Сценарий "Были и небылицы Невского проспекта"
учебно-методический материал на тему

Деулина Людмила Юрьевна
Для изучения истории родного города Санкт-Петербурга

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Сценарий «Были и небылицы Невского проспекта» 

                                         (Знай и люби свой город)

Цель:

Воспитание патриотизма и любви к своему городу, гражданственности, духовности

Задачи:

- приобщение подростков к историческому, культурному и

  духовному наследию Санкт-Петербурга

- раскрытие творческих и артистических способностей школьников.

     Сценарий в виде пешей экскурсионной прогулки по Невскому проспекту.

                    1-й ведущий:

Наш город тайнами с рождения окутан,

Легенды каждый камень здесь хранит.

И Невских вод мерцанье перламутра

Таинственностью вас заворожит.

                    2-й ведущий:

И мы собрались в этом шумном зале,

Чтоб тайн завесу хоть немного приоткрыть.

Чтоб больше бы о Петербурге все узнали,

Чтоб с гордостью могли им дорожить.

                    1-й ведущий:

Дела оставив, вместе с вами,

Мы на свиданье с городом спешим.

Вот Невский знаменитый перед нами,

Мы по нему прогулку совершим.

                    2-й ведущий:

Начнем мы с площади Восстанья,

Московский где вокзал стоит.

О ней вы почерпнете знанья,

Наш путь к Дворцовой от нее лежит.

                    1-й ведущий:

     Эта площадь раньше называлась Знаменской. Какое-то время директором вокзала на Знаменской был Николай Миклухо-Маклай – отец будущего этнографа и товарища папуасов.

     В 1909 г. на Знаменской площади установили памятник Александру III, там где сейчас стоит стела «Городу-герою» (1). Автором памятника был скульптор Паоло Трубецкой.

     Памятник был необычен: грузный император верхом на лошади-тяжеловозе с коротко подстриженным хвостом; на самые глаза Александра надвинута шапка.

     Многие решили, что Трубецкой создал тонко-ироническую фигуру, не слишком лестно обрисовывающую императора и его царствование.

                                              2-й ведущий:

В городе о памятнике слагали сатирические стихи:

На площади – комод,

На комоде – бегемот,

На бегемоте – обормот (2)

Или такие, написанные сатириком Александром Рославлевым:

Третья дикая игрушка

Для российского холопа:

Был царь-колокол, царь-пушка,

А теперь еще царь-жопа.

В 30-е годы памятник сняли и отправили «в почетную ссылку» во двор Русского музея. А в ноябре 1994 года памятник переехал во двор Мраморного дворца.

                                             1-й ведущий:

     Революции не обошли Знаменскую площадь стороной. В феврале 1917 года здесь столкнулись рабочие с полицейскими. Вот что писал один известный журналист о чертах революционного времени: «Здесь, на Невском, недалеко от Лиговки, стоял и плакал борец Фосс – феноменальный обжора. Начались голодные месяцы. Толстяк врывался в буфет вокзала, где еще стояли на стойке бутерброды и лежали круги колбас. Он жадно поедал все это, громко плача и отбиваясь от официантов железными локтями и слоновыми ногами… Это был бич гостиниц и ресторанов.»

                 2- ведущий:

Теперь пройдем мы к дому сто,  (3)

Где раньше был «театр Лиин».

И вам расскажем здесь про то,

Чем был известен некий гражданин.

     В этом знаменитом в то время театре популярнейшим исполнителем был

комик-куплетист Сергей Сокольский, чьи песенки пользовались бешеным успехом. Одна из песенок называлась «Петербургские женщины».

     Выходит артист, изображающий Сокольского, одетый в яркую рубашку, с шарфом на шее и поет песенку «Петербургские женщины»:

                                                     Песня

                                (на мотив песни «Давным-давно»)

Звени же громче, стих мой бледный,
Я вам спою, спою про здешних дам.

