Воспитательная программа
учебно-методический материал на тему

Семенова Юлия Викторовна

рассчитана на 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.rar438.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги

Программа гражданско-патриотического воспитания

http://img-fotki.yandex.ru/get/6508/171903485.f/0_7ecf3_a7964b66_XL

Составитель программы:

Александрова Юлия Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №7» г. Калуги

Калуга, 2013

Содержание

Пояснительная записка..............................................................................................................................................................................................................3

Нормативные документы..............................................................................................................................................................................................3

Цели и задачи программы.............................................................................................................................................................................................4

Формы реализации воспитательной программы........................................................................................................................................................5

Ценностные основы гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся...................................................................................7

Основные направления воспитательной программы.................................................................................................................................................8

Содержание программы...........................................................................................................................................................................................................10

Принципы и особенности организации содержания гражданско-патриотического  развития и воспитания обучающихся...........................10

Основные направления, задачи, виды и формы воспитательной деятельности...................................................................................................11

Этапы и сроки реализации воспитательной программы.........................................................................................................................................17

Планируемые результаты воспитательной деятельности.......................................................................................................................................18

Портрет выпускника - гражданина России...............................................................................................................................................................19

Анализ работы за 2012-2013 учебный год................................................................................................................................................................21

Социальный паспорт класса.......................................................................................................................................................................................27

Психолого-педагогическая характеристика класса..................................................................................................................................................29

Мониторинг эффективности программы гражданско-патриотического воспитания «Я и мир вокруг меня»..................................................30

Используемая литература........................................................................................................................................................................................................38

Приложение 1.  План воспитательных мероприятий

Приложение 2. Классный час на тему «Я и другие люди»

Приложение 3. Родительское собрание «Ценности нашего класса»

Пояснительная записка

«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. Не будет корней в родных местах, в родной стране – будет много людей, похожих на степное перекати-поле»

 Д.С. Лихачев

Программа разработана на основе:

- Конституции РФ

- Всеобщей декларации прав человека

- Конвенции о правах ребенка

- Гражданского Кодекса Российской Федерации 

- Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2015 г.

- Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 г.

- Федерального Закона  от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №599

- Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 г. №761

- Государственной программы РФ «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 г. №2148-р

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 г., протокол №36)

-  Федерального государственного  стандарт  начального  общего образования на 2011-2015 г.г.

- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998, №124-ФЗ  

- Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999, №120-ФЗ

- Постановления Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4.10.2000, №751

- Президентской инициативы «Наша новая школа»

- Статьи 14 пункта 2  федерального закона РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений №6 от 2000 года

- Приказа Министерства образования РФ №1619 от 2000 года и №717 от1999 года «О профилактике употребления психоактивных веществ»

- Требований Стандарта (п. 19.7)

- Требований СанПиНа

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7»  города Калуги

- Программы развития школы

- Программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»  г. Калуги по  профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Крепкий орешек»

- Программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»  г. Калуги по  социализации обучающихся «Раз ступенька, два ступенька»

- Программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»  г. Калуги по  духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся   «По просторам малой Родины»

- Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Тропою здоровья»

В любом морально здоровом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных. Чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально ценный и личностно значимый характер. Понимание того, что Родина для человека начинается с семьи, друзей, места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей действительности.

Гражданско-патриотическое воспитание - это познание ценности Родины. Мои маленькие подопечные только учатся осознавать свою связь   друг с другом, классом, школой, городом, народом и Родиной. В итоге формируется осознание себя гражданином своей страны.

Человек без патриотических чувств будет чужим в своей стране. Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любовь к Родине, но и на любовь к каждому уголку и каждому человеку своей страны, на знание истории своей страны.

Будучи недавней школьницей, студенткой, а теперь молодым классным руководителем и опираясь на весь свой небольшой опыт общения с детьми и глубоким желанием стать той ниточкой, связывающей воедино моих учеников с семьей, школой, окружающим социумом, что поможет им впоследствии стать достойными гражданами своей Родины, я и решилась на создание и апробацию  данной Программы.

В основу воспитательной программы поставлена следующая цель:  воспитание маленького гражданина-патриота большой страны на основе духовных, общечеловеческих и культурных ценностей российского народа, способного к успешной социализации и адаптации в современном мире, умеющего решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- формировать  у школьников чувство гордости и ответственности за историческое прошлое и настоящее родного края;

- формировать качества гражданина и патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности;

- формировать у школьников общественно-значимые ориентации, гармоничное сочетание личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений;

- формировать познавательные навыки;

- формировать культуру здорового образа жизни, экологическую культуру;

- формировать отношение к общественным нормам и законам, позитивной нравственной самооценки и самоконтроля;

- формировать проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения;

- формировать эстетические потребности и чувства;

- формировать трудолюбие и навыки саморазвития.

Формы реализации программы

Ценностные основы гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся

Согласно  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников ценностные установки гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся   непосредственно связаны с приоритетным направлением деятельности школы – гражданско-патриотическим воспитанием соответственно традиционным источникам нравственности:

•    патриотизм – любовь к России, к своему народу  через познание  своей малой Родины;

•    гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

•    социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

•    семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

•    труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

•    наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

•    традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

•    искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

•    природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

•    человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Данная программа направлена на формирование у школьника личностного отношения к базовым ценностям, формирование их реализации на практике.

Основные направления программы

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе выражает базовые характеристики воспитания как социализации:  взаимоотношение с близкими и развитие связей с широким социальным миром. Маленький человек постигает азы соответствия своего поведения моральным нормам, пытается сопоставлять свои действия, мысли, чувства с этими нормами. В развитии этого отношения к себе и окружающему социуму есть свои возрастные этапы и закономерности. В начальной школе это Малая Родина: Дом, Школа, Родной Город. Безусловно, потихоньку ребенок расширяет свое окружение и начинает познавать мир и отношения в нем за пределами этого островка. Очень важно, чтобы окружающий социум помог  школьнику в этом познании, опираясь на различные направления деятельности, раскрывающие все стороны духовно-нравственного воспитания и развития. В соответствии с  воспитательной системой школы выделяются следующие приоритетные направления деятельности:

- Гражданско-патриотическое «Гражданином стать стремись»

- Развитие ученического самоуправления и детских организаций «Мы сами и вместе!»

