Классный час "Дети войны"
классный час (4 класс) на тему

Александрова Неля Фаритовна

Материал содержит информацию о судьбах большинства детей во время Великой Отечественной войны. К данному классному часу прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне.

        Мы – поколение детей, родившихся в 21 веке, в мирное время. Мы никогда не слышали грохота орудий, взрывов и воя сирены. Нам не приходилось прятаться от бомбёжек, голодать. Но когда мы слышим слово «война», содрогаемся от мысли, думая о том, что приходилось испытывать юным жителям нашей страны в годы войны, нашим ровесникам и  ещё совсем маленьким детям. Взрослые лишили их детства… Лишили родителей… Дома… Многих Родины… Давайте вместе заглянем в прошлое и узнаем о судьбах многих детей той грозной поры…

 Тринадцать миллионов детских жизней

 Сгорело в адском пламени войны.

 Их смех фонтаном радости не брызнет

 На мирное цветение весны.

 Мечты их не взлетят волшебной стаей

 Над взрослыми серьезными людьми,

 И в чём-то человечество отстанет,

 И в чём-то обеднеет целый мир.

 Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

 А в Ленинграде – каменный Цветок,

 Чтоб в памяти людей остался дольше

 Прошедших войн трагический итог.

 Тринадцать миллионов детских жизней -

 Кровавый след коричневой чумы.

 Их мертвые глазёнки с укоризной

 Глядят нам в душу из могильной тьмы,

 Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

 Из бликов пискаревского огня:

 "Неужто память жгучая остынет?

 Неужто люди мир не сохранят?"

 Их губы запеклись в последнем крике,

 В предсмертном зове милых мам своих...

 О, матери стран малых и великих!

 Услышьте их и помните о них!

                                               А. Молчанов

ВОЙНА… Да что я помню о войне?!

 Но помню все, хотя и было мне

 Всего пять лет в том горестном году,

 Когда напали немцы на страну.

                                                    М. Спирина

Дети  встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях,  дома, и в гостях у бабушки, на переднем крае и в глубоком тылу.

 Все рухнуло в тот сонный миг.
И ад ворвался на рассвете.
Был первый бой… И первый крик!
Пришла война! Родились дети!

        Фашисты и  на территории нашей страны уничтожали мирное население, сжигали целые деревни, чаще всего с оставшимися жителями: женщинами, стариками и детьми, бомбили города, эшелоны с беженцами.

Среди сугробов и воронок

 В селе, разрушенном дотла,

 Стоит, зажмурившись ребёнок –

 Последний гражданин села.

 Испуганный котёнок белый,

 Обломок печки и трубы –

 И это всё, что уцелело

 От прежней жизни и избы.

 Стоит белоголовый Петя

 И плачет, как старик без слёз,

 Три года прожил он на свете,

 А что узнал и перенёс.

 При нём избу его спалили,

 Угнали маму со двора,

 И в наспех вырытой могиле

 Лежит убитая сестра.

 Не выпускай, боец, винтовки,

 Пока не отомстишь врагу

 За кровь, пролитую в Поповке,

 И за ребёнка на снегу.

                               С. Маршак

 Да кого же убийство детей беззащитных не тронет?

 Нету боли страшнее, чем видеть страданья детей.

Дети - узники  концлагерей

Во время своих агрессивных походов фашистский вермахт не щадил даже детей. И уже никогда не будет установлено количество детей, уничтоженных или умерших в концлагерях. От них остались лишь горы маленьких ботинок и игрушек.

Дети в Освенциме

 Мужчины мучили детей.

 Умно. Намеренно. Умело.

 Творили будничное дело,

 Трудились – мучили детей.

 И это каждый день опять:

 Кляня, ругаясь без причины...

 А детям было не понять,

 Чего хотят от них мужчины.

 За что – обидные слова,

 Побои, голод, псов рычанье?

 И дети думали сперва,

 Что это за непослушанье.

 Они представить не могли

 Того, что было всем открыто:

 По древней логике земли,

 От взрослых дети ждут защиты.

 А дни всё шли, как смерть страшны,

 И дети стали образцовы.

 Но их всё били.

 Так же.

 Снова.

 И не снимали с них вины.

 Они хватались за людей.

 Они молили. И любили.

 Но у мужчин "идеи" были,

 Мужчины мучили детей.

 Я жив. Дышу. Люблю людей.

 Но жизнь бывает мне постыла,

 Как только вспомню: это – было!

 Мужчины мучили детей!

                             Наум Коржавин

Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Самые страшные их детские воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты бесчинствовали на оккупированных территориях: расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями - кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. И еще долгие годы после войны люди, по чужой недоброй воле ставшие заложниками колючей проволоки, скрывали прошлое, боясь не то что говорить, но даже думать о том, что с ними произошло. Ведь многих ждало обвинение в измене родине и очередной этап, теперь уже в сталинские лагеря. Дети-узники не были исключением, на них тоже распространялся позор измены.

Для лагерного начальства дети были ненужным балластом. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: «Лучше следи за своим ублюдком!».

Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.

Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью - заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечные, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ребенка - лишали смысла жизни.