Я куплетист совсем не вредный,

За красоту я им воздам, я им воздам!

Здесь в Петербурге дамы – душки!

И нас невольно к ним всегда, всегда манит.

Ну что за шейки, что за ушки,

Но только сердце, только сердце вот – гранит!

                                     А затем, раскланявшись, уходит

                  1-й ведущий:

А в этом доме желто-белом,  (4)

С колоннами, паноптикум открылся.

В нем взглядом скорбным и оцепенелым

На восковую Клеопатру Блок воззрился.

     На солнечной стороне Невского стоит огромный желто-белый дом с колоннами, под номером 86. Этот особняк, возведенный в 1835 году, принадлежал князьям Юсуповым. Сейчас здесь – Дом актера. В начале двадцатого века этот дом запомнился одной достопримечательностью. В нем открылся паноптикум – музей восковых фигур. В этом паноптикуме частенько стоял Александр Блок и смотрел на Клеопатру. Ей он посвятил эти строки:

…Она лежит в гробу стеклянном,

И не мертва, и не жива,

А люди шепчут неустанно

О ней бесстыдные слова…

                  2-й ведущий:

А днем в спокойном ресторане «Квисисана» (5)

Чай Ремизову подавали с круассаном.

Он Анненкову о девицах «щебетал»,

Их дружески «кикиморами» звал.

     В доме №43, на Невском был ресторан-бар «Квисисана», пользовавшийся дурной славой, «с тухлыми котлетами на маргарине и жидким кофе» и бешеной популярностью. Вот как описывает неизвестный журналист ночную жизнь ресторана: «Все нечистое, блудливое, зараженное, бездомное… Все возбуждены до крайности вином, женщинами, пряной обстановкой, щекочущими духами, духотой… Думают и говорят только о наслаждениях».

     А днем это был дешевый, но спокойный ресторан. В годы первой мировой войны здесь часто бывали писатель Алексей Ремизов и художник Юрий Анненков. Анненков позднее вспоминал: «Посетители косились на нас, то есть, скорее – на Ремизова. У него была особая манера говорить: он, в сущности, не говорил, а щебетал. Он щебетал, забавно улыбаясь из-под очков, о раскрашенных девицах из «Квисисаны», которых он дружески называл «кикиморами», о войне.. «Кикиморы» присаживались к завсегдатаям за столики, просто так, без задней мысли, болтали, курили и уходили…»

                                               1-й ведущий:

     На месте нынешнего дома №43 прежде находился другой особняк. В нем в 1820-е годы жил знаменитый балетмейстер Шарль Дидло. «На улице его нельзя было не заметить, настолько характерны были его внешность и манеры. Он был в беспрерывном движении, точно в его жилах была ртуть, а не кровь. Ноги его были необыкновенно вывернуты, одну из них он то поднимал, то отбрасывал в сторону, точно страдал пляскою святого Витта. Он и сам иногда танцевал в балетах, а потом возвращался домой в театральном костюме, с короной, венком или чем-то причудливым на голове.

Детали его костюма тоже поражали прохожих…»

     

     На сцену выскакивает несуразно одетый, с короной или венком на голове артист, изображающий Дидло. Он прыгает, танцует, выворачивает ноги и т.п.

И после слов Пушкина он удаляется. Пушкин в поэме «Евгений Онегин» написал о нем:

«…И молвил: всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел…»

 

                 2-й ведущий:

В Свободном театре, на Невском (6)

Концерты артисты давали.

Утесов и Рина Зеленая с блеском

С песнями здесь выступали.

     

     Весьма памятный визит Есенина в дом №72 относится к 1924 году.

Из воспоминаний Рины Зеленой: «…Во время одного из концертов какие-то кретины из публики начали задевать дурацкими, оскорбительными репликами Сергея Есенина. Он легко поддавался на такие провокации…Короче, началась драка…На другой день одни рассказывали, что заступились за Есенина, другие – что хотели проучить его.