- Нравственно-эстетическое «Мы живем среди людей»

- Семейное воспитание «На Руси семья всегда в чести»

- Формирование здорового образа жизни «Мода на здоровье»

-  Профориентация, трудовое воспитание «Все работы хороши!»

- Научно-познавательное «Сквозь тернии – к звездам!»

 Гражданско-патриотическое развитие и воспитание обучающихся

         

 

Содержание программы

Принципы и особенности организации содержания гражданско-патриотического  

развития и воспитания обучающихся

  • Програмно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внедрение корректив в план работы.
  •   Включение в решение целей и задач   всех субъектов образовательного пространства.
  •   Информационная компетентность участников образовательного процесса о происходящем в классе.
  •   Вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации поставленных целей и задач.
  •   Следование нравственному примеру, расширяющий нравственный опыт ребёнка, побуждение его к внутреннему диалогу,   обеспечение возможности выбора при построении собственной системы ценностных отношений, демонстрация ребёнку реальной возможности следования идеалу в жизни.
  •   Ориентация на идеал, при которой воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему  нравственные измерения.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада  жизни класса.  Значительную роль здесь играет деятельность отряда класса «Радуга» в рамках детской организации начальной школы «Зеленый остров». Наш девиз: «Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда!».

Основные направления, задачи, виды и формы воспитательной деятельности

Направления воспитания

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

урочная деятельность

Внеурочная и внешкольная деятельность

Гражданско-патриотическое «Гражданином стать стремись»

- сформировать ценностное отношение   к классному коллективу, школе, своему городу, народу, России;  

- сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах и символике;

- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; уважение к защитникам Родины;

- сформировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, города, школы, класса;

- сформировать уважительное отношение к русскому языку, истории, культуре своей страны;

- сформировать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе

- русский язык

- литературное чтение

- окружающий мир

- изобразительное искусство

- технология

- музыка

- классные часы в различных формах

- просмотр кинофильмов

- Уроки Мужества

- экскурсии

- участие в классных, школьных и внешкольных конкурсах, акциях, проектах

- встречи с ветеранами ВОВ

- месячник права

- дополнительное образование

  • «Наш дом – Вселенная»
  • «Изучаем родной край»
  • «Музей в твоем классе»
  • НОУ «Эврика»

Развитие ученического самоуправления и детских организаций «Мы сами и вместе!»

 - сформировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- сформировать представление о дружеских взаимоотношениях в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- сформировать первоначальные навыки коллективной работы, сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми;

- сформировать первичное представление о  деятельности общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций

- литературное чтение

- окружающий мир

- изобразительное искусство

- технология

- музыка

- классные и школьные собрания

- участие в конкурсах, акциях

- КТД в рамках детской школьной организации «Зеленый остров»

- Деятельность ЮИД

- Пресс-центр

- оформление отрядных уголков, символики отряда

Нравственно-этическое «Мы живем среди людей»

 - сформировать элементарные представления о различении хороших и плохих поступков;

- сформировать элементарное представление о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

- сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- сформировать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- сформировать элементарные навыки вежливого, приветливого, внимательного отношения к окружающим

- русский язык

- литературное чтение

- окружающий мир

- изобразительное искусство

- технология

- музыка

- классные часы в различных формах

- экскурсии

- участие в школьных и внешкольных конкурсах, акциях

- дополнительное образование

  • «Основы православия»
  • Риторика

Семейное воспитание «На Руси семья всегда в чести»

- сформировать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- сформировать элементарное представление об этических нормах поведения в семье;

- сформировать бережное отношение к традициям своей семьи

- русский язык

- литературное чтение

- окружающий мир

- изобразительное искусство

- технология

- музыка

- классные часы в различных формах

- «Дружная семейка»

- дни мам, пап

- месячник семьи

- выставки сочинений о семье

- выставки поделок «Мир увлечений моей семьи»

- участие в классных, школьных и внешкольных конкурсах, акциях

Формирование здорового образа жизни «Мода на здоровье»

- сформировать негативное отношение к вредным привычкам, аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям

- сформировать понимание активной роли человека в природе, экологии

- сформировать позитивное  отношение обучающихся к   здоровому образу жизни;

- сформировать элементарное  представление о важности морали и нравственности в сохранении здоровья;

- сформировать элементарное  представление о важности физической культуры, спорта

- физическая культура

- литературное чтение

- окружающий мир

- изобразительное искусство

- технология

- музыка

- Осенины

- Праздник каши

- дни, недели здоровья

- акция «За здоровый образ жизни замолвим словечко!»

- ГОЛ

- просмотр кинофильмов

- «Дружная семейка»

- участие в классных, школьных и внешкольных конкурсах, акциях

- дополнительное образование

  • легкая атлетика
  • шашки
  • настольный теннис
  • бассейн
  • ДЗЮДО

Научно-познавательное, трудовое воспитание «Сквозь тернии – к звездам!»

- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- сформировать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- сформировать элементарные представления об основных профессиях;

- сформировать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

- сформировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- сформировать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

- сформировать интерес к чтению

- русский язык

- математика

- английский язык

- литературное чтение

- окружающий мир

- изобразительное искусство

- технология

- музыка

- День Знаний

- Посвящение в первоклассники

- Посвящение в ДО «Зеленый остров»

- классные часы в различных формах

- экскурсии

- участие в конкурсах, акциях

- КТД (праздники труда, фестивали и т. д.)