И вам пришлось все годы жить

 Под знаком скорби и печали.

 Не в силах матери забыть,

 Как вы от голода молчали...

 А вы росли вместе с войной.

 Иного мира вы не знали.

 Кусочек сахара с водой –

 Пределом ваших был мечтаний.

ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели.

Шумела гроза над землею,

 Мужали мальчишки в бою…

 Знает народ: пионеры – герои

 Навечно остались в строю!

Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.

Лёня Голиков

Когда началась ВОВ Лёня уходит в партизанский отряд. Он расклеивает листовки. выполняет различные поручения. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни. В одном из них он трагически погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован приказ о присвоении Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.

В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. И Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.

Валя Котик.

Пионер Шепетовского  района Хмельницкой области. Когда в деревню ворвались фашисты, Валя вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.

Вале было доверено быть связным и разведчиком. Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с братом и матерью уходит к партизанам. В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету - 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён медалью "Партизану отечественной войны" 2 степени и орденом отечественной войны 1 степени.

Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Марат Казей.

Когда война обрушилась на белорусскую землю, Марат вместе с мамой уходит в партизанский отряд. Враг лютовал. Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.

Юные герои!

         Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с самыми замечательными людьми нашей страны, навсегда оставшиеся в благодарной народной памяти!

         О них сложены песни, стихи, написаны книги, их именами названы городские улицы. По-особому дороги нам подвиги юных участников войны и труда. Ведь их совершили дети, подростки!  Сколько им было от роду? Двенадцать, четырнадцать лет. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась. Мы не знаем, кем бы они выросли - поэтами, учеными, космонавтами, строителями? Но знаем, что потеряли очень хороших людей, которые совершили бы ещё немало доброго.

 Юные погибшие герои,

 Юными остались вы для нас.

 Мы - напоминание живое,

 Что отчизна не забыла вас.

 Жизнь иль смерть - и нету середины

 Благодарность вечная вам всем,

 Маленькие стойкие мужчины,

 Девочки, достойные поэм.

Дети блокадного Ленинграда

Цветок жизни

 По Дороге Жизни – сглаженной, спрямлённой,

 Залитой асфальтом - мчит машин поток.

 Слева, на кургане, к солнцу устремлённый

 Их встречает белый каменный Цветок.

 Памятью нетленной о блокадных детях

 На земле священной он навек взращен,

 И к сердцам горячим всех детей на свете

 Он призывом к Дружбе, к Миру обращён.

 Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!

 Подойдите ближе, головы склоня.

 Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,

 Тех, кто детским сердцем город заслонял.

 У Дороги Жизни шепчутся берёзы,

 Седины лохматит дерзкий ветерок.

 Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,

 Плачет вместе с вами каменный Цветок.

 Сколько их погибло – юных ленинградцев?

 Сколько не услышит грома мирных гроз?

 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться.

 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз.

 Их похоронили в братские могилы.

 Был обряд блокадный, как война, жесток.

 И цветов тогда мы им не приносили.

 Пусть теперь в их память здесь цветёт Цветок.

 Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,

 Поднял выше леса белый лепесток.

 Всей земле Российской, всей земной планете

 Виден этот белый каменный Цветок.

                                                         А. Молчанов

Лишь   три процента  жизней унесли  бомбежки и артобстрелы. 97 процентов  жителей  блокадного города погибли от голода.

Самой тяжелой была зима  1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только  наполовину состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых, целлюлозу, обойный клей.

Но и за этим  маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек  хлебозаводы не работали и матери ни с чем  возвращались домой, где их ждали голодные дети

У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для  них  обычной  картиной. Но все они мечтали о будущем, о  будущем без войны. И поэтому, преодолевая  слабость, в лютый холод,  под обстрелами – они шли в школу. В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало  меньше, многие   погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки». Школьники  приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненых.  Пели им  песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова. С 1943 года   в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

Дети в тылу вместо отцов.

Дети  вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети   изготавливали  детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята   могли работать за станками, для них  делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день  – никто не считал.

В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.

Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль “За оборону Москвы”. Медалью “За оборону Ленинграда” были награждены более 15 тысяч пионеров.

Кто мог оказать помощь юным солдатам в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны? Кто их обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением для борьбы с врагом? Эта помощь оказывалась такими же юными рабочими - мальчиками и девочками, которые вместе со взрослыми работали слесарями, токарями, фрезеровщиками без выходных дней и отпусков. В тылу они проявляли чудеса трудового героизма, выполняя задание для фронтов Великой Отечественной войны.

         Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Их трудовая деятельность явилась замечательным примером беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым.

После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. Руками пионеров и школьников было изготовлено более миллиона различных изделий значительная часть из которых была отправлено в качестве подарков в действующую армию. Нетрудно представить, какую радость они доставляли воинам – фронтовикам.

Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви.

Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам – фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!». Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.

Василий Васильевич

 В великой русской кузнице за каменной горой

 Стоит, гудит, работает заводик номерной.

 Туда Василь Васильевич приходит чуть заря

 И весело командует: "За дело, токаря!»