     Участие в таком скандале – уже реклама для них, и их ничтожные имена упомянут в хронике рядом с Есениным». Есенин зашел к Рине Зеленой и извинился за происшедшее.

      Вот строки из есенинского стихотворения:

Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?

                                           1-й ведущий:

     В этом же доме №72 долгое время работало фотоателье Наппельбаума. С этим ателье связаны не только многие знаменитые портреты; в 1920-е годы дочери Наппельбаума Ида и Фредерика устраивали литературные «понедельники». Здесь собирались Ахматова, Мандельштам, Гумилев, Зощенко, Тынянов и другие. Вот строки некоторых авторов о Петербурге.

А.Ахматова:

… За то, что город свой любя,

     А не крылатую свободу,

     Мы сохранили для себя

     Его дворцы, огонь и воду…

О.Мандельштам:

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в темной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали – воде и небу брат…

Н.Гумилев:

Перед ночью северной, короткой,

И за нею зори – словно кровь,

Подошла неслышною походкой,

Посмотрела на меня любовь.

Отравила взглядом и дыханьем,

Слаще роз дыханьем, и ушла

В белый май с его очарованьем,

В невские слепые зеркала…

                  2-й ведущий:

Сейчас, по Невскому проспекту

Мы подойдем к Аничкову мосту.

Построен он по Готмана проекту,

                              Там кони Клодта вечно на посту. (7)

     Мастерство автора конных групп, барона Петра Клодта, вызвало восторг не только у обывателей. По слухам, сам император, Николай Павлович, удостоил скульптора весьма оригинального комплимента: «Ты, Клодт, делаешь лошадей лучше, чем жеребец!»

      Гораздо позднее императору на его армейский комплимент Клодт ответил – да еще как! Он с блеском изваял конную статую усопшего Николая Павловича: поставил монумент всего на две точки опоры – задние ноги коня. Но попутно на шее императора появилась надпись из трех русских букв. По поводу появления этой надписи специалисты спорят до сих пор.

                  1-й ведущий:

Теперь вот перед нами «Катькин» сад (8)

С былыми «выставками красоты продажной».

Увидеть Юлию Пастрана всяк был рад,

С ее лицом, заросшим и походкою вальяжной.

В сквере Екатерининского сада раньше проводились разные зрелища. Например, Юлиус Гебгардт, представлявшийся доктором зоологии, на самом деле был антрепренером знаменитой Юлии Пастрана – бородатой женщины и при этом танцовщицы. Лицо Юлии, сплошь покрытое густой шерстью, сильно напоминало обезьянье. Публика с радостью созерцала это чудо природы.

На сцену выходит бородатая девушка в танцевальном костюме и начинает танцевать. Зрители ей усердно хлопают.

                2-й ведущий:

В Публичке нашей знаменитой  (9)

Трудился много лет Крылов.

И был он баснописец именитый,

Обжора толстый и острослов.

     Нрав и характер Крылова были предметом анекдотических рассказов, да и сам Крылов рассказывал о себе байки.

     Осмеивались в обществе манеры Ивана Андреевича. Еще в молодости, живя у Летнего сада, он как-то играл на скрипке у раскрытого окна. Сам же был при этом то ли в одной рубашке, то ли совсем голый. Из сада пришел полицейский и заявил, что из-за Крылова

«дамам в этой части сада гулять невозможно» и попросил будущего баснописца закрыть окно. В другой раз, будучи представлен императрице, Крылов хотел поцеловать ей ручку – и чихнул на нее.

     А уж об обжорстве Крылова и говорить нечего! Он и умер от его последствий, потому что ел весьма неумеренно и при любой возможности…

                 1-й ведущий:

А в этом доме Тютчев жил,  (10)

Поэт и кандидат наук словесных.

Пейзажей столько о России сотворил,

Природе столько посвятил стихов прелестных!