- предметные недели

- олимпиады

- марафон знаний

- конкурс «Ученик года»

- дополнительное образование

  • «Расчетно-конструкторское бюро»
  • «Юный журналенок»
  • «Компьютерная долина»
  • НОУ «Эврика»

Эстетическое воспитание «Мир прекрасен и удивителен!»

- сформировать первоначальные знаний правил этики, культуры речи;

- сформировать представление о душевной и физической красоте человека;

- сформировать первоначальное   умение видеть красоту;

- сформировать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- сформировать интерес к занятиям художественным творчеством;

- сформировать стремление к опрятному внешнему виду;

- сформировать отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

- русский язык

- литературное чтение

- окружающий мир

- изобразительное искусство

- технология

- музыка

- «Осенины», «Масленица», «Новогодний калейдоскоп»

- классные часы в различных формах; утренники

- экскурсии

- конкурсы рисунков, поделок

- дополнительное образование

  • ритмика
  • вокальное пение
  • «Город мастеров»

  Одним из современных методов воспитания обучающихся в рамках  программы гражданско-патриотического воспитания «Я и мир вокруг меня» можно считать организацию социально-педагогического проекта «С чего начинается Родина?», который  предполагает проявление активности школьников в  четырех направлениях: «Моя семья», «Мои сверстники», «Мой дом и моя улица», «Мой родной город».

В проекте предусмотрено создание для обучающихся ситуаций выбора и успеха: каждый ребенок может самостоятельно определять формы участия в нем и разрабатывать на этой основе индивидуальный маршрут достижения обозначенных ценностей.

Участники проекта: обучающиеся классного коллектива, их родители, классный руководитель.

Цель проекта: воспитание у обучающихся ценностного отношения к своей семье, окружающим людям, родному городу посредством вовлечения их в познавательную и преобразовательную деятельность.

Задачи проекта:

1) содействовать максимальной реализации обучающихся;

2) способствовать развитию творческих способностей учащихся;

3) воспитывать гуманность, милосердие;

4) развивать взаимодействие с родителями.

Механизм реализации проекта

Проект рассчитан на 4 года. В течение этого срока организуется индивидуальная и совместная деятельность обучающихся по четырем направлениям. Классный руководитель и родители осуществляют помощь и поддержку детям в этой деятельности.

Алгоритм совместной деятельности классного руководителя и обучающихся по реализации проекта включает следующие действия:

1) составление тематики индивидуальных исследований, определение форм коллективных творческих дел и благотворительных акций по каждому из направлений проекта;

2) разработка обучающимися индивидуальных исследовательских маршрутов на 4 года (ежегодно ребенок выполняет одно исследование, результаты которого представляет на одном из четырех коллективных творческих дел);

3) работа обучающихся по индивидуальным исследовательским маршрутам;

4) проведение коллективных творческих дел, презентация результатов индивидуальных исследований;

5) организация благотворительных акций;

6) составление обучающимися индивидуальных портфолио.

Направление

Тема индивидуального

исследования

Форма представления

результатов

Коллективные

творческие

дела

Благотворительные

акции

Я и мой род

1. Наша дружная семья.

2. Фамильное древо.

3. Лента времени: где жили мои предки.

4. Профессии моих родителей.

5. Я горжусь своим предком

1. Фоторепортаж.

2. Проект.

3. Сочинение.

4. Рисунок.

5. Компьютерная презентация.

6. Другое

Семейная гостиная

1. Потрудись на славу!

2. Поздравь с праздником!

3. Помоги ближнему!

4. Поделись знаниями!

Мои сверстники

1.  Мой друг.

2. Без друзей меня чуть-чуть.

3. Дружно не грузно.

4. Дружба – великая сила.

5. Крупицы мудрости

  1. Альбом – анкета друзей.  
  2. Книжка-малышка.
  3. Фотовыставка портретов.
  4. Открытое письмо.
  5. Другое

Праздник дружбы

Мой дом, моя улица

1. Вот эта улица.

2. Прекрасное рядом.

3. Уголки моей души.

4. Дом, в котором я живу.

5. Знаешь ли ты?

6. Люди, живущие рядом

1. Заочное путешествие.

2. Эссе.

3. Буклет.

4. Реклама.

5. Альбом- эстафета.

6. Другое

Устный журнал

Мой родной город

1. Тебе, мой город.

2. Моя Калуга.

3. Известные имена.

4. Заглянем в будущее.

5. Страницы истории

1. Викторина.

2. Песня.

3. Книга славы.

4. Проект.

5. Видеофильм.

6. Другое

Форум знаний и творчества

Этапы и сроки реализации воспитательной программы

I-й этап. «Шаг навстречу» (1-й класс, 2012/2013 учебный год) –  проектирование детско-взрослой общности.

Цель: обеспечение психологического комфорта, признания личности каждого ребенка в классном коллективе через создание детско-взрослой общности класса.

Задачи:

  • изучение психолого-педагогических особенностей ребенка, его семьи;
  • создание социального портрета ученика, его родителей;
  • реализация системы работы классного руководителя с родителями через их педагогическое просвещение.
  • развитие личности ребенка, воспитание добросердечности и позитивного мировоззрения.
  • формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей в семье.

II-й этап  «Моя малая родина» (2-й и 3-й классы, 2013/2014, 2014/2015 учебные годы) – становление и функционирование детско-взрослой общности.

Цель: создание психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся, их способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.

Задачи:

  • целенаправленное обучение детей коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей;
  • приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города через включение обучающихся в классно-семейные проекты.
  • развивать общественную активность учащихся.
  • воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность трудовым и общественным традициям старшего поколения.

III-й этап «Я – россиянин!» (4-й класс, 2015/2016 учебный год).

Цель: создание условий для овладения школьниками способами построения конструктивных социальных взаимоотношений.

