Классный час Дети войны
классный час (3 класс) на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Классный час «Дети войны»

Цели и задачи:

- Развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

- Расширять знания о Великой Отечественной войне.

- Познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;

-Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час Дети войны76 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Дети войны»

Цели и задачи:

- Развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

- Расширять знания о Великой Отечественной войне.

- Познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;

-Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

“Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”.

Ф.М. Достоевский (слайд 1)

Его я узнала не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те  дни мы в  войну не играли,

Мы просто дышали войной. (слайд 2)

Учитель. Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников – военном поколении детей. Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Недетская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по серым листам похоронок. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.         (слайд 3)

Ведущий 1. А. Твардовский  сказал: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль. (слайд 4)

Учитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение русского народа.  (слайд 5)
М. Джалиль "Варварство". 

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья,
Еще не старой женщины. Она,
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,  
(слайд 6)
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно
.  (слайд 7)
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
(слайд 8)

Ведущий 2. Блокада… Ещё одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам. Смотреть на голодающих детей (их в городе было около 400 тысяч), чувствовать свою беспомощность перед тем, что ничем им помочь не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери, совершали подвиг милосердия, отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. (слайд 9)

Чтец

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки.

Рядом с ним  лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам-

Дом из мрака шагнул, покарежен пожаром.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням,

И вошел. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки. Бледные губки.

Старичок семилетний в потрепанной шубке.

Хлеба черствый кусок  дал он сыну: (слайд 10)

- Пожуй-ка!... –

И шагнул он туда, где чадила буржуйка.

Там - поверх одеяла – распухшие руки.

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бледные плечи

 И в глаза заглянул, что мерцали как свечи….

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца. Настоящий мужчина.

И  когда замигал догоревший огарок

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант  вновь садился в трехтонку,-

-Приезжай!,- закричал ему мальчик вдогонку.

Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол

Тот же самый кусок – ненадкушенный, черствый

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему положила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила.

Егор Лившиц

Чтец. Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева.

          …Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи:

“28 декабря 1941 года Женя умерла…

Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все.   Девочке Тане 11 лет…

 (слайд 11)

Чтец:

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

1 июля 1944 года Танечка тоже умерла.

 (слайд 12)

Учитель. Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов, но они никогда не смогут рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, наблюдая, как умирают его близкие.

Ведущий 1

Конечно, подумать – кому она легче,

Лихая година была?

Но всё же война на детские плечи

Всей тяжестью взрослой легла.

Сиротство, и холод пронзающей стужи,

И голод, и слёзы, и смерть!

Войной просквожённые детские души

Уже никогда не согреть.

Учитель. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Послушай о ребятах, о ваших сверстниках, которым пришлось вместе со взрослыми встать на защиту нашей Родины.

Ученик:  Лёня Голиков. (Слайд 14) Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.  Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звание Героя Советского Союза

Ученик:  Валя Котик. (Слайд 15) Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.  Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.  Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Ученик:  Зина Портнова. (Слайд 16) Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.   В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины.   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученик:  Марат Казей... (Слайд 17) Война обрушилась на белорусскую землю.  В деревню, где жил Марат с мамой,  ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый  класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. Мать Марата Казея  прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

Ученик:  Володя Дубинин (Слайд 18)  был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалёв. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате десантной операции 1941—1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Ученик:  Ковалёв Саша  (Слайд 19) родился в семье инженера Филиппа Марковича Рабиновича и Елены Яковлевны Рабинович В 1937 году его родители были репрессированы. После ареста родителей воспитывался в семье тёти переводчицы Риты Ковалевой. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ярославскую область, а позже, вернулся к месту службы мужа тёти  - Николая Петровича Ковалёва в Архангельск, где поступил на катер.

В 1942 году поступил в Соловецкую школу юнг под именем Александр Николаевич Ковалёв в группу подготовки мотористов. После её окончания был распределен на эсминец «Громкий», а после — на торпедный катер. Участвовал в 20 боевых операциях Северного флота.

8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв,  атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации.  В результате, которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв,  прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом,  удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на судне находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера.

 9 мая 1944 Саша Ковалев погиб в результате взрыва германской фосфорной мины, неразорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника. Был награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).

  Лара Михеенко (Слайд 20)  родилась в Ленинградской области) В начале июня 1941-го года Лара вместе со своей бабушкой поехала на летние каникулы к дяде Лариону в деревню Печенёво Пустошкинского района Калининской области (в настоящее время территория Псковской области). Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны. Весной 1943 года Лара вместе с подругами, которых фашисты хотели угнать в Германию, ушли в партизанский отряд.