     Мемориальная доска на доме №42 напоминает, что он – место жительства Федора Ивановича Тютчева: здесь прожил поэт и дипломат восемнадцать лет, здесь пережил величайшее горе своей жизни – смерть любимой им Елены Денисьевой.

     Всем знакомы тютчевские строки:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…

.................................................

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой…

О Север, Север-чародей,

Иль я тобою околдован?

Иль в самом деле я прикован

К гранитной полосе твоей?...

…………………………………

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

                    2-й ведущий:

И вот «дом Энгельгардта» перед нами, (11)

А Энгельгардт Кусовникова зятем был.

А тесть прославился «дурацкими» делами,

Большим оригиналом он в свете слыл.

     Дом №30, стоящий на углу проспекта и канал Грибоедова – одно из самых замечательных зданий Петербурга. Этот дом достался Энгельгардту, отставному полковнику, богатому меценату и приятелю Пушкина, в приданом жены, Ольги Кусовниковой.

     Михаил Кусовников, отец Ольги, любил разыгрывать из себя сказочного Гарун-аль-Рашида. Он частенько заходил в богатые лавки под видом простого мужика и начинал разыгрывать приказчиков.

      На сцене появляется артист (Кусовников), одетый простым мужиком. Он подходит к другому артисту (приказчику). Приказчик удивленно смотрит на «мужика».

                        Кусовников:

Эй, малый, мне б шампанского бутылку!

                        Приказчик:

Так дорого, аж целых три рубля!

                        Кусовников:

Неси мне две, червонцев полная копилка,

Ведь я сюда приехал что ль зазря?

(приказчик убегает посоветоваться с хозяином, затем приносит шампанское и стакан)

Приказчик  подает шампанское, пристально глядя на «мужика»

                        Кусовников:

Что смотришь? Не желаешь ли отведать?

Неси стакан, шампанского налью.

Приказчик приносит стаканы, открывает бутылку, наливает в стаканы шампанское и выпивает вместе с «мужиком».

                       Кусовников:

Эх, хорошо! Придется еще раз проведать,

Деньгами только лишь сундук набью.

Кусовников достает большую рукавицу и высыпает монеты в руку приказчику. Пока тот считает червонцы, Кусовников важно удаляется.

                                          2-й ведущий:

Пока приказчик проверял червонцы, к лавке по знаку «мужика» подъезжал роскошный экипаж, куда садился Кусовников. Такие сценки повторялись неоднократно.

                  1-й ведущий:

И маскарады шумные здесь проходили,

Наш Лермонтов их в драме  описал.

Здесь юбилеи и концерты проводили,

В «дом Энгельгардта» стремились все на бал.

В «доме Энгельгардта» в 1838 году праздновался юбилей И.А.Крылова. А с самого начала XIX века и до 1840-х годов в доме проходили концерты крупнейших музыкантов России и Европы.

                  2-й ведущий:

Не только маскарадами прославился сей дом,

В нем «Храм очарований» устроен стариком.

Диковинами «кабинет» всех наповал сражал,

Парящий ангел на валторне в нем играл.

     В доме этом жил также 76-летний веселый, живой старик Антон Маркович Гамулецкий, бывший брандмайор. Он-то и устроил «Храм очарований или Механический, физический и оптический кабинет». В этом «кабинете» было много разных диковин: парящий, без подпорок и тросов, ангел, который играл на валторне, «самоигральный диван», разнообразные автоматы и т.п. Гамулецкий был знаком с графом Калиостро и под его влиянием потратил много лет на освоение премудростей иллюзионного ремесла, а затем устроил свой «кабинет».

                  1-й ведущий:

Собор Казанский перед нами,

Похож на римского собрата своего.

Стал Петербурга символом с годами,

Представить Невский трудно без него.

     Казанский собор – детище замечательного зодчего, Андрея Воронихина, бывшего крепостного графа Александра Строганова. С Казанских собором связано много легенд и анекдотов.