Задачи:

  • вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование;
  • создание банка идей по социальному проектированию.
  • воспитание гражданского сознания и самопознания.
  • воспитывать политическую и гражданскую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
  • воспитывать готовность защищать свободу и независимость своей страны.
  • воспитывать познавательный интерес к историческому прошлому страны, гражданскую ответственность за настоящее и будущее России.

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Основные результаты гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся оцениваются при помощи различных мониторингов:

 - экспертные суждения (родителей, партнеров школы);  

- анкетирование всех представителей учебно-воспитательного процесса (позволяющие анализировать ценностную сферу личности);

- различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

- самооценочные суждения детей.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной и воспитательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. Все это мотивирует обучающихся на участие в конкурсах, проектах, программах городского, регионального, российского и международных уровней; способствует формированию коммуникативной культуры, развитию кругозора, любознательности, потребности познавать окружающий мир; формирует те личностные качества и компетенции, которыми должен обладать выпускник начальной школы, гражданин своей страны. Мониторинг результатов достижений отражается в новостных страницах школьного сайта, в портфолио класса и личных портфолио обучающихся, в печатном издании «7ое небушко». Обучающиеся рапортуют о своих достижениях на классных собраниях, торжественных линейках «Зеленого острова» и, конечно же, имеют возможность показать свои результаты урочной и внеурочной деятельности, своих увлечений на классных и общешкольных «Ярмарках талантов» в любой, приемлемой для них, творческой форме. Особая роль отводится проектной деятельности.

Портрет будущего выпускника – ГРАЖДАНИНА РОССИИ

http://school.xvatit.com/images/3/3c/T5u4.jpeg

Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:

Познавательный потенциал

  • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования
  • овладеть общеучебными умениями и навыками
  • овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения, речи
  • овладеть навыками самообразования, прилежания в учебном труде, интереса к учению
  • овладеть начальными навыками  работы с компьютером

Нравственный

потенциал личности

  • овладеть навыками восприятия и понимания общечеловеческих ценностей: «семья», «школа», «Родина», «природа», «дружба»
  • уметь различать хорошие и плохие поступки людей
  • уметь соблюдать порядок и дисциплину, правила для учащихся, бережно относиться к школьному имуществу

овладеть навыков поведения в общественных местах, правилами дорожного движения

Коммуникативный потенциал

  • овладеть навыками культуры речи и общения
  • овладеть умением сочувствовать и сопереживать

Художественно –

эстетический

потенциал

  • овладеть эстетической восприимчивостью предметов и явлений окружающего мира
  • овладеть личностно эмоционально окрашенным отношением к произведениям искусства

Физический

потенциал

  • овладеть навыками соблюдения режима дня
  • овладеть навыками соблюдения правил личной гигиены
  • иметь потребность занятия физкультурой и спортом

Анализ работы за предыдущий год

В 1 «Г» классе 24 обучающихся.  Занимаются в кружках и секциях: 23 (в школе – 23  , в системе ДО - 7 , вне системы ДО - 5 ).

  1. Уровень сплоченности коллектива:  средний

 Работа по формированию коллектива велась в трех направлениях:

- Создание атмосферы приятия творческой активности ребенка.

- Создание необходимых для реализации творческой активности обучающихся условий.

- Коррекция неблагоприятных факторов развития.

  1. Анализ органов самоуправления класса: 

сформировано умение детей собираться по заданию учителя   и вырабатывать  план действий. За первый учебный год 2012-2013 уровень работы органов самоуправления внутри класса вырос к концу учебного года. При получении задания обучающиеся  сами пытаются вырабатывать план действий, за классным руководителем сохраняется функция контроля над выполнением. В классе появились лидеры - которые взяли на себя ответственность организовывать работу группы (Екатерина Р., Виктория П., Анита А., Сергей А.). Необходимо продолжать работу в данном направлении и достичь уровня, когда класс сам в состоянии создавать план любого дела, выполнять его и контролировать его выполнение.

  1. Участие класса в общешкольных делах.

Дело, вызвавшее большой интерес у детей

Сколько детей имели поручения

1. Подготовка к конкурсам и выставкам

23

2. Выполнение проектов

15

3. Подготовка докладов и сообщений

7

4. Подготовка к классным мероприятиям и классным часам

16

Обучающиеся класса всегда с большим пониманием и готовностью откликаются на мероприятия спортивного характера, а также мероприятия социальной направленности. Высокой степенью активности обучающихся характеризуются мероприятия развлекательного характера. Во 2 классе необходимо повысить интерес к организации мероприятий познавательного характера (викторины, экскурсии, посещение музеев). Считаю необходимым в 2013 - 2014 учебном году   обратить большее внимание на организацию и проведение мероприятий творческого характера.

За прошедший учебный год заслужили поощрения: 

Фамилия, имя ребенка

За что получил поощрение

Алина К.

Екатерина Е.

Виктория П.

Активные участники мероприятий разного уровня и направленности, всегда с готовностью откликается на поручения со стороны классного руководителя. Призер всероссийского конкурса «Совенок»

Мария Д.

Мария Б.

Григорий Л.

Активные участник всех классных и внеклассных мероприятий, участник различных конкурсов. Участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий - Масленица, Прощание с азбукой, активные участники акции «Помоги птицам зимой!»

Илья Ф.

Владислав Т.

Анита А.

Никита С.

Активный участник всех классных и внеклассных мероприятий. Принимали участие в конкурсе поделок «Золотая осень», «Новогодняя игрушка», «Огонь друг и враг», «День космонавтики», активные участники акции - «Напиши письмо ветерану»

  1. Работа с обучающимися различных категорий, вызывающими особые опасения в  плане социальной адаптации (обучение, поведение, здоровье, проблемы в семье и т. д.).

Фамилия, имя ребенка

Причина беспокойства

Удалось ли вовлечь в работу

Какие поручения давались

Какие дела для него были наиболее интересны

Ярослав Н.