В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов из-за подозрительности немцев. Девушки собирали сведения о дислокации фашистов, узнавали, где собирают отобранный скот для отправки в Германию, какое количество солдат и техники в том или ином районе. Кроме разведки приходилось Ларе и её подругам заниматься и другим делом — распространением агитационных листовок.  Внезапно появились враги. Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась. 4 ноября 1943 года Лариса Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Ведущий 2.  По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов

Дети оставались в регулярной части с разрешения командира подразделения,  юный солдат мог остаться в части, которые вносили его в список части и ставили на довольствие. В этом случае ребёнку выдавалось обмундирование; могло быть выдано и личное оружие. (слайд 21)

Ведущий 1. Большинство из сыновей полка просто выполняли различные хозяйственные функции в подразделении. Однако немало среди них принимали непосредственное участие в боевых действиях: юные разведчики, пехотинцы, танкисты, юнги.  (слайд 22)

Ученик.  (слайд 23) В апреле 1943 г. Аркадий Каманин  прибыл в штурмовой авиационный корпус, которым командовал его отец, на Калининский фронт. Сначала Аркадий работал механиком по спецоборудованию в эскадрилье связи.  Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. В июле 1943 года был выпущен в первый "официальный" самостоятельный полет на самолете У-2. После чего четырнадцатилетний Аркадий назначается на должность летчика.  Воевал на нескольких фронтах: Калининский фронт , 1-й Украинский фронт, 2-й Украинский фронт. За весь период своей службы А. Каманин произвел более 400 вылетов на задание по маршруту, при чем,  часть из них производилась в сложных метеоусловиях и в непосредственной близости от линии фронта.

Ведущий 2.  В действующей армии служили и «дочери полка», так например на 3-м Украинском фронте служила десятилетняя санитарка Вера Белякова, воевала 14-летняя пулемётчица Маша Щербак, спасла от взрыва госпиталь в Бернау 13-летняя санитарка Валя Таран, начавшая свою службу в 10-летнем в возрасте в Керчи. (слайд 24)

Ведущий 1. Многие юные солдаты были награждены орденами и медалями. Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой шестилетний Сергей Алешков, который под Сталинградом спас командира, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами. За это он был награждён медалью «За боевые заслуги». (слайд 25)

Учитель.

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских — седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

Песня Ильи Резника «Дети войны».

На Минском шоссе.

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Еще вчера хотелось у дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы.

В пути минуты длились, словно дни.

Все время сыну было непонятно:

Зачем свой дом оставили они?

Что значат слезы, плач, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Которые в тенечке у кювета, раскинув руки,

Вместе с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы..

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у кювета,

И этим мамам никогда не встать!

Но сын вопросы задавал упрямо

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От пули не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг.

В его глазах, доныне безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось.

Он прежним больше не был.

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Учитель. Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам. Имена не всех героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни. (слайд 26)

Чтец. (слайд 27)

Майор привез мальчишку на лафете,

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди любимую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Ты это горе знаешь понаслышке,  

А  нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.        

Чтец. (слайд 31)

Я недавно смотрела фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему  нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,
Лебеда – их еда и землянка – их кров,
А мечта до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Учитель. Победа досталась нам очень дорого, поэтому об этом мы должны знать.  Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую жизнь!                                        

Объявляется минута молчания.

Учитель.

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Видеофрагмент «Пусть всегда будет солнце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Дети войны" 4 класс

Классный час "Дети войны" рассказывает о том, какое принимали участие дети в годы Великой Отечественной войны....

Классный час "Дети войны"

Материал подойдёт для проведения   классного часа, линейки, посвящённой 9 мая в 1-4 классе. Стихотворения, музыкальное сопровождение оставляют большой след в сердцах ребят....

Презентация к классному часу "Дети войны"

Целью данного проекта является формирование у школьников понимание того, что будущее и настоящее  невозможно без  прошлого. Поэтому надо знать и уважать историю своей страны, своей семьи.Лич...

Классный час "Дети войны"

Аннотация, фотоматериал...

Классный час "Дети войны" для учащихся 3 - 4 классов

Классный час посвящен пионерам-героям, учавствующим в Великой Отечественной войне....

Классный час "Дети-войны"

Классный час для начальных классов с презентацией "Дети-войны"...

Классный час "Дети войны"

Материал содержит информацию о судьбах большинства детей во время Великой Отечественной войны. К данному классному часу прилагается презентация....