     Вот одна из легенд. В 1813 году в прусском городе Бунцлау скончался фельдмаршал князь Кутузов. Похоронить его решили в Казанском соборе. После торжественных похорон появилась легенда, что сердце Кутузова извлечено из тела при бальзамировании и захоронено в Бунцлау.

     Потом появилась новая легенда: говорили, что в Казанский собор привезли покойника с рогами и когтями – верное подобие черта. Любопытный  народ долго не расходился и пришлось пожарным окатывать водой зевак. А городские сплетники говорили, что слух о рогатом покойнике пустил сам Аракчеев, чтобы отвлечь внимание публики от убийства его любовницы Настасьи Минкиной. И таких слухов и легенд было не счесть.

                  2-й ведущий:

У самой Мойки видим мы дворец, (13)

Творенье знаменитого Растрелли.

Дом – чудного барокко образец,

Поэты стиль пленительный воспели.

     Светло-зеленый дом под №17 (сейчас он другого цвета) построен еще в середине ХVIII века для барона, а позже графа Александра Сергеевича Строганова. Этот богатейший человек был неутомимым эпикурейцем и гурманом и стремился наслаждаться жизнью, насколько позволяли средства. Екатерина II, представляя Строганова австрийскому императору, сказала: «Вот вельможа, который целый век хлопочет, чтобы разориться, но не может».

                  1-й ведущий:

Граф Строганов был истинный гурман:

Он обожал кукушек, сваренных в меду.

И о его изысках можно писать роман,

Вот только несколько вам блюд здесь приведу.

     Пиры, задававшиеся Строгановым в своем дворце, вошли в легенду. Блюда подавались изысканнейшие: щеки селедок, лосиные губы, жареная рысь, разварные медвежьи лапы, налимьи молоки, печень палтуса, соленые персики, ананасы в уксусе, вареные в меду кукушки. Если гость преждевременно чувствовал себя сытым, он щекотал у себя в горле пером, вызывая тошноту и – «давал место для новой пищи». Способ этот за время пира повторялся не однажды.

               2-й ведущий:

А в этом доме жил Булгарин,

Писатель пушкинской поры.

Для Пушкина он был Фиглярин,

Издатель был для «Северной пчелы».

     Дом №18 в начале ХIХ века был перестроен Василием Стасовым для купца Котомина и в этом облике он существует и по сей день.

     Некоторое время жил тут Фаддей Венедиктович Булгарин - журналист, писатель, издатель пушкинской поры. Был он сыном польского шляхтича и имел сомнительную биографию. В 1825 году он совместно с Николаем Гречем начал выпуск газеты «Северная пчела». Неразборчивый в средствах журналист одних хвалил, других поливал грязью с тем, чтобы устранить конкурентов и с выгодой для себя. Появление «Литературной  газеты » - конкурента « Северной пчелы » - вызвало разрыв отношений Булгарина с Пушкиным, Вяземским, Дельвигом и другими. Пушкин написал несколько статей и эпиграмм в адрес Булгарина. Вот одна из его эпиграмм:

Не то беда, что ты поляк:

Костюшко лях, Мицкевич лях!

Пожалуй, будь себе татарин, -

И тут не вижу я стыда;

Будь жид – и это не беда;

Беда, что ты Видок Фиглярин.

                  1-й ведущий:

Кондитерская Вольфа – Беранже (14)

Своими сладостями город поражала.

Сейчас в ней сладостей тех нет уже,

А раньше публика их очень обожала.

     Главной достопримечательностью дома Котомина на протяжении многих лет было знаменитое кафе Вольфа и Беранже. Заведение привлекало своими диковинными сладостями. Здесь покупали сахарные корзиночки и яйца «с женскими перчатками внутри», многочисленные пасхальные яйца. А также фрукты в сахаре, ромовые и ликерные конфеты, «пирамидальные вазы, храмы, корзинки, гитары из безе и пирожного, сахарные купидоны, карикатуры, лошади, рыцари, бюсты и портреты знаменитых людей, сделанные из сахара и шоколада».