Проблемы с поведением

В работу удалось вовлечь в полном объеме

Участие в классных мероприятиях, организация порядка в классе, организация подвижных перемен и физкультминуток

Организация подвижных перемен и физкультминуток

Данила И.

Низкая мотивация, неорганизован

ность.

Удалось вовлечь в работу  

Участие в классных мероприятиях, индивидуальные занятия по предмету (русский язык)

Участие в классных мероприятиях

Александр Г.

Аркадий К.

Влада И.

сложности при общении с одноклассниками

Удалось вовлечь в работу

Вовлечение в игры, общение, на уроках вовлечение в работу в группах и парах, привлечение к участию в классных и школьных мероприятиях.

Работа на уроках в парах и группах, проведение игр на переменах с помощью классного руководителя.

  1. Работа с родителями. 

Работа с родителями осуществляется в трех направлениях: с коллективом родителей, с отдельными группами родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники и поездки.

а) За прошедший учебный год проведено (количество):

- Родительских собраний: _4__

- Заседаний родительского комитета: _4__

- Консультации для родителей: - _8__

б) Посещение  семей обучающихся: _3___

в) Родители, непосетившие ни разу  собрания: _0__

г) Вопросы   учебно-воспитательной работы класса, интересовавшие родителей:

- успеваемость и поведение детей;

- организация внеурочной деятельности;

- наличие межличностных конфликтов между отдельными обучающимися класса и пути их разрешения

- создание проектов и портфолио.

д) Совместные дела   детей и родителей 

- совместные походы;

- классные и внеклассные  праздники:  «Праздник осени»,  «Новогодний калейдоскоп», «Прощание с азбукой», «Масленица».

- поход в зимний парк на лыжах; 

- акция «Помоги птицам зимой!»

- поездка в парк птиц;

- классные часы «Семейные обычаи и традиции», «Профессии моих родителей»

- акция памяти, посвященная Великой отечественной войне

6. Анализ целей и задач:

Цели и задачи, поставленные на год

Методы, способы их реализации

Итог

(цель достигнута, нет, на какой стадии)

Работа над формированием и  сплочением детского коллектива; изучение и развитие личности ребёнка.

Подбор мероприятий для обучающихся с учетом интересов и склонностей каждого ребенка; помощь в установлении более тесного взаимодействия и сотрудничества между одноклассниками; помощь в разрешении конфликтных ситуаций разного уровня

Цель достигнута частично

(начальный этап)

Формирование интеллектуального, нравственного,

коммуникативного, эстетического и физического потенциалов ребенка

Участие в классных и общешкольных мероприятиях различной тематики

Цель достигнута частично

(начальный этап

Овладение обучающимися целостной системой знаний об окружающем мире

Активное вовлечение обучающихся в мероприятия социальной направленности, организация помощи со стороны обучающихся, направленная на окружающих их людей.

Цель достигнута частично

(начальный этап)

Раскрытие детских способностей, их развитие в творческой деятельности

Активное вовлечение обучающихся в мероприятия творческого характера

Цель достигнута частично (этап активного развития)

Формирование учебной мотивации и развитие универсальных учебных действий

Участие обучающихся в мероприятиях познавательного и анализирующего характера    

( тематические классные часы)

Цель достигнута частично

(начальный этап)

Формирование трудолюбия и навыков саморазвития

Участие обучающихся в совместных классных  и школьных мероприятиях

Цель достигнута частично

(начальный этап)

Формирование чувства гордости и ответственности за историческое прошлое и настоящее родного края.

Внеурочная работа. Совместные экскурсии по историческим местам города.

Цель достигнута частично

(начальный этап)

Формирование эстетических потребностей и чувств

Внеурочная деятельность. Празднование знаменательных дат.

Цель достигнута частично

(начальный этап)

  1. Организация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в 2012 – 2013 учебном году была направлена на воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, к городу; воспитание у детей толерантности, навыком здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма; правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы- достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Направления 

Формы организации

 внеурочной деятельности                        

Результат деятельности

 

Спортивно-оздоровительное

 

- Праздник каши

- дни, недели здоровья

- акция «За здоровый образ жизни замолвим словечко!»

- просмотр кинофильмов

- «Дружная семейка»

- участие в школьных и внешкольных конкурсах

- Сформированы элементарные представления о физическом здоровье человека;

- Сформирован первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- Сформировано элементарное представление о важности физической культуры, спорта.

Общекультурное

Классный час  « Земля - наш дом родной», Конкурс поделок из природного   материала «Осенние забавы»

Выставка рисунков

«Зимний пейзаж»

- Сформировано элементарное представление об эстетических и художественных ценностях;

-Сформирован элементарный опыт самореализации в творческой деятельности

Общеинтеллекту-альное

Классный часы «К.Э. Циолковский  – ученый и учитель», «Ю.Гагарин – человек, гражданин» «Наш земляк А. Чижевский»

Участие в конкурсе школьных рисунков «Планета моей мечты»

Экскурсия «По космическим местам города»

-Сформировано элементарное отношение обучающихся к учебе, досуговой деятельности;

- Сформирован элементарный навык творческого сотрудничества;

-Сформирован элементарный опыт участия в различных видах деятельности.

Духовно-нравственное

 

«Путешествие в мир экологии»

«Что значит быт толерантным?»

«День рождения школы»

 «Мои права и обязанности»

«Недаром помнит вся Россия…» ( Бородинская битва)

Акция «Помоги птицам зимой»

Беседа «История родного края»

Акция «Напиши письмо ветерану»

Акция памяти, посвященная Великой отечественной войне.

-Сформировано элементарное представление о правах, обязанностях обучающихся;

- Сформированы навыки бережного отношения к традициям своей школы, родного края;

Социальное

«Моя риторика»

Классные часы «Что нужно, чтобы наш класс был дружным»

«Вот что значит настоящий, верный друг»

«Спешите делать добро»

 «Мой класс - мои друзья»

- Сформирована элементарная ответственность за свои действия  внутри общества

  1. Организация диагностико-аналитической деятельности.

