Программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики"
рабочая программа (3 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности для 3 или 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnyy_mir_informatiki.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» города Калуги

«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения

___________ / /                        

Протокол №___

от «___» ____________201_ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

___________/ /

«___» ___________201_г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги

__________ / /

Приказ №______

от «___» ____________201_ г.

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ИНФОРМАТИКИ »

201_/201_ УЧЕБНЫЙ ГОД

Направление: общеинтеллектуальное

Составитель программы:

СВЕТНИК НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

201_ г.

Оглавление

Пояснительная записка        3

Характеристика курса        3-4

Место курса в учебном плане        4

Планируемые результаты        4-6

Содержание разделов        6

Тематическое планирование        7-8

Материально-техническое обеспечение        8

Пояснительная записка

        Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

      Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп:  личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности. Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса оказывается довольно большим. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Общая характеристика курса

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Цели изучения информатики в начальной школе:

-освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

-овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

-развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении задач и в повседневной жизни;

-воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Задачи курса:

-формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией;

-формирование умения представлять информацию различными способами, упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям, строить простейшие логические выражения с использованием связок;

-формирование понятий команда, исполнитель, алгоритм  и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

-привитие обучающимся необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Изучение информатики позволяет сформировать у учащихся многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер (сбор, хранение, передача, преобразование информации; построение схем, таблиц и др.). В связи с этим часть метапредметных результатов, включающих осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и межпредметные понятия, входит в структуру предметных результатов курса информатики. Вариативность заданий в курсе информатики, связь с различными предметами школьного курса (математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка), опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для усвоения предметных знаний и овладение способами действий, коллективное обсуждение ответов позволяют оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса у учащихся.

Место курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи;
  • ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;
  • развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы;
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию объектов.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

В сфере коммуникативных универсальных учебных умений ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что – нет.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • устанавливать истинность утверждений;
  • читать и заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные диаграммы;
  • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач;
  • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
  • собирать и представлять полученную информацию в разной форме;
  • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Содержание курса

.

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения при работе с компьютером. – 1 ч

Информация и информационные процессы – 9 ч

Информация как сведения об окружающем нас мире. Восприятие информации человеком. Виды информации по способу восприятия (зрительная, звуковая, осязательная, обонятельная, вкусовая). Источники, приёмники информации, канал связи. Информация как необходимый элемент общения. Средства общения. Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, об- работка и передача информации. Способы хранения информации. Носители информации. Виды информации по форме представления: текст, изображение, звук, число. Компьютер как устройство для работы с информацией различного вида. Устройства ввода/вывода, обработки, хранения информации. Создание слайд-шоу.

Текстовая информация – 9 ч

Текстовая информация. Основные объекты текстового документа (символ, слово, строка, абзац). Правила ввода текста. Создание текста, его форматирование, сохранение. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование. Работа с текстом (изменение типа, размера и цвета текста). Объект WordArt, автофигуры. Вставка графических объектов в текст. Сохранение документа, вывод его на печать. Создание и обработка текстов, рисунков (в том числе из готовых фрагментов).

Графическая информация- 4 ч

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Создание компьютерной презентации – 11 ч

Понятие «презентация». Законы и правила при создании презентации. Редактор презентаций. Применение редактора презентаций. Создание простой презентации с анимацией объектов, гиперссылками. Включение в слайд графических объектов, объектов WordArt, звуковых эффектов.

Тематическое планирование

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Деятельность учащихся

1.

Компьютеры вокруг нас. Правила техники безопасности при работе с компьютером.

1

Следовать рекомендациям по безопасной работе за компьютером.

Следовать гигиеническим реко- мендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

Выделять основные информаци- онные процессы (сбор, хранение, обработка, передача). Приводить примеры информационных процессов, в которых участвует человек. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информа- цию. Использовать информацию для установления отношений, причинно-следственных связей.

2.

Понятие информации Получение, хранение, передача и обработка информации. Кодирование информации.

1

3.

Текстовая информация. Основные объекты текстового документа (символ, слово, строка, абзац). Правила ввода текста.

1

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Запускать текстовый редактор. Выделять смысловые зоны окна текстового редактора. Создавать, вводить текст и со- хранять текстовый документ. Анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов, дополнение текстов иллюстрациями, схемами, таблицами, сохранение и  редактирование печатных публикаций).

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

4.

Создание текста, его форматирование, сохранение.

1

5.

Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование.

1

6.

Работа с текстом (изменение типа, размера и цвета текста). Объект WordArt, автофигуры.

1

7.

Вставка графических объектов в текст. Сохранение документа, вывод его на печать.

1

8.

Создание открытки по собственному замыслу (творческая работа).

1

9.

Создание и форматирование таблицы.

1

10.

Работа с таблицей. Представление текста в несколько столбцов.

1

11.

Создание текстового документа по собственному замыслу.

1

12.

Графическая информация, ее назначение. Виды графических объектов.

1

Выделять смысловые зоны окна графического редактора. Определять назначение основ- ных инструментов графического редактора.

Использовать инструменты «ка- рандаш», «заливка цветом», «ла- стик» в графических редакторах. Анализировать, сравнивать информацию, представленную в графической форме. 

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

13.

Графический редактор Paint. Инструменты художника, чертежника.

1

14.

Копирование, вырезание, группировка, перемещение объектов. Вставка текста. Учимся рисовать.

1

15.

Учимся рисовать. Создание новогоднего рисунка по собственному замыслу.

1

16.

Источники информации для компьютерного поиска. Способы поиска информации.

1

Осуществлять поиск файла или папки на компьютере

Определение ключевых слов (фраз) для поиска необходимой информации. Под руководством учителя осуществлять поиск информации по ключевым словам, по тематическим каталогам, по известному адресу в сети Интернет. Перечислять возможности ком- пьютерных сетей. Анализировать информацию, представленную в различной форме.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Запускать редактор слайд-шоу. Выделять смысловые зоны окна редактора. Реализовывать этапы создания слайд-шоу

17.

Просмотр и подбор информации по теме. Поиск файлов.

1

18.

Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы.

1

19.

Поиск информации, сохранение результатов поиска.

1

20.

Поиск изображений, сохранение найденных изображений.

1

21.

Обработка изображений.

1

22.

Создание изображений. Добавление текста к рисунку.

1

23.

Создание слайд-шоу.

2

24.

Знакомство с Microsoft Power Point. Создание слайдов. Фон слайдов.

1

Осуществлять поиск нужной информации. Анализировать, сравни- вать, обобщать информацию, представленную в разном виде. Представлять информацию в тек- стовой и графической форме

Реализовывать этапы создания презентации.

Называть устройства ввода/выво- да звуковой информации. Создавать упорядоченный список действий, выполняемых объектом. Осуществлять поиск информации (звуковой). Добавлять звук объектам.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

25.

Рисование с помощью автофигур. Вставка звуков, музыки, изображений.

1

26.

Анимация объектов. Переход слайдов.

Гиперссылка.

1

27-31.

Создание компьютерной презентации.

(проект)

5

32-33.

Защита презентаций

2

34.

Подведение итогов.

1

Материально-техническое обеспечение курса

Нетбуки

Проектор

Экран

Выход в Интернет

Для учителя:

Персональный компьютер,

Учебник Нателаури Н.К., Маранин С.С. «Информатика и ИКТ» - Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))

Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"

Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...

Программа внеурочной деятельности по информатике для 1 класса "Занимательная информатика"

Программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе....

Программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Программа предназначена для учащихся начальных классов. Предусматривает два уровня сложности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика и робототехника в начальной школе"

Представлена программа по информатике для внеурочных занятий в начальной школе...