Программа внеурочной деятельности для 2 класса "Лесовичок"
рабочая программа (2 класс) по теме

Шелехова Екатерина Витальевна

 

Рабочая программа курса «Лесовичок» составлена на основе

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  2. Авторской программы «Школьное лесничество» Е.В. Шелехова, 2014 г;
  3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
  5. Панкратова Г.В., Ческидова В.И. Основы проектирования и анализа внеурочного мероприятия: метод.реком. /  Г.В. Панкратова, В.И. Ческидова. – Архангельск: из-во АО ИОО, 2014 – 54 с.

Представленная программа внеурочной деятельности «Лесовичок» рассчитана на применение в общеобразовательной школе и ориентирована на обучающихся 2 класса. В этом возрасте обучающиеся уже имеют представление о природе, но ещё недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в среде из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, влиянием человека на окружающую среду, формирования экологической культуры и воспитания гармоничного сосуществования человека с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblozhka_2_klass.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_lesovichok.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Конёвская средняя общеобразовательная школа»
 

Утверждаю:

Согласовано:

Директор школы

Зам. директора  по ВР

__________    / Л.В. Лукина /

___________   /М.В. Корнишина  /

«___» _____________2015г

«__»______________2015г

Программа внеурочной деятельности

 «Лесовичок»

2 «Б» класс

Программа составлена

учителем начальных классов

Шелеховой Е.В.

с. Конёво

2015 г.



Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Лесовичок»

для обучающихся 2 класса

Введение

Перед образовательными учреждениями в настоящее время стоят проблемы:

–как научить младших школьников понимать природу родного края и правильно взаимодействовать с ней;

– какими путями формировать у подрастающих граждан ответственное отношение к окружающей природе;

– как подготовить ребёнка к сбережению природных ценностей всегда и везде.

Помощь в решение этих проблем оказывает курс внеурочной деятельности «Лесовичок». Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, радоваться общению с природой. Ребёнок должен ощущать, что он живёт в живой природе, общается с ней постоянно, что он – часть её. Нужно воспитывать не абстрактную любовь к природе. Она должна быть конкретна, и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. Различные формы проведения занятий позволяют разумно сочетать интеллектуальную деятельность обучающихся с элементами занимательности, способствуют развитию экологической культуры младших школьников.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Лесовичок» составлена на основе

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  2. Авторской программы «Школьное лесничество» Е.В. Шелехова, 2014 г;
  3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
  5. Панкратова Г.В., Ческидова В.И. Основы проектирования и анализа внеурочного мероприятия: метод.реком. /  Г.В. Панкратова, В.И. Ческидова. – Архангельск: из-во АО ИОО, 2014 – 54 с.

Представленная программа внеурочной деятельности «Лесовичок» рассчитана на применение в общеобразовательной школе и ориентирована на обучающихся 2 класса. В этом возрасте обучающиеся уже имеют представление о природе, но ещё недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в среде из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, влиянием человека на окружающую среду, формирования экологической культуры и воспитания гармоничного сосуществования человека с природой.

Цель программы:

– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;

2. Развитие интереса к изучению природы родного края.

3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;

4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: лекции, эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет обучающимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения с ней.

Содержание программы:

Программа включает в себя учебный курс, состоящий из 4 разделов:

1.  развитие у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира;

2. формирование представлений о природе как универсальной ценности;

3. изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

4. развитие умений, связанных с изучением окружающей среды.

 

Программа рассчитана на 17 часов. Из них:

теоретических занятий – 8,

практических занятий – 4.

Занятия курса проводятся 1 раз в две недели. Занятия можно проводить со всем коллективом и по группам.

Формы контроля промежуточных результатов:

  • творческие задания;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • выставки творческих работ;
  • тесты.

Программа внеурочной деятельности будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный материал и проведены все практические занятия;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся.

По окончании года обучения, обучающиеся

должны знать:

– представителей растительного и животного мира края, их значение в природе и жизни человека;

– формы охраны природы;

должны уметь:

– вести простейшие наблюдения в природе

– соблюдать правила поведения в природе;

– называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира области;

применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

– оценки воздействия человека на природу;

– выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

– удовлетворения познавательных интересов;

– поиска дополнительной информации о родном крае.


Содержание программы

2 класс

«Лесовичок»

п/п

Тема раздела

Количество часов

Универсальные учебные действия

1.

Первые шаги по тропинке открытий. Геометрия живой природы.

5

-  работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;

- записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления;

- вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество);

- применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

- выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

- соотносить форму и свойства различных природных объектов;

- выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

- применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;

- устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.

2.

Природа в наших ощущениях.

3

- изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

- проводить наблюдения за природными объектами;

- работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;

- выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения;

3.

Природа и её обитатели

5

- планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

- составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

-находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

4.

Лесные ремёсла.

4

- приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;

- различать предметы наиболее известных народных промыслов;

- приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Количество

часов

Первые шаги по тропинке открытий. Геометрия живой природы. 5 часов

1

Правила разведчиков природы

2

2

В гости к осени

1

3

Этажи леса

1

4

Прогулка – игра «Осенний калейдаскоп»

1

Природа в наших ощущениях. 3 часа

5

Куда дует ветер?

1

6

Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения.

1

7

Конкурс рисунков  «Природа и мы»

1

Природа и её обитатели. 5 часов

8

Зимняя сказка: на снегу и под снегом. Кто и как приготовился к зиме

1

9

Пернатые – наши друзья

1

10

Экологическая акция «Берегите птиц!»

1

11

Жизнь на водоемах

1

12

Природа и фантазия. Пр. занятие

1

Лесные ремёсла. 4 часа

13

Экологическая игра «В царстве Берендея»

1

14

Лесные знатели (экскурсия в Приозерное лесничество)

1

15

Искусство составления букетов.

1

16

Творим чудеса своими руками «Это моё1 Конево»

1

17

Знаем ли мы свой лес? (Игра-КВН)

1

Рекомендуемая литература для учителя:

Благосклонов, К.Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984

Брылёв В.А. География и экология своей области. – Волгоград: Перемена, 2005.

Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

Газета // Зелёная орбита. – Апрель, 2007.

Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Архангельской области. – Электронное издание.

Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. – М.: Детская литература, 1975.

Шорыгина, Т.А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...