    В течение года проводился ряд мониторингов, позволяющих проанализировать деятельность по обучению,  развитию и воспитанию первоклассников в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Предполагается продолжение деятельности в 2012 – 2013 учебном году для отслеживания динамики.

Мониторинг

Время проведения

Ответственный

Выход

- Отношения обучающихся к учебной деятельности, к знаниям по методике Гинзбурга «Мотивы обучения»

Сентябрь

Психолог школы

Аналитическая справка психолога, совещание при завуче

- Взаимоотношения в ученическом коллективе

а) методика «Мой класс»

б) методика «Рукавички» (коммуникативные УУД)

Ноябрь

Психолог школы

Аналитическая справка психолога, совещание при завуче

- Мониторинг на основании анкетирования родителей (автор Битянова)

а) итоги адаптации детей к школе

б) удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом, организованным в школе

Ноябрь

Психолог школы

Аналитическая справка психолога, совещание при директоре.

- Отношение к ЗОЖ. Тест-анкета «Быть здоровым хорошо?»

Декабрь

Психолог школы

Аналитическая справка психолога, совещание при завуче

- Этические нормы и правила поведения (методики «Этика поведения», «Список желаний»)

Февраль

Психолог школы

Составление индивидуальных карт личностного развития обучающихся.

- Субъективный тест на основе наблюдения  «Диагностика сформированности социальной культуры обучающихся класса»    

Апрель  

Классный руководитель 

Планирование деятельности на следующий учебный год

- Субъективный тест на основе наблюдения  «Диагностика сформированности личностной культуры  обучающихся класса»    

Май 

Классный руководитель 

Планирование деятельности на следующий учебный год

- Личностное развитие обучающихся  

В течение года

Психолог школы

Исследование ценностных ориентаций, составление индивидуальных карт личностного развития обучающихся. 

Социальный паспорт класса

  1. Количество семей – 27 (детей - 27)
  2. Количество родителей – 45
  3. Полные семьи - 18
  4. Неполные семьи - 9

Одинокая мать (имеющая удостоверение) - 1

Потерявшие кормильца - 2

Разведенные родители: - 6

  1. Многодетные семьи - 1
  2. Неблагополучные семьи - нет
  3. Подопечные (опекун) - нет
  4. дети из д/д - нет
  5. Трудные дети - нет
  6.  Дети-инвалиды - 1
  7. Родители-инвалиды - 1
  8. Дети военнослужащий - нет
  9. Родители, страдающие алкогольной зависимостью - нет
  10. Семьи переселенцев и беженцев - 1
  11. Количество детей, имеющих хронические заболевания - 4
  12. Дети с психическими отклонениями - нет

  1. Образование родителей:

Высшее – 21

Неоконченное высшее - 1

Среднеспециальное – 16

Среднее –7

  1. Занятость родителей

Интелегенция – 5

Служащие – 14

Рабочие – 21

Предприниматели – 1

Домохозяйка – 4

Безработные – нет

  1. Жилищные условия

Квартиры – 21

Частный дом - 3

Общежитие – 1

Съемное жилье - 2

Коммунальное жилье – нет

Без места жительства - нет

Психолого-педагогическая характеристика класса

В классе 27 обучающихся, из них 13 девочек и 14 мальчиков. Двое - Кристина П. и Павел Р. - обучаются индивидуально на дому (по состоянию здоровья). Основной части обучающихся 7 лет (2005 год рождения).

Занимаются в кружках и секциях: 26 человек (в школе – 26 человек, в системе ДО - 7 человек, вне системы ДО -  5 человек).

Уровень сплоченности коллектива. 

Коллектив класса продолжает формироваться. В классе у некоторых обучающихся сформировались дружеские отношения. У некоторых детей продолжают отчетливо проявляться лидерские качества - они организуют игры, помогают слабым - это Анита А., Виктория П., Екатерина Р., Сергей С., Григорий Л.. Дети, которым было сложно найти со всеми общий язык - за год обрели уверенность и друзей - Александр Г., Аркадий К., Влада И., Илья Ф..

На начало второго учебного года уровень сплоченности коллектива можно определить как средний.

В классе есть дети хорошо умеющие слушать, запоминать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Это Екатерина Р., Анита А., Александр С., Мария Д., Никита С., Алина К., Виктория П.

Есть ребята, которые часто нарушают дисциплину и получают много замечаний на уроках и переменах. Это Ярослав Н., Кирилл Л.

Есть и достаточно слабые дети. Они очень медленно включаются в работу, внимание их рассеянное, работоспособность низкая. Это  Данила Д, Анастасия С., Кирилл Л.

Многие обучающиеся привыкли друг к другу, встречаются устоявшиеся дружеские отношения, взаимопонимание.  Но иногда  между некоторыми обучающимися случаются и ссоры и недопонимание, в силу того, что не все дети умеют оценивать поступки товарищей и правильно реагировать на различные поступки, как свои, так и своих товарищей.


Мониторинг эффективности программы гражданско-патриотического воспитания

«Я и мир вокруг меня»

Для мониторинга программы используются  следующие критерии, показатели и диагностические методики:

№ п/п

Критерии

Показатели

Методики

1

Физическая развитость обучающихся

1. Состояние здоровья.

2. Результативность участия в спортивных мероприятиях.

3. Сформированность потребности в здоровом образе жизни

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья обучающихся.

2. Выполнение контрольных

нормативов.

3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся

2

Нравственная развитость обучающихся

1. Сформированность нравственных качеств.

2. Социальная активность

1. Педагогическое наблюдение.

2. Методика С.М. Петровой «Пословицы»

3. Анкетирование

3

Самоактуализиро-ванность личности обучающихся

1. Стремление к самопознанию и самореализации.

2. Креативность личности, наличие достижений в разнообразных видах деятельности.

