует список ресурсов по теме проекта.  

2)  Самостоятельная работа в группах, отражение хода работы, оценивание деятельности,

анкетирование,  оформление  результатов  работы,  взаимодействие  с  другими  группами,

консультации с учителем  

Обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований. Выполнение

заданий  по  теме  проекта.  Учащиеся  самостоятельно  собирают,  анализируют  информацию.

Координаторы проекта консультируют группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов.

Выполнение  творческих  заданий  по  теме  проекта  (создание  книги).  Учащиеся

оформляют результаты исследований. Представляю свои работы для оценивая учителю 2 группа – 3)  Самостоятельная работа в группах, отражение хода работы, оценивание деятельности, оформление  результатов  работы,  взаимодействие  с  другими  группами,  консультации  с  учителем.  

Отработка навыков выразительного чтения, консультирование с учителем литературы.

4)  Мастер-класс и самостоятельная работа в группах, отражение хода работы, оценивание

деятельности,  оформление  результатов  работы,  взаимодействие  с  другими  группами,

консультации с учасителем.  

Консультация с учителем информатики.  3 группа –   Консультация  с  учителем.  Повторение  изученного  по  программе  предметов литературного чтения, русского языка, окружающего мира.

Самостоятельная работа в группах, взаимодействие с другими группами.

Повторение  правил  анализа  стихотворения,  сведений  об  изобразительных  средствах.

Консультации с учителем литературы.

5)  Презентация результатов на итоговой конференции, итоговое оценивание, рефлексия.  

Учащиеся  защищают  свои  работы,  пытаются  ответить  на  основополагающий  вопрос.  Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном  проекте, какие  вопросы  необходимо  обсудить,  или  раскрыть  в  будущих  работах.  Ученикам предлагается высказать свое мнение.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

В  работе  над  проектом  ученики  выполняют  доступные  для  себя, четко  определенные  задачи  на  основе  продуманного  алгоритма усвоения  действий.  Они  имеют  возможность  воспользоваться помощью  учебного  других  участников  группы,

проконсультироваться  с  учителем.  Такие  ученики  должны

почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что

они могут быть успешными.)

Одаренный ученик

Темы  работ  в  каждой  группе  позволяют  учащимся  провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления.

 Основные этапы работы над проектом

Этапы

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Сроки

1

Подготовительный

Погружение в проект

Выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности.

Отбирает возможные темы, предлагает им учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп.

Уточняет информацию, обсуждает задания, принимают общее решение по теме, формирует творческие группы.

1 неделя

2

поисковый

Планирование деятельности

Анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценивания результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп.

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении и вариантов по реализации проекта.

Вырабатывают план действий (сбор информации), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределят роли в группе.

3

исследовательский

Осуществление деятельности по решению проблемы

Сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимальных варрантов, уточнение плана действий.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план действий. Работают над проектом и его оформлением.

1 неделя

4

проектировочный

Оформление результатов

Оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков).

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

Работают над проектом и его оформлением. Обсуждают полученные результаты, исполняют возможные недочеты, формулируют выводы.

1 неделя

5

Защита проекта

Презентация результатов

Защита проекта

Оценивает работу учащихся.

Докладывают о результатах совместной деятельности

1 день

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование

ИКТ, ТСО.

Технологии – программное обеспечение

Электронное приложение, программы создания презентаций.

Материалы на печатной основе

Список литературы

  1. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников.  М.А. Давыдова. – Москва: «Вако», 2007.
  2. «В гости праздник к нам пришел».  Т.А. Ежикова, Т.Я. Кляйн. – Волгоград: «Учитель», 2001.
  3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.  Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: «Вако», 2005.
  4. «Красна изба…». М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2000.
  5. «Ребенок в детском саду», №5/2008, №2/2008

Интернет-ресурсы

http://dolyna.kiev.ua/node/78/votesupdown

Другие ресурсы

Аудиозаписи песен о родине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....