     Кафе Вольфа и Беранже прославилось особенно в 1837 году: именно отсюда Пушкин со своим секундантом Данзасом отправился на дуэль.

     А позже здесь стали собираться литераторы и журналисты, и кафе стало называться     «Литературным».

                    2-й ведущий:

А вот и дом последний №2,  (15)

Как предыдущие не меньше знаменит.

Дописана на Невском последняя глава

И вот Дворцовая прогулку завершит.

     Одним из первых в этом доме побывал некто «кавалер Пинчи» - под таким именем скрывался знаменитый граф Калиостро, Джузеппе Бальзамо.

Главу столпа Александрийского венчает  (16)

Фигура ангела с лицом суровым.

На площади что столп сей означает?

И в честь чего воздвигнут на Дворцовой?

     Александровская триумфальная колонна установлена на Дворцовой площади в 1843 году в честь победоносного завершения Отечественной войны 1812 года. Она выполнена по проекту архитектора Огюста Монферрана. Лицо ангела с чертами Александра 1.

                                                1-й ведущий:

     С этим памятником отечественной славы связан один розыгрыш: якобы под городом обнаружено целое море нефти. Оно подходит к земле так близко, что не нужно никаких усилий для его добычи. Достаточно приподнять колонну, и фонтан нефти украсит одну из площадей города. Более того, археологам будто бы было известно об этом еще в XIX веке. Якобы они и рекомендовали архитектору не укреплять колонну на фундаменте, а просто поставить ее на землю.

     Черту под нашей прогулкой могут подвести слова журналиста Александра Башуцкого: «Здесь собраны все потребности жизни, все изобретения ума, все утонченности изнеженной роскоши, изящного вкуса и моды».

     А теперь мы вместе споем песню о нашем любимом городе.

                     Песня

                      (на мотив песни «У Черного моря»)

Есть город у моря, в котором живу,

Он с детства мне близок и дорог.

Я каждое утро смотрю на Неву,

А в ней отражается город,

А в ней отражается город,

Мой северный город.

Он в розовой дымке как будто плывет,

Мосты за собой оставляет.

Нева его бережно, нежно несет,

Волна его тихо качает,

Волна его тихо качает,

Любимый мой город.

Горжусь я тобою, мой город родной,

Прекрасней нет города в мире.

Своей красотою, такой неземной,

Подобен он древней Пальмире,

Подобен он древней Пальмире,

Мой северный город.

Люблю я соленые ветры твои,
Туманы и белые ночи.

Со мной здесь друзья и родные мои

И счастье мне город пророчит,

И счастье мне Питер пророчит,

Любимый мой город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настоящее и прошлое Невского проспекта.

Без прошлого нет настоящего.Мой город....

Презентация "Невский проспект"

Презентация раскрывает историю возникновения Невского проспекта в г. Санкт-Петербурге. Может использоваться на уроках истории СПб, кружках и внеклассных занятиях по истории города....

Конспект занятия на тему: "Экскурсия по Невскому проспекту".

Методический материал знакомит учеников с достопримечательностями главного проспекта Санкт-Петербурга....

прогулка по Невскому проспекту

Междисциплинарный проект...

Интегрированный урок по истории и культуре Санкт- Петербурга и внеклассному чтению "Прогулка по любимому городу. Невский проспект".

Интегрированный урок по истории и культуре СПб и внеклассному чтению, подготовлен в технологии развития критического мышления, использованы приёмы: таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал»...

Клубный час "Невский проспект"

Клубный час по истории города с контурными картами для 4 класса начальной школы...

Презентация на тему "Невский проспект"

Презентация на тему "Невский проспект". Окружающий мир, 3 класс...