3. Наличие положительной самооценки

1. Методика М.И. Рожкова по диагностике уровня творческой активности учеников.

2. Самопрезентации, создание галереи достижений (учеба, труд, творчество, спорт) – портфолио класса.

3. Рефлексивные методики

4

Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

1. Социометрия.

2. Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности обучающихся своим коллективом.

3. Педагогическое наблюдение

Для оценки личностных достижений обучающихся была разработана карта оценки школьника  по гражданско-патриотическому воспитанию.  Диагностическая карта создавалась на основе  технологии  изучения и анализа воспитанности современных школьников, представленная в статье профессора Шиловой М.И. «Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников». Из базового варианта  были выбраны  качества, которые, во-первых, согласуются с качествами, которые в ходе опроса родителей были указаны наиболее значимыми, во – вторых,  соответствуют качествам представленным в данной программе.

Диагностическая карта обучающегося начального общего образования

по гражданско-патриотическому воспитанию «Я и мир вокруг меня»

Основные показатели воспитанности патриотизма

Признаки и уровни формирующихся качеств.

1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, РС (Я) и др.

3 – знает и может объяснить все основные понятия;

2 – объясняет понятия не полностью;

1 – в объяснении понятий допускает ошибки.

2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;

1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.

3. Сформированность чувства любви к своей малой родине

3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;

2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;

1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.

4. Служение своими силами

3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;

2 – участвует в организованных другими делах;

3 – неохотно принимает участие в делах.

5. Забота о своей школе

3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;

2 – участвует в делах класса и школы;

1 – в делах класса участвует при побуждении.

Расшифровка показателей

«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;

«2» - хороший уровень;

«1» - низкий уровень.

Диагностическая карта заполняется один раз в год. В лист заносятся результаты наблюдений за указанными качествами минимум трех человек: сам ребенок, педагог, родители.

Для оценки завершающего этапа реализации программы будут использованы следующие методики:

  1. Методика изучения социальной идентичности в сфере: гражданской, национально-государственной и региональной принадлежности у детей девяти-двенадцати лет.

Методика представлена двенадцатью ситуациями, в каждой из которых два ребенка высказывают свое мнение о том или ином событии. Опрашиваемый должен в специальном бланке отметить насколько он согласен с каждым из персонажей по пятибалльной шкале (5- абсолютно прав, 4- по большей части прав, 3- в чем-то прав, в чем-то неправ, 2- по большей части неправ, 1- абсолютно неправ.)

По каждой из видов идентичности (гражданская, региональная, национально-государственной) подсчитывается суммарный балл как для позитивной,  так для негативной, идентичности. Затем определяется соотношение (разность) суммы баллов по позитивной и негативной идентичности (см. таблицу), для каждого испытуемого. Полученный балл указывает на сформированность идентичности (гражданской, региональной, национально-государственной).

Показатели сформированности идентичности:

12-16 баллов – высокий уровень сформированности идентичности

8-11 баллов – средний уровень сформированности идентичности

0-7 баллов - низкий уровень сформированности идентичности

Таблица: Определение позитивной и негативной идентичности.

Номер ситуации

Позитивная идентичность

Негативная идентичность

1

А

Б

2

А

Б

3

Б

А

4

А

Б

5

Б

А

6

Б

А

7

Б

А

8

Б

А

9

Б

А

10

А

Б

11

Б

А

12

А

Б

Номера ситуаций, соответствующих каждому из видов социальной идентичности ученика

Гражданская идентичность: 1; 7; 8; 12

Региональная идентичность: 2; 3; 9; 10

Национально-государственная: 4; 5; 6; 11

Бланк ответов

ФИО______________________________________             Школа, класс_______________________

Номер ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

Б

Ситуации

Дорогой друг! Ниже описанные  ситуации с участием двух мальчиков, таких же, как и ты. В специальном бланке поставь оценку высказыванию каждого мальчика  по пятибалльной шкале:  5 - абсолютно прав, 4- по большей части прав, 3 - в чем-то прав, в чем-то неправ, 2- по большей части неправ, 1- абсолютно неправ.

1) Два мальчика заметили возле школы несколько взрослых, которые показались им подозрительными.

А) Один сказал:

- Надо рассказать учительнице, они могут быть опасны.

Б) Второй ответил:

- Взрослые сами разберутся.

2) Два друга пошли на спортивные соревнования, на которых калужская команда соревновалась с командой из другого города.

А) Один сказал:

- Я буду болеть за нашу команду.

Б) Второй ответил:

-Нет, другая команда намного сильнее, я буду болеть за нее.

3) Два друга обсуждают переезд своего одноклассника в Москву.

А) Один сказал:

- Повезло, я бы тоже хотел уехать из Сухиничей.

Б) Второй ответил:

- А мне здесь нравится.

4)  Два друга обсуждают соседа, который занимается розыском останков погибших в Великую Отечественную войну.

А) Один сказал:

- Если бы меня взяли, я бы тоже поехал.

Б) Второй ответил:

- Кому это интересно? Так много лет прошло.

5) Два мальчика обсуждают четвертные оценки по русскому языку.

А) Один сказал:

- И почему учительница так придирается? Скоро все равно все будут говорить на английском.

Б) Второй ответил:

- Мы живем в России и должны знать русский язык.

6) Учительница дала классу задание выучить гимн России. Два друга обсуждают задание между собой.

А) Один сказал:

-И так много задают, теперь еще гимн учить! Зачем?

Б) Второй ответил:

- Мы должны знать гимн своей страны.

7) Учительница предложила собрать вещи для детей из детского дома. Два друга обсуждают это между собой.

А) Один сказал:

- Этих детей должны обеспечивать специальные люди на деньги государства.

Б) Второй ответил:

- Этим детям нужна помощь, и им не важно, кто её окажет, я обязательно принесу им что-нибудь.

8) В класс перевели приезжего мальчика, который плохо говорит по-русски. Два друга обсуждают это между собой.