За горы за Уральские молва о нем идет,

 А он себе работает и бровью не ведет.

 Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.

 Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

С глазами светло-синими, с кудрявой головой

 Работает, старается гвардеец тыловой.

 Фотографы газетные бегут его снимать.

 Никто Василь Васильича не может обогнать.

 В минуту получается готовая деталь,

 На грудь ему повешена отличия медаль.

 Девчата им любуются, подходят и молчат,

 А он и не оглянется, не смотрит на девчат.

 За горы за Уральские молва о нем идет,

 А он себе работает и бровью не ведет.

 Василию Васильичу всего тринадцать лет.

 Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!

                                                                   Б. Ласкин, 1944

Сыны полка.

Сыновья полков - так называли юных героев, которые прошли с нашей армией по дорогам войны. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

Во время Великой Отечественной войны много детей осталось сиротами. Случалось, что во время наступления солдаты находили  ребят в разорённых фашистами деревнях и уговаривали командиров оставить смышлёного пацанёнка в воинской части, чтобы ребёнок, о котором некому заботиться, не погиб с голоду или от случайной пули. Так школьники 10-16 лет становились настоящими солдатами, их называли "сын полка".  В архивах сохранилось много фотографий мальчишек в военной форме - некоторые из этих ребят выросли на войне и встретили Победу в поверженном Берлине.

Детское сердце явилось огромным,
Смело сражалось с врагом вероломным.
Дети- герои идя на войну,
Насмерть стояли спасая страну!

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

 Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет, нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

Суровые годы военных времён,

Преступный фашизм трибуналом клеймён.

Не смеет он больше шагать по планете,

Пусть в мире без войн улыбаются дети!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети войны (о судьбах большинства детей в годы ВОВ)

Слайд 2

Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтаном радости не брызнет На мирное цветение весны . Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне

Слайд 3

ВОЙНА… Да что я помню о войне?! Но помню все, хотя и было мне Всего пять лет в том горестном году, Когда напали немцы на страну.

Слайд 4

Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит , зажмурившись ребёнок – Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы – И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс. При нём избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребёнка на снегу.

Слайд 5

Да кого же убийство детей беззащитных не тронет? Нету боли страшнее, чем видеть страданья детей.

Слайд 6

Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились – мучили детей. И это каждый день опять: Кляня, ругаясь без причины... А детям было не понять, Чего хотят от них мужчины. За что – обидные слова, Побои, голод, псов рычанье? И дети думали сперва, Что это за непослушанье. Они представить не могли Того, что было всем открыто: По древней логике земли, От взрослых дети ждут защиты.

Слайд 7

А дни всё шли, как смерть страшны, И дети стали образцовы. Но их всё били. Так же. Снова. И не снимали с них вины. Они хватались за людей. Они молили. И любили. Но у мужчин "идеи" были, Мужчины мучили детей. Я жив. Дышу. Люблю людей. Но жизнь бывает мне постыла, Как только вспомню: это – было! Мужчины мучили детей! Наум Коржавин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И вам пришлось все годы жить Под знаком скорби и печали. Не в силах матери забыть, Как вы от голода молчали ... А вы росли вместе с войной. Иного мира вы не знали. Кусочек сахара с водой – Пределом ваших был мечтаний.

Слайд 2

Дети-герои. Юные погибшие герои, Юными остались вы для нас. Мы- напоминание живое, Что отчизна не забыла вас. Жизнь иль смерть - и нету середины Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки , достойные поэм.

Слайд 3

Дети блокадного Ленинграда Сколько их погибло – юных ленинградцев? Сколько не услышит грома мирных гроз? Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться. Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С глазами светло-синими, с кудрявой головой Работает, старается гвардеец тыловой. Фотографы газетные бегут его снимать. Никто Василь Васильича не может обогнать. За горы за Уральские молва о нем идет, А он себе работает и бровью не ведет. Василию Васильичу всего тринадцать лет. Привет, Василь Васильевич, примите наш привет! Дети в тылу вместо отцов

Слайд 2

Детское сердце явилось огромным, Смело сражалось с врагом вероломным. Эти мальчишки идя на войну, Насмерть стояли спасая страну!

Слайд 3

Давно уж бои отгремели, Но время не вычеркнет, нет! Мальчишку в солдатской шинели Неполных пятнадцати лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Война и дети".

Классный час посвящён детяым, которые жили в годы Великой Отече6ственной Войны и вместе со взрослыми принимали активное участие в боевых действиях....

Классный час "Война 1812 года"

Тема «Отечественная война 1812 года»Цели занятия1. Сформировать представления о войне 1812 года.2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.3. Воспитывать патри...

Классный час война 1941 года

В данной презентации рассказывается о потерях, которые пережили советские люди, о героизме и вере в победу....

классный час "Война 1812 года"

классный час "Война 1812 года"...

классный час "Войной украденное детство"

Классный час "Войной украденное детство" с мультимедийной презентацией для учащихся 1-4 классов....

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти людской"

Цель классного часа: нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....

классный час "Война ворвалась в детство, в юность"

Этот классный час посвящен детям-участникам Великой отечественной войны. Также на классном часе использовалась презентация....