А) Один сказал:

-  Пускай сначала научится говорить, потом будет учиться с нами.

Б) Второй ответил:

- Мы можем помочь ему научиться быстрее.

9) В Калугу приехала группа детей из другого города. Двух мальчиков, давно живущих в Калуге, попросили показать им Калугу.

А) Один сказал:

-  Лучше пригласить экскурсовода.

Б) Второй ответил:

-  Я с радостью покажу им достопримечательности Калуги.

10) Два мальчика вечером в день города увидели замусоренный бутылками и обертками от чипсов и мороженого сквер.

А) Один сказал:

- Наверное, те кто намусорил, не любят свой город, у себя дома они так не сорят.

Б) Второй ответил:

- Причем тут любовь к городу? Дворники все уберут.

11) Два мальчика приехали в иностранный лагерь отдыха. Они подошли к компании ребят, обсуждавших приезд русских, и услышали:

- Опять эти из России приехали!

А) Один сказал:

-  В России действительно много невоспитанных детей.

Б) Второй ответил:

- Я из России, и не позволю о своей стране говорить плохо.

12) Два мальчика шли по улице и нашли кошелек с деньгами:

А) Один сказал:

- Давай отнесем в полицию, наверное, кто-то потерял и сейчас ищет, а полиция вернет кошелек ему.

Б) Второй ответил:

- Лучше возьмем деньги и поделим, полицейские не будет искать владельца, а может быть, сами возьмут деньги.

  1. Методика «Изучение уровня морального развития» (модификация методики С. В. Молчанова «Справедливость-забота»)

Методика предназначена для выявления уровня развития моральных суждений в соответствии периодизацией развития морального сознания Л. Кольберга. Испытуемому предлагается 20 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по пятибальной шкале от «абсолютно не согласен» (1 балл) до «абсолютно согласен» (5 баллов). Все утверждения делятся на 3 группы. Первая группа состоит из 18 утверждений, описывает 6 стадий периодизации развития морального сознания Л.К. Кольберга, причем каждая стадия описывается тремя утверждениями. Вторая группа состоит из двух утверждений, в которых испытуемому предлагается сделать принципиальный выбор в ориентации на «справедливость» или «заботу», как ведущий моральный принцип.  Подсчитывается суммарный балл по каждой стадии. Выделяется стадия с максимальным баллом – она считаются присущей для конкретного испытуемого. Если разница в показателях между стадиями минимальна (1-2 балла), учитывается количество проставленных положительных оценок «4» и «5» в группах суждений.

Справедливость

Стадии морального развития по Л. Кольбергу:

  1. Доконвенциональный уровень:

- власть авторитетов, боязнь наказаний – 1, 8, 14

- инструментальный обмен: ты – мне, я – тебе – 4, 10, 16

  1. Конвенциональный уровень:

- ориентация на мнение других, стремление «быть хорошим», мораль «хорошего мальчика» - 6, 12, 18

- социальный закон и порядок – 2, 9, 15

  1. Постконвенциональный уровень:

- социальный контракт, учет прав личности – 5, 11, 13

- стадия универсальных этических принципов – 7, 17, 19

Выбор между справедливостью и заботой – 3, 20

Дорогой друг!

Ниже приведен ряд суждений. Отметь, пожалуйста, насколько ты согласен с каждым утверждением, как будто ты ставишь ему оценку и обведи кружком цифру напротив каждого утверждения, которая соответствует твоему мнению. Помни, здесь нет правильных и неправильных ответов. Соглашаться или не соглашаться с приведенными суждениями – ты решаешь сам.

5 – абсолютно согласен,

4 – согласен,

3 – в чем-то согласен, в чем-то не согласен,

2 –  не согласен,

1 – абсолютно не согласен

1.

Взрослые лучше знают, что справедливо, а что нет.

1  2  3  4  5

2.

Люди, которые следуют законам и правилам, поступают справедливо

1  2  3  4  5

3.

Я не буду поддерживать друга, если он не прав

1  2  3  4  5

4.

Я сам решаю, что справедливо, а что нет

1  2  3  4  5

5.

Я считаю, что и умные и глупые люди должны быть равны в правах

1  2  3  4  5

6.

Я буду стараться вести себя хорошо, если знаю, что меня оценивают

1  2  3  4  5

7.

Если нужно спасти жизнь человека, можно нарушить любой закон

1  2  3  4  5

8.

Люди не нарушат закон, если они будут бояться  наказания

1  2  3  4  5

9.

Надо соглашаться с мнением большинства, даже если ты думаешь по-другому

1  2  3  4  5

10.

Справедливость – это то, что полезно и выгодно для меня

1  2  3  4  5

11.

Преступники должны обладать теми же правами, что и хорошие люди

1  2  3  4  5

12

Справедливый поступок – это тот, который одобряют другие.

1  2  3  4  5

13.

Каждый человек имеет право на собственное мнение о том, что справедливо, а что нет

1  2  3  4  5

14.

Чем серьезнее преступление, тем серьезнее должно быть наказание.

1  2  3  4  5

15.

Человек должен подчиняться законам в обществе

1  2  3  4  5

16.

Справедливость - это когда я кому-то помогаю, а этот человек помогает мне.

1  2  3  4  5

17.

Ради защиты справедливости человек может совершить преступление.

1  2  3  4  5

18.

Справедливость - это когда каждый добрый поступок будет вознагражден.

1  2  3  4  5

19.

Справедливо, когда человек ведет себя по совести, а не так, как считают правильным остальные.

1  2  3  4  5

20.

Если человек, выполняя законы, становится несчастным, то ему не нужно их выполнять.

1  2  3  4  5

Используемая литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

2. Журнал «Классный руководитель».

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК. - М.-Ростов н/Д, 1999.

4. Бродский Ю.С. Смысл жизни человека и функции воспитания и среды. Теория и практика воспитательных систем.-М., 1996.

5. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе. -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000.

6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

7. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...